Главные вкладки

    Чем занять ребенка с нарушением зрения дома? Учитель-дефектолог, Дукова М.Н.
    материал (подготовительная группа) по теме

    МБДОУ "Детский сад №45" Энгельсского муниципального района

    Рекомендации родителям  по развитию воспитанников с нарушением зрения в домашних условиях

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    1. Не забывайте каждое утро вместе с ребенком отрывать листок календаря за прошедшие сутки. Уточните, какой день недели был вчера, какой наступил сегодня.
    2. Необходимо больше внимания уделять развитию мелкой моторики. Для этого нужно привлекать детей к выполнению различных действий рукой и пальцами: застегивать и расстёгивать пуговицы, шнуровать ботинки и т.д.
    3. Упражняйте в счете предметов в пределах 10.
    4. Учите называть слово противоположенное по смыслу:

    Горячий-холодный,

    Узкий-широкий,

    Большой-маленький,

    Длинный-короткий,

    Толстый-тонкий и т.д.

    1. Рассмотрите листья и плоды разных растений: каштана, дуба, рябины, клена, ясеня, шиповника, калины и др. побеседуйте о том, какие они разные. Соберите их для поделок и подкормки птиц зимой.
    2. В дождливый день побеседуйте с ребенком об осенних дождях. Расскажите, что осенний дождь не похож на летний. Он холодный, моросящий, может сыпать маленькими капельками и день, и два, и неделю подряд.

    1. Закрепляйте  вместе с детьми умение распределять предметы по форме, цвету, величине:

    -При посещении магазина обратите внимание на различные формы и цвета товаров и упаковок;

    -По дороге в детский сад обратите внимание на те листья, которые лежат у вас под ногами. Попросите назвать своего ребенка цвет, форму листочка и уточните, с какого дерева он упал.

    1. Во время прогулки полезно будет обсудить то, как одеты люди осенью. Объяснить ребенку, почему человек меняет одежду в зависимости от времени года. Пощупать осенние: одежду, обувь и головные уборы, определить их качество и назначение.

    1. Закрепляйте знания детей о частях тела, умение определять стороны «Правая-левая».

    Например, можно поиграть в игру: «Где сидит кукла?», «Кто стоит справа (слева) от тебя?», «Угадай, что где находиться?»

    1. Учитывайте, что развитие мыслительных процессов зависит от того, насколько развита мелкая моторика у ребенка. В свободное время предложите ребенку раскрасить картинку, обвести ее или заштриховать.
    2. Выясните, понимает ли ребенок, почему осенью начинается массовый отлет птиц. (Стало холодно, исчезли насекомые, которыми питались птицы.) понаблюдайте за стаями, которые летят над вашим домом. Расскажите, что в октябре из наших краев улетают скворцы, утки, гуси, журавли.

    1. Предложите ребенку поиграть дома в игру «Чего не стало?»

    Поставьте на столе в ряд 10 игрушек, предложите пересчитать и запомнить расположение, а затем попросите ребенка закрыть глаза. Уберите 2 игрушки, открыв глаза ребенок должен ответить на вопросы: -игрушек стало больше или меньше? , какая игрушка стала первая? И Т.Д.

    1. Побеседуйте об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту. При этом уточните, какую пользу они приносят человеку и правила пользования ими.
    2. Во время совместной прогулки покажите ребенку лиственные деревья – березу, клен, липу, осину, рябину. Внимательно рассмотрите их: Какие у этих деревьев стволы, ветки, листья. Найдите в природе листья деревьев разного цвета.
    3. Учите видеть и понимать, а так же словесно обозначать аналогичное расположение натуральных объектов в реальной обстановке.

    Например: «Что стоит за столом?»

    «Что находиться за вазой?»

    1. Закрепляйте умения сравнивать фигуры: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник и др. выделять часть из целого.
    2. Для развития мыслительных операций, внимания и речи предложите ребенку игру «Что изменилось?». Разложите перед ним в ряд 4-5 предметов. Пусть назовет их и запомнит, в каком порядке они лежат. Затем предложите отвернуться и поменяйте два предмета местами. Повернувшись, ребенок должен будет сказать, что изменилось. Давайте такое задание не более 3-4 раз подряд.

    1. По дороге в детский сад обратите внимание на то, что находиться далеко, а что близко по отношению к вам.
    2. Поиграйте с детьми в игру: «Сколько в другой руке?»

    Взрослый: «У меня 6(7) конфет, в правой руке 3 (показывает). Сколько в левой?». Затем поменяйтесь ролями.

    1. Поговорите с ребенком о своей семье. Предложите назвать Фамилию, Имя, Отчество каждого члена семьи, домашний адрес и профессию, место работы родителей.
    2. Побеседуйте с ребенком о зимней одежде, головных уборах и обуви, об их названиях. Обратите внимание на материал, из которого они изготовлены, качество, отличительные признаки в сравнении с летней одеждой и обувью.

    Поиграйте в игру «Подбери слова»

    Что вяжут…,Что шьют…,Что надевают…,Что обувают…,Что штопают… ,Что завязывают…

    1. Предложите ребенку взять коробку с пуговицами разной величины, цвета, формы. Пусть он рассортирует их по величине, цвету и форме. Спросите у него: каких пуговиц больше – больших или маленьких, красных или белых. Какой они формы.

    1. Упражнять детей в различении цвета предметов; учите различать близкие цвета – красный – оранжевый, розовый – сиреневый, синий – голубой и т.д.
    2. Вырежьте вместе с детьми из картона – набор цветных геометрических фигур. Затем предложите

    - отложить красные фигуры и назвать их;

    -отложить треугольники и назвать их;

    -отложить в сторону четырехугольники и назвать их;

    -затем можно собрать цветные изображения из геометрических фигур.

    1. Предложите ребенку поиграть в игру «Чем похожи , чем отличаются?»  Для сравнения предложите ребенку следующие пары:

    Муха – бабочка. Дом – избушка, Стол – стулья, Книга – тетрадь,

    Топор – молоток, Вода – молоко.

    1. Поговорите с ребенком о том, какие дикие животные живут в наших лесах. Вспомните их названия, внешние признаки, повадки, детенышей, чем питаются.

    Поиграйте в игру «Кто, где живет?»

    Лиса живет в норе.

    Медведь зимует…

    Волк живет в …

    Белка …

    Ежик…

    Заяц…

    1. Развивайте математические способности ребенка, предложите ему игру «Волшебники». Для игры вам понадобятся разноцветные картонные или пластмассовые треугольники. Предложите ребенку сложить из треугольников изображения (домик, часы, бабочку, елочку и т.д.)

    Если у Вас есть возможность, как можно больше давайте своему ребенку «Развивающие игры», они принесут неоценимую пользу.

    Все конструкторы.

    Развивают мелкую моторику (а значит, и речь) конструкторские способности, умение анализировать, внимание, геометрические представления.

    Игры Б.П.Никитина.

    «Сложи узор» , «Кубики для всех», «Уникуб» и др.

    Развивают математические и геометрические представления, пространственное и образное мышление, внимание и память, точность и аккуратность, сосредоточенность и усидчивость и др.

    Все мозаики.

    Развивают образное и пространственное мышление, мелкую моторику, цветоощущение, творческое воображение и др.

    Все лото.

    Знакомят с окружающим миром, развивают память и внимание, умение анализировать и сравнивать.

    Все домино.

    Знакомят с цифрами и числами, буквами и слогами, учат сравнивать, анализировать и быть внимательным, развивают коммуникативные качества.

    Все игры настольные.

    Развивают память и внимание, геометрические представления, логическое, образное и пространственное мышление, мелкую моторику, усидчивость и самостоятельность.

    Парные картинки.

    Знакомят с окружающим миром, историей, развивают память и внимание, коммуникативные качества, сосредоточенность, усидчивость.

    Каждая из игр будет полезна Вашему ребенку.

    1. Рассмотрите с ребенком разные часы в вашем доме, сравните их. Чем они похожи и чем они отличаются . Если есть в доме старые часы, то разрешит ребенку разобрать их и посмотреть, что находиться внутри.
    2. Предложите детям игру «Найди осьминожку».  На середину платка положите маленький шарик и завяжите, получилась «Осьминожка» . Ее прячут от ребенка. Ребенок найдя, говорит, где она была, используя слова : «На», «За», «Между», «В». Потом предложите ребенку быть ведущим.
    3. Решайте задачи нас сложение и вычитание одновременно. Это поможет понять их различие, сознательно выбрать необходимое действие, если задача решается на сложение, то вопрос должен включать в себя слова «Сколь стало?», если на вычитание «Сколько осталось?»
    4. Развивайте навыки микроориентировки на листе бумаги, учите располагать предметы на бумаге или на столе: справа, слева, вверху, внизу, посередине. Вам в этом помогут разнообразные прописи, которые можно приобрести в магазине.
    5. Закрепляйте у детей умение описывать предметы и находить их по описанию, составлять из частей целое.

    Например, игры «Опиши предмет», Угадай то, что я опишу», «Отгадай загадку».

    1. Закрепите названия домашних животных и их детенышей, знания об их пользе для человека.

    Поиграйте в игру : « Папа, мама и ребенок»

    Например, Папа- бык, мама-корова, ребенок- теленок и т.д.

    Либо «Один – теленок, много ..; Один – щенок, много -…, котенок, утенок и т.д.

    1. Можно почитать детям: Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок», С.Михалков «Три поросенка»,

    С Маршак «Сказка о глупом мышонке» и т.д.

    1. Предложите детям поиграть с кубиками – смоделировать простейшие пространственные отношения из кубиков и строительного материала.
    2. Закрепляйте знания детей о геометрических фигурах: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, трапеция,ромб,овал.
    3. Вырежьте вместе с детьми из картона – набор цветных геометрических фигур. Затем предложите

    - отложить красные фигуры и назвать их;

    -отложить треугольники и назвать их;

    -отложить в сторону четырехугольники и назвать их;

    -затем можно собрать цветные изображения из геометрических фигур.

    1. Побеседуйте с ребенком о насекомых. Уточните, каких насекомых  ребенок  знает, дополните его знания.
    2. Рассмотрите насекомых ( в природе или на иллюстрациях), рассмотрите части тела насекомого (голова, грудь, брюшко, лапки, крылья, усики) и помогите ребенку их запомнить.
    3. Упражнения для пальчиков (любое по выбору).

    Я - веселый майский жук.
    Знаю все сады вокруг.
    Над лужайками кружу,
    А зовут меня Жужу.
    (Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны - это "усы" - и пошевелить ими.) 

    1. Побеседуйте с ребенком о школе, о том, для чего дети ходят в школу, кто учит детей в школе, какие предметы преподают в школе.
    2. Развиваете навыки микроориентировки на листе бумаги, учите располагать предметы на бумаге или на столе: справа, слева, вверху, внизу, посередине. Вам в этом помогут разнообразные прописи, которые можно приобрести в магазине.
    3. Закрепляйте у детей умение описывать предметы и находить их по описанию, составлять из частей целое.

    Например, игры «Опиши предмет», Угадай то, что я опишу», «Отгадай загадку».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности и способы развития воображения ребенка с нарушением зрения в процессе дошкольного детства, Взаимосвязь развития воображения с развитием некоторых видов детской деятельности

    Создание условий для развития у детей с нарушениями зрения способности к созданию новых образов и использованию их как средства управления активностью своих познавательных функций – основная цель деят...

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

    Для организации правильного двигательного режима ребенка с одновременным обеспечением разнообразия двигательной активности необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада....

    Если в семье растет ребенок с нарушением зрения

    Особенности воспитания слабовидящих детей. Трудности социальной адаптации. Рекомендации родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы, позволяющей ребенку адаптироваться в обществе....

    Роль коррекционной ритмики в формировании гармоничной, социально адаптированной личности ребенка с нарушением зрения

    В статье представлен опыт коррекционной работы по музыкальному воспитанию детей с нарушением зрения. Раскрыто значение и результативность применения занятий коррекционной ритмико...

    "КОМЛЕКСНАЯ ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ С ОВЗ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ УЧИТЕЛЯ -ДЕФЕКТОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ АОП."

    КОМЛЕКСНАЯ ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ С ОВЗ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ УЧИТЕЛЯ -ДЕФЕКТОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ АОП....

    Памятка родителям по выполнению совместно с ребенком домашнего задания учителя-логопеда, учителя-дефектолога

    Представленный материал поможет родителям грамотно организовать совместную работу по выполнению домашнего задания. Выполнение несложных правил позволит родителям избежать рутинности процесса, оградить...