Публикация на тему: Работа с группой как направление деятельности по формированию социально-психологической компетентности личности ребенка с нарушением зрения.
статья по теме

Банных Наталия Леонидовна

Методические рекомендации по работе с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Публикация23.22 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Банных Наталия Леонидовна

                                        педагог-психолог высшей категории

                                        МБДОУ – детский сад

компенсирующего вида №46,

 Ленинского р-на,

                   г. Екатеринбурга.

Работа с группой как направление деятельности

по формированию социально-психологической компетентности личности ребенка с нарушением зрения.

Центральная проблема в тифлологии – проблема социализации учеников специальных коррекционных  учреждений III и IV видов зависит от устранения причин, мешающих этому процессу, от выявления трудностей включения детей в самостоятельную жизнь в обществе – их социализацию и интеграцию.

В ряде исследований последних лет выявлена одна из причин, на которую тифлологи не обращали раньше внимания, - это нарушения общения детей и подростков с нарушением зрения со сверстниками, членами семьи, коллегами (Л.И. Плаксина, Е.П. Синева, Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова, А.Г. Литвак и др.).

Тифлологи указывают, что многие трудности общения неречевыми средствами зависят от среды, в которой растет ребенок, и связаны с содержанием, методами и организацией воспитательной работы в семье и в коррекционных общеобразовательных учреждениях.

Из анализа тифлологической литературы следует, что социальный статус людей с тяжелой зрительной депривацией (инвалидов по зрению) зависит не только и не столько от социально-экономических условий общества, политики государства по отношению к ним, но также от субъективных, личностных качеств человека. Поэтому проблема социализации и интеграции инвалида – это не только проблема социальная, но и психолого-педагогическая, личностная. Ее решение в значительной мере определяется самой личностью, умеющей или не умеющей вступать в контакт с окружающими.

Закономерно, что дети с нарушением зрения во многих сферах неречевого общения существенно ограничены. Но ограниченность у детей проявляется по-разному и зависит от степени и характера патологии зрения.

Нарушенное зрение ребенка не позволяет ему адекватно воспроизводить многие жесты, помогающие свободно общаться. Дети с тяжелыми нарушениями зрения отличаются в ходе общения неадекватной жестикуляцией, которая в норме призвана точнее и полнее передавать отношение к собеседнику.

Специфические нарушения двигательной сферы ребенка с тяжелой зрительной недостаточностью проявляются в том, что такой ребенок с большим трудом приобретает навыки равновесия и устойчивости в пространстве.

В основе ориентировки ребенка в пространстве лежит, кроме его зрительного восприятия, и моторное развитие, которое, как правило, отстает у детей с тяжелой зрительной недостаточностью.

В основе развития двигательного аппарата дошкольника, в умении ориентироваться в пространстве лежит игра. В игре как ведущем виде детской деятельности ребенок развивает как двигательные, так и познавательные способности. Передвигаясь в пространстве, ребенок одушевляет предметы, изучает возможности своего тела, общается с другими детьми, познает мир людей.

Но игровая деятельность ребенка с нарушением зрения как ведущая форма овладения пространством осуществляется на суженной сенсорной основе. Поэтому стимуляция игровой деятельности такого ребенка со стороны взрослых предполагает знания закономерностей и особенностей его психического, физического и личностного развития.

Во время игры необходимо следить за тем, чтобы ребенок старался больше производить действий, а не только словесно их описывать. Нужно отмечать и поощрять точное выполнение ребенком взятой на себя роли, способствовать тому, чтобы он играл с другими детьми.

 Трудности в общении у детей с нарушением зрения объясняются не только степенью и характером их нарушения. На развитие речевых и неречевых средств общения существенное влияние могут оказывать объективные внешние причины.

Поэтому, одной из целей психологического сопровождения МБДОУ является создание условий для адекватного психосоциального развития воспитанников. А также, создание специально организованного воспитательного и образовательного процесса в формировании социально-психологической компетентности детей.

Успешная социализация зависит от того, насколько ребенок признается субъектом взаимоотношений с окружающим миром, насколько взрослые позволяют ему проявлять свою субъектность.

Социализация ребенка невозможна без продуктивного взаимодействия с другими людьми, в первую очередь с ровесниками, товарищами по играм, в группе детского сада и т.д. Конструктивными способами реализации этой стратегии является специальное внимание групповым формам взаимодействия детей в деятельности. Именно в группах дети учатся сотрудничать, отстаивать свои суждения или уступать товарищу, сравнивать себя с другими. Прежде всего, в группе, ребенок способен отчетливо осознать и пережить, что такое общественная норма, правило поведения и побывать в различных социальных ролях.

Для детей с нарушением зрения игровая деятельность со сверстниками является ведущей формой овладения пространством, с ее помощью он познает окружающий мир, усваивает связи между людьми, предметами, осознает свою роль в обществе. В ролевой игре ребенок вынужден принимать во внимание и роль своего партнера. Также игра способствует рефлексии – способности анализировать свои действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Именно игра готовит ребенка к вступлению во взрослую самостоятельную жизнь. Именно в группе ребенок овладевает культурой общения: как знакомиться с людьми, прощаться, благодарить, просить, принимать гостей и т.д. В групповой деятельности происходит эффективное обучение умениям управлять своими эмоциями, самоконтролю и саморегуляции.

Поэтому, одним из важных направлений деятельности педагога-психолога является разработка наиболее оптимальных путей комплексного использования разных видов группового взаимодействия для развития социально-психологической компетентности детей с нарушением зрения.

В соответствии с программой МДОУ – детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением зрения № 46 для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л.И. Плаксиной и «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой мы запланировали  комплекс занятий  по формированию социально-психологической компетентности личности ребенка с нарушением зрения. Данный блок входит в раздел «Игровой деятельности»  и включается в план занятий дополнительным коррекционным занятием во второй половине дня.

Комплекс занятий по формированию социально-психологической компетентности включает в себя: комплекс коррекционных игр, упражнений, приемов по формированию и развитию коммуникативных навыков у детей, по развитию навыков саморегуляции у детей с нарушением зрения и формированию умения адекватно воспринимать и правильно воспроизводить в практических ситуациях различные средства общения.

  • Каждое из коррекционных занятий включает в себя игры на развитие внимания, контроля за импульсивностью и управление двигательной активностью, психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения. Данные упражнения взяты из авторских разработок таких авторов как: М. Чистякова, И.Л. Арцишевская, О. Хухлаева, О. Хухлаев, М. Сигимова, Л. Названова, А.В. Семенович и других.
  • Упражнения по развитию эмпатии, коммуникативных навыков, профилактике конфликтности, замкнутости, тревожности. Данный блок основан на авторских разработках таких авторов как: В.М. Минаева, Е.А. Алябьева, О. Хухлаева, О. Хухлаев, Р. Калинина, Е. Лютова, Г. Монина, А.А. Максимова, И.С. Погудкина, О.Н. Саранская и другие.

Основные задачи цикла развивающих занятий:

  1. обеспечить успешную адаптацию детей в группе;
  2. помочь ребенку научиться строить конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми;
  3. развить умение чувствовать и понимать другого ребенка;
  4. формировать у ребенка позитивное отношение к себе, повысить их уверенность в себе;
  5. научить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в культуре;
  6. активизировать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого;
  7. способствовать развитию творческих способностей и воображения, индивидуальному самовыражению детей;
  8. способствовать сплочению детского коллектива.

Необходимо отметить основные условия, которые позволяют получить положительный результат деятельности:

  • индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости от имеющегося диагноза ребенка и  учет его психофизического развития;
  • использование групповых игровых упражнений с детьми с нарушением зрения;
  • согласие, привлечение и активное участие родителей в проведение групповых занятий с детьми;
  • совместная деятельность с педагогами группы и выработка единых требований;

Полученный опыт в процессе проведения групповой работы с детьми с нарушением зрения, показал, что при целенаправленной работе всех участников воспитательно-образовательного процесса возможно успешная адаптация ребенка к социальной среде. В групповой деятельности ребенок овладевает опытом социального взаимодействия, общения, приобретает навыки самостоятельности и активности личности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль коррекционной ритмики в формировании гармоничной, социально адаптированной личности ребенка с нарушением зрения

В статье представлен опыт коррекционной работы по музыкальному воспитанию детей с нарушением зрения. Раскрыто значение и результативность применения занятий коррекционной ритмико...

Развитие личности ребенка с нарушением зрения

Развитие личности ребенка с проблемами в развитии определены не только дефектом, но и всем комплексом систем отношений в обществе....

Инфоурок, публикация методической разработки «Роль игр и игрушек в формировании социально психологического климата в группе детей»

Инфоурок, публикация методической разработки «Роль игр и игрушек в формировании социально психологического климата в группе детей»...

Рекомендации по теме "Работа воспитателя группы компенсирующей направленности с неговорящими детьми"

Рекомендации для воспитателей по работе с неговорящими детьми в группе компенсирующей направленности....

Занятие по развитию речи в средней группе группе «Формирование социальной компетентности личности ребенка дошкольного возраста на основе культурных практик в ДОУ» «Сундучок сказок»

Программное содержание: помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки.Задачи:Образовательные задачи:-Повторить и закрепить с дошкольниками названия и содержание известных народных сказок...

Формирование лексико-грамматических категорий у детей с нарушениями зрения по теме «Транспорт» у старших дошкольников с нарушением зрения

В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с нарушениями зрения возникает некоторая обеднённость чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях...

Статья " Роль семьи в воспитании и социализации личности ребенка с нарушением зрения"

в статье рассматриваются основные задачи семьи на различных этапах развития и социализации ребенка с нарушением зрения, обозначаются родительские позиции по отношению к ребенку с нарушением зрения, оп...