Развитие личности ребенка с нарушением зрения
статья по коррекционной педагогике на тему

Андреева Людмила Леонидовна

Развитие личности ребенка с проблемами в развитии определены не только дефектом, но и всем комплексом систем отношений в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_lichnosti_rebyonka_s_narusheniem_zreniya.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Работа психолога в ДОУ компенсирующего вида, для детей с нарушением зрения заключается в том, чтобы создать условия, способствующие охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию личности каждого ребёнка, социальной защите наших воспитанников.

    Развитие личности ребёнка с проблемами развития определены не только дефектом, но и всем комплексом системы отношений в обществе, в частности тех представлений, которые складываются о ребёнке с нарушением зрения в социальной среде. Сложился негативный стереотип, который выражается в представлении о слабовидящих детях как о несчастных, с максимально ограниченными возможностями.

   Зачастую этот стереотип присущ и родителям таких детей. В нашем детском саду было проведено анкетирование родителей, с целью выяснить как они относятся к дефекту своего ребёнка и, исходя из этого каким образом строят стратегию и тактику воспитания.

   По результатам исследования выявлено, что 50% родителей переоценивают нарушение зрения своего ребёнка, 10% - недооценивают и 40%, анкетируемых родителей, адекватно оценивают нарушение зрения ребёнка.

    Переоценка нарушения зрения ребёнка приводит к излишней опеке, что создаёт условия для искусственной излишней изоляции от общества, стремления инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родители видят ребёнка младшим по сравнению с реальным возрастом. При таком воспитании ребёнок либо идёт на конфликт с родителями, пытаясь доказать свою самостоятельность, состоятельность (проявляя агрессию), либо занимает пассивную позицию, соглашается со своей несостоятельностью, что ведёт к неадекватно заниженной самооценке, которая в будущем может привести к комплексу неполноценности.

   Недооценка нарушения зрения, как и его переоценка, также негативно влияет на развитие личности такого ребёнка. Воспитание, опирающееся на неоправданный оптимизм, игнорирование дефекта зрения могут привести к трудностям при познании окружающего мира и развития личности в целом.

   С целью предупреждения вторичных нарушений развития (физических и психических), которые могут серьёзно нарушить весь ход как интеллектуального, так и личностного развития, в нашем саду проводятся:

 - психологическое и тифлологическое просвещение родителей;

 - индивидуальное и групповое консультирование родителей, по вопросам, возникающим у самих родителей;

 - родители посещают занятия, чтобы увидеть какие методы и приёмы используются в работе с детьми;

 - обучаем родителей элементам релаксации, помогающим снять мышечное, зрительное, эмоциональное напряжение.

   Вторичные нарушения развития плоховидящего ребёнка требуют целенаправленной, слаженной коррекционной работы психолога, тифлопедагога, воспитателя.

   По результатам диагностики в саду выявлены дети, нуждающиеся в психологической коррекции личностных нарушений, а именно тревожные и агрессивные дети. Из всех детей, посещающих детский сад тревожных – 20%, агрессивных – 5%.

   Из этих детей формируются группы, при их формировании учитываются индивидуальные особенности детей, характер личностных отклонений, степень нарушения зрения. В течение учебного года проходят занятия по коррекции личностных нарушений. Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете, в игровой форме.

   Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что для того, чтобы полноценно происходило развитие личности в условиях ДОУ и обеспечить социальную защиту таких детей необходимо помнить, что личность нуждается в разносторонней и многоплановой помощи и поддержке общества. И чем раньше она начнёт её получать, чем быстрее начнётся взаимодействие личности, семьи и общества, тем скорее мы получим «питательную среду» для раннего развития личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности и способы развития воображения ребенка с нарушением зрения в процессе дошкольного детства, Взаимосвязь развития воображения с развитием некоторых видов детской деятельности

Создание условий для развития у детей с нарушениями зрения способности к созданию новых образов и использованию их как средства управления активностью своих познавательных функций – основная цель деят...

Роль коррекционной ритмики в формировании гармоничной, социально адаптированной личности ребенка с нарушением зрения

В статье представлен опыт коррекционной работы по музыкальному воспитанию детей с нарушением зрения. Раскрыто значение и результативность применения занятий коррекционной ритмико...

Примерный вариант индивидуального маршрута развития для ребенка с нарушением зрения

Документ представляет собой применый вариант написания  индивидуального маршрута развития для ребенка с нарушением зрения...

Образовательная среда как средство развития компенсаторных способностей ребенка с нарушением зрения.

Статья содержит опыт работы по развитию компесаторных способностей у детей с нарушением зрения в дошкольном учреждении....

Развитие эмоционального мира ребенка с нарушением зрения

Развитие эмоционального мира ребенка с нарушением зрения Современная социальная ситуация не всегда способствует удовлетворению потребностей дошкольников с нарушением зрения, в позитивных эмоциональных...

Статья " Роль семьи в воспитании и социализации личности ребенка с нарушением зрения"

в статье рассматриваются основные задачи семьи на различных этапах развития и социализации ребенка с нарушением зрения, обозначаются родительские позиции по отношению к ребенку с нарушением зрения, оп...