Главные вкладки

    Буклет для родителей "Заикание: как помочь ребенку"
    консультация на тему

    Молькова Марина Викторовна

    Рекомендации родителям заикающегося ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zaikanie_buklet.doc67.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    При общении со своим ребенком старайтесь придерживаться  следующих правил:

    •        Соблюдайте режим дня. Необходимо ограничить просмотр телевизора и компьютерные игры до 15-20 минут в день. Мультфильмы, которые смотрит ребенок, должны быть мягкими, без мелькающих картинок и волнующих сюжетов. Перед сном включайте тихую инструментальную музыку, обработку классики для детей. Такие музыкальные композиции оказывают хороший психотерапевтический эффект.

    •        Отводите на ночной сон ребенок не менее 8 часов. Прием пищи предусматривается не позже, чем за 1,5-2 часа до сна.

    • Придется исключить посещение театра и кино, праздничных представлений, массовых гуляний, вообще скоплений людей.

    • А вот гулять с ребенком надо почаще, спокойно с ним разговаривая.

    Речь взрослых, окружающих ребенка, должна быть образцом для ребенка. Привыкайте говорить с ребенком неторопливо, негромким, спокойным голосом.

    Не требуя от ребенка, чтобы он говорил медленно, сами почаще говорите и читайте ему медленно, плавно, широко открывая рот, чтобы ребенок воспользовался этим приемом неосознанно, по подражанию.

    Избегайте повышенных тонов и тем более взрывных интонаций, резких жестов.

    •  Ни в коем случае нельзя кричать на ребенка, и вообще лучше всем дома говорить потише.

    Недопустимы бурные выяснения отношений между взрослыми (даже в том случае, когда ребенок не является непосредственным свидетелем таких сцен).

    • Меньше задавать детям вопросов и не требовать словесного ответа. Останавливать ребенка, если он собирается начать долгий рассказ, но не делать это резко, лучше всего его отвлечь его внимание на какую-то игру.

    •        Когда малыш вам что-то рассказывает, не подгоняйте его и не перебивайте.

    •        Чаще проявляйте ласку, поддерживайте ребенка тактильным и зрительным  контактом.

    •        Поменьше критикуйте, почаще хвалите даже самые маленькие успехи.

    •        Следите за своим душевным равновесием.

    Не провоцируйте ребенка на речь. Не задавайте ребенку слишком много вопросов, вовлекая его в сложные беседы. Проанализируйте, сколько и каких вопросов вы задаете своему ребенку. Учитесь выдерживать паузу, прежде чем что-то сказать. Некоторая медлительность взрослых всегда действует на детей внушающим образом.

    Заикание: как помочь ребёнку

    https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=2b2bf835e949504c13f2c069cc9e073d&n=33&h=215&w=360

    Рекомендации родителям

    Педагог-психолог

    Молькова Марина Викторовна

    • Ребенок должен быть огражден от бурных игр:

    Большую часть дня занимайте ребенка занятиями, которые не требуют развернутой речи. Режим ребенка нужно организовать так, чтобы необходимость в речи почти не возникала. Это, конечно, трудно, но возможно:

    Для детей подбираются занятия, игры спокойные, нешумные (мозаика, конструктор, домино и др.).

    Можно играть в настольные игры, вытаскивайте из дальнего угла мозаику, лото, домино, пластилин, глину. В каждом доме есть конструктор, какой-то строительный материал, кубики. Строить, разрушать, восстанавливать — замечательная возможность для ребенка учиться владеть ситуацией и принимать
    решения. Эта простая последовательность действий — построил-сломал, дает ребенку ощущение контроля и предсказуемости, помогает справиться со страхами, проявить естественную агрессивность в безопасной игровой ситуации. Начинайте игру вместе с ребенком, но не берите инициативу в свои руки, давайте ребенку возможность проявить себя. Очень скоро он с удовольствием будет играть один, и вам останется только пополнять коллекцию новыми элементами, чтобы разнообразить игру.

    Рисовать лучше всего гуашью на больших листах бумаги большими кисточками или пальцами. Так ребенок сможет наиболее полно выразить свое эмоциональное состояние, и вам будет над чем подумать. Только не надо поправлять его и учить рисовать «правильно».

    Полезно петь для ребенка и вместе с ребенком, вспоминать песенки из своего детства, танцевать и просто двигаться под музыку.

    Очень укрепляют нервную систему игры с песком и водой. Наверное, все дети любят игры с водой, они часами могут пускать кораблики, переливать воду, просто смотреть, как она течет. Песок тоже необыкновенно приятный и привлекательный для детей материал. Его можно смешивать с водой и создавать собственный мир с горами, замками, болотами, а потом долго обживать его, брать в свой мир всех, кого захочется. Песочная терапия занимает особое место при работе с неврозами.

    Эффективны и полезны также игры на развитие дыхания. Пускайте с детьми мыльные пузыри, учите задувать свечи, дуть через трубочку в стакан с водой, сдувать вату с ладони и т.п. Такие упражнения очень нравятся малышам, и оказывают благотворное влияние на формирование речевого выдоха.

    В случае, если ребенок во время беседы начал сильно запинаться, просто скажите ему: «Давай попробуем пропеть это слово» или: «Давай скажем это слово шепотом». Покажите ему, как это делается. Обычно при использовании этих приемов запинок нет. При общении с ребенком с запинками дайте ему почувствовать, что его никто не торопит сказать, что все всегда дождутся окончания его мысли. Это значит, что не нужно его ни подгонять при ответах, ни подсказывать слово, не используйте нетерпеливые жесты. Ждите молча, пока он подберет слова и верную грамматическую форму для высказывания.

    • Играйте в игры, развивающие внимание, волю, выдержку, самостоятельность, умение доводить дело до конца.

    Подход к преодолению неплавности речи обязательно должен быть комплексным. Заикание — проявление неустойчивости процессов нервной деятельности или органического поражения нервной системы. Его невозможно преодолеть без лечения нервной системы. Медицинские препараты подбираются индивидуально для каждого ребенка, однозначной, подходящей для всех схемы лечения не существует. Заикающийся ребенок должен наблюдаться у врача не только в период прохождения курса лечения, но и достаточно долго, иногда 2-3 года, уже после того, как речь нормализуется. Связано это с тем, что несмотря на избавление от запинок, уровень адаптивных возможностей центральной нервной системы ребенка остается низким, а значит, возможен рецидив заикания, особенно в кризисные периоды развития ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    буклет для родителей и педагогов "Как помочь ребенку подготовиться к школьной жизни"

    В предшкольный период родители должны обратить внимание на формирование у ребенка таких качеств, которые помогут ему адаптироваться в школьной жизни, наладить общение со сверстниками и учителями...

    Буклет "Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду"

    Буклет для родителей, чьи дети готовятся к посещению детского сада....

    Буклет "Как помочь ребенку выучить наизусть стихотворение?"

      Как хорошо когда ребёнок знает много стихотворений и с удовольствием их рассказывает.   Родители детей, посещающих детский сад, часто получают задание: выучить с малышом стихот...

    Буклет для родителей "Как помочь ребенку справиться со своими страхами"

    Всегда принимайте ребенка таким, какой он есть, и принимайте его страхи. Так вам будет легче помочь малышу и изменить его отношение к ситуации. Говорите о страхах ребенка, как о реальности. Тогда от н...

    Буклет для родителей "Как помочь ребенку автоматизировать новые звуки в речи?"

    Автоматизация звука– это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука. Для того чтобы звук автоматизировать его прежде необходимо научиться про...

    Буклет Советы родителям "Как помочь ребенку пережить кризис 3-х лет"

    Симптомы— семизвездие  кризиса 3 лет кризиса 3 лет....

    Буклет для родителей "Как помочь ребенку организовать игру"

    Буклет для родителей "Как помочь ребенку организовать игру"...