Развитие грамматического строя речи у детей с ТНР ( подготовительноый возраст)
консультация (подготовительная группа) на тему

Прокопенко Светлана Геннадьевна

В консультации предложен комплекс игр и упражнеий, направленных для развития грамматического строя речи у детей. Представленный набор игр поможен родителям отработать и исправить аграмматизмы в речи у своих детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовительная группа

«Кто больше назовёт действий?»

Цель: Упражнять в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы.

_ Что можно сказать о снеге? Снег что делает?

(Идёт, падает, кружится, летает, ложится, блестит, тает, переливается, скрипит…)

_ Что можно сказать о дожде? Дождь что делает?

(Идёт, моросит, льёт, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше…)

_ Что можно сказать о солнце?

(Светит, греет, восходит, заходит, печёт, поднимается, опускается, сияет, улыбается, ласкает…)

_ Что делает солнце весной?

(Светит, освещает землю, согревает, греет, радует, блестит…)

_ Что делает трава весной?

(Всходит, появляется, прорастает, пробивается, зеленеет, ковром покрывает землю…)

_ Что делают птицы весной?

(Прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнёзда, селятся в скворечниках, выводят птенцов…)

_ Что делают почки весной?

(Наливаются, набухают, лопаются, развёртываются в зелёные листья, растут, раскрываются…)

_ Что можно делать с цветами?                                                                        

(Сажать,  поливать, смотреть на них, любоваться, дарить, нюхать, срезать их, ставить в вазу…)

 «Весенние слова»

Цель: Упражнять в подборе определений к существительным.

_ Зимой какое небо?

(Ясное, хмурое, низкое, тяжёлое, холодное, мрачное…)

_ Весной небо какое?

(Голубое, яркое, чистое, весеннее, высокое, весёлое, ясное…)

_ Весной солнце какое?

( Яркое, лучистое, тёплое, ласковое…)

_ Трава весной какая?

(Молодая, зелёная, первая, нежная, душистая…)

 «Угадай»

Цель: Упражнять в подборе определений к существительным.

_  Весёлая, звонкая, прозрачная – что это?

(Капель, сосулька)

_  Холодный, снежный, светлый, весенний, солнечный – что это?

(День)

 «Подбери слово»

Цель: Упражнять в подборе существительных и в правильном согласовании слов.

Солнечный, весёлый…

Ясная, холодная…

Серое, хмурое…

Робкая, ранняя…

Всходит, появляется, прорастает…

Прилетают, возвращаются…

 «Скажи наоборот о весне»

Цель: Учить подбирать антонимы к словам.

Весна:

Ранняя – поздняя

Затяжная – дружная

Тёплая – холодная

Весёлая – грустная

 «Умный словесник»

_ Падение с крыш или деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.

(Капель)

_ Совсем маленькая капля.

(Капелька)

_ Тёплая погода зимой или весной, когда тает снег и лёд.

(Оттепель)

_ Место, где стаял снег, и открылась земля.

(Проталина)

_ Незамёрзшее или уже оттаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря.

(Полынья)

_ Разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда весной.

(Половодье)

_ Время, когда дороги становятся малопроезжими от грязи.

(Распутица)

_ Небольшой водный поток.

(Ручей)

_ А как назвать его ласково?

(Ручеёк)

 «Угадай птицу»

Цель: Упражнять детей в отгадывании птиц по описанию.

_ Перелётная птица с чёрным оперением металлически – фиолетового отлива. (Грач)

_ Небольшая перелётная певчая птица с тёмным оперением. (Скворец)

_ Буро – серая птичка из отряда воробьиных, отличающаяся красивым пением. (Соловей)

Цель: Перечислить и показать перелётных птиц. Описать их.

(Грач, скворец, соловей, журавль, ласточка, кукушка, жаворонок, чиж, гусь, утка, стриж, щегол…)

_ Грачи какие?

(Крикливые, шустрые, небольшие, синевато – чёрные, дружные, умные, общительные, полезные, перелётные)

_ Грачи что делают?

(Кричат, летают, вьют гнёзда, клюют, ловят жуков, уничтожают мышей, возвращаются)

Цель: Образование родственных слов.

Грач – грачонок, грачата, грачиха, грачиные (гнёзда), грачовник (скопление грачиных гнёзд).

Скворец – скворушка, скворечник, скворцовый (-ая, - ое), скворечня, скворечный, скворчата, скворчонок.

 «Доскажи словечко»

Что в стакане угадай? Сладкий … (чай)

Мама на тёрке натёрла …

На тарелочке у Маши много вкусной, сладкой …

Приготовил повар Пров вкусный и душистый …

Я взял муку и взял творог, испёк рассыпчатый …

 «Узнай название соков»

Цель: Упражнять в подборе имён прилагательных

Сок из винограда – виноградный сок

Сок из сливы – … ; Сок из клюквы – … ; Сок из брусники – … ;

Сок из моркови - … ; Сок из свёклы – … ; Сок из лимона – …;

Сок из граната – … ; Сок из апельсина - … .

 «Родственники»

Цель: Упражнять в подборе однокоренных слов

Повар (повариха, поваренный, поварёнок, поварёшка, поварской и т. д.)

Соль (солонка, солить, засолка…)

Сахар (сахарок, сахарница, засахаренное…)

 «Мой, моё, моя»

Цель: Упражнять в правильном употреблении притяжательных местоимений мой, моя, моё, мои.

Мой – стакан, чайник, половник…

Моя – тарелка, чашка, кастрюля..

Моё – блюдце, блюдо…

Мои – ложки, тарелки…

 «Ложка и стакан»

Цель: Учить правильно подбирать предлоги и глаголы

Ложку положили в стакан; Ложку достали из стакана; Ложку положили под стакан; Ложку положили за стакан; Ложку положили на стакан; Ложку достали из–за стакана; Ложку сняли со стакана.

 «Назови свои действия»

Цель: Упражнять в образовании глаголов

Я умею посуду … мыть, ополаскивать, вытирать

Я помогаю стол … накрывать, сервировать

Я помогаю тарелки … расставлять, мыть

Я помогаю крошки … сметать

Я помогаю пол … подметать

Я умею пыль … вытирать

 «У каждой вещи своё место»

Цель: Упражнять в произношении и в правильном названии предметов, тренировать в согласовании слов.

Посуда хранится (где?) на кухне.

Сахар насыпали (куда?) в сахарницу.

Молоко перелили (куда?) в молочник.

Соль находится (где?) в солонке.

Перец насыпали (куда?) в перечницу.

Хлеб хранится (где?) в хлебнице.

Селёдку подали (в чём?) в селёдочнице.

 «Скажи по- другому»

Цель: Тренировать в употреблении в речи синонимов

Вкусный … аппетитный, лакомый

Пища … кушанье, снедь, еда, яства

Гостеприимный … радушный, хлебосольный

 «Объясни значение»

Цель: Тренировать в разъяснении фразеологизмов

Не в свое тарелке – в плохом настроении, плохо себя чувствует.

Съесть пуд соли – хорошо узнать друг друга.

Скатертью дорога – уходи, без тебя обойдёмся.

Мутить воду – сбивать с толку, вводить в заблуждение.

«Мои действия»

Цель: Упражнять в названии действия предмета.

Я могу (что делать?): обувать, обуваться, разуваться, носить, ремонтировать, промокать, покупать, продавать;

Завязывать, развязывать (шнурки), застёгивать, расстёгивать (молнию), чистить.

«Я один»

Цель: Упражнять в названии имён существительных в единственном числе.

Один – ботинок, туфель, сапог, галош, валенок, шлёпанец, чешек…

 «Многозначные слова»

Цель: Познакомить со словами, объяснить значение слов, составить с ними предложения.

Иголки бывают разные: швейная иголка, машинная иголка, вязальная иголка, у шприца, у ёлки, у сосны, иголки у ежа, иголки у кактуса.

Какие щётки вы знаете? Назовите их.

Этой щёткой чищу зубы.  Этой щёткой – башмаки, этой щёткой – чищу брюки, все три щетки мне нужны.

«Лето»

Цель: Закрепить у детей умение пересказывать текст; пользоваться в речи глаголами, обозначающими противоположные действия; учить образовывать от глаголов третьего лица глаголы первого лица (по аналогии); закрепить правильное использование существительных в косвенных падежах с предлогом.

Текст:

Таня и Оля гуляли на лугу. Они цветы собирали, венки плели. А недалеко текла речка. Побежали Таня и Оля к речке. Водичка и ней чистая, теплая. Ну как тут не искупаться! Сейчас они будут раздеваться и купаться.

Вопросы к детям:

  • Что   делали   девочки   на   лугу?
  • Куда   побежали   Таня   и   Оля?

Воспитатель просит ребят сделать пересказ близко к тексту; сопоставить противоположные действия (по демонстрируемым действиям):

Таня одевается.— Оля раздевается.

Таня  обувается.— Оля  разувается.

Таня завязывает.— Оля развязывает.

Затем дети называют действия по аналогии:

Оля купается, и я купаюсь.

Оля одевается, и я одеваюсь.

Оля    умывается,    и    я    умываюсь.

Воспитатель просит их сказать правильно:

Дети пошли купаться (куда?) на речку.

Дети    купаются     (где?)    в    реке.

Дети    переплывают    (что?)    реку.

    Лодки    плывут    (где?)    по    реке.

Дидактическая    игра    «Почемучки»

Цель: Научить детей составлять сложные предложения, используя союз потому что.

Ход игры.

Текст сказки А. Рыбакова «Про Потому и Почему»:

Жили-были потому и почему? Видят они - катится бревно.

  • Почему оно катится? — спросил почему.
  • Оно катится потому, что оно круглое,— ответил Потому.
  • А почему бы нам не сделать что-нибудь круглое?  —   спросил  Почему.

Стали тогда Почему и Потому строгать, пилить, и получилось у них круглое колесо. Сели они и покатились по земле. Катятся они и видят: летит птица.

  • Почему она летит? — спросил Почему.
  • Птица летит потому, что у нее крылья есть,— ответил Потому.
  • А почему бы нам не сделать крылья? — спросил Почему.

Сделали тогда Потому и Почему крылья, и получился у них самолет. И полетели они дальше удивляться. Вот, ребята, потому все и делается на свете, что есть почему.

Вопросы к детям:

  • Какие вопросы задавал Почему?
  • Как отвечал Потому?

Дети составляют предложения по вопросам:

  • Почему пришел врач?
  • Почему люди берут зонты?
  • Почему улетают птицы?
  • Почему  зимой  нельзя купаться?
  • Почему   летом   не   носят   шубу?
  • Почему зимой надевают варежки?

Дидактическое упражнение «Про Мишутку»

Цель: Использование в речи глаголов с приставками по демонстрируемым действиям.

    Наглядный материал: настольный театр: домик, лес, Мишутка.

Текст:

Сейчас мы с вами придумаем сказку про Мишутку. Я начну эту сказку, а вы будете помогать. «Жил был Мишутка  в лесу. Однажды шел он по лесу и увидел на полянке домик. Мишутка к домику (что сделал?) подошел. Мишутка вокруг домика (что сделал?) обошел. А потом в домик (что сделал?) зашел. Он там меду нашел. А потом он из домика (что сделал?) вышел. С крылечка (что сделал?) сошел. Через полянку (что сделал?) перешел и ушел к себе домой.

 - А сейчас вы сами будете составлять сказку про Мишутку. Сказку рассказывайте  выразительно.

Дидактическое упражнение «Кто служит в нашей армии»

Цель: Учить детей словообразованию при помощи суффиксов.

Наглядный материал: картинки с изображением воинов разных родов войск.

Словарный   материал: -чик        -ист

 ракетчик        танкист

       минометчик        связист

летчик  зенитчик          артиллерист

Дидактическая игра «Назови профессию»

Цель: Учить детей образовывать существительные при помощи суффиксов

-щик,    -тель, -ист.

часовщик        строитель        пианист

крановщик       учитель        бульдозерист

каменщик        тракторист

стекольщик

Дидактическое упражнение «Назови машину одним именем»

Цель: Упражнять детей в образовании сложных слов.

Ход игры: Воспитатель рассказывает детям: «Машина, которая

чистит   картофель,— картофелечистка».

Словарный материал: кофеварка,  кофемолка,   овощерезка,   соковыжималка.

Дидактическое  упражнение «Скажи по-другому»

Цель: Упражнять детей в выражении одной и той же мысли разными синтаксическими конструкциями.

Ход игры: Воспитатель называет предложение, например: «В лесу видели расцветшую черемуху»,— предлагает сказать по-другому.

Возможные  ответы детей:

В лесу мы увидели черемуху, которая расцвела.

В лесу мы увидели цветущую черёмуху.

Чтобы вызвать у детей интерес, в предложениях можно использовать слова, обозначающие названия зверей, которыx дети видели в лесу или зоопарке.

В лесу мы видели белочку, прыгающую с ветки на ветку.

В лесу мы видели белочку, она прыгала с ветки на ветку.

 В лесу   мы   видели  белочку,   которая прыгала с ветки на ветку.

Дидактическое упражнение «На остановке»

Цель: Упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений с придаточными причины.

  Наглядный материал: на столе педагога размещается транспорт (троллейбус, автобус, трамвай); остановки (троллейбусная, автобусная, трамвайная); несколько кукол.

Ход игры: Воспитатель на примере поясняет детям, о чем и как следует говорить: «На трамвае пассажиры могут доехать до катка, на автобусе — до кукольного театра. Снегурочке захотелось съездить на каток, а Буратино — в кукольный театр. Почему Снегурочка пришла на трамвайную остановку, а Буратино — на автобусную?» (Кукол расставляет на названных остановках.)

Образец    ответа:    «Снегурочка пришла на трамвайную остановку, потому что ей надо доехать до катка, а Буратино пришел на автобусную остановку, так как автобус довезет его до кукольного театра».

Вопрос детям: Почему же Снегурочка пришла на трамвайную остановку, а Буратино на автобусную?

Дети проговаривают предложение по образцу воспитателя.

Дидактическая игра «Дополни предложение»

Цель: Упражнять детей в составлении сложных предложений с придаточными причины, цели.

Ход игры: Воспитатель говорит начало предложения, а дети дополняют его придаточными, образуя сложное предложение. Заранее отбирают грамматические конструкции типа:

  • Мы поливаем цветы на клумбах, потому что... (для их роста нужна влага).
  • Дети выбежали во двор в теплой одежде, потому что... (на улице зима).
  • Деревья и кусты покрылись инеем, потому что... (стало холодно).
  • На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что... (наступила поздняя осень).
  • Мы пришли на участок с лопатами для того, чтобы... .
  • Коля взял игрушку для того, чтобы... . И так далее.

Дидактические упражнения на согласование числительного с существительными

Задания.

  1. Сосчитать, сколько предметов.

Образец ответа: Один шар, два шара, пять шаров.

  1. Сосчитать, сколько и каких предметов.

Образец ответа: Один белый гриб. Два белых гриба. Пять белых грибов.

Сколько (указывает на грибы)?                       (Один.)

Какой?                         (Белый.)

Что?                         (Гриб.)

После того как дети научатся согласовывать числительное с прилагательным и существительным, можно требовать от детей составить предложения по аналогии.

  1. Составить условие задачи: а) по демонстрационному материалу.

Воспитатель выставляет предметные картинки или предметы, вырезанные из картона, дети составляют условие задачи.

Например, две матрешки и одна матрешка. Стояли две матрешки. Поставили еще одну матрешку. Сколько стало матрешек?

б) По сюжетным картинкам.

Сидели две девочки. К ним подошла еще одна девочка. Сколько стало девочек?

Дидактические задания на составление сложных предложений по демонстрируемому действию

Задания.

1.        Составить предложения про Лену и Сашу. Воспитатель дает задание двум детям:

—        Лена, сиди, Коля, стой.

Дети должны составить предложение. Например: Лена сидит, а Коля стоит.

2.        Закончить предложения. Повторить предложения целиком.
Лимон кислый, а  арбуз...   (сладкий).
Лимон кислый, а арбуз сладкий.

Дыня сладкая, а редька... (горькая). Дыня сладкая, а редька горькая. И т. д.

  1. Ответить на вопросы: Каковы по вкусу лимон и мёд? лук и виноград? сельдь и сахар? Каковы по цвету уголь и мел? василек и гвоздика? заяц зимой и заяц летом? Каковы на ощупь вата и дерево? огурец и помидор? И т. д.
  2. Составить предложение по двум предметным картинкам, сравнивая их по форме, цвету, вкусу, действию и т. д.
  3. Прослушать сказку Н. Рыбакова «Про Потому и Почему». Ответить на вопросы.

Жили были Почему и Потому. Видят они — катится бревно.

  • Почему оно катится? — спросило Почему.
  • Потому что оно круглое, — ответило Потому.
  • А почему бы нам не сделать что-нибудь круглое? — спросило Почему.

Стали тогда Почему и Потому строгать, пилить, и получилось у них круглое колесо.

Сели они и покатились по земле. Катятся они, катятся и видят: летит птица.

Почему она летит? — спросило Почему.

  • Потому что у нее крылья есть, — ответило Потому.

—        А почему бы нам не сделать крылья? — спросило Почему.
Сделали тогда Почему и Потому крылья, и получился самолет. И полетели они дальше удивляться.

Вот, ребята, потому все и делается на свете, что есть почему».

6. Ответить на вопросы: какие вопросы задавало Почему? Как отвечало Потому?

Игра «Почемучка»

а)        Дети спрашивают воспитателя. Воспитатель отвечает на вопросы
детей, используя союз
потому что.

б)        воспитатель спрашивает детей, требуя употребления союза
потому что.

Образцы вопросов: Почему пришел врач? Почему люди берут зонты? Почему улетают птицы? Почему нельзя зимой купаться? Почему летом не носят шубу? Почему нельзя есть снег? Почему зимой надевают варежки? Почему надо быть внимательным на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАЗВИТИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Развитие грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста

Развитие грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста Автор: Дедушкина Ирина Викторовна...

Словесные игры для развития грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста .

Консультация  для  родителей  по  теме:  " Словесные  игры  для  развития  грамматического  строя  речи  детей  старшего  дошкольн...

«Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста при ФФНР».

Формирование грамматического строя речи - важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников, так как именно грамматические формы роного языка являются "материальной основой мышления". Граммати...

Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Вопрос усвоения грамматических норм детьми старшего дошкольного возраста является чрезвычайно значимым и актуальным, поскольку дошкольный  возраст – это время интенсивного развития речи и, ...

Статья "Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"

Статья "Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"...