Информационные листы для родителей по развитию речи детей раннего возраста
консультация (младшая группа) на тему

Корнилова Татьяна Юрьевна

У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или поражения центральной нервной системы.

В чем причина задержки речи?

Считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: родители обычно получают совет - больше разговаривать с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объяснятся отдельными звуками и жестами. Конечно, это важное условие, чтобы ребенок заговорил, но нужно учесть еще и другое.

Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становиться ясно, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Может быть, развитие моторной речи зависит от развития моторики ребенка в целом? Нет. Наблюдения показали, что это не так. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти рук, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnye_listy.docx833.55 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 210» городского округа Самара

443902,г.Самара,пос.Прибрежный,ул. Звёздная, д.15«а»,тел/факс 9775630,dou210@mail/ru

Информационные листы для родителей

по развитию речи детей раннего возраста

        

Корнилова Татьяна Юрьевна,

                                                                                                воспитатель МБДОУ№ 210

 


Самара 2016 год

«Развиваем мелкую моторику рук у детей»

Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности.

Начинать развитие мелкой моторики важно с раннего детства. В развитие моторики вам помогут игрушки с кнопками или пианино. Нажимание клавиш идеально для мелкой моторики. Тут подойдут и игра в кубики, и складывание пирамидки, и детские конструкторы, и даже игры в машинки. Есть отличное упражнение для малышей. Насыпьте в большую тарелку или блюдо горох или фасоль. Затем спрячьте в глубине какой-нибудь интересный ему предмет. Теперь попросите ребенка отыскать его в блюде. Малыш должен найти его, перебирая пальцами горошинки. Но в этой игре за малышом нужен присмотр во избежание попадания мелких горошинок в дыхательные пути.

   Несколько интересных ребенку занятий для развития моторики:

  • Например, переливание жидкостей из одной емкости в другую.
  • Обязательно играйте с мозайкой, пазлами.
  • Займитесь переборкой пуговичек или других предметов по размеру.
  • Собирайте конструкторы. Подбирайте их индивидуально по возрасту ребенка.
  • Рвите бумагу. Как ни странно, это тоже хорошо развивает мелкую моторику рук.
  • Научите ребенка опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки.
  • Учитесь одеваться сами. Застегивание пуговиц и завязывание шнурков тоже отличная тренировка.
  • Лепите вместе из пластилина.
  •  Рисуйте. Держание карандашей и кисточек в руках - отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений
  • Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру. Рисуйте не только кисточками, но и пальцами. Сейчас для этого существуют специальные краски.
  • Вырезайте из бумаги разные фигурки. Начните с простых - круг, квадрат или треугольник, потом можете вырезать сложные картинки.
  • Моторику развивают и другие простые и привычные занятия - заплетание косичек, расчесывание кукол.
  • На прогулке стройте из песка или камешков замки, горки, и другие фигурки. Крупный песок и камни развивают ладошки.
  • Позовите ребенка помочь вам по хозяйству - лепка пельменей, замешивание теста, прополка грядок, шитье, собирание ягод - отличная альтернатива играм.
  • Покупайте мягкие игрушки, наполненные мелкими шариками. Они предназначены как раз для развития детской мелкой моторики рук. В специализированных магазинах и отделах вы сможете найти и другие развивающие игры.
  • Всегда играйте с игрушками разных объемов, форм и размеров.
  • Никогда не ругайте малыша, если у него не получается хорошо работать ручками. Не отступайте, если задание кажется трудновыполнимым для ребенка.
  • Больше занимайтесь с ним и хвалите за все успехи. Развитие моторики - неотъемлемая часть общего развития ребенка.

http://www.dagmintrud.ru/upload/iblock/d5b/d5b80376c466f864b6e8983a51bf22f7.jpg

Показатели познавательного развития ребёнка в 2 года 6 мес.

  • Подбирает к образцу предметы одного цвета, но разной формы
  • Ориентируется в 4 цветах и оттенках; подбирает по образцу, по просьбе взрослого
  • Может назвать правильно 1-2 цвета. Ориентируется 4-6 геометрических формах. Подбирает, прикладывая, объёмные геометрические фигуры к соответствующим по форме отверстиям. Ориентируется в различных по величине формах. Собирает пирамидку из 4-8 колец по показу.
  • Собирает, вкладывая меньшую в большую, матрёшки, мисочки, формочки, колпачки - из 3-4 составляющих  (по показу).
  • Ставит 10 и более кубиков один на другой в разных сочетаниях размера и цвета.
  • Держит карандаш. Чертит кривую линию, закруглённую линию.
  • Узнаёт, что нарисовал (или вылепил)

Основные показатели речевого развития ребёнка в 2 года 6 мес.

  • Обозначает себя: «Я», «Я сам».
  • Использует предложения из нескольких слов (трёх и более).
  • Задаёт вопросы «Где?», «Куда?» и другие.
  • Отвечает на вопросы взрослого по картинке, если сюжет и персонажи знакомы: «Кто (что) это?», «Что делает?».
  • Повторяет за взрослыми слова из знакомых сказок.
  • Знает названия некоторых животных, предметов быта, одежды, посуды.
  • Может рассказать по картинке (в 2-3 предложениях).
  • Отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?»
  • Знает (называет) имена близких взрослых, знакомых  детей.
  • Понимает рассказ взрослого.
  • Разговаривает со сверстниками во время игр (речевые диалоги). Подражает другим детям.

Памятка для родителей по развитию речи детей.

1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.

2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.

3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.

4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.

6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.

7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук,  следовательно, и речь.

8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.

9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.

10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.

11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.

12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.

13. Играйте с ребёнком в разные игры.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-223470-1402932750.jpg      http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-223470-1402932847.jpg

 «Развитие речи детей в первой младшей группе»

Самыми важными элементами в развитие ребенка младшего возраста являются речь и моторика, которые, кстати, очень тесно взаимосвязаны друг с другом. Игры на развитие речи всегда сочетаются с пальчиковой гимнастикой, так как, по мнению ведущих ученных из разных стран, кисти рук напрямую влияют на проекцию всего головного мозга. Поэтому строить занятия нужно по принципу совмещения: речь + мелкая моторика. И не забудьте о познании окружающего мира и двигательной активности, ведь чем более подвижен малыш, тем больше знаний он получает в процессе.

Существует несколько типов игр, которые можно смело использовать и дома, продолжая начатое воспитателями.

Игры по типу вопрос/ответ:

Обсуждайте с малышом все, что видите вокруг на прогулке, в магазине, дома. Спрашивайте его, и пусть поначалу ответы будут односложными. Чем больше практики, тем лучше результат! Очень скоро ребенок привыкнет к тому, что вопросы и ответы – это часть его жизни, и начнет интересоваться окружающим миром уже сам.

Игры на звукоподражание и имитацию:

Используйте для этого специальные карточки с изображениями животных, обращайте внимание на такие мелочи в книжках, читайте больше стихотворений и сказок.

Пальчиковые игры:

Их огромное множество, и в свет вышли даже несколько очень полезных книг с таким типом игр. Кстати, взрослым тоже не помешает размять ручки, чтобы они были красивыми и гибкими

Шнурки как игра на все случаи жизни. Казалось бы, обычный шнурок, но Вы еще не знаете, что с его помощью можно:

•    просто шнуровать;
•    использовать его в сюжетно-ролевых играх;
•    изучать цвета;
•    познакомиться с такими понятиями, как длиннее, короче.
Шнуровка способствует развитию логического мышления, мелкой моторики рук, вследствие чего происходит прямое влияние на речевой аппарат.

То же самое можно сказать о таких играх, как пирамидка или конструктор – простых, но в то же время очень полезных.
Подбирайте игры для детей. Заниматься нужно и в выходные дни, и даже во время болезни. Вот один из примеров, который можно использовать хоть каждый день:

 

  • Мозаика. С ее помощью Вы повторите основные цвета, научитесь соединять детали.
  • Карточки на совмещение. Ребенку необходимо совместить лошадку с лошадкой, киску с киской и так далее. Таким образом, малыш закрепит знания о животных, познакомится с новыми, научится подражать звукам, которые они издают.
  • Лепка. Теперь пришло время слепить что-то, и это может быть та же кошечка или улитка.

http://fotohomka.ru/images/Oct/25/106093bb8d2a0c710970ec046bea2d51/1.jpg

 

Вывод

Запомните основной принцип, по которым выбираются игры для детей ясельной группы: занятия должны быть разнообразными, не повторятся часто, и не пересекаться по смыслу или содержанию. Сочетайте подвижные развлечения с настольными, направленными на подключение к процессу фантазии и творческих способностей. Не перегружайте ребенка, но и не забывайте, что он – большая губка, готовая впитать все, что Вы дадите.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с родителями по развитию речи детей раннего возраста средствами фольклора <<Малыши столицы>>

Взаимодействие с родителями по развитию речи детей раннего возраста  средствами фольклора “Малыши столицы” ...

Консультация для родителей "Показатели развития речи детей раннего возраста( с 1 до 3) (учитель-логопед Добрынина Э. Г.)

В консультации для родителей представлена таблица показателей развития речи детей раннего возраста и до 3 лет...

Рекомендации для родителей по развитию речи детей раннего возраста.

Рекомендации для родителей по развитию речи детей раннего возраста....

Консультация для родителей по развитию речи детей раннего возраста.

Консультация  для родителей по развитию речи детей раннего возраста....

Информационный материал для родителей по развитию речи детей младшего возраста

Для развития речи ребенка необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, отвечать на вопросы. Обязате...

Роль родителей в развитии речи детей раннего возраста.

Важность общения родителей с ребенком. Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым м...