"САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ"
консультация (младшая группа) на тему

Царегородцева Ирина Петровна

Редко кто из детей, прежде чем принять решение, тщательно обдумывает его. Обычно решения принимаются внезапно. Детям кажется, что ответы на все вопросы лежат на поверхности и достаточно выбрать из двух вариантов: да — нет, делать — не делать, всё — ничего.

Представьте себе четырёхлетнего малыша в песочнице, увидевшего собственную лопатку у другого ребёнка. Разве станет он обдумывать, как поступить в такой ситуации? Конечно же нет. Он просто подойдёт и заберёт свою игрушку, а если «ворюга» станет сопротивляться, применит физическую силу.

Или другая ситуация — мяч выкатился на проезжую часть. Естественно, что малыш без всяких сомнений отправится за ним на дорогу, несмотря на то, что мама уже много раз объясняла, насколько опасны машины.

Ситуация с машиной, конечно, экстремальная, и, сколько бы вы ни прорабатывали её на примерах, мяч, летящий под машину, окажется важнее предостережений. Но есть другие, более простые ситуации, проработав которые вы избежите многих проблем в будущем и научите ребёнка самостоятельно принимать решения в трудных обстоятельствах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samostoyatelnost_kak_vozmozhnost.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

КАК ВОЗМОЖНОСТЬ

ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ

Редко кто из детей, прежде чем принять решение, тщательно обдумывает его. Обычно решения принимаются внезапно. Детям кажется, что ответы на все вопросы лежат на поверхности и достаточно выбрать из двух вариантов: да — нет, делать — не делать, всё — ничего.

Представьте себе четырёхлетнего малыша в песочнице, увидевшего собственную лопатку у другого ребёнка. Разве станет он обдумывать, как поступить в такой ситуации? Конечно же нет. Он просто подойдёт и заберёт свою игрушку, а если «ворюга» станет сопротивляться, применит физическую силу.

Или другая ситуация — мяч выкатился на проезжую часть. Естественно, что малыш без всяких сомнений отправится за ним на дорогу, несмотря на то, что мама уже много раз объясняла, насколько опасны машины.

Ситуация с машиной, конечно, экстремальная, и, сколько бы вы ни прорабатывали её на примерах, мяч, летящий под машину, окажется важнее предостережений. Но есть другие, более простые ситуации, проработав которые вы избежите многих проблем в будущем и научите ребёнка самостоятельно принимать решения в трудных обстоятельствах.

Правила обсуждения сложных ситуаций

• Всегда сохраняйте спокойствие. Сохраняйте его даже тогда, когда это кажется невозможным. Ваши аргументы не должны основываться на эмоциях, иначе вы «включите механизм сопротивления» ребёнка на уровне «хочу—не хочу».

• При обсуждении ситуации прежде всего чётко определите, что произошло. Не скатывайтесь в обсуждение того, насколько «плох Вова, который ударил» или «как мы накажем машинку». Машинку вы однозначно не накажете, но выяснить, отчего возникла потасовка с Вовой, нелишне. Задавайте ребёнку вопросы, на которые он даст вам развёрнутый ответ, старайтесь добиться от него подробной картины произошедшего. Ответы «да» и «нет» не принимаются.

• Обращайте внимание ребёнка не на отдельные детали произошедшего, а на всю картину в целом.

• Обобщите полученную информацию, сформулируйте проблему простыми, понятными малышу словами и, если что-то неясно, задайте дополнительные вопросы, чтобы убедиться в правильности вашего понимания случившегося.

• Предложите ребёнку самому найти пути разрешения проблемы. Не спрашивайте его: «Как бы ты хотел поступить? Что бы ты хотел сделать?» Заставьте ребёнка подумать, поразмышлять над возможными вариантами разрешения проблемы. Не спешите сообщать ему правильное решение, предоставьте ему возможность выбора.

• Из всех предложенных ребёнком вариантов выберите не более трёх (ребёнок пока ещё не способен одновременно воспринимать большое количество информации). Только не выбирайте по принципу: «Раз-два-три — всё огнём гори!» Хотя бы один из вариантов обязательно должен опираться на здравый смысл.

• Если ситуация слишком сложна и малыш затрудняется предложить что-либо, помогите: предложите варианты сами, только «не умничайте». Чем проще будут выражены ваши предложения, тем быстрее ребёнок включится в процесс обсуждения.

• Обсудите все плюсы и минусы сложившейся ситуации, обговорите возможные отрицательные и положительные последствия вариантов ваших решений. Детям, как правило, не хватает опыта и знаний, поэтому помогите ребёнку: сами расскажите ему о возможных последствиях. При этом не навязывайте своё мнение, на равных обсуждайте с малышом хорошие и плохие стороны каждого из вариантов, подтолкните его к самостоятельному принятию правильного решения.

• Не спешите, не торопите ребёнка. Принимайте окончательное решение только тогда, когда убедитесь, что малыш правильно понял все рассмотренные варианты и их возможные результаты.

• Не форсируйте события, не давайте малышу больше информации, чем он способен воспринять, живите по принципу: «От простого — к сложному, от уверенности — к победе!»

Не всякое самостоятельное решение ребёнка окажется правильным. Порой дети, сами того не осознавая, могут предложить далеко не оптимальные как для них самих, так и для окружающих, варианты дальнейшего развития событий. Не путайте самостоятельность и вседозволенность!

В подобных ситуациях надо быть непреклонным, нельзя допускать полумер в выражении собственной жизненной позиции, ваше неодобрение должно быть твёрдым и аргументированным. Ребёнок должен чётко осознать: «Этот путь не верен, и поступать подобным образом нельзя ни сейчас, ни в будущем!»

Но на этом работа не заканчивается. Нельзя оставить ситуацию на уровне принятия решения, её надо обязательно довести до конца, исполнив всё задуманное. И это очень важно.

Многие наши хорошие порывы так и остались нереализованными, но стоит ли учить этому детей? Воспитывая в малыше самостоятельность, обязательно демонстрируйте ему своё стремление идти навстречу, помочь в трудные моменты. И прежде всего это должно касаться выполнения принятых решений.

Никогда не рано и никогда не поздно начинать заниматься с ребёнком. Запущенные дети не появляются сами по себе, они не рождаются с заранее заложенной программой неудач. Задача родителей заключается вовсе не в том, чтобы вовремя накормить, одеть ребёнка и «спрятать от страшного ,,злого мира”».

Главная задача родителей — подготовить малыша к взрослой жизни, заложить ту систему ценностей и раскрыть те психологические возможности, которые помогут ему в будущем избежать превращения в неуверенного, постоянно сомневающегося человека, станут основой для самосовершенствования и позволят ориентироваться в сложной системе человеческих взаимоотношений. А если сомнения и возникнут, то это уже будут сомнения человека размышляющего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод принятия решений «дерево решений». Пример использования данного метода в профессиональной деятельности или вне работы.

Метод принятия решений «дерево решений». Пример использования данного метода в профессиональной деятельности или вне работы....

Развития связной речи детей старшего дошкольного возраста и возможности их решения при помощи мнемотехники

Применение мнемотехники помогает детям при развитии связной речи, развивает наглядно-образное мышление, память, внимание, воображение, развивает у детей умение запоминать и передавать более конкретно,...

Консультация «Обучение детей навыкам принятия решения»

Консультация для родителей и педагогов...

Семинар-практикум «Совершенствование познавательных процессов, способствующих быстрому восприятию информации и принятию решений»

Цель семинара-практикума -  овладение родителями основными приемами развития познавательной деятельности у детей....

Консультация для родителей младших дошкольников о значимости проблемы адаптации и возможности ее решения.

Консультация для родителей младших дошкольников о значимости проблемы адаптации и возможности ее решения." Адаптация детей в детском саду"Цель: Сообщить родителям о длительности и харак...