Развитие у детей самоконтроля
консультация на тему

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_u_detey_samokontrolya.docx35.43 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие у детей самоконтроля

Консультация для родителей

Подготовила и провела
педагог-психолог МБДОУ д/с №24 Л.Т.Логвинова

Январь 2016г

Развитие у детей самоконтроля

(консультация для родителей)

Многие неравнодушные родители заботятся о том, чтобы их ребёнок к моменту поступления в школу много знал, был внимательным, хорошо запоминал разнообразную информацию, умел думать, правильно говорил. А вот о развитии такого важного качества, как произвольность поведения (то есть умение контролировать себя), задумываются единицы. А жаль, потому что самоконтроль – важнейшее условие успешного обучения в школе, да и просто жизни в обществе. 

Подумайте сами: ведь чтобы хорошо учиться, ребёнку необходимо внимательно и до конца слушать то, что говорит не только учитель, но и сверстники, вне зависимости от того, интересно ему или нет, знает он уже этот материал или не знает. Нужно уметь не выкрикивать ответ с места, а поднять руку и дождаться, когда спросят. Нужно говорить то, что спрашивают, что имеет отношение к уроку, а не то, что хочется. Надо делать то, что задано учителем и доводить начатое до логического завершения, даже если плохо получается и совсем не хочется. Одним из существенных отличий в познавательной деятельности "успешных" и "неуспешных" учеников является различие в умении осуществлять самоконтроль и саморегуляцию своих действий. "Неуспешные" школьники даже при знании и понимании правила, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении задания, где требуется в определенной последовательности выполнить ряд умственных операций, и им необходима постоянная помощь взрослого. Другими словами, маленький ученик должен не только знать, как вести себя на уроке, но и уметь это делать (то есть иметь для этого силы и терпение). Вот для всего этого и нужна произвольность, развитые волевые процессы.

Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде.

Развитие способности к самоконтролю и саморегуляции начинается уже в дошкольном возрасте и происходит естественнее и эффективнее всего в процессе разнообразных "игр с правилами". Также умение сличить свою работу с образцом и сделать выводы (обнаружить ошибку или убедиться в правильности выполнения задания) - важный элемент самоконтроля, который необходимо развивать.

Самоконтроль понимается в психологии как регуляторная функция, роль которой заключается в обеспечении соответствия результатов деятельности поставленным целям. Развитие процессов саморегуляции представляет собой важную линию становления личности в дошкольном возрасте. Л.С. Выготского утверждал, что сначала деятельность детей контролируется посредством словесных инструкций взрослого, а затем ребенок самостоятельно контролирует свои действия. Формируясь в игровой деятельности, самоконтроль начинает проявляться в других видах деятельности: изобразительной и познавательной.

У детей старшего дошкольного возраста слова «надо», «можно», «нельзя» становятся основой и для саморегуляции, когда мысленно произносятся самим ребенком.  Это — первое самостоятельное проявление ребенком силы воли.

Предлагаю некоторые игры для развития навыков самоконтроля у детей, а заодно и развлекут как детей, так и взрослых.

Секретное слово

Для детей от 4 лет.

Игра помогает ребёнку развить умение контролировать себя, длительное время руководствоваться заданным правилом, а также тренирует память и внимание.

Как играть.

Ведущий договаривается с игроками, что они будут повторять за ним все слова, кроме, например, названий растений (имён мальчиков, слов со звуком «У» и др.) – их повторять нельзя. Вместо этого, услышав название растения, нужно хлопнуть в ладоши (топнуть ногой, подпрыгнуть и т.п.) Можно ввести штрафные очки за ошибки (конечно, когда ребёнок уже хорошо поймёт суть игры). Когда ошибок станет мало, можно перейти к игре с соблюдением уже двух правил. Например, названия птиц заменяем на один хлопок, а названия предметов красного цвета – на два хлопка.

http://1.bp.blogspot.com/-EX2Y07wK22g/UHLg2WBaUJI/AAAAAAAAAOI/so0cIYa18Zc/s200/8116505-1343799699.jpegХорошо будет, если вы станете записывать количество очков, набранных в каждой игре: так ребёнку будет видно, как с каждым разом к лучшему меняется его результат. И не забывайте меняться ролями!

Да и нет не говорите

Подходит для разных возрастов (начиная лет с 5-6 и до бесконечности).

В игре ребёнок учится контролировать свою речь. Кроме того, игра способствует обогащению словарного запаса за счёт синонимов, развивает быстроту реакции.

Как играть. Правила этой игры, наверное, хорошо знакомы всем с детства, но на всякий случай я их всё же расскажу (мало ли, вдруг забылось?). Перед игрой нужно договориться, какие слова будут запрещёнными (как правило, это «да» и «нет», «чёрный» и «белый», но можно и другие). Затем водящий задаёт каждому игроку по очереди любой вопрос так, чтобы спровоцировать его на ответ запрещённым словом. Игроки в свою очередь, отвечая на вопрос, стараются избежать запрещённого слова, заменяя его на другие, подходящие по смыслу. Например:

 - Ты любишь мороженое?

 - Обожаю! (Вместо:«Да!»)

Тот игрок, который всё же ответил запрещённым словом, считается проигравшим и либо становится сам водящим, либо выходит из игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия со старшим дошкольником по развитию внимания и самоконтроля.

Развитие внимания и самоконтроля, формирование произвольной регуляции собственной деятельности. Оптимизация тонуса мышц,  ритмирование организма, улучшение зрительного восприятия, развитие межпол...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с группой дошкольников 6-7лет по развитию внимания и самоконтроля.

Оптимизация тонуса мышц, развитие  самоконтроля, развитие внимания и формирование навыков произвольной регуляции собственной деятельности,  снятие синкинезий и мышечных зажимов, ритмир...

Картотека для развития внимания, произвольности, самоконтроля.

Картотека составлена на основе книг Сиротюк А.Л.  и содержит упражнения, которые можно успешно использовать с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями....

Развитие у детей самоконтроля.

Консультативнфй материал для родителей....

Развитие у детей навыков контроля и самоконтроля.

В настоящее время на первый план выдвигаются развивающие функции обучения, способствующие становлению личности младшего школьника и обеспечивающие раскрытию его индивидуальных...