"Игры на развитие мелкой моторики рук"
консультация на тему

Кудрявцева Елена Сергеевна

"Игры на развитие мелкой моторики рук"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.m.ruk_.docx112.29 КБ

Предварительный просмотр:



Консультация для родителей дошкольников

"Игры на развитие мелкой моторики рук"

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» (И. Павлов)

Для общего развития ребёнка важно развитие мелкой моторики рук детей,так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Через развитие мелкой моторики развиваются такие высшие свойства сознания, как: внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикуляционного аппарата, но и от движения рук.

Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Недаром педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают пальчиковые игры.

Упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, важны для умственного и психического развития.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно работать с мелким конструктором и другими мелкими предметами. Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок.

Дома вы можете организовать игры на развитие мелкой моторики, используя то, что есть под руками: посуда, продукты.

Игры на развитие мелкой моторики рук.

Играем с крупами. Все дети любят перебирать пальчиками крупы. Дайте ребенку несколько разных емкостей, пусть пересыпает крупу. Можно использовать тарелки разных цветов. Насыпайте, например, фасоль и считайте, в какой тарелке больше, в какой меньше. Посадите разных животных возле каждой тарелки, причем подберите их по цветам: из зеленой тарелки кушает лягушка, т. к. она тоже зеленая и любит этот цвет и т. д. Можно насыпать крупу на поднос и рисовать по ней пальчиками.

Смешайте несколько круп – поиграйте в игру «Помоги Золушке» – отберите одну крупу от другой.

Можно ребенку предложить опустить руки в крупу, найти цифру или другой знакомый предмет и, не доставая её из песка, определить, что ему попалось в руки.

Макаронные изделия – хороший материал для изучения формы, длины. Возьмите шнурок, и пусть ребенок нанизывает макароны на него. Так получатся отличные бусы для куклы. Их также можно раскрасить.

Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

Играем с крышками. Игры с крышками очень полезны для развития мелкой моторики. Надеваем их на бутылочки (вращательные движения). Возьмите баночки, бутылочки разного размера. Снимите с них крышки и перепутайте, пусть ребенок подберет к каждой баночке свою крышку.

Ежик. Возьмите яблоко, дайте ребенку зубочистки, пусть их втыкает в яблоко. Получится ежик. Полезно и для мелкой моторики и для развития фантазии малыша. Однако будьте внимательны: маленьким детям лучше не давать острые зубочистки или делать под присмотром взрослых.

Играем с кастрюлями. Дайте ребенку кастрюли, разные по цвету, размеру. Можно построить из них башню. Изучаем понятия – большой, средний, маленький. Спрячьте в одну из них какой-либо предмет (например, ложку или игрушку). Дайте ребенку крышки от них, пусть попробует подобрать подходящую к каждой кастрюле. Насыпьте любую крупу в кастрюлю, например, горох. Пусть ребенок перебирает крупу пальчиками, прячет ручки или игрушки в крупе.

Волшебная скорлупа. Не выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребенок мог бы легко брать пальчиками, раскрасьте ее любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, он будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.

Игры с соленым тестом. Поделки из него хранятся долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления теста прост: два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды (ее можно подкрасить, две столовые ложки растительного масла – все перемешать, чуть подогреть и получите мягкий комок. Лепите на здоровье!

 

Уважаемые мамы, папы, бабушки, дедушки!

 

Предлагаем вам занимательные игры, которые помогут развить мелкую моторику рук детей, и подарят чудесное время общения!

 

   (Данные игры не требуют материального вложения)                                         

        

 

                     

«Покажи рожки»

 (1 - 3 года)

http://detsad11.kovrr.ru/images/987.jpg

Что нужно для игры:

Картон, маленькие ножницы, фломастеры.

 

Нарисуйте на картоне улитку, жирафа, козу или корову. В том месте, где у животного рога вырежьте небольшие круглые отверстия для пальцев с помощью маленьких ножниц. С обратной стороны теперь можно вставить пальчики и показать рожки, малышам обычно очень нравится. Пусть ребенок сам попробует сделать это. Вы можете изготовить маленькую книжку, таким же образом, и использовать её для обучения чтению. Для этого на другом листе картона  напишите текст и склейте листы скотчем, как книжку.

 Например:

«Улитка, улитка – высуни рога

Дам тебе я хлеба

И крынку молока»

«Высокие башни»

 http://detsad11.kovrr.ru/images/654.jpg

 

   (1,5 - 2,5 года)

 Попеременно с ребенком выкладывайте башню из кубиков. Кто

  последним положил кубик, тот и проиграл!

Если у вас есть «никитинские" цветные кубики или просто кубики разных цветов, то строя башню выкладывайте одновременно упорядоченные последовательности. Допустим, белый кубик, затем

   красный, снова белый и красный и т.д. А также повторите понятия: высокий - низкий                                                        .

 

«Разложи по ячейкам»

 (1,5 - 2,5 года)

Что нужно для игры:

Коробка из под конфет (с ячейками для конфет)

Много ярких пуговиц разных форм и размеров (для маленьких детей можно 1 или 2 сорта очень крупных пуговиц)

http://detsad11.kovrr.ru/images/p246_clip_image004.jpg 

Покажите малышу, как можно разложить крупные пуговицы в ячейки для конфет и ему очень понравится это делать. Более сложный вариант – рассортировать множество небольших пуговиц или бусинок по видам, выделив для каждого сорта свою ячейку. Возможно, потребуется ваша помощь. Положите в ячейки по одному образцу, а ребенок пусть раскладывает остальные пуговицы.

     Соблюдайте осторожность, не играйте в эту игру, если ребенок берет предметы в рот.                                                                                          http://detsad11.kovrr.ru/images/clip_image006.jpg 

«Пластилиновые лепешки»

  (1,5 - 3 года)

      Что нужно для игры:

Пластилин, деревянный (или другой) молоточек или «толкушка». 

Скатайте несколько пластилиновых шариков и предложите ребенку постучать по ним молоточком или «толкушкой». Детям нравится делать, таким образом, лепешечки. Вы можете подготовить заранее рисунок, допустим, божьей коровки и расположить пластилиновые шарики в точках. Ребенку нужно с помощью молоточка раздавить шарики. Мы использовали  деревянный молоточек и «толкушку» из игрушечного деревянного кухонного набора.

 

«Трубочки с фасолинками»

(2 - 3 года)

      Что нужно для игры:

Трубочки диаметром 0,7-1 см.

Мелкая фасоль или бусинки.

Самое простое это подготовить трубочки из старых фломастеров или ручек. Если ручка прозрачная, то будет немного интереснее, потому что видно содержимое. Откройте колпачок у ручки или фломастера и вытащите стержень. Предложите ребенку складывать малюсенькие фасолинки (мы использовали специальный сорт мелкой фасоли) или разноцветные бусинки в трубочку.  Когда трубочка будет почти заполнена, закройте крышечку. Ребенку понравится просто греметь полученными трубочками.

Напоминание: Не играйте  с мелкими предметами, если ребенок берет их в рот! 

«Шнуровка на сетке»

(2 - 3  года)

 Что нужно для игры:

Сетка на кровати или москитная сетка;

Шнурки.

Если у малыша детская кроватка с  бортиками из специальной сетки или имеется москитная сетка для того, чтобы накрывать кроватку сверху, то малышу очень понравится шнуровать такую сетку.

Пусть малыш заберется в кроватку, а вы находитесь снаружи. Проталкивайте шнурок ребенку, пусть он вытягивает его и возвращает вам. Имея разноцветные шнурки, можно очень весело украсить детскую кроватку! 

«Скрепочки»

(2 - 3 года)

Что нужно для игры:

Разноцветные канцелярские скрепки;

Кусочек картона;

Закрепите на картоне много разноцветных канцелярских скрепок, вводя их в бумагу немного не "до конца". Можно использовать кусочки картона в виде геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). Ребенок сам еще не сможет закреплять скрепки, но ему наверняка понравится снимать их с картона, захватывая двумя пальчиками.

http://detsad11.kovrr.ru/images/6985.jpg

Составьте, таким образом, последовательность из двух цветов. Например, прикрепите красную скрепку, затем желтую, потом вновь красную и т.д. Попросите малыша подавать вам скрепки каждый раз нужного цвета.   

Напоминание: Соблюдайте осторожность, не играйте в эту игру, если ребенок берет предметы в рот.

«Клубок»

 (2 - 3 года)

Если вы часто вяжете, то ребенок очень скоро проявит интерес к клубочкам с нитками и попытается заматывать клубки так, как это делаете вы. Но сразу конечно же не получается и малыш может огорчиться.

Поучите ребенка заматывать нитку сначала просто на специальную дощечку размером примерно 10*5 см. Подойдет небольшая широкая линейка или можно вырезать нечто подобное из толстого картона. 

«Рыбалка с игрушками»

(2,5 - 3 года)

Что нужно для игры:

Разного сорта небольшие игрушки с отверстиями; длинная деревянная палочка (можно карандаш, но желательно подлиннее); коробка.

http://detsad11.kovrr.ru/images/clip_image008.jpg

Расположите игрушки на столе так, чтобы их можно было подцеплять длинной палочкой, проталкивая её в отверстия. Теперь малыш пусть подцепляет игрушки и перекладывает их в коробку без помощи другой руки. Если детей несколько, то можно устроить соревнование, кто больше поймает таким образом "рыбок".

Мы использовали фигурки с отверстиями из набора "геометрик", объемные буквы и цифры и палочку от сладкой ваты. 

«Плетенка»

 (2,5 - 4  года)

http://detsad11.kovrr.ru/images/369.jpghttp://detsad11.kovrr.ru/images/852.jpgНарисуйте довольно крупный квадрат на кусочке картона. Квадрат разлинуйте  на полоски и разрежьте вдоль линий, не выходя за контур. Таким образом, в середине картона получится разрезанный на полосочки квадрат (зеленый на фото). Затем нужно взять полоски бумаги другого цвета и переплести их с полосками квадрата (желтые на моем фото).

Для маленького ребенка лучше убрать часть полосок в картонном квадрате, чтобы полоски чередовались с "дырками"  - так проще делать переплетение.

Сделав плетенку, можно рассказать малышу о том, что такое "плетень" (часто встречается в сказках), а так же о том, что таким образом переплетены нитки в тканях.  

«Грузовичок»

 (2,5 - 4 года)

Что нужно для игры:

Игрушечный грузовик, кубики, длинный шнурок или веревочка, карандаш или палочка.

 Прикрепите к игрушечному грузовику веревочку. На другой конец веревочки привяжите карандаш. Поставьте кубики на грузовик в виде башни. Можно использовать и другие грузы, например, наполнить грузовик орехами.

Предложите малышу осторожно накручивать веревочку на карандаш, чтобы грузовик потихоньку двигался, а башня не разрушилась (либо орехи не высыпались). Вы можете устроить соревнование с ребенком (или между детьми). Чей грузовик быстрее приедет с целым грузом к своему хозяину, тот и будет победителем.

«Косички»

 (2,5 - 4 года)

Что нужно для игры:

Картон;

Три длинных или шесть коротких цветных шнурка;

Карандаши или фломастеры;

http://detsad11.kovrr.ru/images/741.jpg  

На листе картона  нарисовано личико девочки, дыроколом сделаны дырочки там, где у неё начинаются косички, в этих местах закреплено по три разноцветных шнурка. Теперь можно вместе с ребенком учиться заплетать косички.

Каждый раз, придерживая два шнурка, попросите малыша перекладывать третий. Удобнее использовать разноцветные шнурки, называя цвет в процессе плетения.  

«Струйка из кулака»

 (с 3-х лет)

Что нужно для игры:

Сухой песок или манная крупа,

Горошины (фасолины, бусины),

Баночка (ведерко, стакан), поднос.

 

Возьмите немного сухого песка или манной крупы в кулак и, постепенно освобождая, высыпайте тонкой струйкой. Пусть малыш попробует это сделать самостоятельно. Теперь можно попытаться насыпать песок таким же образом в какую-либо ёмкость. Например, в стакан, ведро или баночку. Нарисуйте узор на асфальте или подносе, постепенно высыпая песок из кулака.

А это уже более трудное задание. Нужно зажать в кулаке несколько горошин (бусинок или мелких фасолин) и постараться складывать их в ёмкость постепенно высвобождая из кулака, как в случае с песком.

Подготовила : Е.С.Кудрявцева

Январь 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей. «Футбольные игры» Игры для развития мелкой моторики и дыхания с многофункциональным пособием «Футбольное поле»

Новое пособие – это не забытое старое, а преобразованное, дополненное и с удовольствием используемое детьми пособие.«Футбол» – классическая игра, которую можно использовать   для решения мно...

Занятие по формированию мышления, развитию речи и ручной моторики «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием силиконовых блоков перевертышей» Для детей с ОВЗ подготовительной группы

Интересное занятие для развития у детей с ОВЗ мелкой моторики, координации, мышления, воображения с помощью разноцветных силиконовых блоков перевертышей....

Самообразование в первой младшей группе по Тема: «Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук. Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук.

Самообразование в первой младшей группе по Тема: «Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук. Пальчиковые игры для р...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...

Консультация "Развитие мелкой моторики у детей 5 - 7 лет. Игры на развитие мелкой моторики"."

Консультация для родителей: "Развитие мелкой моторики у детей 5 - 7 лет"...

игра для развития мелкой моторики "Сортировка мелких предметов"

Для развития  мелкой моторики у детей использую в своей работе игру "Сортировка мелких предметов"....

Приёмы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Мелкая моторика, регулярные занятия ею, способны улучшить зрительную память, координацию движений и развить воображение. Если говорить обобщенными фразами, то она развивает мозг....