Развиваем сенсорные возможности малыша
консультация на тему

Литвина Татьяна Анатольевна

Памятка для родителей. Что такое сенсорное развитие ребенка в раннем возрасте? Как оно влияет на развитие в целом? Как развивать сесорные возможности?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_5.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«Развиваем сенсорные возможности малыша»

Сенсорное развитие ребенка 2-3 лет

 Маленький ребенок познает окружающий мир через ощущения, т.е. с помощью глаз, ушей, кожи, рта и носа. Обследуя окружающий мир, кроха постепенно накапливает и расширяет свои представления о различных свойствах предметов: их цвете и форме, величине и строении, об их положении в пространстве и пропорциях, запахе и вкусе, их способности издавать те или иные звуки.

При этом совершенствуются все виды восприятия, улучшается деятельность органов чувств и происходит накопление сенсорного опыта, который в дальнейшем поможет усвоению и использованию сенсорных эталонов. Всё вышеперечисленное способствует умственному развитию ребенка.

 

Двухлетний малыш уже знает некоторые цвета, различает некоторые формы и величины. Но пока в первую очередь он воспринимает самый главный признак предмета. Так, например, ребенок замечает, что мяч круглый, но не «видит» его цвета. В то же время, кроха не может ещё уяснить, что все мячи - круглые.

 

Позанимайтесь с ребенком дома:

  • Обращайте внимание ребенка на цвет предметов (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый, оранжевый, фиолетовый, коричневый).
  • Предлагайте задания на различение формы предметов: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Начинайте знакомить малыша с объемными геометрическими телами и их упрощенными названиями: кубик, шар, кирпичик.
  • Наряду с известными понятиями о величине - «большой», «маленький» - введите новое – «средний».
  • Привлекайте ребенка к формированию и различию групп однородных предметов: один, мало, много.
  • Обогащайте слух ребенка разнообразными звуками: произведениями классической музыки, звучаниями музыкальных инструментов и т.п.
  • В различных бытовых ситуациях побуждайте ребенка воспринимать свойства предметов на вкус, запах и вес.
  • Подбирайте специальные дидактические игры с предметами, в ходе которых ребенок в игровой форме будет знакомиться со свойствами предметов.
  • Не требуйте от ребенка обязательного запоминания и употребления слов, обозначающих свойства предметов. Главное, чтобы он умел различать эти свойства в ходе практической деятельности.

Показатели сенсорного развития детей

2 года – 2 года 6 месяцев

  • Подбирает по образцу или по просьбе взрослого разнообразные предметы основных цветов и их оттенков.
  • Подбирает к образцу предметы определенного цвета, но разной формы.
  • Может правильно назвать 1-2 цвета.
  • Различает некоторые объемные геометрические формы: шар, куб, призма (крыша), параллелепипед (кирпичик).
  • Соотносит объемные геометрические формы с их контуром или соответствующими по форме отверстиями.
  • Подбирает, накладывая, плоские геометрические фигуры к образцу.
  • Ориентируется в различных по величине формах, собирает игрушки–вкладыши из 3-4 составляющих (стаканчикиматрешкиколпачки): большой, средний, маленький.
  • Правильно собирает пирамидку из 4-8 колец.
  • Ставит 10 и более кубиков один на другой (по образцу) в разных сочетаниях размера и цвета.
  • При выполнении дидактического задания способен ориентироваться одновременно на два признака: цвет и форму (красный куб), величину и форму (большой треугольник), величину и цвет (маленькая синяя машинка).

 

2 года 7 месяцев – 3 года

  • Правильно и четко называет четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
  • Ориентируется в красном, синем, зеленом, желтом, синем, оранжевом, голубом, белом, черном и сером цветах, находит по образцу и по просьбе взрослого предмет заданного цвета.
  • Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).
  • Знает и называет объемные геометрические фигуры: шар, куб, кирпичик (параллелепипед), столбик (цилиндр), крыша (призма). Действует с фигурами в соответствии с их свойствами: шар – катает, из куба и призмы строит домик.
  • Визуально соотносит объемные геометрические фигуры с их плоскостными изображениями: шар – круг, куб – квадрат и т.д.
  • Ребенок определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
  • При подборе игровых элементов может ориентироваться сразу на три свойства: размер, цвет и форму.
  • Последовательно собирает матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
  • Собирает пирамидку из восьми - десяти колец.
  • Ребенок находит и может назвать предметы по их величине: большой, маленький, средний - между ними.
  • Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый, гладкий, шершавый ).
  • Собирает картинку из двух – четырех частей.
  • Собирает пирамидки, башенки по чертежу-рисунку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему необходимо развивать сенсорное восприятие ребёнка. (памятка для родителей)

Статья содержит рекомендации для родителей о целесообразности развития сенсорных навыков  имелкой моторики рук....

Театрализованное занятие с детьми в группе ранней социализации «Потешка развивает и развлекает малыша».

Театрализованное занятие с детьми в группе ранней социализации «Потешка развивает и развлекает малыша»....

Электронная презентация Развиваем сенсорные способности детей

В этой презентации показаны игры для сенсорики, с помощью которых дети учатся формировать умения самостоятельно выполнять простые, практические задания, приводящие к конкретному результату; учатся под...

Развиваем сенсорные возможности детей раннего возраста

Сенсорное воспитание должно осуществляться в условиях повседневной жизни детей: в процессе игр и труда, что способствуют обогащению чувственного опыта ребенка через восприятие целого комплек...

Консультация для родителей "Развиваем двигательную активность малышей"

Двигательный опыт - это, по существу, многочисленные вариации движений, в основе которых лежат обратные акты, связанные в определенном порядке в новое действие. Чем больше видов и способов движе...

Познавательно-исследовательский проект " Мои сенсорные возможности"

Трансляция педагогического опыты проектной работы с детьми дошкольного возраста , имеющими нарушения развития. Представлен практический материал для работы коллег. Построение и планирование проектной ...