Родительское собрание "Формирование у детей правильного отношения к труду" (в форме круглого стола)
материал (старшая группа) на тему

Нечипорович Валентина Евгеньевна

Ознакомление с видами трудовой деятельности детей, формирование правильного отношения к труду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx33.38 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в старшей группе.

«Воспитание у детей положительного отношения к труду»

Подготовила и провела:

Воспитатель МКДОУ «Шварцевский д/с»

В.Е. Нечипорович

Добрый вечер, уважаемые родители!

Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что вы пришли на эту встречу.

«… Воспитание не только должно

развивать разум человека и дать

ему известный объём сведений,

но должно зажечь в нём жажду

серьёзного труда, без которого

жизнь его не может быть

                                ни достойной, ни счастливой».    К. Д. Ушинский.

У детей с младшего возраста надо развивать положительное отношение к труду: готовность к трудовому усилию, стремление быть полезным близким, окружающим вообще, добросовестность в выполнении повседневных обязанностей и поручений взрослых, стремление следить за чистотой и порядком в помещении, на улице. Всё это составляет основу положительного отношения к труду детей 5 – 6 летнего возраста.

        Ознакомление ребят с трудом взрослых способствует формированию уважения к труженикам, бережного отношения к результатам их труда. У детей возникает желание подражать трудовым действиям взрослых и их взаимоотношениям. Однако важно подчеркнуть, что положительное отношение ребёнка к труду сформируется лишь при условии непосредственного выполнения им разнообразной работы, дающей возможность на собственном опыте постичь радость труда. Труд в детском саду многообразен и это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности.

        Различают четыре основных вида труда:

Самообслуживание – это умывание, раздевание, одевание, уборка постели, уборка игрушек.

Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в её жизненной необходимости.

Хозяйственно – бытовой – это труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных моментов.

Труд в природе – предусматривает участие детей в уходе за растениями в уголке природы, на огороде или в цветнике. Этот труд имеет большое значение для развития наблюдательности, воспитания бережного ко всему живому, любви  к родной природе.

Ручной труд – развивает  конструктивные способности детей, формирует стремление сделать работу как можно лучше (прочное, устойчивое, изящное, аккуратное), полезные, практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справиться с ней, умение оценивать свои возможности.

        Полнота использования этих видов труда в целях воспитания у детей положительного отношения к любому порученному делу в огромной мере зависит от того, как организуется труд, какие методы руководства используются, а также от того, насколько труд систематичен.

        Обычно взрослому без большого труда удаётся вызвать у ребёнка желание потрудиться. Это обусловлено такими психологическими особенностями старших дошкольников, как стремление к активному практическому действию, повышенная эмоциональность, подражательность, искреннее и безграничное доверие к взрослому. Знание этих факторов поможет вам, родители использовать их в качестве условий стимулирования трудовой активности детей. Но трудиться систематически, добросовестно и без напоминания выполнять свои трудовые обязанности (во всяком случае к концу 6-го года) ребёнок сможет лишь тогда, когда родители чётко определяют поручения или обязанности, контролируют, как они выполняются, оценивают качество работы.

        Отношения детей к труду зависит от того, какими моральными побуждениями они руководствуются, выполняя то или дело (для кого, ради чего, т. е. какова цель).На первый план здесь выступают не только трудовые умения и навыки, сколько отношение к человеку, который даёт поручение или ради которого оно должно быть выполнено, а также отношение к событию, в связи с которым эта трудовая деятельность предпринимается (общенародный праздник, возвращение друга после болезни, долго не посещавшего д/сад, день рождение мамы и пр.).

        Н.К.Крупская и А.С.Макаренко неоднократно подчёркивали, что детский труд  должен быть полон смысла, иметь большое социальное значение. Задача взрослых – раскрыть перед детьми объективную необходимость их труда и тем самым содействовать выработке у них сознания и начальное чувство долга. Мотивы детского труда, его цели всегда должны быть для детей понятны и значимы (повесил пальто на место – помог маме, убрал игрушки – в доме порядок). Не принуждённое общение ребёнка с матерью, отцом в процессе совместного труда (приготовление пирожков, мытьё посуды, уборка квартиры и т. д.)создаёт благоприятную обстановку для решения родителями многих трудных вопросов. Так, взрослый привлекает внимание малыша к самому главному, к наиболее удачным приёмам своей работы, к хорошим результатам труда ребёнка, а также к тому, что не получилось, к недостаткам в работе. Зоркий глаз взрослого своевременно заметит ослабевающие усилия или старание ребёнка и создаст стимул для их восстановления. Поможет довести дело до конца. Правильно поступают те родители, которые стремятся поддержать в процессе труда бодрое настроение детей. Разговаривая с ними, выражая в репликах, замечаниях свои чувства, оценку, взрослый создаёт атмосферу радости, уверенности в себе. И не нужны здесь ни специальные беседы, ни разъяснения о необходимости трудиться. Сама обстановка, приподнятая, радостная, активизирует ребят.

        Родителей не редко огорчает, что ребёнок не охотно трудится, особенно если это повседневные дела. Приучать детей старшего дошкольного возраста к систематическому труду по хозяйству и самообслуживанию надо путём повышения их заинтересованности, увлечённости трудом. Используя для этого и игровые формы организации труда.

        Можно видеть, с каким удовольствием работают дети в «мастерской» по ремонту книг и коробок для настольных игр, которая организуется в группе детского сада. Однако ребёнку нравится, когда обыгрывается действительно нужное, серьёзное дело, когда к этому серьёзно относятся взрослые, тем более если они и сами принимают участие в труде и игре ребёнка как исполнители или «заказчики».

        Очень внимательно надо относиться к тону разговора с детьми. Они даже обижаются. Если взрослые начинают с ними говорить как с маленькими, снижают к ним требования, подчёркивают игровой характер труда. Дети быстро начинают чувствовать, что их труд рассматривается не как нужный, серьёзный, а как средство отвлечения их от шалости.

        Нельзя не отметить большого влияния на отношение детей к труду организации материальной среды, условий труда (подбор орудий труда, выбор удобного места и др.).

        Непременное условие положительного отношения к труду – его посильность. Как перегрузка, так и недогрузка формирует в равной степени отрицательное отношение детей к труду.

        Воспитанию желания трудиться помогают только те влияния, которые вызывают определённые эмоции или переживания, которые глубоко затрагивают личность, её потребности и интересы. Такими внешними воздействиями оказываются поощрения взрослого: одобрение, похвала, показ образца труда ребёнка близким. Товарищам.

        Для правильного трудового воспитания большое значение имеет отношение взрослых к своим обязанностям по дому и особенно к своей основной работе. В каком настроении они приходят с завода, со стройки, из лаборатории и пр. в семью, какие разговоры ведут по поводу своей продукции, отношений между членами трудового коллектива, о своём удовлетворении проведённым трудовым днём – всё это имеет прямое отношение к формированию у детей интереса к труду, желания, стремления трудиться. Если родители постоянно сетуют на беспорядки, выражают недовольство организацией труда на производстве, рассказывают о трудностях, связанных с выполнением своих повседневных трудовых обязанностей, то дети накапливают отрицательный опыт. Они начинают бояться труда, отказываются от участия в нём, ибо он не приносит радости их родителям. Значит, родители должны рассказывать о своём труде только положительно.

        В группе есть дети (называет их имена), которые начинают проявлять леность, нежелание трудиться (но леность у дошкольников не является ещё устойчивым отрицательным качеством).

        Чаще всего причиной лености, отсутствие интереса к трудовой деятельности является неразумная родительская любовь, ограждение ребёнка от каких либо обязанностей, поспешное и чрезмерное удовлетворение всех его желаний. Единственный метод борьбы с леностью – постепенное и последовательное вовлечение ребёнка в труд. Родителям необходимо сделать первые задания интересными для ребёнка и помочь ему их выполнить. Не следует нервничать и раздражаться, когда у ребёнка что – либо не получается или получается не так, как этого хотелось бы взрослому.

        Большую роль в привитии детям навыков трудолюбия занимает чтение, а затем обсуждение рассказов о труде людей разных профессий, стихов, сказок, в которых высмеивается лень и воспевается трудолюбие.

Родителям предлагается назвать:

Пословицы, поговорки о труде.

Сказки, рассказы, стихи, в которых затронута тема труда.

Родителям предлагается посмотреть презентацию: «Дошколята трудятся».

Положительное эмоциональное отношение к труду закладывает основы трудолюбия – сложнейшего свойства личности. Чтобы ребёнок полюбил труд. Необходимо сделать его результативным, успешным, постоянно усложняющимся по содержанию и форме организации. Сложная задача воспитания правильного отношения к труду может быть успешно решена при дружной, совместной работе семьи, детского сада, а позднее и школы.

Всем родителям раздаётся памятка «Научите малыша трудиться».

Родителям предлагается ознакомиться в уголке для родителей:

1.С памяткой «Трудовое воспитание детей. Пословицы и стихи о труде»

2. С памяткой «Что может делать ребёнок 5 – 6 лет дома. Как руководить трудовой деятельностью дома».

                                                                 

 

                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Давайте познакомимся" в младшей группе ДОУ в форме круглого стола.

Родительское собрание "Давайте познакомимся" поможет выработать общие направления взаимодействия воспитателей и родителей в воспитательном процессе, ознакомит родителей с условиями адаптации детей, пр...

Конспект тематического родительского собрания в нетрадиционной форме «Круглый стол». Тема «Современная семья. Детско – родительские отношения»

Конспект тематического родительского собрания в нетрадиционной форме «Круглый стол».Тема «Современная семья. Детско – родительские отношения»...

Районное методическое объединение старших воспитателей Щербиновского района в форме круглого стола «Часть ООП ДОО, формируемая участниками образовательных отношений, отражение образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педа

Цель: создание базы данных о части ООП ДОО, формируемой участниками образовательных отношений Щербиновского района; актуализация знаний и навыков старших воспитателей и заместителей заведующего  ...

Родительское собрание в форме круглого стола: "Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста"

Сценарий родительского собранияв форме круглого стола: "Семейные традиции"Задачи:- приобщать родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работ...

Конспект тематического родительского собрания в нетрадиционной форме «Круглый стол». Тема «Современная семья. Детско – родительские отношения»

Уточнить, закрепить и углубить знания родителей о правах человека.  Систематизировать знания по осуществлению прав ребенка в семье.Развивать у родителей инициативу, творчество....