Консультация для родителей "Тренируем пальчики-развиваем речь!"
консультация (младшая группа) на тему

Сергеева Лариса Васильевна

Консультация для родителей младшего дошкольного возраста"Тренируем пальчики-развиваем речь"!  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Тренируем пальчики-развиваем речь!»

«Ум ребенка находится на конце его пальчиков» Сухомлинский.

    Сегодня все мамы и папы без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Для определения уровня развития речи логопедами давно был разработан такой метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети. Если движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе, и не могут двигаться отдельно друг от друга, то это дети с проблемами в развитии речи. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. Дело в том, что в правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу,- с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти. Что же делать? Как помочь ребенку?   С полутора лет ребенка надо учить застегивать пуговицы, манипулировать со шнурками. И лучше всего начинать тренировать эти навыки на специально приготовленных кусочках ткани, например, с пришитыми пуговицами разных размеров и соответствующими по размерам петлями. Так же надо начинать и шнуровку, используя подручный материал или с помощью приобретенных в специализированных магазинах пособий. В этом же возрасте пора брать в руки карандаш и использовать его по назначению. В два годика подарите ребенку конструктор «Лего», хорошо, если он станет другом вашего малыша на долгие годы. С двух с половиной лет познакомьте малыша с мозаикой - это чудесное изобретение будет сопровождать его на протяжении всего дошкольного возраста. В три годика пора «подружиться» с ножницами и пластилином и способами работы с ними. И именно в этом возрасте малыш должен уметь показывать три пальчика отдельно друг от друга. К четырем с половиной годам чадо должно уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур. К старшему дошкольному возрасту ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами. Хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по контуру и лепить. Каждый пaльчик ребенка к школе должен быть «самостоятельным» и ловким. А помочь сформировать эти умения и навыки, развить ловкость детских ручек, а значит, и интеллектуальные способности ребенка призваны ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ. 

Пальчиковая игра для ребенка 1-3 года «Моя семья»

  Взрослый читает стихотворение, разжимая кулачок малыша по одному пальчику. После 2,5 лет малыш должен выполнять движения пальчиками самостоятельно.

Этот пальчик -мамочка,

 Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - дедушка,

Ну, а этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья.

На последней строчке малыш трясет раскрытыми ладошками.

  В качестве словесного сопровождения пальчиковых игр предпочтительны малые фольклорные формы (потешки, небольшие стихи, считалки). Например, «Прилетели гули»:

- Прилетели гули,

Гули голубочки.

(Махать руками, как крылышками)

Сели на головку, на головку дочке.

(Положить руки на голову)

Ты, моя дочка,

Помаши ладошкой.

Кыш-кыш-кыш!

(Махать руками, «прогоняя гулю»)

«Мастера»:

-Сбил, сколотил.

(Стучат кулачками одной руки по кулачку другой)

Вот колесо.

(Показываем круг обеими руками)

Сел да поехал:

(Крутим воображаемым рулем)

«Ах, хорошо!»

(Покачиваем головой)

Оглянулся назад

(Оглядываемся)

Одни спицы лежат.

(Показываем растопыренные пальчики обеих рук)

Пальчиковая игра для ребенка 1,5-2,5 года «Каждому пальчику свой карманчик». Возьмите перчатки и помогите чаду найти домик каждому пальчику. Обязательно делайте это с удовольствием! Увидите, ребенок будет очень доволен такой игрой.

 Пальчиковая игра для детей 2-3 года «Пальчики здороваются» Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

 «Человечек» Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.  «Слоненок» Средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный — ноги. Слоненок «идет» по столу. 

«Паучок» Указательный палец левой руки смыкается с большим правой, указательный палец правой — с большим левой. Нижняя пара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения в паре с большими поочередно проделывают остальные пальцы. 

«Моторчик» Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся друг вокруг друга, все быстрее и быстрее, не задевая ладонь.

     Немного о пальчиковых играх. Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения — и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди). Просто прикасаетесь к пальчику и говорите: Здравствуй, пальчик, выходи, На Таню (называете имя своего ребенка) погляди. Вот твоя ладошка — наклоняйся, крошка. (Касаетесь пальчиком ладошки). Bот твоя ладошка — поднимайся, крошка. (Выпрямляете пальчик.) Затем берете следующий пальчик и повторяете то же самое. И так со всеми десятью. Вскоре вы заметите, как ребенок начнет «помогать» вам, подавая следующий пальчик. Это значит, что пальчики вашего малыша становятся «умнее», активизируется речевой центр и улучшается развитие речи. Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки доставят им особую радость:

- Репку мы сажали («роете» пальчиками в детской ладошке лунку),

- Репку поливали (показываете пальчиками, как льется вода из лейки),

-  Вырастала репка (показываете, как растет, выпрямляете постепенно пальчики) - Хороша и крепка (оставьте ладони открытыми, а пальцы согните как крючочки)!

- Тянем - потянем (крючочки левой и правой руки сцепляются и тянут — каждый в свою сторону),

- Вытянуть не можем (потрясли кистями рук),

- Кто же нам поможет (прибегают по очереди все герои сказки и помогают тянуть)?

- Тянем -потянем, тянем,- потянем! Ух (расцепили руки, потрясли кистями)! Вытянули репку.

 Простые правила игры Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик — они самые ленивые). Обязательно чередуйте три типа движений: сжатие; растяжение; расслабление. 

Пальчиковые игры в быту

       • Дайте газету, листы бумаги — пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «откуски»);

      • Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы — пусть перебирает;

     • Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки;

  • Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр. Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время. Эти игры просты, не требуется сложных пособий и материалов для их проведения. Но они помогают сделать обычные занятия и прогулки с ребенком полезными и интересными.

Правила проведения пальчиковых игр

 • Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;

• Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично, особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;

 • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша;

 • Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре;

 • Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру;

 • Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Развиваем пальчики - развиваем речь"

В презентации представлены формы работы по развитию мелкой моторики у детей....

Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"

Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....

Консультация для родителей "Развиваем пальчики- развиваем речь".

Движение рук всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию....

Консультация для педагогов "Развиваем пальчики-развиваем речь"

Консультация для воспитателей «Развиваем пальчики — развиваем речь»Речь – это феномен человеческой природы, как и сам человек и всё на земле. Некоторые ученые утверждали, ...

Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"

Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....

Консультация для родителей «Развиваем пальчики - развиваем речь»

Консультация для родителей «Развиваем пальчики - развиваем речь»...

Консультации для родителей. Развиваем пальчики - развиваем речь.

Пальчиковые игры развивают не только пластику рук, но и межполушарное взаимодействие головного мозга. Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка, постепенно усложняясь...