Консультация для родителей "Детские страхи"
консультация по теме

Абакумова Наталья Анатольевна

Предлагаем Вашему вниманию консультацию для родителей о детских страхах и причинах их появления, о том, как предотвратить возникновение страхов у ребёнка и как бороться с уже существующими страхами.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskie_strahi.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Детские страхи»

Итак, ребенка беспокоят страхи. Вы заметили это, наблюдая за его поведением, или потому, что он обратился к вам за помощью. Вы уже знаете, что его страхи соответствуют возрастному периоду. Но от этого не легче, вы хотите ему помочь!

Прежде чем рассказать об эффективных приемах, я хочу рассказать о тех, которые применяются повсеместно, но совершенно не работают. В лучшем случае они просто не помогают. В худшем - мешают и только закрепляют страхи. 

1) Фиксация на страхе. Хочу предостеречь вас от слишком активного «помогательства». Есть интересный феномен: чем активнее со страхом борешься, тем больше он может закрепиться! Происходит это потому, что родители слишком фиксируются на страхе, сами беспокоятся чуть ли не больше ребенка. Страх становится тем «пупом», вокруг которого начинает крутиться жизнь семьи. Поэтому слишком бурная деятельность родителей может вместо помощи стать помехой. 

2) Не обращать внимания. Это другая крайность, когда страхи считаются настолько естественным делом, что взрослые предпочитают вообще не обращать на них внимания. В итоге некоторые абсолютно не осведомлены, что их ребенок вообще чего-то боится. В таких семьях на обсуждение темы страхов как бы наложено табу, у ребенка нет возможности для честного разговора с родителями. И он остается без помощи. Между фиксацией на страхе и стратегией «не обращать вниманию» необходимо выбрать «золотую середину». 

3) Стремление к «охранительному режиму». Ребенка, у которого обнаружились страхи, начинают оберегать от малейших опасностей и трудностей жизни. К этому склонны далеко не все родители, но все же их немало, особенно учитывая, что подобные рекомендации можно услышать и от врачей. 

Иногда они советуют ограничить чтение сказок, просмотр телевизора, компьютерные игры, посещение тех мест, которые могут привести к «перевозбуждению». Если эти рекомендации соблюдать разумно, то они могут помочь. Но иногда родители, особенно склонные к гиперопеке, воспринимают их как сигнал к полному ограничению самостоятельности ребенка, сокращению его контактов. К тому же они беспокоятся с удвоенной силой. Получается, что ребенок еще больше изолируется от окружающего мира, друзей и приятелей и оказывается в замкнутой, «безопасной» домашней среде. А общение с родными, склонными к тревогам, только фиксирует проявления страха. 

4) Восприятие страхов как проявления слабости, безволия и непослушания. Эта позиция близка к «не обращать внимания», но все же в ней больше жесткости и непримиримости. Ребенок оказывается в позиции непринятия со стороны взрослых: ему не сочувствуют, над его «слабостью» смеются, а за «трусость» могут и наказать. 

Некоторые родители искренне считают, что малыш дошкольного возраста манипулирует ими, говоря о своих страхах! В такой атмосфере ребенок не только перестает идти за помощью к родителям, но и вообще не говорит о своих чувствах и переживаниях. Зачем? Ведь будут смеяться, или стыдить, или накажут. Из отношений постепенно исчезают искренность, теплота, забота. Кажется, цель достигнута - ребенок больше не упоминает о страхах. Но это не значит, что он не боится. Он ... просто молчит. 

5) Этого не бывает! Взрослые, узнав о страхах чудовищ, сказочных персонажей (3-7 лет) или о магических страхах (7-11 лет), спешат убедить ребенка, что не стоит бояться, так как этого просто не может быть. «Я ему уже сто раз объясняла, а толку никакого», - сетует мама. Конечно, с возрастом он и сам поймет, что «так не бывает», по мере взросления страх будет интеллектуально переработан. Он просто растворится в новой информации о мире. Но сам тот факт, что страх актуален, уже говорит о том, что ребенок пока не готов к его интеллектуальной переработке. Поэтому, если вы и хотите объяснить, что чудовища под кроватью не живут, а в туалете тоже нет ни одного монстра, то пусть это будет лишь дополнительный, а не основной метод. 

Детские страхи - это обычное явление для развития ребенка, имеющие для него важное значение. Так, В.В. Лебединский подчеркивает, что каждый страх или вид страхов появляется только в определенном возрасте, т.е. у каждого возраста есть «свои» страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают. Появление определенных страхов совпадает во временном отношении со скачком в психомоторном развитии ребенка; например, с началом самостоятельной ходьбы и получением большей «степени свободы» в освоении пространства, или, когда дети начинают узнавать своих близких, появление чужого, незнакомого лица может вызывать у них страх. Детские страхи в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения ребенка и имеют положительный адаптационный смысл. Страх, как любое другое переживание, является полезным, когда точно выполняет свои функции, а потом исчезает.

Возрастные страхи

Страх смерти

Как проявляется? Ребенок, находящийся на пике такого страха, никогда не сможет высказать это напрямую: «Я боюсь, что умру». Он может поднимать в разговорах тему смерти, спрашивать, что это такое, больно ли это, когда и от чего люди умирают. Сначала появляется страх собственной смерти, а затем - страх, что умрут близкие. Но даже если разговоров о смерти нет, родители могут обратить внимание, что у ребенка снизился фон настроения, он часто тревожен «без причины», хуже засыпает, стал плаксив. 

Чему служит страх? Страх смерти переживают все дети без исключения. Он говорит о том, что ребенок достаточно зрел, чтобы принять факт конечности своего существования. А это понятие необходимо постичь, что возможно лишь через переживание негативных эмоций: страха, печали, разрушенной надежды на бесконечность бытия. Понятие конечности жизни - краеугольный камень нашей психики. Мы начинаем особенно ценить свою жизнь и своих близких, понимая, что никто из нас не вечен. И путь этот начинается со страха . 

Как помочь? Во-первых, честно отвечать на вопросы, которые задает ребенок. Взять себя в руки и не показывать, насколько вы сами боитесь темы смерти. Не обещать ему, что он вырастет и найдет «таблетку от смерти». Честные ответы, пусть сначала и отторгаемые ребенком, необходимы ему. Напротив, «сладкая ложь» не дает контролировать страх и может закрепить его. Во-вторых, не нужно слишком акцентировать тему смерти, болезней, трагических случайностей в разговорах с ребенком и между собой. Не манипулируйте темой потери здоровья, смерти и увечий ради того, чтобы убедить ребенка стать более послушным. Возможно, вы до бьетесь своего, но он сделается тревожным, несамостоятельным и не сумеет контролировать свой страх. 

Страхи нападения, темноты, заболевания, животных, стихии, пожара, войны, высоты

Как проявляются? Страхов мы перечислили много, и проявляются они все по-разному. Как правило, родителям не составляет труда определить, какой именно страх мучает ребенка. Ведь именно этого он будет изо всех сил стремиться избегать или с тревогой задавать родителям «вопросы по теме». 

Чему служат страхи? Все эти страхи - не что иное, как каналы для передачи базового страха этого возраста, страха смерти. И служат они тому же, что и он: позволяют постичь конечность существования и бережнее относиться к собственной жизни. 

Как помочь? В этом случае подходят рекомендации, указанные для страха смерти. Более того, если речь идет об одном из страхов-каналов, можно воздействовать прямо на страх смерти. Вооружась определенной долей смелости, родители могут сами инициировать разговор о смерти. Можно оттолкнуться, например, от произведения «Паутина Шарлотты» (как книги, так и не менее талантливого фильма). Тема смерти доброй паучихи показана там весьма деликатно, а тема продолжения жизни звучит во всей полноте. 
После таких откровенных бесед интенсивность страхов-каналов идет на убыль, ненадолго выводя на первый план непосредственно страх смерти, с которым ребенок постепенно справляется. 

Страх сновидений, в которых есть тема смерти

Как проявляется? Ребенок может со страхом ждать ночи, если недавно ему приснился сон, где он умирает. Могут встречаться такие сюжеты: он падает с высоты; его съедает Волк; его поймала Баба-Яга; он заблудился в темноте и не смог выбраться и т.д. Сюжет может быть любым и является отражением дневного страха-канала. Кто боится высоты - во сне может разбиться. Кто боится животных - может быть съеден. 

Чему служит страх? Факт осознания конечности жизни происходит именно во сне, во время одного из таких сновидений. Сон - это переработка дневных впечатлений, пусть и болезненная на этом этапе. Так или иначе, но происходит разрядка накопившегося напряжения, а это очень важно. Также сны о смерти предваряют появление дневного страха смерти, о важности которого мы уже говорили выше. 

Как помочь? Если ребенок проснулся среди ночи в ужасе, успокойте его. Возьмите на руки, как маленького, немного покачайте, погладьте по спине, голове. Не нужно стыдить ребенка или выказывать неудовольствие тем, что вас разбудили. Очень важно, чтобы в этот момент ребенок почувствовал себя «живым», любимым. Расскажите, что и вам в детстве иногда снились такие сны. Подчеркните, что они снятся очень редко, и скорее всего если сон повторится, то это произойдет не скоро. А вы всегда будете готовы быть рядом с ним. 
 
Возраст 5-7 лет несет в себе отчетливый страх смерти. Он уже проявлялся в более раннем возрасте, когда ребенок боялся сказочных персонажей или темноты. Но тогда были только его истоки. Сейчас же он заявил о себе в полный голос. Такой наполненности страхами, как в 5-7 лет, не встречается уже ни в одном возрасте. И почти все страхи произрастают из основного - страха смерти. 

Дети научаются контролировать страх смерти. Хотя они и постигают конечность своего существования (и своих родных), постепенно они начинают смотреть на мир более оптимистично. «Да, Я умру, но это будет еще очень не скоро. Вот у меня даже еще прабабушка жива!» Дети, пережив этот период, более оптимистично смотрят в будущее, их ведет свет жизни. 

Самое главное - быть честными с ребенком, отвечать на его вопросы.. Будьте уверены - при вашей поддержке ребенок обладает достаточной силой, чтобы справиться со своими страхами и обратить свой взгляд на жизнь, а не на смерть!

Арсенал борьбы со страхом

Самое время рассмотреть «приемы, которые работают». Все они находят свое применение в профессиональной практике психотерапевтов и психологов. Но многие по силам и родителям для «домашнего использования».

1- Игра

Речь о тех играх, которые все мы хорошо знаем с детства и в которые, увы, наши дети, возможно, ни разу не играли. И жаль! Ведь для детей дошкольного возраста это способ познания и моделирования мира, возможность проявить эмоции, чувства. Игры не теряют своей актуальности и в младшем школьном возрасте, да и в подростковом. Просто они немного видоизменяются и отходят «на второй план». Но все-таки важны. Суть игры, особенно соревновательной, в том, что она является «репетицией» возможных жизненных ситуаций. Ребенок вступает в нее, желая победить (или хотя бы не проиграть). Но и переживание проигрыша здесь более «мягкое», закаляющее для дальнейшей жизни. 

«Пятнашки». Игроки бегают по ограниченному пространству, где в беспорядке расставлены столы, стулья, предметы, которые нужно огибать, обегать. Каждый предмет считается «колонной», Т.е. нельзя протянуть руку поверх его и «запятнать» партнера по игре. Хлопать можно только по спине и ее нижнему месту (не просто прикоснуться, а именно хлопнуть). 

Хорошо во время игры грозить: «Только попадись!», «Поймаю, уж тебе несдобровать!», «Я тебе покажу!» А также хвалить за ловкость: «Ну И быстрый!», «Догадливый!», «Какой ловкий!» Можно и нужно играть с 2 лет. 

Лечебный эффект: игра помогает в предупреждении и преодолении страха боли, уколов, физических наказаний, нападения, неожиданного воздействия. Способствует накоплению позитивных эмоций, разрядке негативной энергии, улучшает отношения в семье. Развивает ловкость, координацию, гибкость в поведении, умение принимать быстрые решения. 

«Жмурки». Площадка может быть та же. Игроки замирают на выбранных местах и не могут сдвигаться. Водящий с завязанными глазами и вытянутыми вперед руками должен их отыскать. Когда он приближается, можно, не сходя с места, наклоняться, приседать, чтобы не дать себя найти. Во время игры лучше приглушить свет, чтоб создать атмосферу таинственности. Водящий должен в шутку «грозить» участникам, как бы выступая в роли злодея, разбойника. Если водящий никак не может отыскать участников, они могут одновременно топнуть или хлопнуть в ладоши. Обнаружив кого-то, нужно его ощупать и постараться угадать, кто это. Играем с 3 лет! 

Лечебный эффект: игра помогает предупредить и преодолеть страхи темноты, замкнутого пространства, нападения, сказочных персонажей, прикосновений, внезапного воздействия. Способствует выработке выдержки, терпения, хорошей саморегуляции 

«Прятки». Правила известны всем? Участники прячутся кто где, а водящий, досчитав до 1О (или больше), начинает их искать. Менять свое местоположение нельзя. Хорошо, когда водящий так же, как и в предыдущих играх, пугает, а также хвалит тех, кто ловко спрятался. Играть могут малыши, начиная с 1 года. 

Лечебный эффект: воздействует на страхи замкнутого пространства, темноты, внезапного воздействия, нападения. Способствует развитию терпения, выдержки, самоконтроля. 

Специальные игры

Специальные игры конструируются для того, чтобы воздействовать на конкретный страх конкретного ребенка. Конечно, в большей мере это инструмент профессионалов, но родители тоже могут попробовать! 

Игра-выручалочка для детей дошкольного возраста. Возьмите игрушки, попросите ребенка выбрать из них «главную». Именно она будет представлять его самого, но на этом не нужно акцентировать внимание. Придумайте историю, в которой главный герой будет сначала чего-то бояться (например, темноты или потеряться), а потом справится со своим страхом. 

Хороший прием: малыш поможет тому, кто боится больше его, и почувствует свою силу и смелость. С совсем маленькими детьми лучше именно проигрывать сказку с персонажами, а не просто рассказывать ее. Можно и нужно играть несколько раз (например, через день или каждый день), варьируя сюжет, пока страх остается актуальным. 

Игры с пространством. Детей стоит поощрять играть, используя постройку «домиков», «нор». Например, стол можно накрыть большой простыней, так, чтобы она свисала до пола. Или построить «дом» из матов. Или залезть с головой под одеяло. Замечательно иметь приспособления, где ребенок может проползать внутри, ненадолго оказываясь в закрытом пространстве. Можно чуть-чуть попугать ребенка, но только так, чтобы он смеялся, а не расстроился всерьез. Такие игры борются со страхом замкнутого пространства и темноты. Более того, они учат воспринимать это пространство как дружественное, уютное. Хороша игра «Бобры», «Зверушки в норке». 

Игры-приключения. Помогают в преодолении огромного количества страхов. Позволяют включить в свой сюжет как раз те страхи, которые актуальны для ребенка. Ему предлагается совершить путешествие в волшебную страну. По пути он преодолевает разные трудности: идет через лес (стулья ножками кверху), встречает Бабу-Ягу и Привидение, взбирается вверх по высоким горам (по взрослым, стоящим «лесенкой», или по чему- то, специально выстроенному), должен разгадать три загадки и т.д. Дайте волю своей и детской фантазии! Главное – ощущение победы. 

Игры, где «все уже произошло». Часто применяются для школьников и подростков. Например, если ребенок боится опоздать или ответить неправильно, создается игровая ситуация когда он действительно опоздал или совершил ошибку в ответе. Например, можно поиграть, как ученик вышел из дома поздно и какие у него на пути встречались препятствия: не успел на автобус, на улице бабушка рассыпала лук и попросила помочь поднять, уже в школе за опоздание отругала уборщица и т.д. Но учительница отреагировала спокойно. Проиграв ситуацию, ребенок понимает, что на самом деле ничего страшного не случилось, и беспокойство в реальной ситуации идет на убыль. 

Художественные способы

Ребенку предлагается нарисовать свой страх. Не нужно слишком регламентировать: это может быть не конкретное изображение монстра «из-под кровати», а, например, абстрактное скопление линий или пятен. Как правило, уже на этом этапе тревога ребенка снижается. Ведь его страх уже не «внутри» него, а снаружи. Страх - уже не часть ребенка! Дальше с рисунком можно сделать что угодно. Можно его порвать и даже сжечь. А можно (и дети охотно идут на это) сделать изображение еще более нестрашным и забавным, пририсовав персонажу бантики, воздушные шарики, смешной парик. Если изображение абстрактное, можно его покрутить в разных направлениях, выбрав наименее тревожное, а затем рассмотреть, на что это похоже. Происходит совершенное превращение - изображение страха полностью замещается в сознании ребенка новым, позитивным образом. 

Страхи можно не только рисовать, но и лепить из пластилина, глины. Особенно хорош пластилин, ведь он позволяет менять форму, вылепливая что-то новое. Таким образом, страх можно «вылепить по-новому», а можно «закрыть в шарике», добавив пластилина другого цвета, образовав вокруг страха прочный кокон. 

Сказки 

Терапия с помощью сказок (сказкотерапия) - одно из направлений в современной практической психологии и психотерапии. Применяется не только для борьбы со страхами, но и при решении других проблем - у детей и взрослых. Сказкотерапевты, работая с ребенком индивидуально, на основе «лечебных» сюжетов могут придумать истории именно для него. Есть и групповая форма работы, когда сказки рассказывают и разыгрывают по ролям. 

Могут ли этот метод использовать родители? Со сказками нужно быть достаточно осторожными, чтобы символически не сказать ребенку то, чего бы вы сказать не хотели.

Основные направления: 
• сказочный герой сначала не решался, потом все-таки сделал сам то, чего боялся; 
• сделал вместе со своей мамой, папой, другом; 
• встретил кого-то авторитетного, кто убедил его пойти на активные действия; 
• встретил кого-то, кто боялся еще больше, на его фоне почувствовал себя смелее и преодолел свой страх, помогая преодолеть другому; 
• боялся опоздания, насмешек, сделать ошибку - и пережил этот опыт, выйдя из него победителем: исправил ошибку - и все удивились; опоздал, но его не стали ругать, а подарили часы; ответил насмешнику так, что теперь все смеялись не над ним.

Если вы не чувствуете в себе сил для того, чтобы сочинить сказки самим, можно воспользоваться готовыми Сюжеты сказок живые, нацеленные на то, чтобы доработать их вместе с ребенком, что делает их более индивидуальными, приближенными к реальной ситуации. 

Богатство художественной литературы

Еще один из способов побороться со страхами - прочитать о том, какие опасности преодолевают герои книг, становясь при этом более смелыми. Хороши те книги, где очевидно, что герой честно признается себе в своем страхе. Ребенок понимает: от этого он не становится менее симпатичным. Ребенок испытывает сочувствие к персонажу, переживает за него. И очень радуется, когда у того получается выйти из ситуации победителем! 

Мультфильмы, фильмы, театр 

Обращайте внимание на то, что смотрит ваш ребенок. Особенно если речь идет о дошкольнике. Они любят мультики, но, как говорится, часто «не те». Мультфильмы о супергероях могут быть провокаторами не только агрессивности, но и страхов. К тому же они смещают представления о добре и зле. Добрые и злые герои даже внешне бывают похожи и действуют одинаково - агрессивно, нанося увечья и убивая. Пусть даже ребенок настаивает, лучше исключить просмотр такого мультика, особенно если страхи активны. 

Однако мультфильмы и фильмы могут быть и средством в преодолении страхов. Но они должны быть качественными: поставленными по интересным, хотя и не обязательно классическим сюжетам. Герои, как и в книгах, могут быть сначала немного трусишками, но постепенно преодолевают свои страхи. Действие на экране способствует психологической разрядке, переживанию чужих эмоций как своих, а результат для маленького зрителя - настрой на преодоление страхов, а также возможные способы для этого. Как и книги, обсуждайте с ребенком увиденное. Спрашивайте, как еще мог бы действовать главный герой, чтобы достичь цели. 

Волшебство и магия 

Дети дошкольного возраста думают, что их родители могут все, наделены огромной силой и неограниченными возможностями. Поэтому они идут к нам, рассказывая о своих страхах и надеясь, что мы можем победить их «одной левой». Они меньше всего ждут от нас разумных рассуждений о том, что бояться не нужно или что «этого не бывает», а также насмешек и обвинений в трусости. Нет, они ждут волшебства - и могут его получить, если взрослые проявят фантазию. 

Взрослые могут придумать свои магические предметы в зависимости от ситуации. Например, «волшебный» светильник или мягкий цветок из шерсти, который можно зажать в руке. Для младших школьников, которые, как мы помним, обладают магическим мышлением и страстью ко всему таинственному, хороши как раз «обереги»: их можно взять с собой и прикасаться к ним каждый раз, когда нужна сила или смелость. Хорошо, если родители помогут детям изготовить их своими руками, сделают несколько пассов, заряжая позитивной энергией. Ну а глядя на обвешанных «фенечками» подростков, можно предположить, что с вопросом оберегов они справляются самостоятельно. Но родители могут и им подарить нечто «со смыслом», особенно если этот предмет можно носить на теле. 

Ритуалы 

Ритуал - это упорядоченный ряд действий, производимый в одной И той же ситуации и призванный снизить тревожность за счет предсказуемости происходящего. Например, как можно применить ритуалы для снятия тревоги при разлуке с мамой, спешащей на работу и оставляющей малыша в садике? Нужно продумать четкий порядок действий, который будет повторяться каждое утро. В этом случае через несколько недель тревога станет гораздо меньше. Элементы ритуала могут быть такими: мама будит малыша вместе с любимой игрушкой; эту игрушку они обязательно берут в сад; по дороге мама рассказывает стихи; в раздевалке, непосредственно перед расставанием, она обнимает малыша, целует его в две щечки, говорит какую-то «только их» фразу. С каждым днем малыш будет заходить в группу все легче. 

Страх - явление эмоциональное. Пока он активен, сознание не может работать эффективно. Тем не менее постепенно происходит рационализация почти любого страха. Ребенок понимает, что кое-чего бояться вовсе не стоит: Бабы-Яги не бывает, а волка можно увидеть только в зоопарке. Даже когда ребенок боится, например, нападения или стихии, он постепенно осознает: процент того, что это произойдет, невелик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Страх воды у детей"

Вода — это жизнь. В особо жаркие дни эту истину многие проверили на себе. Но на берегу водоемов обязательно можно увидеть ребенка, которого буквально насильно волокут в воду. Он кричит, упирается, бье...

Консультация "Прогоним детские страхи"

консультации для педагогов...

Консультация для родителей "Страх это серьёзно"

Причины возникновения страхов у детей и их преодоление...

Консультация для родителей "Страхи у дошкольников"

Страх – это неприятное и мучительное чувство, вызываемое какой-то смутной угрозой или неминуемой опасностью.Эта опасность может быть реальной, действительно существующей, или мнимой, плодом воображени...

Консультация для родителей "Страх воды у детей"

Страх воды у детей.      Вода - это жизнь.     Четыре года - возраст расцвета детских страхов. Любая отрицательная эмоция, переживание могут развиться в невротически...

Консультация для родителей "Страхи у детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей.«Страхи у детей дошкольного возраста».Чего и почему боятся дети дошкольного возраста? Как это отражается на их психическом здоровье? Как взрослые могут помочь малышам?Страх,...

Консультация для родителей «Страхи у детей дошкольного возраста и способы их преодоления»

Приведены полезные игровые советы по преодолению страхов в домашних условиях....