Социально-коммуникативное развитие
учебно-методический материал

Шорник Ксения Николаевна

 

Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям  семьи, общества и государства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_roditeley.docx45.07 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                       

Возраст

Программные задачи

Свободное общение с взрослыми и детьми

Готовность к совместной

деятельности со сверстниками

Основы безопасного поведения в быту, социуме

Позитивные установки к различным видам труда

и творчества

Формирование начала гражданственности

Младшая группа

Стимулировать эмоционально-содержательное общение ребёнка со взрослыми.

  Поддерживать деловые мотивы общения ребёнка со взрослым.

Стимулировать проявление признаков внеситуативно-познавательного общения с  взрослыми.

  Развивать интерес к сверстнику, желание взаимодействовать с ним.

  Стимулировать желание вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

  Развивать умение использовать речевые формы вежливого общения: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.

 Постепенно развивать игровой опыт

каждого ребёнка. Помогать детям открывать

новые возможности игрового отражения мира.

 Пробуждать интерес к творческим проявлениям

в игре и игровому общению со сверстниками.

 Способствовать отображению в сюжетно-ролевых

играх элементарных бытовых сюжетов

и сюжетов, отражающих профессиональные

отношения взрослых.

 Развивать умение принимать игровую роль.

Способствовать организации игрового общения со сверстниками.

Развитие представлений о человеке (себе, сверстнике и взрослом) и признаках здоровья человека.

  Развитие интереса к правилам здоровье сберегающего и безопасного поведения.

  Развитие интереса к изучению себя, своих физических возможностей (осанка, стопа, рост, движение, картина здоровья).

  Обогащение представлений о доступном ребёнку предметном мире назначении предметов, о правилах их безопасного использования.

  Формирование  осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям.

Помочь  ребёнку освоить первые представления и соответствующий словарь о конкретных видах хозяйственно-бытового труда, направленных на заботу о детях.

Обеспечить постепенный переход  от предметного восприятия и узнавания объекта  («Что это?»«Кто это?»)  к простейшему сенсорному анализу, выделению ярко выраженных в предметах качеств и свойств  (назначение предмета; его части и их назначение; материал, из которого сделан предмет; цвет, форма, размер).

    Способствовать осознанию и принятию правил безопасного поведения на основе представлений о предметах и материалах, которые дети широко используют в разных видах деятельности.

  Воспитывать ценностное, бережное отношение к предметам и игрушкам как результатам труда взрослых.

  Приобщать детей к самообслуживанию

Развивать доброжелательное отношение детей к близким людям – любовь к родителям, привязанность и доверие к воспитателю.

  Постепенно приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в детском саду.

  Формировать представления детей о людях (взрослых и сверстниках), об особенностях их внешнего вида, отдельных ярко выраженных эмоциональных состояниях, делах и добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях.

  Расширять представления детей о детском саде и его ближайшем окружении.

Средняя группа

Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения элементов описательных монологов и объяснительной речи.

  Развивать потребность в деловом и интеллектуальном общении со взрослым.

  Развивать  ситуативно-деловое общение со сверстниками во всех видах деятельности.

  Развивать умение воспринимать и понимать эмоции собеседника и адекватно реагировать на них.

Обогащать содержание сюжетных игр детей

на основе впечатлений о жизни, труде

людей, их отношениях («Семья», «Магазин»,

«Моряки» и т. д.)

 Развивать умение обмениваться ролями в

совместной игре с воспитателем, включать

детей в разные ролевые диалоги.

Способствовать переносу освоенного в

совместной игре с воспитателем  опыта в

самостоятельные игры.

Создавать условия для создания игровой обстановки с использованием реальных предметов и их

заместителей.

 Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, интерес к общему замыслу и согласованию действий.

  Обогащение представлений детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.

  Ознакомление детей с простейшими способами безопасного поведения в разнообразных опасных ситуациях.

  Формирование знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

  Развитие умений и навыков безопасного поведения у детей в разнообразных опасных ситуациях. Закрепление умений и навыков безопасного поведения в условиях специально организованной и самостоятельной деятельности.

  Развитие осознанности и произвольности в выполнении основных правил безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми

  Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным ситуациям.

 Формировать представления о профессии на основе ознакомления с конкретными видами труда; помочь увидеть направленность труда на достижения результата и удовлетворения потребностей людей.

  Воспитывать уважение и благодарность к взрослым за их труд, заботу о детях; воспитывать ценностное отношение к предметному миру как результату человеческого труда; накапливать опыт бережного отношения к воде, электричеству, продуктам питания, материалам для детского творчества.

  Вовлекать детей в простейшие процессы хозяйственно-бытового труда – от постановки цели до получения результата труда и уборки рабочего места.

  Способствовать развитию самостоятельности, желание брать на себя повседневные трудовые обязанности в условиях детского сада и семьи.

 

 Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям (быть приветливым, проявлять интерес к действиям и поступкам людей), желание по примеру воспитателя помочь, порадовать окружающих, учиться сдерживать отрицательные эмоции и действия.

  Развивать интерес к родному городу и стране.

  Развивать в детях уверенность, стремление к самостоятельности, жизнерадостность, привязанность к семье, воспитателю, желание осваивать новые знания и действие  в детском саду.

Старшая группа

  Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной

Деятельности.

  Развивать умение учитывать в процессе общения настроение,           эмоциональное состояние собеседника.

  Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.

  Расширять представления о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению  детей следовать им в процессе общения.

  Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия. 

Обогащать содержание сюжетных игр на

основе знакомства с явлениями социальной

действительности и отношениями людей, активизировать воображение на основе сюжетов сказок.

 Развивать умения в режиссёрских играх,

вести действие и повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнёра.

 Создавать условия для развития умения

сотрудничать со сверстниками.

  Формирование представлений детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе и способах безопасного поведения.

  Формирование умений самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил безопасного поведения.

  Передача детям знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

  Развитие  осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям в природе.

  Формировать у детей отчётливое представление о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека на основе ознакомления с разными видами производительного и обслуживающего труда, удовлетворяющего основные потребности человека в пище, одежде, жилище и т.д. через знакомство с многообразием профессий и трудовых процессов, доступных для детского понимания.

 Воспитывать уважение и благодарность к близким и незнакомым людям, создающим своим трудом разнообразные материальные и культурные ценности, необходимые современному человеку для жизни.

  Обеспечить развитие позиции субъекта и расширять диапазон обязанностей в элементарной трудовой деятельности (в объёме возрастных возможностей), развивать самостоятельность.

  Способствовать развитию творческих способностей в продуктивных видах детского творчества.

 

  Воспитывать доброжелательное отношение к людям, уважение к старшим, дружеские взаимоотношения со сверстниками, заботливое отношение к малышам.

  Продолжать обогащать представления детей о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах отношений взрослых  и детей, воспитывать толерантность по отношению к людям разных национальностей, формировать начало гражданственности.

   Формировать представления о родном городе и стране, развивать патриотические и гражданские чувства.

 

Подготовительная группа

Развивать умение строить общение  с разными людьми: более младшими и более старшими детьми, знакомыми и незнакомыми людьми.

  Способствовать проявлению субьектной позиции ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.

  Способствовать становлению адекватной самооценки и внутренней позиции ребёнка посредством осознания своего  социального положения в детском сообществе и во взрослом окружении.

  Развивать умение отбирать речевые формулы этикета для эмоционального расположения собеседника.

 Создавать условия для проявления активности,  самостоятельности и творчества детей

в разных видах сюжетных игр; обогащать игровой опыт каждого ребёнка на основе участия в интегративной деятельности, включающей игру.

   Способствовать самостоятельному

построению игры  на основе совместного со сверстниками                сюжет сложения через построение новых творческих сюжетов.

  Обогащать способы игрового сотрудничества                            со сверстниками,                                                                                   развивать дружеские

взаимоотношения и способствовать становлению микро групп детей на основе интереса к разным видам игр.

  Формирование предпосылок экологического сознания, представления об опасных для человека ситуациях в природе и способах поведения в них.

  Формирования знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

  Воспитание осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям в быту, на улице, в природе.

  Обеспечение сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.

  Формировать отчётливое представление о труде как социальном явлении, обеспечивающим рост потребностей человека через расширение круга знаний и представлений о совершенствовании рукотворного мира и изменении мира профессий.

  Способствовать осознанию того, что в основе достойной жизни, благополучия человека лежит труд, которым созданы все материальные и культурные ценности, необходимые современному человеку для жизни; воспитывать ценностное отношение к человеческому труду и его результатам.

   Обеспечить более широкое включение в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками через дежурство, выполнение трудовых поручений на основе развития субъекта и усложнения круга продуктивных, коммуникативных и творческих задач, связанных с трудовой деятельностью в условиях детского сада и семьи.

  Воспитывать ответственность (за живое существо, начатое дело, данное слово), добросовестность, стремление принять участие в трудовой деятельности взрослых, оказать посильную помощь, проявить заботу, внимание как важнейшие личностные качества будущего школьника.

  Способствовать   развитию детских творческих способностей, формированию основ культуры организации свободного времени, досуга.

  Воспитывать гуманистическую направленность поведения, развивать социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, начальные социально-ценностные ориентации.

  Развивать начала социальной активности, желание на правах старших участвовать в жизни детского сада: заботится о малышах, участвовать в оформлении детского сада к праздникам, в подготовке театрализованных представлений для детей и взрослых (педагогов и родителей).

  Развивать положительное отношение к школе и учителю, интерес к школьному обучению и активное стремление к будущей социально-личностной позиции школьника.

  Развивать положительную самооценку, уверенность в себе, осознание роста своих достижений, чувство собственного достоинства, самоконтроль и ответственность за свои действия и поступки.

  Формировать представления о мире, о многообразии стран и народов мира, некоторых расовых и национальных особенностях, нравственных качествах, социальных ролях людей, развивать интерес к отдельным фактам истории и культуры жизни разных народов.

  Воспитывать любовь к своей семье, детскому саду, родному городу, родной стране, развивать толерантность по отношению к людям разных национальностей, формировать начала гражданственности.

                                                                                            

                                                                                   

Возрастная группа

Физическая культура

Становление ценного отношения к здоровью и жизни человека

Представление о здоровье и здоровьесберегающих правилах

Формирование опыта здоровьесберегающей деятельности и основ здорового образа жизни

Программные задачи

2-ая

младшая группа

1.Содействовать гармоничному и физическому развитию детей.

2. Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта:

-выполнению основных движений, общеразвивающих упражнений, участию в подвижных играх.

3.Развивать у детей умение согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп; самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения уверенно, в соответствии с указаниями воспитателя.

4.Развивать у детей физические качества: быстроту, координацию, скоростно-силовые качества, , реакцию на сигналы и действие в соответствии с ними; содействовать развитию координации, общей выносливости, силы, гибкости.

5. Развивать у детей потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.

1.Развивать интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения.

2.Развивать интерес к изучению себя, своих физических возможностей(осанка, стопа, рост, движение, картина здоровья)

3.Поддерживать положительное настроение ребенка на выполнение элементарных гигиенических процессов, радости от самостоятельных и совместных действий и их результатов(чистые руки, хорошее настроение, красивая ходьба, убранные игрушки в группе, одежда сложена аккуратно, «Я-молодец» и т.д.).

1.Развивать представление о человеке(себе, сверстнике и взрослом) и признаках здоровья человека.

2.Обогащать представления о процессах умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных действиях, сопровождающих их.

3.Обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах их безопасного использования.

4.Развивать представления о том, как позвать взрослого на помощь в опасных для здоровья и жизни ситуациях.

1.Развивать умения и навыки называть свое имя, говорить о себе от первого лица; выражать свои потребности и интересы в речи.

2.Совершенствовать  умения правильно совершать процессы умывания, мытья рук при незначительном участии взрослого, элементарно ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, туалетом.

3.Развивать умения элементарно помогать взрослому в организации процесса питания; навык правильно есть без помощи взрослого.

4.Развивать умения раздеваться  и одеваться при участии взрослого, стремясь к самостоятельным действиям.

5.Развивать умения ухаживать за своими вещами и игрушками при помощи взрослого.

6.Развивать умения переносить в игру правила здоровьезберегающего и безопасного поведения при участии взрослого.

7.Развивать умения в опасных, сложных ситуациях позвать на помощь взрослого.

 

Средняя

группа

1.Содействовать гармоничному физическому развитию детей. 2.Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта:

-выполнению основных движений, общеразвивающих упражнений, спортивных упражнений.

-соблюдению и контролю правил в подвижных игра;

-самостоятельному проведению подвижных игр и упражнений;

-умению ориентироваться в пространстве;

-восприятию показа как образца для самостоятельного выполнения упражнений;

-развитию умений оценивать движения сверстников и замечать их ошибки.

 3.Развивать у детей умение согласовывать свои действия с движениями других

4.Развивать у детей физические качества: быстроту, координацию, скоростно-силовые качества, реакцию на сигналы и действие в соответствии с ними.

5.Развивать у детей потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.

1.Способствовать становлению все более устойчивого интереса к правилам здоровьесберегающего поведения, развитию самостоятельности.

2.Способствовать развитию здоровьесберегающей компетентности дошкольников.

1.Развивать представление о человеке(себе, сверстнике и взрослом), об особенностях здоровья; правилах здоровьесообразного поведения в обществе.

2.Обогащать представления об алгоритмах процессов умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных действиях, сопровождающих эти процессы.

1.Развивать навыки элементарно описывать свое самочувствие, умение привлечь взрослого в случае недомогания.

2.Развивать умения самостоятельно и правильно совершать процессы умывания,   самостоятельно следить за своим внешним видом и видом других детей; умения помочь взрослому в организации процесса питания, откликаясь на его просьбы; самостоятельно есть, соблюдая культуру питания за столом; самостоятельно одеваться и раздеваться; элементарно ухаживать за своими вещами и игрушками, проявляя инициативность и самостоятельность.

3.Воспитывать желание разрешать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья; умения выражать симпатию и проявлять сочувствие сверстникам, оказывать элементарную поддержку и помощь, если кто-то заболел, плохо себя чувствует.

4.Развивать умения самостоятельно переносить в игру правила здоровьесберегающего поведения.

5.Развивать умения предупреждать, избегать опасные для здоровья ситуации; в случае их возникновения обращаться за помощью ко взрослому, привлекая его внимание, выполнять инструкции взрослого в опасных для здоровья обстоятельствах.

Старшая

группа

1.Содействовать гармоничному физическому развитию детей.

2.Накапливать и обогащать двигательный опыт детей:

-добиваться осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения всех видов упражнений;

-формировать первоначальные представления и умения в спортивных играх и упражнениях;

-учить детей анализировать(контролировать и оценивать свои движения и движения товарищей);

-побуждать к проявлению творчества в двигательной активности;

-воспитывать у детейжелание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами.

3.Развивать у детей физические качества: общую выносливость, быстроту, силу, координацию, гибкость.

4.Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

1.Способствовать становлению  все более устойчивого интереса к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения, развитию субьективной позиции детей в здоровьесберегающей деятельности.

2.Способствовать наращиванию здоровьесберегающей компетентности дошкольников.

1.Закреплять и усложнять представления о человеке(себе, сверстнике и взрослом), об особенностях здоровья; необходимости соблюдения правил здоровьесообразного поведения в обществе.

2.Совершенствовать

представления об алгоритмах процессов умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных самостоятельных  действиях, сопровождающих эти процессы.

1.Закреплять навыки называть свое имя и имена сверстников, элементарно описывать свое самочувствие; развивать умение привлечь внимание взрослого в случае неважного самочувствия, недомогания.

2.Развивать умения самообслуживания и самостоятельного осуществления полезных привычек, элементарных навыков личной гигиены без напоминания взрослого.

3.Закреплять желание и стремление детей разрешать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья.

4.Активизировать детей в умении самостоятельно переносить в игру правила здоровьесберегающего поведения.

5.Закреплять умения предупреждать, избегать опасные для здоровья ситуации; обращаться за помощью взрослого в случае их возникновения, привлекая его внимание; выполнять инструкции взрослого в опасных для здоровья обстоятельствах.

Подготовительная группа

1.Содействовать гармоничному физическому развитию детей.

2.Накапливать и обогащать двигательный опыт детей:

-добиваться точного, энергичного и выразительного выполнения всех упражнений;

-закреплять двигательные умения и знание правил в спортивных играх и упражнениях;

-закреплять умение самостоятельно организовывать подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами;

-закреплять умение осуществлять самоконтроль, самооценку, контроль и оценку движений других детей, выполнять элементарное планирование двигательной деятельности;

-развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений.

3.Развивать у детей физические качества силу, гибкость, выносливость, быстроту, ловкость и координацию движений.

4.формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

1.Воспитывать ценностные отношения к здоровью и человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей, общества в целом.

2.Поддерживать веру ребенка в свои возможности и собственные силы, воспитывать его как субьекта здоровьесберегающей деятельности и поведения.

1.Продолжать обогащать и углублять целостные и системные представления о том , что такое здоровье и как поддержать, укрепить и сохранить его.

2.Развивать представления о внешних и внутренних особенностях строения тела человека; правилах здоровья(режим дня, питания, сон, прогулка, культурно-гигиенические умения и навыки, навыки самообслуживания, занятия физкультурой и профилактика болезней); поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье; безопасном поведении в быту, на улице, в природе, в обществе; полезных и вредных привычках; здоровом взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

1.Развивать умения самообслуживания и самостоятельного осуществления полезных привычек, элементарных навыков личной гигиены.

2.Продолжать развивать умения определять состояние своего здоровья(здоров или болен), а также состояние здоровья окружающих; назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган.

3.Продолжать закреплять умения культуры приема пищи.

4.Развивать навыки выполнения правил безопасного поведения в подвижных играх.

5.Развивать умения правильно пользоваться опасными бытовыми предметами: ножницы, иголки и пр.(под присмотром взрослого); пользоваться бытовыми электроприборами(магнитофон, телевизор, компьютер, пылесос, утюг и др.) с помощью взрослого.

6.Развивать умения одеваться в соответствии с погодой.

7.Развивать умения различать съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, правильно себя вести в лесу; проявлять осторожность при общении с незнакомыми животными.

8.Развивать умения соблюдать Правила дорожного движения; вести себя  в транспорте с правилами перевозки.

9.Развивать умения самостоятельно организовывать совместную деятельность с детьми в детском саду и на улице, соблюдая правила безопасного поведения.

10.Развивать умения действовать, осуществляя выбор стратегии поведения с позиции сохранения здоровья и человеческой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр (Социально - коммуникативное направление развития)

Социально- коммуникативное направление развития.ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по социально-коммуникативному, познавательному развитию «Огонь- друг, огонь- враг» с детьми среднего дошкольного возраста

Занятие о пожарной безопасности,о представлении труде пожарных,о формировании элементарных навыков в поведении при возникновении пожара.Дать понятие о том, что огонь может приносить пользу и вред....

Цифровой образовательный ресурс по социально-коммуникативному направлению развития ребенка

Данный вид ЦОР предусмотрен для обучения детей правилам пожарной безопасности....

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...