Учим стихи с удовольствием. Памятка для родителей.
консультация по теме

Носова София Сергеевна

В этой памятке собраны основные, не сложные советы родителям для того, чтобы облегчить, разнообразить процесс заучивания сихотворений с своими детьми. 

Памятка может быть издана в форме буклета или книги.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учим стихи с удовольствием.

Памятка для родителей.

Большинство из нас с ужасом вспоминает, что это была за пытка выучить стихотворение. Ходишь из угла в угол по комнате и механически повторяешь строку за строкой, а, проснувшись с ужасом, понимаешь, что запомнил в лучшем случае половину.

Если эта проблема касается и вашего ребенка, то эти советы для вас.

Важные советы:

  1. Для того чтобы стихотворение легко запоминалось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту ребенка. Не нужно заставлять четырехлетнюю кроху заучивать на потеху гостям отрывки из “Онегина”, лучше учить детскую классику: Михалкова, Барто, Чуковского.
  2. Желательно, чтобы стихотворение соответствовало темпераменту ребенка, было “сердцу ближе”. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным – размеренные, плавные
  3. Обязательно познакомьте ребенка с незнакомыми словами, расскажите об авторе стихотворения, рассмотрите иллюстрации и после выразительного прочтения приступите к заучиванию.
  4. Будет лучше, если стихотворение Вы сами будете знать наизусть.
  5. Помните, что ребенок не запомнит стихотворение с одного раза. Возвращайтесь к нему как можно чаще: перед сном, на прогулке, проснувшись утром и т. д. (не реже 2-3 раз в неделю)
  6. Чаще хвалите ребенка, даже за небольшие успехи в заучивании.
  7. Уберите все посторонние раздражители (телевизор, компьютер).
  8. Создайте ребёнку мотивацию для заучивания (в подарок кому-то, для утренника, для участия в мини- спектакле, в игре, предложите не заучивать стихотворение, а “фотографировать”).
  9. Учитывайте ведущий вид памяти вашего ребенка. Существует несколько методов заучивания стихотворений в зависимости от ведущего вида памяти вашего малыша.

Визуальный. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. Особенно необходима она тем, у кого ведущей является зрительная память.

Вам нужно нарисовать «картинный план»: построчно читайте стихотворение и на глазах ребенка изображайте (хотя бы схематично) то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. По этому чадо несколько раз воспроизведет стихотворение. Через некоторое время уберите опору, теперь ребенок будет воспроизводить строки, воспроизводя у себя в памяти нарисованные вами картинки.

Двигательный. Предложите ребенку взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматывайте» строчку за строчкой на «катушку» в олове. При повторе стихотворения размотайте катушку, потом снова намотайте. Затем пусть ребенок спрячет ручки вместе с клубочком за спинку и «наматывает понарошку». Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы. Тут основной принцип в том, что ребенку кинестетику (т. е. которому нужно не только посмотреть, но и потрогать) мы даем необходимую для запоминания опору – подкрепляем запоминание двигательным актом.

Слуховой. Этот метод применяется чаще всего, он оптимален для детей с одноименным ведущим видом памяти. Таким ребятам два вышеописанных метода даже мешают запоминать стихотворение. Сначала ребенок слушает взрослого, затем повторяет этот отрывок вместе со взрослым, потом повторяет один, а за ним – снова взрослый. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что ребенок опирается на сочетание двух или четырех строк, объединенных рифмой, то есть идет слухоречевая опора на рифму.

Малыш запомнит стихотворение легче, если Вы будете не только читать ему текст, но и использовать некоторые из предложенных приемов:

- Создайте с ребенком фильм (1 строчка стихотворения – 1 “кадр”, склеенные “кадры” – фильм, который можно показать и озвучить в сделанном своими руками “телевизоре”).

- “Моделирование”. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается схематическое изображение.

- “Коллаж”. Сюжет стихотворения изображается методом аппликации из картинок, вырезанных из ненужных газет, журналов, открыток.

- “Эмоциональные ассоциации”. Привязанность к окружающей ситуации, например, умывая ребенка, учим про водичку, играя в мяч, учим про мяч.

- Игра “Эхо”. Ребенок повторяет за взрослым прочитанную строчку стихотворения.

- “Театрализация”. Оживление героев стихотворения.

- “Расскажи стихотворение руками”. Ребенок запоминает стихотворения, используя жесты рук.

Со временем запас стихотворений в памяти ребенка будет увеличиваться, но постепенно некоторые из них будут частично забываться. Чтобы как можно дольше сохранить знания необходимо своевременное повторение ранее выученного. Так, закрепляясь в памяти ребенка, необходимые знания будут формировать его интеллектуальный багаж.

Удачи!