Поведение ребёнка – показатель его воспитанности.
консультация на тему

Агений Любовь Сергеевна

Развитие личности ребёнка дошкольного возраста  в процессе социализаций в человеческом обществе и нравственного воспитания всегда был в центре внимания педагогов. Процесс духовно-нравственного воспитании осуществляется в воспитание  у детей чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и других качеств, способных  придать высший смысл делам  и мыслям человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povedenie_rebyonka-_pokazatel_ego_vospitannosti.docx16.26 КБ

Предварительный просмотр:

Поведение ребёнка – показатель его воспитанности.

Воспитанность человека заключается в его духовности, в гармонии, в нравственных качеств, в душевной тонкости и способности, и самоконтролю, в ответственности и в чувстве долга перед обществом. Все эти качества проявляются, в общениях с людьми, культуре поведения.

Культура поведения в своей основе имеет глубоко социально нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества

Хочешь, чтобы уважали тебя - уважай других, веди себя так, чтобы не вызывать у людей осуждения, неприятности.

Истинная культура поведения – органическая единство внутренней и внешней культуры человека, умение найти правильную линию поведения и в нестандартной не регламентированной правилами ситуаций.

Уже в дошкольном возрасте у ребёнка следует вырабатывать такие навыки и привычки, которые положили бы начало дальнейшему совершенствованию личности, общему развитию и воспитанности. Л. С. Макаренко указывал на то, что «Культурное воспитание ребёнка должно начинаться очень рано, когда ребёнку ещё далеко до грамотности, когда он только, что начинает хорошо видеть, слышать и кое-как говорить,»

Перед педагогом и родителями стоят следующие задачи в формирование у детей нравственного поведения

-с первых дней жизни ребёнок воспитывать разнообразные положительные привычки, помогающие ему, нормально расти и развиваться и организующие его поведение

- формировать у детей культуру поведения, воспитывать их дома, в детском саду, на улице, в общественных местах, соблюдая общепринятые нормы

-учить уважительно, относиться к окружающим, считаться с их делами, интересами, удобствами

-воспитывать коллективные навыки и культуру общения со взрослыми и сверстниками, выражающиеся в общительности, вежливости, предупредительности, сдержанности, деликатности, скромности, чуткости, умении считаться с интересами большинства

-воспитывать культуру речи, т.е. умение вежливо разговаривать, обращаться к взрослым на «вы», по имени и отчеству, говорить с четкой дикцией, приветливо и без лишней жестикуляции

-воспитывать культуру деятельности (умение обращаться с игрушками, книгами, пособиями, личными вещами, имуществом детского сада, готовиться к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять, и заканчивать её, уметь договариваться с детьми, соблюдать общий замысел, действовать соответственно правилам и т.д.)

-вырабатывать у ребёнка элементарные навыки организации своего свободного времени в соответствии с установленным распорядком жизни в детском саду и в семье

-формировать у ребёнка разумные потребности и воспитывать чувство долга

Воспитанность не образуется сама по себе, как полагают некоторые родители, само определение «воспитанность» говорит о том, что это результат долгой и упорной шлифовки человека и в результате правильного его воспитания. К сожалению, много родителей, которые считают, что воспитание культуры поведения и навыков общения с людьми, вежливости, сдержанности, приходят само собой с годами и это удел взрослых и поэтому говорят: «Всё пройдёт с возрастом, а пока, что с него возьмёшь»

А ребёнок тем временем растёт, не зная элементарных доступных норм приличия. Заботясь о гармоничном развитие ребёнка, необходимо иметь в виду, не только его физическое и нравственное здоровье, эстетическое и интеллектуальное развитие. Это мало. Надо учить его и внешним формам выражения воспитанности. Если своевременно не научить ребёнка, как вести себя, он невольно начнёт поступать не так как принято и ненужно.

Многосторонне влияние родителей на формирующуюся личность ребёнка.

Недаром говорят: дети – зеркало родителей, их привычки, жесты, способы общения, ребёнок начинает перенимать тогда, когда он ещё не способен оценивать, насколько они красивы и нравственны. Вот почему так важно взрослым критически посмотреть, как они ведут себя, как говорят, как общаются друг с другом и что может перенять от них ребёнок. Нельзя научить ребёнка поступать правильно без моральной оценки собственных поступков. Но нравственное развитие происходит правильно лишь тогда. Когда взрослые принимают во внимание возрастные возможности детей.

Ребёнок в раннем детстве уже способен усваивать элементы нравственного поведения в простейших правилах общения с окружающем.                               В 2-3 года ребёнок уже способен проявлять элементарные чувства отзывчивости, симпатия, уважения к членам семьи и сверстникам.

В 3-4 года ребёнок уже понимает несложные формы организованного поведения: не разговаривать громко, не толкать прохожих.

В 5 лет ребёнок может оценивать свои и чужие поступки. Он может рассуждать о своём поведение, как он поступил.

В 6-7 лет у детей проявляется ещё более высокая осознанность поступков. В этот период особенно важно формировать у них критическое отношение к тому, что недозволенно. Использовать ситуации, когда ребёнок может дать оценку собственным действиям.

В период старшего дошкольного возраста, когда понятие «можно», «нельзя», «хорошо» и «плохо» воспринимаются осмысленно, необходимо добиваться, чтобы ребёнок придерживался основных правил поведения, как в присутствие взрослых, так и в их отсутствии. Это важно потому, что ребёнок пойдёт в школу, он будет самостоятельно общаться с взрослыми и сверстниками на уроках и в повседневной жизни, и какие нравственные установки он будет соблюдать, зависит от его воспитанности.

(Материал взят из Л.Ф.Островской «Беседы с        родителями о нравственном воспитании дошкольника»).