«Речевая воспитанность, как один из признаков культурного поведения ребёнка»
консультация по теме

Елисеева Ольга Сергеевна

 

Консультация для родителей на тему: «Речевая воспитанность, как один из признаков культурного поведения ребёнка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_vospitannost.docx17.4 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «Речевая воспитанность, как один из признаков культурного поведения ребёнка»

Среди задач нравственного воспитания, стоящих перед взрослыми, можно выделить: воспитание культуры речи, т.е. умение вежливо разговаривать, обращаться к взрослым на «вы», по имени и отчеству, приветливо и без лишней жестикуляции. Известно, что дошкольный возраст – период интенсивного овладения ребёнком родной речью. Уже к трём годам в активном словаре малыша 1000 – 1500 слов. Подавляющее большинство детей в этом возрасте свободно владеют родной речью. Однако, культура речевого поведения (речевой этикет) не привлекает достаточного внимания родителей и семьи в целом. Как, например, ребёнку обратиться к взрослому? В каких случаях говорить «вы», а в каких «ты»? Какие выражения употреблять, когда надо попросить о чём – либо, или если совершил неловкий поступок. Эти и многие другие элементы речевой воспитанности составляют часть общего языкового развития ребёнка. Ребёнок развивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета.

Необходимо помнить, что мы, взрослые, воспитываем детей в каждый момент жизни. Как мы разговариваем с людьми, как радуемся, или печалимся, как смеемся, или читаем – всё это имеет для ребёнка большое значение. Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из обихода бранные слова. Понаблюдайте, как разговаривают дети между собой в детском саду, на улице, в гостях… Без труда можно заметить таких, кто не говорит, а кричит, безусловно подражая кому – то из взрослых. Мы спешим отметить дурное поведение ребёнка, а ведь он, ещё только постигающий «что такое хорошо, а что такое плохо». Ребёнок так нуждается в одобрении, в образцах правильной, вежливой речи.

Среди детей распространено употребление имён собственных в пренебрежительной форме: Анька, Колька, Сашка. А ведь мы зачастую сами подаём ребёнку пример такого обращения, когда говорим о своих знакомых.

Выражения «доброе утро», «спокойной ночи» являются неотъемлемыми составными частями речевого этикета ребёнка, как и слова «здравствуйте», «до свидания», произносимые приветливо, с улыбкой. Ведь мимика и жесты имеют большее значение, чем само содержание высказывания. Так, сердито произнесённое приветствие может быть воспринято как выражение неприязни. Неплохо приучать здороваться ребёнка при посещении почты, парикмахерской, больницы. А поступаете ли вы так сами? Слова приветствия настраивают обе стороны на дружелюбный лад. К сожалению, часто дети употребляют заменители выражений: «здорово», «чао», «будь», «пока»… Если раньше эти выражения были распространены среди подростков, то сейчас уже среди дошкольников. Да и сами взрослые, периодически, используют эти выражения.

Пожалуй, нет ни одного ребёнка – дошкольника, который не знает «волшебные слова». Но все ли ими пользуются? Нужно постоянно напоминать о волшебной силе слов «пожалуйста», «спасибо», «извините».

Иногда взрослые терпеливо относятся к тому, что их уже повзрослевший пятилетний сын, разговаривая с кем – либо из взрослых, не проявляет должной приветливости, цедит сквозь зубы, опускает голову, смотрит в сторону, отвечает на вопросы односложными «ага», «не – а – а». Завтрашний первоклассник не отвечает на обращение взрослого, молча улыбается. Мама объясняет это тем, что её сын очень застенчив. Не ошибается ли она? Её сын свободно общается с другими детьми, вежливо разговаривает с воспитателями, бойко отвечает на занятиях, а при общении с малознакомыми людьми «стесняется». И наоборот, пятилетняя девочка развязна в разговоре, забивает речевой активностью своих товарищей, поторопится сама выговориться, не умея вслушиваться в разговор других. Мама считает: «Хорошо, что девочка ведёт себя с собеседником раскованно». Важно отличать развязность от непринуждённости, застенчивость от неумения держать себя во время разговора. Необходимо чутко относиться к слову ребёнка, поддерживать его стремление вступать в разговор со взрослыми, при необходимости управлять его поведением: постараться предать разговору такой характер, при котором робкий ребёнок чувствовал бы себя раскованно, а развязный  более сдержанно. Здесь будет иметь значение ваш тон (мягкий или несколько официальный), и выражение лица (одобряющее или призывающее к сдержанности), и жест (располагающий к беседе или молчанию).

Культурный человек умеет не только говорить, но и слушать собеседника.

Речевая сдержанность – один из признаков речевой воспитанности. Как часто недостаёт этой способности нашим детям. На практике мы не раз сталкиваемся с тем, что добиваясь от детей высокой речевой активности, забываем о воспитании у них умения молча выслушивать других, вникая в смысл сказанного. Дети – говоруны,  привыкшие к излишнему вниманию взрослых, становятся неукротимыми в своей говорливости. Для них главное – выговориться самим, а выслушивать другого они не умеют. Сколько трудностей в связи с этим сначала у воспитателя, затем в школе: дети не умеют молчать когда надо, вникать в смысл распоряжений старших, не слышат их указаний, перебивают разговор взрослых, в общественных местах громко разговаривают и все разом, стараясь перекричать друг друга. Требуя от ребёнка, чтобы он не перебивал говорящего, полезно ему напоминать: «Сначала послушай, что говорят другие, а потом говорить будешь ты». Можно прибегнуть к известной пословице: «Слово – серебро, молчание – золото». Объясните ребёнку её смысл, и он станет реагировать на неё, как на условный сигнал, понятный вам обоим, а ваше замечание не будет казаться обидным.

Разъясните ребёнку, что говорить и рассуждать надо о том, что знаешь. Пусть пословица: «Лишнее говорить, только делу вредить», усвоенная ребёнком, станет правилом для него и поможет удержаться от пустословия.

Воспитание живого и тактичного собеседника – одна из задач, которая должна решаться на протяжении всего дошкольного детства.

Дети должны знать доступные для их возраста правила речевого этикета, помогающие им овладеть культурой речевого общения:

  • если к тебе обратились с вопросом – отвечай вежливо, полным ответом, достаточно громко (но не кричи), чтобы всем было понятно;
  • здоровайся при встрече с друзьями, знакомыми;
  • слово «здравствуйте» произноси доброжелательно и с улыбкой;
  • взрослых называй на «вы»;
  • умей выслушивать других;
  • уходя, не забывай прощаться;
  • помни о «волшебных словах»;
  • не перебивай разговор взрослых, если тебе необходимо что – то   сказать, то произнеси: «Извините, пожалуйста…»;
  • в разговоре с товарищами проявляй сдержанность, не кричи;
  • вежливо разговаривай с мамой, папой, бабушкой, дедушкой, со старшими, не дерзи и не обращайся к ним капризным тоном;
  • умей молчать, когда это необходимо (на занятиях, во время разговора или отдыха взрослых, когда спит маленькая сестричка или братик).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Поощрение – один из методов воспитания положительного поведения ребёнка".

Правильно применяемые поощрения закрепляют положительные способы поведения. Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к поощрениям. Особенно важно поощрять ребенка тогда, когда он сам понимает хара...

Формирование у дошкольников правил культурного поведения ребёнка во время приёма пищи.

Методическая разработка совместного мероприятия с родителями воспитаников (с использованием новых форм и методов в интерактивном режиме)....

Речевая сдержанность — один из признаков культуры общения

Важно уметь отличать развязность от непринужденности, застенчивость от неумения себя держать во время разговора. Это противоположные по своему характеру проявления. Надо быть чутким к слову ребенка, п...

Конспект родительского собрания: « Как обучить ребёнка правилам культурного поведения за столом»

Поведение-это прежде всего комплекс определенных установок, норм, критерий, правил, приводящих к определенному результату.Поведение- это , прежде всего, эталон, действие и даже пример на который можно...

Профилактика агрессивного поведения ребёнка средствами социально-культурной деятельности

Методическая разработка "Профилактика агрессивного поведения ребёнка средствами социально-культурной деятельности"...

Памятка для родителей "Что нужно делать, чтобы привить ребёнку навыки культурного поведения?"

Помните, что поведение-это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого! Вежливость - не роскошь. Это необходимость повседневной жизни воспитанного человека....