АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ. ВСЕГДА ЛИ ЧЕМ РАНЬШЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ?
статья по теме

Волкова Галина Валерьевна

Данная статья посвящена проблемам обучению английскому языку младших дошкольников. В каком возрасте лучше начинать заниматься с малышом иностранным языком? Какова оптимальная продолжительность занятия? Как добиться максимальной эффективности занятий и всегда ли они приносят пользу ребенку? Автор предлагает ответы на эти вопросы и излагает свою точку зрения на положительные и отрицательные стороны занятий английским языком с малышами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon angliyskiy_bez_riska.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

                        

АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ. ВСЕГДА ЛИ ЧЕМ РАНЬШЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ?

Когда я работала в детском центре и знакомилась с родителями своих маленьких учеников, каждый раз спрашивала:

« Для чего вашему ребенку нужны занятия английским языком?» Думаю, что внезапное появление королевы Елизаветы меньше бы удивило взрослых, чем этот вопрос. Становилось ясно, что прежде они его себе не задавали. Нужно и все! Полезно, пригодится, чем раньше, тем лучше - я коллекционировала ответы. Бесспорно, свободное владение иностранным языком – весьма полезное умение для ВЗРОСЛОГО человека, зачастую открывающее дорогу к интересной и престижной работе. Как часто не в силах преодолеть языковой барьер, мы с горечью переживали: «О чем же я раньше думал! Надо было язык учить!» Наверное, именно эти мысли не дают нам, взрослым, покоя, и мы стараемся приобщить своих детей к иностранным языкам как можно раньше. Не секрет, что многие группы набирают детей в два-три года, а в четыре-пять уже учат буквы или знаки транскрипции. Словно забывая, что обучают очень МАЛЕНЬКИХ детей.

Ну, что ж, спрос рождает предложение…

И как-то остается без внимания, что использовать на практике полученные знания малыш не сможет еще несколько лет, по крайней мере, до поступления в школу. (Конечно, я имею ввиду «среднестатистического» ребенка, не выезжающего каждый год на несколько месяцев в страну изучаемого языка. Дети из «смешанных» семей, где один из родителей является носителем изучаемого языка – тоже особый случай.) А теперь подумайте, насколько серьезно Вы бы отнеслись к предложению изучать, скажем, высшую математику, зная, что она понадобится Вам примерно лет через двадцать (это приблизительно соответствует детскому восприятию наших слов «через год-два», ведь ребенок 4-5 лет живет сегодняшним моментом, для него и завтрашний день – невообразимо далекое будущее), а может, и вовсе не будет нужна. Ведь часто возникает и такая ситуация: когда вашему малышу исполняется шесть лет и приходит время идти в первый класс, Вы, проведя маркетинг близлежащих школ, вдруг обнаруживаете среди них прекрасную немецкую гимназию и решаете отдать свое чадо именно туда. Не пожалеете ли Вы тогда о потраченных силах, времени и средствах на изучение английского? Не возникнет ли в голове у малыша путаница?  

Большинство родителей твердо убеждены, что, ранний старт в обучении языку обеспечивает надежный фундамент, на который прочно улягутся знания, полученные в школе. Так ли это? Увы, получить данные о взаимосвязи дошкольных занятий английским языком с успеваемостью по этому предмету в школе достаточно сложно. Могу только сказать, что мне приходилось заниматься со школьниками, которые учили английский с 5–6 лет и не могли самостоятельно справиться со школьной программой, и приходилось видеть отличников, которые впервые познакомились с английскими словами в начальной школе. Еще мне приходилось ужасаться тому произношению, которое прочно закреплялось на протяжении двух-трех лет хождения в какую-нибудь группу детского садика «с английским уклоном». Дерево (tree) внезапно превращалось в цифру «три» (three), виноградная лоза (vine) в вино (wine) а три маленьких котенка, потерявших рукавички, почему-то обретали при этом свободу! (Three little kittens – free little kittens.) Честно скажу, и, наверное, большинство учителей согласится со мной – легче научить с “нуля”, чем переучивать!.

Значит ли это, что иностранный язык и малыши дошкольного возраста – абсолютно несовместимые понятия? Конечно, нет!  Просто прежде, чем отвести своего крошку в группу или на индивидуальные занятия, например, английским языком, Вы должны хорошо понимать, во-первых, для чего это нужно Вашему ребенку, во-вторых, какой результат Вы ожидаете получить и, самое главное, ясно представлять те трудности, которые ожидают Вашего малыша на пути знакомства с чужим языком. Цель, безусловно, определяете вы сами. По поводу результата - хочется сразу предостеречь от излишнего максимализма. Не стоит ожидать, что посещая получасовые занятия два раза в неделю, ваш сын или дочка начнут «свободно разговаривать». (Раз в год в нашем детском центре обязательно появлялся хотя бы один такой особо нетерпеливый родитель. И мне приходилось разочаровывать его, объясняя, что свободное овладение языком для дошкольника возможно только при условии постоянного пребывания в языковой среде, другими словами, для этого нужно отправиться в Англию или Америку.) И, наконец, ТРУДНОСТИ! Откуда они берутся?

Процесс обучения младших и старших дошкольников иностранному языку достаточно своеобразен. Он в корне отличается от обучения, скажем, чтению или математике, логике или развивающих занятий с психологом. Почему? Отвечая на этот вопрос, мы одновременно определяем проблемные зоны, с которыми приходится сталкиваться всем участникам процесса обучения - преподавателю иностранного языка, детям и родителям.

 Отсутствие естественной потребности ребенка в изучении иностранного языка приводит к полному отсутствию внутренней мотивации – т.е. желанию учиться. (Говоря о естественных потребностях, я имею ввиду вот что: развитие двигательной активности на протяжении первых пяти лет жизни ведет к естественному стремлению малыша расширять границы своих возможностей. Занятия танцами или детским фитнесом отвечают желанию малыша двигаться как можно больше и лучше. Развитие воображения, внимания, мышления позволяют ребенку овладеть рисованием, начать с увлечением пересчитывать предметы окружающего мира. Занятия живописью, развитием речи, математикой или логикой, лишь помогают совершенствовать способности, без которых невозможно обойтись ребенку дошкольного возраста и появление которых как бы предопределено развитием основных психических функций малыша.)  Совсем иное дело – иностранный язык. Взявшись обучать ему ребенка, мы не просто совершенствуем уже имеющиеся навыки, мы создаем абсолютно новые. И тут же наталкиваемся на следующее препятствие. А ГДЕ ПРИМЕНЯТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ? Если крошка выучил русские буквы – он с удовольствием прочитает вывеску на улице, поищет новых знакомых в старой любимой книжке. А что делать с английскими словами? Отсутствие естественной возможности повсеместно применять накопленные знания опять же ведет к снижению мотивации. И кроме того, выученные слова и фразы легко забываются, так как не являются элементами естественной языковой среды, не закрепляются в повседневном общении. Вот почему после летнего перерыва дети часто просто теряют полученные за год запасы знаний.

Возрастные особенности добавляют трудностей в нашу копилку. Дети 4 –5 лет не способны концентрировать внимание более 15 – 20 минут. Поэтому, выбирая группу иностранного языка для своих малышей, сразу отметайте предложения часовых занятий. Полчаса – это оптимальная продолжительность «урока», которую можно увеличить до сорока минут к шестилетнему возрасту.  

Часто родители дошколят спрашивают, стоит ли отдать предпочтение индивидуальным занятиям или водить ребенка в группу? Можно привести много аргументов в пользу и того и другого вида обучения. Конечно, занимаясь с преподавателем «один на один» малыш получает максимум внимания, наиболее эффективно использует все время «урока», не отвлекаясь ни на что другое. В то же время в групповых занятиях можно наблюдать так называемый «эффект заражения», когда увлеченность и энтузиазм одного ребенка передается другим, а преподавателю гораздо легче использовать коллективные игры, танцы, веселую зарядку, чтобы облегчить запоминание лексики. Что же выбрать? На мой взгляд, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Бывает, что даже пятилетнему трудно работать в группе, но он охотно идет на контакт «глаза в глаза». Случается и наоборот, ребенок легче воспринимает новую информацию только в «коллективе единомышленников». В данном случае должен решать родитель, знающий характер своего ребенка, не помешает, конечно, и совет профессионала психолога.

Еще один специалист, чье мнение должно обязательно учитываться перед началом занятий иностранным языком, это логопед. При приеме в специализированную школу с углубленным изучением иностранного языка обязательно собеседование с логопедом, не прошедшим его - в приеме отказывают. Родители дошкольников же часто вообще не считают нужным обращать внимание на логопедические проблемы своих малышей, считая, что английский изучать полезнее, а по-русски ребенок научится говорить сам собой. Это очень опасное заблуждение! В английском и русском языках многие звуки произносятся совсем по-разному. Если ребенок, у которого не встали еще на место русские звуки будет стараться произносить правильно английские – он рискует приобрести навсегда свистящую межзубную «с», горловое «р», и т.д., в общем, оказаться в ситуации «английский не выучит, и русский забудет». Если же ваш преподаватель английского совсем не обращает внимание на фонетику, поступая по принципу, как слышит малыш, так и говорит, будьте уверены – в школе придется исправлять произношение, а заодно бороться с бесчисленным количеством ошибок на письме.

        Если же Ваш малыш уже разговаривает четко и ясно, вы уверены, что в первом классе он продолжит изучение выбранного Вами языка и хотите приступить к занятиям до школы, на что следует обратить внимание? Какие занятия принесут максимальную пользу?

Во-первых, занятия должны быть РЕГУЛЯРНЫМИ и ПОСТОЯННЫМИ. В идеале, всю полученную лексику хорошо бы закреплять дома с помощью игр, аудио и видеокурсов. Имейте ввиду, что если Ваш ребенок начал заниматься языком в четыре года, а в пять прекратил – к шести он забудет все, чему научился.  Во-вторых, занятия в устной форме гораздо предпочтительнее знакомству с буквами и значками транскрипции. Возрасту младших дошкольников соответствует сензитивный период развития восприятия, а возрасту старших -  памяти, поэтому дети 4-5 лет больше восприимчивы к устной речи, чем к письменной. Так что английский алфавит может спокойно подождать до первого класса. Слова, стишки и песенки Ваш малыш лучше запомнит на слух. Буквы же окажутся ненужной, лишней информацией. Тем более, что часто в пять-шесть лет детей учат читать и писать на родном языке, чтобы подготовить к школе. Поверьте, овладеть сразу двумя алфавитами - непосильная задача для малыша.

        Чему же тогда учить и как? Да всему, что нас окружает, и что ваш кроха уже хорошо усвоил на родном языке: животные, цвета, овощи и фрукты, игрушки, времена года. Все это можно назвать по-английски, спеть об этом забавную песенку или разыграть мини-спектакль.

И родители, и преподаватели знают, что обучение должно вестись в игровой форме. Так как игра является основным видом деятельности дошкольников. Только часто взрослые совсем иначе, чем дети представляют себе эту игру. Давно заезженный трюк с героем-инопланетя-нином, неизвестно откуда и зачем появляющимся на уроке, не в силах прикрыть скучную зубрежку. После первых минут любопытства, которое вызывает появление нового персонажа, дети, как правило, утрачивают к нему интерес, а заодно и к самим занятиям. Если вспомнить, что у ребенка по вполне объективным причинам отсутствует внутренняя мотивация к изучению иностранному языку, на первом плане для преподавателя оказываются задачи  ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ, УДЕРЖАТЬ ВНИМАНИЕ, СОЗДАТЬ УСТОЙЧИВУЮ МОТИВАЦИЮ.

Поэтому играть нужно по-настоящему, а не претворяться, что играешь. Талантливый педагог

может легко подать новый языковой материал в реальной игре, будь то известная нам с детства игра «съедобное-несъедобное» или придуманная им самим «ходилка» с фишками и игровой дорожкой с изображениями пройденных слов. На уроках должно быть как можно больше предметов (игрушечных или настоящих), чтобы дети могли их потрогать, повертеть в руках.

Это позволяет приблизить процесс изучения языка к естественному. (Ребенок видит предмет – мама называет его, малыш запоминает слово.) Совсем идеальной является ситуация, когда на занятиях создается эффект погружения в языковую среду. Конечно, преподаватель не может изображать носителя языка, не понимающего ни слова по-русски, ведь детям на первых порах все равно потребуется переводчик. Роль англоговорящего персонажа может успешно выполнять мягкая игрушка или игрушка «на руку» для кукольного театра. Мне на уроке, например, помогали кошка Элис, мышонок Тим и пес Питер. Все они – появились на свет в Лондоне, и были подарены мне моей знакомой английской девочкой Энн. Русский язык игрушки пока не выучили. Но им ужасно хочелось играть с детьми! И как показывает опыт – детям тоже, ради игры малыши незаметно преодолевали такой сложный для взрослых языковой барьер. Постепенно малыши с удовольствием начинали озвучивать моих персонажей сами. Действуя от лица героя, ребенок с удовольствием выполняет даже не очень привлекательные для него (ребенка) действия. Кроме того, перевоплощение позволяет решить такие проблемы как трудности в общении, стеснительность, слабое развитие эмоциональной сферы ребенка.

Сохранение двигательной активности на протяжении всего урока и смена видов деятельности – еще одно непременное условие занятий иностранным языком с маленькими детьми. Мы играем, прыгаем, ползаем и бегаем. А еще мы танцуем и делаем зарядку. Поэтому урок английского языка становится увлекательнейшим занятием. Иногда можно кричать, хлопать в ладоши, стучать ногами и даже показывать язык. Потому, что обучение дошкольников иностранному языку и эмоции – неразделимые, на мой взгляд, понятия.

Таким образом, только при условии, что Ваш ребенок с удовольствием занимается английским языком, успешно запоминает слова и фразы, постепенно учится управлять такими непослушными английскими звуками, можно считать занятия иностранным языком в 4-6 лет полезными и нужными. Какую же пользу они принесут в ближайшем и отдаленном будущем? Кроме положительных эмоций, которые ваш малыш получает уже сегодня, такие занятия позволяют сформировать у детей интерес к изучению иностранного языка. Поверьте, это очень важно. К сожалению, в наши дни дети, перегруженные различными кружками и занятиями чуть ли не с пеленок, к школе окончательно утрачивают всякое желание учиться. Если Вам и Вашему преподавателю удастся создать устойчивую мотивацию к овладению английским языком, не важно, сколь обширными будут полученные знания, ребенок с легкостью продолжит совершенствовать их в школе. Раннее обучение иностранному языку (не забудьте, только при условии, что ребенок уже овладел родной речью, т.е. четко и ясно выговаривает все звуки русского языка) способствует развитию фонетико-фонематического слуха, что является залогом и правильного произношения, и грамотного письма. Конечно же, занятия английским развивают память и внимание, учат ребенка живому общению со сверстниками и взрослыми.

То есть дети получают универсальные навыки, которые смогут применять в различных ситуациях на протяжении всей жизни.

         Завершая разговор на такую непростую тему, хочется еще раз подчеркнуть, что обучение маленьких детей – колоссальный труд, требующий усилий и со стороны преподавателя, и от родителей, а в первую очередь, от ребенка. Учитывая огромные объемы информации, которые помимо нашей воли обрушивает современный мир на малышей, подумайте, прежде, чем приступить к занятиям иностранным языком, готов ли Ваш ребенок к дополнительной нагрузке, справится ли с новыми знаниями? Все-таки, детство – это не период подготовки к школе, а ребенок – не компьютер, который нужно загрузить информацией по самую макушку, причем, чем раньше, тем лучше. Наверное, стоит обратиться к мудрой английской пословице: «A stitch in time saves nine». (Один стежок, сделанный вовремя, стоит девяти.) Выбирать же, когда наступит это время – предстоит Вам и Вашему ребенку. Постарайтесь сделать правильный выбор!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Английский для малышей. Конспект занятия с детими младшего дошкольного возраста. "OUR FUNNY TRIP TO THE MEADOW\'

Данный конспект был составлен с учетом возрастных особенностей детей средней группы ДОУ. В занятии предусмотрены простые задания в игровой форме, направленные на рвзвитие лексических единиц, творчески...

Перспективное планирование к УМК Шишковой и Вербовской "Английский для малышей"

Предлагаю составленное мною перспективное планирование по УМК Шишковой и Вербовской "Английский для малышей" на 1 учебный год. Предполагается  использовать для подготовительных групп, рассч...

Родителям об учебнике английского языка "Английский для малышей" под редакцией Н.А.Бонк.

Данная статья об  учебнике английского языка "Английский для малышей" под редакцией Н.А.Бонк. В ней освещены такие темы как изучение английского языка детьми при помощи родителей,фонетической спе...

Рабочая программа кружка по английскому языку для детей 5-6 лет "Английский для малышей"

Кружок "Английский для малышей" предназначен для детей 5-6 лет. Весь материал преподносится в легкой игровой форме, доступной детям....

Английский для малышей. стихи на запоминание английских слов

Делюсь с вами, накопленным материалом для занятий по английскому языку с детьми дошкольного возраста. В магазине нашла интереснейшее пособие, в котором даны стихотворения для запоминания английских сл...

Программа дополнительного образования по обучению дошкольников английскому языку "Английский для малышей"

Программа расчитана на один год реализации, возраст детей 6-7 лет (подготовительгная группа)...

Дополнительная общеобразовательная программа обучения английскому языку «Английский для малышей»

Дополнительная общеобразовательная программа обучения английскому языку "Английский для малышей"...