Консульация "Использование тематической картотеки подвижных игр в организации прогулок"
консультация на тему

Головина Анна Александровна

Консультация для родителей и педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование тематической  картотеки подвижных игр в организации прогулок

Основным средством, улучшающим функционирование всех систем организма, является организованная деятельность. Один из её видов – подвижные игры, которые нормализуют нервные процессы, развивают внимание, память, способствуют проявлению инициативы, формируют волевые качества, учат ориентироваться во времени и пространстве, укрепляют сердечнососудистую и дыхательную системы, активизируют обмен веществ, развивают двигательный аппарат, т. е. являются важнейшим средством физического воспитания.

Игры для детей дошкольного возраста – средство социальной и физиологической адаптации. Они должны вызывать у них живой интерес, развивать смекалку и сообразительность. Игры необходимы для адаптации к возрастающим физиологическим нагрузкам организма ребёнка.

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Она относится к проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны творческие, активные двигательные действия, мотивированные правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими) и направляются, в условиях изменяющейся игровой обстановки, на преодоление различных трудностей по пути к достижению поставленной цели, требуют сформированности определённых физических качеств.

Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, - одно из проявлений воли к жизни – усиливают мозговые импульсы, которые в свою очередь стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы.

Проведение подвижных игр на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из важных задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребёнка. При проведении подвижной игры на открытом воздухе имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребёнка.

При подборе игр учитывается характер предшествующей деятельности. Так, после занятий по развитию речи, рисованию, лепке целесообразно организовать более активные игры. Однако после деятельности, потребовавшей от детей сосредоточенного внимания, не рекомендуется разучивать новые игровые правила.

Не исключаются подвижные игры и в дни, когда дети занимаются музыкой и физкультурой, но в этом случае игры подбирают с менее активными действиями и проводят их не в начале, в середине прогулки. Все эти игры организуются и проводятся, как правило, под непосредственным педагогическим руководством.

Подвижная игра стимулирует активную двигательную деятельность детей. Не значительная усталость, вызываемая участием в таких играх, полезна: систематически повторяясь, она способствует приспособлению организма к повышенной физической нагрузке, увеличению работоспособности.

Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка при его активной помощи. Благодаря играм обыденное становится необычным, а потому особенно привлекательным. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме. Игра – естественный спутник жизни ребёнка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребёнка – неуёмной потребности его в жизнерадостных движениях.

Важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъём. Именно, благодаря этому замечательному свойству, подвижные игры, особенно с элементами соревнования, больше, чем другие формы физической культуры, адекватны потребностям растущего организма в движении. Подвижные игры способствуют всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию детей, воспитанию у них морально волевых качеств и прикладных навыков, координации движений, ловкости, меткости, развитию чувства коллективизма, дисциплинированности и других важных качеств. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. В игре происходит: формирование дружного детского коллектива, самостоятельности, положительного отношения к труду, становление личности ребенка, формирование здоровья.

В рамках проекта «Движение + движение = жизнь» в нашей группе была подобрана картотека подвижных игр на прогулке.

При выборе игр необходимо учитывать особенности детей данной группы, их интересы и подготовленность. А также принимать во внимание время года, состояние погоды, температуру воздуха. Так, намечая игры в зимнее время, воспитатель должен выбирать такие, в которых активно участвуют все дети. Поочередное участие детей в игре приводит к тому, что ожидающие зябнут и теряют интерес к игре. Движения в зимних играх должны чередоваться с отдыхом, чтобы избежать перегрева детей и возможного последующего охлаждения. В жаркую погоду даются игры более спокойные, меньшей подвижности. Подбирая игры, воспитатель учитывает также и сезонность.

Важно не только правильно подобрать игру, но и провести её таким образом, чтобы она принесла пользу как в отношении укрепления здоровья детей, так и в отношении приобретения ими положительных навыков и качеств. Организуя игру, воспитатель заботится о том, чтобы были соблюдены основные гигиенические требования.

Перед проведением игры необходимо создать у детей интерес к игре, особенно в группе малышей. Заинтересованность детей поможет лучшему усвоению правил игры, более четкому выполнению движений, создает эмоциональный подъем. Подвести детей к игре можно путем вопросов или при помощи показа игрушки, картинки. Можно заранее рассказать детям сказку или прочитать стихи на соответствующую тему, показать им предметы или явления, которые встречаются в игре.

После того как дети соберутся для игры, воспитатель сообщает название игры и рассказывает её содержание. При объяснении игры воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все дети.

Изложение содержания игры, объяснение её правил должны быть краткими, четкими, надо рассказывать самое главное. Правильный показ действий в сочетании с объяснением имеет важное значение для улучшения качества выполнения движений детьми. Существенным условием при формировании двигательных навыков является предварительное представление о движении - словесное или наглядное.

В процессе игры взрослый следит как за поведением всей группы в целом, так и за отдельными детьми. Своим бодрым тоном, живым интересом к игре он поддерживает у детей во время игры радостное настроение, поощряет проявление детьми решительности, ловкости, находчивости, инициативы. Вместе с тем воспитатель следит, чтобы дети не переутомлялись. Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает у детей интерес, придает игре живость, делает её эмоциональнее. Участие воспитателя в игре зависит от характера самой игры, от состава группы и возраста детей, от их поведения во время игры. Чем меньше возраст играющих, тем активнее воспитатель. Воспитатель младшей группы играет наравне с детьми или выполняет главную роль. При этом одновременно руководит игрой, подает сигналы, следит за выполнением детьми правил. В средней и особенно в старшей группе воспитатель только вначале сам исполняет главную роль, а затем передает её детям, постепенно приучая к самостоятельному проведению игры в небольшом коллективе.

При проведении игры нужно следить за тем, чтобы дети долго не бездействовали, так как у них может пропасть интерес к игре и они не получат достаточной физиологической нагрузки. Во всех группах детям даются игры, сопровождающиеся текстом. Воспитатель должен выразительно прочесть текст и довести смысл его до сознания детей. При разучивании текста с детьми воспитатель следит, чтобы дети произносили выразительно и не слишком громко.

Особенное внимание следует уделять выполнению детьми правил. Правила имеют большое воспитательное значение. Правила - это определённые требования, которые должны выполняться всеми играющими. Не нарушая эмоциональности и непринуждённости игры, правила ограничивают определёнными рамками поведение играющих. Подчинение правилам воспитывает в ребёнке волю, выдержку, умение сознательно управлять своими движениями, затормаживать их. Правила в игре должны соответствовать возрасту детей: чем меньше возраст ребёнка, тем проще должны быть правила. Правила должны способствовать выработке у детей положительных качеств.

Очень важным моментом при проведении игры является распределение ролей. Роль, выполняемая в той или иной игре, определяет поведение ребёнка, которое должно соответствовать действиям изображаемого персонажа. Выделить детей на ответственные роли можно различными приёмами: воспитатель сам поручает ребёнку какую-нибудь роль, выделяет с помощью считалки, или ребёнок, выполнявший роль водящего, выбирает на эту роль себе заместителя.

При проведении игры следует следить за тем, чтобы дети не переутомлялись, чтобы не было излишней нагрузки на сердечно-сосудистую систему, которая выражается в том, что лица детей краснеют, дыхание сильно учащается, появляется покашливание; у некоторых детей утомление, наоборот, выражается в бледности лица. Средняя продолжительность игры 5-6 мин. в младшей группе, 6-8 мин. - в средней и 8-10 мин. - в старшей. Общая продолжительность игры считается с того момента, как дети собрались на игру и воспитатель начал её объяснение.

Живое общение воспитателя с детьми во время игры, эмоциональное ее проведение, объективный анализ результатов помогают более сознательному отношению детей к своему поведению в игре, благоприятно влияют на воспитание дружного коллектива.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                             детский сад № 50 станицы Анастасиевской муниципального образования Славянский район

Консультация: «Использование тематической  картотеки подвижных игр в организации прогулок».

Воспитатель: Головина Анна Александровна

        2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация прогулок в детском саду во 2 младшей группе на тему: "Весна"

Прогулка- это один из основных режимных моментов в детском саду, которая направлена на укрепление здоровья, профилактики заболеваемости, физическое, умственное, познавательно речевое, художественно эс...

Проект по организации прогулок "Здоровейка"

Когда ребёнок заболевает, то это беда. Неокрепший организм борется с болезнью, а родители пытаются помочь: лечат у лучших врачей, дают дорогостоящие лекарства. Но существует достаточно много немедикам...

организация прогулок-походов с детьми дошкольного возраста

в данном материале представлен буклет для воспитателей детских садов с кратким описанием методики организации прогулок-походов с детьми дошкольного возраста...

Организация прогулок со старшими дошкольниками в теплое время года

- Требования к организации прогулки для детей 5 - 7 лет- Игровая деятельность во время прогулки- Игры - упражнения для гиперактивных детей...

Рекомендации по организации прогулок в ДОУ

Конспекты прогулок с художественным словом и методическими рекомендациями для педагогов...