Главные вкладки

    Консультация для родителей "Адаптация ребенка к условиям детского сада"
    консультация по теме

    Албот Светлана Викторовна

    «Адаптация ребенка к условиям детского сада»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_roditele_adaptatsiya.docx104.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    «Адаптация ребенка к условиям детского сада»

         При поступлении в дошкольное учреждение все дети проходят адаптационный период. Адаптация (от лат. - «приспособляю») сложный процесс привыкания организма к новым условиям, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

    Степени адаптации:

    Лёгкая. Поведение ребёнка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня к концу первой недели, сон налаживается через 1-2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребёнка преобладает спокойное устойчивое эмоциональное состояние. Он активно контактирует с взрослыми, детьми, окружающими предметами.

    Средняя. Сон и аппетит восстанавливаются через 30-40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. При поддержке взрослого, может проявлять познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.

    Тяжёлая. Приводит к длительным и тяжёлым заболеваниям. У ребёнка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); негативное эмоциональное состояние (плач, крик); либо отсутствует активность при выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, пассивное подчинение, подавленность, напряжённость). В особо тяжёлых случаях появляются невротические реакции, «вредные привычки» (сосет пальцы, грызет ногти, выдёргивает ресницы или волосы и др.), энурезы, заикания, появление страхов.

    Зачем ходить в детский сад? 

        Первый ответ на этот вопрос достаточно прост: «Для того, чтобы знать, как устроен мир и отношения людей в нем». Детский сад - это первый для ребенка выход в мир, выход за рамки семейной системы. Ребенок впервые должен самостоятельно попытаться построить отношения с другими детьми и взрослыми, которые воспринимают его совсем не так снисходительно, как мама.

         Противники детсадовского воспитания могут утверждать, что ребенок в этом возрасте еще не готов оставаться вне семьи.

    Домашние дети в школе. Школьное будущее. 

        Большинство детей - первоклассников в наши дни, всё же до школы посещали детский сад. Они, как правило, более общительны, легче знакомятся, завязывают дружбу, без лишних проблем подходят к учителю и контактируют с ним. Бывают, конечно, и среди садовских детей застенчивые и нерешительные медлительные дети. Но вот домашнего ребенка совсем уж просто вычислить в детском коллективе. Такие детки, как правило, дольше остаются в стороне от совместных игр. Им нужно большее время, чтобы привыкнуть к шуму и режиму в школе, войти в систему отношений. Хотя со взрослыми, как правило, им контакт найти легче, чем с детьми. В крайнем случае, если родители принципиально не хотят отдавать ребёнка в сад, то стоит неполного дня (кратковременного пребывания), чтобы он имел возможность играть с другими детьми. Можно отдать ребёнка в сад за год до школы, для некоторых детей этого вполне достаточно, чтобы адаптироваться к детскому коллективу и быть социально готовым к будущему обучению в школе.

         Важные параметры психологических особенностей и индивидуального развития:

    Физические параметры и функциональные особенности 

         Легче и быстрее адаптируются дети хорошо физически развитые, без каких-либо функциональных отклонений, не имеющие проблем со здоровьем.

    Возраст

         Для каждого ребенка возраст, в котором он сможет безболезненно и с пользой для общего развития посещать детский сад нужно определять индивидуально. Чаще всего девочки развиваются немного быстрее, чем мальчики. Для них возраст готовности к саду – 2 - 3 года, при условии, что физическое и психическое развитие ничем не отягощено.

         Не будем забывать также и о том, что существует понятие «психологический возраст» - понятие, описывающее разные скорости психологического созревания у детей. Нередко психологический возраст не совпадает с календарным: ребенок может быть как старше так и младше своего реального возраста.

         Как правило, существуют семейные особенности скорости созревания. Есть семьи, в которых детки развиваются быстрее, и вовсе не потому, что с ними больше занимаются, а в силу генетических особенностей.

    Типология

    Как правило, дети-сангвиники и дети-холерики готовы к детскому саду раньше, чем маленькие флегматики и меланхолики. Сангвиники и холерики - экстраверты, им вообще на порядок интереснее окружающие люди и человеческие отношения . Кроме того, у детей этой типологии большая скорость созревания. Вообще же, готов или не готов конкретный ребенок к детскому саду, лучше всего решать индивидуально при консультации с психологом. Правда, всегда есть мамы, которые вполне доверяют своей интуиции, и редко ошибаются.

    Отсутствие совпадения по времени с другими стрессорами

         Для малыша начало хождения в детский сад само по себе очень большое событие. В этот период все системы организма ребенка работают с повышенной нагрузкой. И иммунная и нервная система нагружены особенно сильно. Можно даже сказать, что привыкание к детскому саду - своего рода долговременный стресс. При этом стресс надо понимать не как нечто вредоносное, а как рабочее испытание, переводящее ребенка на новый уровень развития. Очень важно стараться, чтобы эта нагрузка не накладывалась на другие серьезные изменения в жизни ребенка.

    Серьезными изменениями считаются:  

    • Выход мамы на работу
    • Рождение следующего ребенка
    • Переезд
    • Смена или уход няни, бабушки к которой ребенок привык
    • Развод родителей или крупные ссоры между ними.
    • Заболевание ребёнка.

         Любое из вышеперечисленных событий может существенно затруднить или удлинить период привыкания, или сделать его вовсе невозможным.

         Во-первых , потому, что привыкание к саду - процесс небыстрый и часто непростой для ребенка. Удваивать нагрузку не стоит просто, чтобы не перенапрячь ребенка, не истощить его ресурсы.

    Во-вторых, мышление ребенка-дошкольника ассоциативно, то есть события, совпадающие по времени ребенок связывает напрямую. Выводы его будут таковы:  «Родился братик и меня отдали в детский сад, я стал не нужен». Даже если эта связь действительно присутствует, ее всячески нужно вуалировать.

    Постепенное привыкание

         Собираясь отдавать ребенка в детский сад, нужно сказать себе, что это не единократный акт, а процесс, процесс привыкания или адаптации, длительность которого иногда трудно предсказать. Но то, что первые месяц-два ребенок будет чувствовать себя «не в своей тарелке».

    Присутствие мамы в группе

         В нашем детском саду в договоре с родителями имеется пункт, согласно которому родители имеют право находиться с ребенком в детском саду в течение определенного времени. И один из крайне распространенных родительских вопросов - стоит ли это делать, надо ли ходить с ребенком в детский сад.

         Дело в том, что восприятие у маленьких детей так устроено, что чаще всего первое событие рассматривается как нормальное и правильное. То есть ребенок , с которым мама первые две недели сидела в детском саду, вполне может подумать, что так оно и надо , что именно так и правильно.

         И совсем не захочет маму отпускать и соответственно адаптация может затянуться на многие дни и месяцы. И ещё, пока рядом с ребенком находится мама, другие дети, рядом с которыми мамы нет, ни за что его не примут в коллектив на равных правах. Просто потому, что им обидно - они-то ведь в сад без мамы ходят.

    Родителям стоит настроиться на то, что весь период привыкания ребенок будет временами «сам на себя не похож».

         Детям непросто привыкнуть к новому режиму, к новым требованием, предъявляемым детским садом.

         Многие дети очень хорошо ведут себя в детском саду, у воспитателей к ним нет абсолютно никаких претензий - ну просто идеальные дети. Однако, придя домой, ребенок становится неуправляемым, не делая тех вещей, с которыми он давно отлично справлялся, устраивая порой истерики, проявляя упрямство или капризы. . Такое поведение можно расценивать, как определённый способ разрядки, освобождения от долго сдерживаемых эмоций.

         В саду ваш малыш выкладывается, показывает лучшие свои достижения, или даже немного больше, чем то, на что он действительно способен регулярно. Ну а маме достается самое плохое поведение.

         Объяснение тут простое - кого ребенок больше всего любит, с кем более расслабленно себя чувствует - с тем и ведет себя хуже всего. В большинстве случаев этот человек - мама.

    Временный регресс

         Дошкольник на время, в связи с повышенной нагрузкой, начинает вести себя, как ребёнок более младшего возраста. Это может выражаться в нытье, отказе от самостоятельности в простейших вещах, выражении своеволия по пустякам. Ребенок может стать плаксивым и крикливым, перевозбужденным, несговорчивым. Такое поведение, как правило, очень раздражает родителей и вызывает у них гневные реакции и желание отшлепать.

         Действительно, может оказаться совсем не простой задачей выносить провокации ребенка. Особенно если вы рассчитывали оставшееся после сада время провести продуктивно - погулять, поиграть, позаниматься; получить удовольствие от совместных дел. А ребенок вредничает и капризничает, его как подменили.

         Плохое поведение после сада - прежде всего просьба о любви и повышенном внимании со стороны мамы. Просто выражена эта просьба таким образом, что реакция мамы может быть прямо противоположной. И дальше пойдет-покатится модель негативного взаимодействия между мамой и ребенком «плохое поведение - наказание - еще более плохое поведение - более сильное наказание».

         Старайтесь не попасться в этот замкнутый круг.

         Правильно «прочтите» проблемное поведение ребенка. Дайте ему как можно больше любви и своего присутствия, выраженного в тактильном контакте, ласковых словах, играх по возрасту.

         Не отдаляйтесь от ребенка, который стал «колючим».

    Простые рекомендации, которые помогут сгладить трудности периода привыкания к детскому саду:  

    • Находите время на разговор с ребенком
    • Старайтесь лучше познакомиться с детьми и родителями из группы малыша, чтобы помочь ему сориентироваться в именах и отношениях  
    • Обязательно расскажите воспитателям об индивидуальных особенностях ребенка, до того как возникли проблемы.
    • Играйте с ребенком в сюжетные игры с куклами или игрушечными зверями, проигрывая сюжеты, типичные для детсадовской жизни. В этих играх ребенок может вам рассказать и показать то, что не в состоянии еще выразить словами.  
    • Старайтесь перевести ребенка на режим дня, близкий к садовскому заранее – не менее, чем за 2-3 недели до начала регулярного хождения в группу.  
    • Погуляйте с малышом вокруг сада, посмотрите внимательно через заборчик на то, как дети гуляют, подчеркните тот факт, что рядом с ними нет мам. Пусть малыш заблаговременно осваивает эту информацию.

         Только в единичных случаях ребенок начинает ходить в сад сразу без видимых проблем. Обычно же требуется более или менее долгий период привыкания. Поэтому, готовясь к отправлению ребенка в сад, настраивайтесь на то, что первые месяц- полтора будут достаточно неровными.

         Это вполне объяснимо как с точки зрения психологии личности ребенка, так и просто с позиций психофизиологии.

         Первые полтора месяца после начала посещения ребенком детского сада называются «адаптационным периодом».

         В это время все системы организма ребенка работают с повышенной нагрузкой - примерно так, как бывает при резкой смене климата.

         В первую очередь нагружена иммунная система - ребенок привыкает к жизни в коллективе, и его иммунитет развивается. Но проявляться это может в череде легких заболеваний и вирусных, и простудных, и кишечных. Некоторым детям для выработки стойкого иммунитета может потребоваться целый учебный год.

        Во-вторых, с повышенной нагрузкой работает нервная система. Для «домашнего» ребенка детский сад - это настоящая лавина впечатлений и различных «раздражителей»: новое помещение, много детей, взрослых.

         Задача родителя чувства ребенка понимать и принимать, и при этом устойчиво гнуть свою линию, помогая своему малышу пробиться через период адаптации, взять эту высоту, справиться с первой непростой жизненной ситуацией. Как же должны реагировать родители на слезы или капризы ребенка? Очень важно разъяснительную работу начинать не в тот момент, когда ребенок уже плачет, а значительно раньше, когда речь о детском садике только зашла.

         Детский сад - это такое место, в которое почти все дети хотят до тех самых пор, пока несколько раз там не побывают.

         Дело в том, что у большинства детей формируются совершенно нереалистичные ожидания от сада. Им может представляться, что это такой сказочный домик, населенный прекрасными, почти живыми игрушками, и дети там полные хозяева, целыми днями без ссор играют и едят всякие вкусности. Тот факт, что мамы там нет, заранее как-то не воспринимается, отчасти потому, что у многих детей и опыта такого не было - долго быть без мамы.

         Поэтому, заговаривая о садике, говорите ребенку «правду и только правду» - может быть не самый полный вариант, но без искажений.

         Конечно же, не стоит рассказывать страшных историй, ни в коем случае нельзя пугать детским садом, как местом, куда ссылают непослушных детей. Или говорить фразы типа «вот в сад пойдёшь, там будешь есть всё, там-то тебя научат!» Не надо брать с ребенка обещаний и клятв в том, что он будет вести себя прекрасно. Помните о том, что дети часто не хозяева своего поведения, они находятся во власти очень сильных чувств и эмоций.

    Непрерывное хождение 

         Считается, что для того, чтобы период адаптации к детскому саду завершился, необходимо полтора-два месяца непрерывного хождения. И в случае, если ребенок заболел и в сад не ходит считать время адаптации нужно начинать всё снова, предварительно разделив то время, которое ребенок отходил да болезни, минимум на два. Если ребенок не будет ходить в сад непрерывно, он не сможет наладить общение с другими детками, которые ходят в сад постоянно.

         Плохо ли, хорошо ли это, но дети детсадовского возраста не любят тех, кто сильно «выбивается из коллектива». Если ваш малыш будет ходить в садик реже, чем все остальные дети, они такое положение воспримут как привилегированное, и вашего ребенка не примут.

         Для детей дошкольников крайне важен устойчивый ритм жизни, распорядок дня, поэтому непрерывное хождение в саду и мама, которая приходит из сада забирать примерно в одно и то же время - это факторы, которые помогут ребенку спокойнее перенести период адаптации.

         Спокойное отношение родителей к сопротивлению

    Отдавая своего малыша в сад, очень важно настроиться на то, что он совсем не обязательно будет ходить туда спокойно и радостно, особенно в первые два месяца. Родители должны быть вполне готовы к тому, чтобы спокойно, уверенно, а главное - единодушно встретить со стороны ребенка явное или неявное сопротивление саду.

         Сопротивление это может выглядеть по-разному:  

    • Капризы
    • Нарочито медленное одевание
    • Упрямство по любому поводу
    • Крик и открытое нежелание идти в сад и т.д.

         Радуйтесь: сопротивляется – значит, проявляет характер. Но при этом важно показать, что необходимость посещать детский сад – неизбежна.

    Единая родительская позиция 

         Представьте, что ваш ребенок начинает сопротивляться, а вы с мужем начинаете громко выяснять, кто же оказался прав, и надо ли было вообще ребенка в сад «запихивать». Родительские споры и разногласия на эту тему только дезориентируют ребенка и нарушат и без того хрупкий процесс адаптации.

         Время на общение с мамой 

         Есть один фактор, действительно мешающий ребенку к садику привыкнуть: резкое сокращение времени, проводимого вместе с мамой. Если вы не стараетесь находить время на общение с вашим повзрослевшим малышом, то ему будет намного труднее приспособиться к саду. Оптимальный режим для ребенка, который первый год ходит в сад - это уход домой сразу после полдника.

         Ну а дома его жизнь должна максимально напоминать досадовский период. У ребенка должны быть все условия, чтобы спокойно пережить временный регресс. Учитывая все факторы и трудности адаптации, о которых говорилось выше, если в семье есть возможность отложить выход на работу, предполагающую полную занятость, на полгода, год. Тогда у вас останутся и силы и возможности, чтобы помочь ребенку справиться со сложностями периода адаптации.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей: Адаптация ребенка к условиям детского сада

    Консультация для родителей: Адаптация ребенка к условиям детского сада...

    Консультация для родителей в младшей группе." Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада".

    В данном материале для родителей предоставленна информация о том какие периоды адаптации происходят с ребенком при поступлении в детский сад. А так же даются советы и рекомендации....

    Консультация для родителей: «Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада» 2 младшая группа (1,5 – 3 года)

    Консультация для родителей:«Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада»2 младшая группа (1,5 – 3 года)          СодержаниеГлава I. Проблема а...

    Консультация для родителей "Адаптация ребенка к условиям детского сада"

    Факторы, влияющие на адаптацию ребенка к детскому саду; Рекомендации, которые помогут родителям "сгладить" трудности этого процесса......