Развитие познавательной сферы психики детей
консультация по теме

Веселкина Татьяна Викторовна

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ПСИХИКИ ДЕТЕЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnoy_sfery_psihiki_detey.docx16.65 КБ

Предварительный просмотр:

Внимание

1. В каждое занятие включайте упражнения, игры на развитие внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей.

2.  Включайте в занятия задания, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т. п.

3.  Почаще предлагайте детям, особенно с низким показателем развития внимания, следующее упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).

4.  Используйте дидактические игры с четко выраженными правилами.

5.  Регулярно включайте детей в выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаете словесно или с помощью схемы.

6.  Тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.

7.  Предлагайте детям:

- повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;

- неоконченные фразы, которые нужно закончить;

- вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, кто старается чаше отвечать на них.

8.  Учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки.

9.   На уроках в школе от детей потребуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребенок должен начш-'йть, выполнять и заканчивать свои действия по кокан-де взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т. п.

10. Периодическое переключение с одного вида работы на другой, многогранная структура занятия, активная познавательная деятельность, формирование операций контроля и самоконтроля — такой подход сделает занятие интересным для детей, что само по себе будет способствовать организации их внимания.

Память

1. При объяснении детям нового материала и при повторении уже знакомого сочетайте словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идет речь, используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью).

2.  К детям с недостаточно хорошо развитой слуховой памятью необходим индивидуальный подход: опора не только на слух, но и на другие органы чувств (зрение, обоняние, осязание).

3.  Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей приемы осмысленного запоминания и припоминания, умения:

П анализировать, выделять в предметах определенные связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия;

О осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам;

0  классифицировать предметы и явления на основе обобщения;

СИ устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания и окружающими предметами.

4.  Включайте игры и упражнения для развития памяти в каждое занятие.

Мышление. Речь

Мыслительный процесс состоит из ряда операций. Наиболее распространенные из них — анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, классификация. Чаще всего многие из них не осознаются. Поэтому цля того, чтобы ребенок активно владел умственными операциями, их аадо выделить, довести до уровня осознания и специально им обучить. I. Включайте в занятия задания на:

И сравнение пары предметов или явлений — нахождение сходства и различия между ними;

И классификацию, обобщение различных предметов по общим призна кам;

- нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;

- складывание целого из частей (разрезные картинки);

- последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;

- осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);

1  задания на сообразительность, логические рассуждения и т. д. 8

2.  Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.

3.  Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книжки, анализируя поведение людей.

4.  В целях развития речи:

- после чтения вслух сказок, рассказов просите детей пересказать услышанное, ответить на вопросы, задать свои;

- развивайте у детей умение строить рассказ по картинке, заданному плану, заданной теме;

- упражняйте детей в построении выводов, рассуждений, умозаключений;

- учите детей доказывать свое мнение, выражать его.

На занятии должен звучать не монолог воспитателя или родителя, а диалог с ребенком или группой детей.

Мелкая моторика

Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Поэтому желательно ежедневно делать какие-либо упражнения:

- катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики;

- разминать пальцами пластилин;

- запускать пальцами мелкие волчки;

- сжимать и разжимать кулачки, при этом можно представлять, как, будто кулачок — бутончик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул — закрылся, спрятался);

- делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;

- двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу: сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит (упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой);

- показывать отдельно только один палец — указательный, затем два —

указательный и средний, далее три, четыре и пять;

- показывать только один большой палец отдельно;

- барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

-махать в воздухе только пальцами;

-кистями рук делать «фонарики»;

-хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;

собирать все пальчики в щепотку (пальчики собрались вместе — разбежались);

- нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку;

- наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);

(И завязывать узлы на толстой веревке, шнуре;

- застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиком.

Полезны такие виды деятельности, как изобразительная, конструктивная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста.

Одним из важнейших факторов развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста  является создание условий,  способствующих формированию их способностей....

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ПСИХИКИ "ЗНАЙКА" для детей среднего дошкольного возраста

     Дошкольный возраст – важнейший этап развития ребенка. Для ребенка нежелательно как слишком раннее, так и запоздалое психическое развитие. Нормальное развитие должно пройти в...

Развитие познавательной сферы у детей дошкольного возраста.

Под познавательным развитием понимают совокупность врожденных и приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности....

«РАЗВИВАЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ СФЕРУ ПСИХИКИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ»

ПАМЯТКА для родителей по развитию детей 5-6 лет...

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ПСИХИКИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ»

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ для развития детей 4-5 лет...