ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ПСИХИКИ "ЗНАЙКА" для детей среднего дошкольного возраста
методическая разработка (средняя группа) по теме

Тимофеева Наталья Константиновна

       Дошкольный возраст – важнейший этап развития ребенка. Для ребенка нежелательно как слишком раннее, так и запоздалое психическое развитие. Нормальное развитие должно пройти в определенном возрасте – не раньше и не позже. Энергия мозга конечна на каждом возрастном этапе онтогенеза, а для развития психических функций детей эволюцией заложены определенные сроки. Их невозможно изменить волевым решением взрослых. Срок перехода от одного этапа психического развития к следующему строго ограничен объективными нейробиологическими законами.

   Следовательно, педагогам и родителям следует вовремя, в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка, развивать его психические функции.

 Однако, ежегодно при  проведении экспресс - диагностики  интеллектуального развития детей средних групп дошкольного учреждения педагогом – психологом  выявляется порядка 10 детей,  уровень интеллектуального развития которых не соответствует возрастной норме, либо едва достигает нижней границы нормы.  Это дети с низким и ниже среднего  уровнем интеллектуального развития. У них,  как правило, бедный словарный запас,  плохая речь, мало знаний об окружающем мире, неразвиты  мыслительные действия и операции. Эти ребята, зачастую, плохо посещают детский сад по разным причинам, дома либо гиперопекаемы, и родители считают их еще маленькими для когнитивного развития, либо заброшены из-за неблагополучия  семьи. В группе на занятии они малоактивны, а у педагогов из-за переполненности групп не всегда хватает времени и желания осуществлять к ним индивидуальный подход. В общем, у них мало опыта интеллектуальной, познавательной деятельности. Поэтому они неумелы, несмелы, неуверенны в себе,  не проявляют активности на занятиях, чаще всего эмоциональное самочувствие их отрицательное. Интеллектуальный потенциал этих детей не раскрыт.

  Поэтому  перед всеми участниками образовательного процесса и  педагогом – психологом в частности встала проблема помощи этим детям.

   По результатам диагностики родителям и педагогам психолог дает рекомендации об индивидуальном и дифференцированном подходе к детям с уровнем развития ниже среднего, обозначая проблему ребенка и возможные варианты устранения отставания.

 Педагогом-психологом с данными детьми организовывается курс из 10 коррекционно - развивающих занятий.  В течение 10 занятий обширно и глубоко обогатить знания детей об окружающем мире нереально.  Занятия с педагогом-психологом направлены на другое: не только наполнить ум ребенка различными знаниями, но разбудить у детей интерес к интеллектуальной познавательной деятельности и повысить возможности ребенка в этой деятельности.  Греческий историк Плутарх так писал о секрете обучения: «Ум – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который необходимо  зажечь».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

детский сад №30 «Аист»

(МБДОУ детский сад №30 «Аист»)

Знайка

 ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ  И РАЗВИТИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ПСИХИКИ

для детей среднего дошкольного возраста

                Составитель

Тимофеева Н.К., педагог-психолог

2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Дошкольный возраст – важнейший этап развития ребенка. Для ребенка нежелательно как слишком раннее, так и запоздалое психическое развитие. Нормальное развитие должно пройти в определенном возрасте – не раньше и не позже. Энергия мозга конечна на каждом возрастном этапе онтогенеза, а для развития психических функций детей эволюцией заложены определенные сроки. Их невозможно изменить волевым решением взрослых. Срок перехода от одного этапа психического развития к следующему строго ограничен объективными нейробиологическими законами.

   Следовательно, педагогам и родителям следует вовремя, в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка, развивать его психические функции.

 Однако, ежегодно при  проведении экспресс - диагностики  интеллектуального развития детей средних групп дошкольного учреждения педагогом – психологом  выявляется порядка 10 детей,  уровень интеллектуального развития которых не соответствует возрастной норме, либо едва достигает нижней границы нормы.  Это дети с низким и ниже среднего  уровнем интеллектуального развития. У них,  как правило, бедный словарный запас,  плохая речь, мало знаний об окружающем мире, неразвиты  мыслительные действия и операции. Эти ребята, зачастую, плохо посещают детский сад по разным причинам, дома либо гиперопекаемы, и родители считают их еще маленькими для когнитивного развития, либо заброшены из-за неблагополучия  семьи. В группе на занятии они малоактивны, а у педагогов из-за переполненности групп не всегда хватает времени и желания осуществлять к ним индивидуальный подход. В общем, у них мало опыта интеллектуальной, познавательной деятельности. Поэтому они неумелы, несмелы, неуверенны в себе,  не проявляют активности на занятиях, чаще всего эмоциональное самочувствие их отрицательное. Интеллектуальный потенциал этих детей не раскрыт.

  Поэтому  перед всеми участниками образовательного процесса и  педагогом – психологом в частности встала проблема помощи этим детям.

   По результатам диагностики родителям и педагогам психолог дает рекомендации об индивидуальном и дифференцированном подходе к детям с уровнем развития ниже среднего, обозначая проблему ребенка и возможные варианты устранения отставания.

 Педагогом-психологом с данными детьми организовывается курс из 10 коррекционно - развивающих занятий.  В течение 10 занятий обширно и глубоко обогатить знания детей об окружающем мире нереально.  Занятия с педагогом-психологом направлены на другое: не только наполнить ум ребенка различными знаниями, но разбудить у детей интерес к интеллектуальной познавательной деятельности и повысить возможности ребенка в этой деятельности.  Греческий историк Плутарх так писал о секрете обучения: «Ум – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который необходимо  зажечь».

Цель: Раскрытие интеллектуального и творческого потенциала детей.

Задачи:

1.Пополненить и систематизировать  знания  детей  об окружающем мире.

2.Обогащать  и активизировать  словарный  запас детей.

3.Развивать познавательные процессы,  мыслительные операции детей.

4.Развивать моторику, сенсомоторику,  пространственные представления, быстроту  реакции детей.

5.Оказывать помощь детям в развитии  их потенциальных возможностей, активности, веры в свои силы, смелости на занятии, закреплении этих качеств в поведении.

6.Помогать в снятии психомышечного напряжения, расслаблении,  получении положительных эмоций от успеха в познавательной деятельности.

7.Формировать навыки общения в группе, умение подчиняться определенным правилам.

Организация группы и занятий

  Ежегодно в сентябре-октябре месяце, согласно годовой циклограммы работы психолога, проводится экспресс – опрос педагогов о наличии в их группах детей с психологическими проблемами. На заметку психолога берутся дети среднего возраста с интеллектуальными проблемами. Параллельно психолог проводит экспресс-диагностику интеллектуального развития детей средних групп. (Программа Кушнир Н.Я. для детей 4 года ).  Выявляются дети с уровнем интеллектуального развития низким относительно возрастной нормы. Учитываются и индивидуальные запросы родителей, если такие имеются. По результатам этих мероприятий комплектуется группа из 8-10 детей.

 С детьми проводится 10 коррекционно-развивающих занятий, 1 раз в неделю, в течение января-марта, во время цикла коррекционно-развивающей работы психолога, в соответствии с годовой циклограммой работы. Длительность занятий – до 30 минут. Педагог-психолог забирает детей из групп в кабинет психолога, где проводится занятие, и приводит их обратно в группы, передавая воспитателю, или младшему воспитателю, который их затем одевает и выводит на прогулку.

Принципы работы в группе

1.Наглядный характер преподносимого детям материала.

2.Игровой характер занятий, большое количество игр и упражнений двигательного характера.

3.Частая смена приемов и видов деятельности, чередование приемов работы двигательного и интеллектуального типа.

4.Забота об участии и успешности каждого ребенка.

5.Каждый ребенок принимается таким, какой он есть. Доброжелательное, уважительное отношение к детям.

6.Недопустимы упреки, порицания за неуспех. Затрудняющемуся с ответом ребенку дается возможность выслушать ответы других детей, после чего ему снова предоставляется возможность ответить.

7.Положительная эмоциональная атмосфера, радость за успех каждого ребенка, поощрение малейшего достижения ребенка.

8.Успехи каждого ребенка сравниваются с его собственным уровнем. Друг с другом дети не сравниваются.

9.Создание атмосферы безопасности, дозволенности  в системе отношений, свободы выражения чувств  и мнений.

10.Воспитание уважительного отношения друг к другу в группе.

Структура занятий, методы и приемы работы.

  Весь курс состоит из 10 занятий. Занятия составлены по тематическому принципу: каждое занятие – отдельная тема. Темами занятий является близкая и понятная детям окружающая действительность. Каждое занятие полностью построено на одном материале. Многократное повторение в разных задачах одних и тех же слов, по нашему мнению, должно способствовать обогащению и закреплению словарного запаса детей.

 В занятиях не преследуется получения обширных знаний по темам.  Каждое занятие больше направлено на обобщение, систематизацию, упорядочивание знаний детей по теме, развитие познавательных процессов  во время оперирования материалом.

 Каждое занятие состоит из трех частей: приветствия, основной части и прощания.

 Приветствие представляет собой словесное упражнение, обличенное в игровую форму с волшебным клубочком, и упражнение двигательного характера. Игра с клубочком объединяет, настраивает детей на общее занятие. А подвижное упражнение заставляет включиться в работу, выполнять дидактическую задачу, но снять напряжение, скованность, создает атмосферу на контакт.

В основную часть включено по 5-6 упражнений, в основном игрового характера, дидактических словесных, подвижных игр.

Эти задания направлены на пополнение, систематизацию, обобщение знаний, словаря, развитие познавательных процессов, пространственных представлений, быстроты реакции, моторики и сенсомоторики.  Сложность заданий постепенно снижается,  в середине основной части обязательно проводится подвижная игра, а в конце  основной части – упражнение сенсомоторного практического характера.

Прощание преследует  снятие  психомышечного напряжения, расслабления детей, успокоение.

Оценка результативности

Предполагается,  что дети, прошедшие курс коррекционно-развивающих занятий пополнят свои знания по основным темам об окружающем мире в соответствии с возрастом, станут свободнее оперировать этими знаниями, так как обогатится их словарный запас. Они станут более осведомленными, смелыми, поверят в свои силы и начнут проявлять себя и в группе на занятиях воспитателей. Это в свою очередь придаст им сил и желания быть более активными, появится интерес к интеллектуальным занятиям. Вполне возможно, что некоторые из них выйдут на более высокий уровень интеллектуального развития в соответствии с возрастом, чем это было на начало года.

 Результативность обучения детей в коррекционно-развивающей группе можно проверить с помощью проведения  экспресс-диагностики интеллектуального развития (по Кушнир) для детей пятого года жизни по окончании курса занятий.

Примерное перспективное тематическое планирование занятий

ЯНВАРЬ

3 неделя:     Занятие №1      «Части тела»

4 неделя:    Занятие №2       «Геометрические фигуры»

ФЕВРАЛЬ 

 1 неделя:    Занятие №3      «Игрушки»

 2 неделя:    Занятие №4      «Посуда»

3 неделя:     Занятие №5      «Одежда»

4 неделя:     Занятие №6      «Зима»

МАРТ

1 неделя:    Занятие №7       «Семья»

2 неделя:    Занятие №8       «Овощи»

3 неделя:    Занятие №9       «Фрукты»

4 неделя:    Занятие №10     «Дикие и домашние животные»



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

детский сад №30 «Аист»

(МБДОУ детский сад №30 «Аист»)

Знайка

Конспекты занятий

К  КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

ДЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ПСИХИКИ

для детей среднего дошкольного возраста

Составитель

Тимофеева Н.К., педагог-психолог

2013

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

Занятие №1. «Части тела»

Задачи:

1.Закрепить знание частей тела человека, их назначение, расположение; активизировать и обогащать словарный запас по данной теме.

2.Развивать пространственные представления детей, образное восприятие, мелкую моторику, память, внимание.

3.Способствовать развитию познавательного интереса, желания узнавать новое, познавать себя.

4.Развивать навыки общения.

Оборудование:

1.Картинки с изображением людей: девочка, мальчик, мужчина, женщина, дедушка, бабушка.

2. На каждого ребенка конверт с геометрическими фигурами, из которых можно сложить человечка (круг диаметром 5см; 3-5 кружков диаметром 1см; равносторонний треугольник со стороной около 10 см; 2 прямоугольника со сторонами 5х1 см; 2 прямоугольника 2х1см; 2 прямоугольных треугольника для рук; маленькие треугольнички  для рта и носа).

 3.Картинки с недорисованными частями тела (ртом, ногтем).

Ход занятия.  

Приветствие.

1.«Волшебный клубочек». Начиная от педагога, каждый наматывает на палец ниточку клубка, говорит свое имя и передает клубочек стоящему слева от себя ребенку, пока клубочек вернется опять к педагогу.    

 2.Упражнение «Поздороваемся разными способами». Дети здороваются с соседом по кругу слева, пожимая правые руки, левые руки, указательными пальчиками, мизинчиками, пяточками, плечиками.

Основная часть.

1. «Рассмотрим человека». Педагог выставляет в ряд картинки с изображением людей, просит детей их назвать и запомнить последовательность расположения. Картинки закрывают, и дети должны вспомнить последовательность их расположения (2-3 раза).

-Как можно назвать одним словом всех, кто нарисован на этих картинках? (Люди, человек, семья).

Педагог предлагает детям рассмотреть  картинку с изображением человека.  –Как называется самая большая часть тела человека? Затем показывается, где находится на картинке грудь, живот, спина. Дети показывают и называют эти части тела у себя, друг у друга.  Затем показывают на картинке и на себе: голову,  лоб, щеки, брови, ресницы, ноздри, губы, подбородок – части лица.  Далее детям предлагается ответить на вопросы:

-Какие у тебя глаза? Волосы? Губы? Нос?  (Можно подойти к зеркалу и посмотреть)

2. Упражнение «Загадки и отгадки»

Педагог загадывает детям загадки и беседует с детьми о том, зачем нужны человеку эти части тела.

У зверюшки на макушке, а у нас ниже глаз (Уши). Для чего человеку уши?  Два Егорки живут возле горки, живут дружно, а друг на друга не глядят (глаза). Для чего человеку глаза?

Он бывает самым разным:  длинным, маленьким, горбатым, толстым, тонким, конопатым (нос).  Для чего человеку нос?

3.Упражнение «Что забыл нарисовать художник?»

Педагог выставляет перед детьми картинки с недорисованными:  ртом, носом, ногтем на руке, -  и просит детей ответить, что забыл нарисовать художник.

4.Упражнение «Веселые девочки и мальчики»

Дети вместе с педагогом произносят текст и выполняют движения в соответствии с содержанием (2-3 раза)

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.

Ножками топают,

Ручками хлопают,

Головками кивают

И тихо приседают.

-Дети, чем вы сейчас хлопали? (Руками). Покажите левую руку, правую, пальцы, ногти, ладонь, локоть, плечо. Дети показывают и говорят названия частей руки.

-Чем вы топали?  (Ногами). Проводится аналогичная работа.

5. Упражнение «Сложи человечка».

Детям дается набор геометрических фигурок, из которых они должны сложить человечка. При затруднении дать схему.

Прощание.

Упражнение «Теплые ладошки»

Дети становятся в круг и по цепочке называют части тела человека, кто что запомнил. Затем педагог протягивает свою руку в круг вверх ладонью и предлагает всем детям сложить свои ладони на его ладонь. Затем другой ладонью педагог накрывает детские ладошки сверху и говорит, что чувствует тепло всех ладоней, призывает детей почувствовать тепло ладошек  друзей.

Занятие №2 « Геометрические фигуры»

Задачи.

1.Способствовать лучшему умению различать геометрические фигуры по внешнему виду, знанию их названий.

2.Развивать мышление, память, внимание, мелкую моторику, зрительный анализ геометрических фигур, быстроту реакции, активизировать словарный запас.

3.Способствовать развитию смелости, активности, навыков общения, снятию напряжения.

Оборудование.

1.Клубок, мяч.

 2.Геометрические фигуры разного цвета и величины: большой и маленький синего и красного цвета круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал – всего 20 фигур.

3.На каждого ребенка набор №2 и №3 игры Никитина «Сложи квадрат» (квадраты со стороной 8см  разрезаны  на две части прямоугольной и треугольной формы).

Ход занятия.

Приветствие.

1.Упражнение «Волшебный клубочек». Ребенок наматывает нитку на палец и произносит свое имя так, как ему нравится, чтобы его называли.

2.Упражнение с мячом «Назови что-нибудь круглое».

Педагог объясняет детям, что он по очереди будет бросать детям мяч, а дети должны назвать круглый предмет и бросить мяч обратно. Стараться не повторять то, что называли другие дети. Педагог, бросая ребенку мяч, называет ребенка его любимым именем.

Основная часть.

1.Упражнение «Распределим фигуры».

Педагог выставляет перед детьми названные в п.2 оборудования геометрические фигуры, обводит их указкой, вместе с детьми повторяя их названия. Дети пальчиком в воздухе поочередно рисуют их.  Дети определяют место расположения фигур относительно друг друга: что находится рядом с треугольником; между какими фигурами стоит красный круг и т.д. Затем дается характеристика каждой фигуры по трем признакам: форма, цвет, величина, все фигуры классифицируются сперва по форме, затем по цвету, затем по величине, отвлекаясь при этом от двух других признаков.

2.Упражнение «Сосчитай»

Детям дается задание сосчитать, сколько у нас кругов, треугольников, квадратов, синих фигур, красных фигур, больших фигур, маленьких фигур.

3.Упражнение «Скажи ласково».

Педагог бросает ребенку мяч и называет какую-либо геометрическую фигуру, ребенок, бросая мяч обратно, должен произнести ее уменьшительно-ласкательное название (назвать ласково), например: круг-кружок…

4.Подвижная игра «Найди свой домик»

В руках у каждого ребенка одна из рассмотренных геометрических фигур, такими же фигурами помечены стульчики. Дети двигаются по игровому пространству, по условленному сигналу каждый бежит в свой домик (на стульчик, помеченный таким же значком, как и у него в руках).

5. Упражнение «Сложи квадрат».

Детям даются наборы (пункт 3 оборудования), предлагается сложить квадрат из двух прямоугольников, из двух треугольников. В случае затруднения используется показ выполнения задания, а затем предлагается ребенку выполнить это же задание самостоятельно.

Прощание

Этюд «Насос и мячики»

Дети сидят на корточках, колени прижаты к груди, голова к коленям, руки их обхватывают – сдутые маленькие мячики. Педагог берется за воображаемый насос и делает энергичные наклоны корпуса вперед – «накачивает»  мячики. Мячики постепенно надуваются: колени выпрямляются, голова поднимается, руки округляются по бокам, надуваются щеки. Ведущий изображает отбивание мяча о землю вытянутой вперед ладонью. Все мячики весело и легко прыгают. Ведущий делает хлопок в ладоши – «открывает клапан», и мячи начинают медленно сдуваться, расслабленно опускаются на пол (2-3 раза).

Занятие №3 «Игрушки»

Задачи.

1.Закрепить в словаре детей названия игрушек, их частей, материалов, из которых они сделаны.

2.Развивать память, внимание, мышление, образное восприятие, моторику, воображение, зрительный анализ, пространственные представления, умение угадывать предмет по его схематическому изображению.

3.Помочь детям снять напряжение, быть на занятии смелыми, успешными, активными, радостными.

Оборудование.

1.Таблица из 3х горизонтальных и 3х вертикальных граф. В 8 клетках изображены игрушки в таком порядке, что по горизонтали и вертикали в колонке и строке они повторяются лишь один раз. Правая нижняя клетка свободна.(Мяч, мишка, матрешка; мишка, матрешка, мяч; матрешка, мяч, пустая клетка).

2.Игрушки: мяч, мишка, матрешка; клубок.

3.Карточки со схематическим изображением игрушек.

4.На каждого ребенка набор геометрических фигур: 3 кружка одинаковой величины и цвета, прямоугольник, 3 одинаковых квадрата.

 Ход занятия.

Приветствие

1.Упражнение «Волшебный клубочек». Наматывая ниточку на палец, каждый ребенок называет свою любимую игрушку.

2.Игра «Мяч другу». Педагог называет ребенка его любимым именем и  бросает ему мяч. Ребенок ловит мяч. Тот, кто поймал мяч, называет по имени другого ребенка и бросает ему мяч. Педагог следит, чтобы мяч побывал у всех детей.

Основная часть.

1.Упражнение «Повтори цепочку слов».

Педагог говорит детям, что тот, кто повторит за ним цепочку слов, будет садиться на стул.

Кукла-мяч-танк;

Матрешка-собака-ведро;

Машинка-кубики-юла;

Неваляшка-пирамидка-мозаика;

Велосипед-дудочка-самокат.

2.Упражнение «Отгадай-ка»

Педагог демонстрирует детям игрушки: мяч, мишка, матрешка, загадывает загадки и просит детей ответить на вопросы.

Круглый, гладкий и пузатый –

Больно бьют его ребята.

Почему беднягу бьют?

Потому, что он надут.

-Что это? Как догадались? Какой он формы, цвета? Из чего сделан? Как с ним играть?

Косолапые ноги,

Зимой он спит в берлоге.

Догадайся и ответь,

Что за зверь такой? (медведь).

-Что есть у игрушечного медведя? Из какого материала он сделан? Как с ним можно играть?

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

-Что это? Как угадали? Из чего сделана матрешка? Сколько у нас подружек-матрешек?

3. Упражнение «Какой игрушки не хватает»

Перед детьми выставляется таблица (пункт 1 оборудования). Детям дается задание определить, какая игрушка должна быть в пустой клетке, почему?

4.Упражнение «Угадай, какая это игрушка»

Педагог показывает по одной карточки со схематическим изображением игрушек и просит назвать как можно больше игрушек, на которые похожи эти схемы. Ответы других детей не повторять. Следить, чтобы у каждого ребенка была возможность хотя бы по одной схеме ответить первым.

5.Упражнение «Танины игрушки»

Дети вместе с педагогом произносят слова стихотворения и жестами, движениями изображают персонажей.

На большом ковре в ряд            Дети маршируют на месте ,останавливаются,

Куклы Танины стоят.                   Изображают персонажей

Два медведя, Буратино,

 И веселый Чиполино,

 И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять,         Прыгают,

Вместе мы пойдем гулять.         Маршируют.

6.Упражнение «Сложи грузовик».

Детям дается по набору геометрических фигур (п. 4 оборудования) и предлагается сложить из фигурок грузовик.

Прощание.

Этюд на расслабление мышц «Петрушка прыгает»

Играющие изображают Петрушку, который мягко и легко прыгает на двух ногах одновременно. Колени, корпус, руки мягкие, расслабленные, голова опущена.

Занятие №4 «Посуда»

Задачи.

1.Уточнить и систематизировать знания детей о посуде, умение различать и называть кухонную, столовую, чайную посуду, части посуды (носик, крышка, ручка и т.д.), обобщающие слова.

2.Развивать выразительность движений, жестов; развивать познавательные процессы: зрительную память, внимание, воображение, мышление; моторику детей.

3.Способствовать снятию напряжения, преодолению скованности, неуверенности; развитию активности, смелости.

Оборудование.

1.Клубок.

2.Картинки с изображением кухонной, столовой, чайной посуды: чайник, чайная пара, конфетница, сахарница; кастрюля, сковорода, дуршлаг; тарелки глубокая и мелкая, салатник, хлебница, ложка, вилка.

3.Разрезные картинки из 4х частей с изображением посуды, по количеству детей.

4.Тихая спокойная музыка.

Ход занятия.

Приветствие.

1.Упражнение «Волшебный клубочек».

Наматывая ниточку на палец, дети по очереди по кругу называют по 1 предмету посуды.

2.Упражнение «Блины».

-Давайте печь блины. Какая посуда для этого нужна?

-Сделаем сковороду. (Дети встают тесным кружком и берутся за руки)

-Наливаем тесто. (Держась за руки, все отходят назад максимально широко, чтобы получился большой блин).

-Печем блин.(Держась за руки, одновременно слегка приседают, при этом имитируя шипение блина звуком «ш»).

-Мажем блин сметаной. (Расцепляют руки и двигают ими волнообразно вверх-вниз, кисти мягкие, пластичные).

-Скручиваем наш блин. («Моторчик»  перед собой).  

 -Раскрываем широко рот, вот так – (развести руки в стороны и со звуком «А-а-ам» сделать хлопок).

Основная часть.

1.Беседа о посуде.

Перед детьми выставлены картинки с изображением посуды (п.2 оборудования).

-Каким одним словом можно  назвать все эти предметы?

-Какие предметы посуды вы еще знаете?

-Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся во время еды.

-В какой посуде готовят пищу? Как называется эта посуда? (Кухонная).

-Какой посудой мы пользуемся, когда пьем чай? Как называется эта посуда? (Чайная).

-А как называется посуда, из которой мы едим за столом? (Столовая). Назовите столовую посуду, которая есть на наших картинках.

-Рассмотрим кастрюлю. Из каких частей она состоит? (Стенка, донышко, крышка, ручки). Зачем нужна крышка, ручки?

-Рассмотрите чайник, назовите его части. Зачем у чайника носик?

2.Упражнение «Каждой посуде – свое место».

Педагог предлагает все картинки с изображением посуды расставить на 3 полочки: на верхнюю – чайную; на среднюю – столовую; на нижнюю – кухонную.

Картинки раздаются детям, по 2 на каждого ребенка. Ребенок ставит свою картинку на нужную полку и объясняет свое решение.

3.Упражнение «Что где стоит?»

-На какой полке стоит кастрюля? Сахарница? Салатник? Чайник? Глубокая тарелка?

-Что стоит рядом с чашкой? После дуршлага? Между тарелкой и хлебницей?

-Где стоит сахарница? И т. д. (Побуждать  детей к  полным ответам, употреблению слов-названий посуды и пространственных ориентиров).

4.Упражнение «Запомни картинки».

 Педагог побуждает детей запомнить картинки верхнего ряда и закрыть глаза. В это время он поворачивает тыльной стороной одну из картинок. Открыв глаза, дети должны назвать, что было на перевернутой картинке, но не кричать, а отвечать только тогда, когда педагог произнесет: «Раз-два-три, говори!»

5.Упражнение «Превращаемся в посуду»

Дети вместе с педагогом произносят текст и своим телом изображают разную посуду.

Вот большой заварный чайник    (надуть живот, одна рука на поясе, другая изогнута –  

Очень важный, как начальник.         носик)

Вот фарфоровые чашки,                 (присесть, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,              (кружиться, рисуя руками круг)

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

Вот пластмассовый поднос –        (сделать большое кольцо руками)

Он посуду нам принес.

6.Упражнение «Сложи разрезную картину»

Каждый ребенок складывает одну из разрезных картинок  посуды  из четырех частей.

Прощание.

Дети слушают с закрытыми глазами спокойную тихую музыку. По окончании музыки открывают глаза, подходят к ведущему, ласково касаются его ладони своей ладошкой, смотрят в глаза, улыбаются, прощаются.  

Занятие №5 «Одежда»

Задачи.

1.Уточнить,закрепить, систематизировать знания детей об одежде; закрепить понятия: верхняя, нижняя, праздничная, повседневная, зимняя, летняя одежда; пополнить и активизировать словарный запас детей по теме «Одежда».

2.Развивать операции мышления: сравнение, классификация, обобщение; развивать мелкую моторику, пространственные представления, умение выполнять действия по образцу

3.Побуждать к активности, сплоченности действий в группе, упражнять в умении подчиняться правилам.

4.Способствовать снятию психического напряжения.

Оборудование.

1.По 2-3 картинки с изображением верхней, нижней, повседневной, нарядной, зимней, летней одежды.

2.Картинки с изображением двух похожих, но в разной одежде девочек (для сравнения).

3.Клубок. На каждого ребенка квадратный лист бумаги 15х15см.

Ход занятия.

Приветствие

1.Упражнение «Волшебный клубочек».

Наматывая ниточку на палец, дети по кругу называют один из предметов одежды, надетой на них. Стараться не повторять то, что уже ранее назвали другие дети.

2.Упражнение «Зеркало».

Педагог предлагает детям быть зеркалом и выполнять все движения, которые показывает взрослый. (Поправить воротничок; стряхнуть пыль с рукава; покружиться, взявшись за подол; вращение кистями; топанье; приседание и т.д.).

Основная часть.

1.Рассматривание одежды и беседа о ней.

Педагог рассказывает. Одежду придумали люди в давние-давние времена. Ее делали из шкур животных, убитых на охоте. Одежда нужна людям, чтобы не замерзнуть, согреться. Постепенно люди научились делать ткани и стали шить одежду из тканей.

Одежда бывает разная: для улицы, для дома, для праздников, для девочек, для мальчиков, для зимы и лета. Мы сейчас с вами рассмотрим разную одежду на картинках, назовем ее.

-Какую одежду надевают на улицу? Какая это одежда? (Верхняя, теплая).

Выставляются картинки с изображением трусов, майки, футболки, ночной сорочки, пижамы.

-На что мы надеваем эту одежду? (на тело). Она называется нижняя одежда или белье.

-Как называют одежду, которую мы надеваем на праздник? (праздничная, нарядная).

-Как называют одежду, которую мы носим каждый день? (Повседневная).

-Летом и зимой мы надеваем одинаковую одежду?

-Летом какую одежду мы носим? (Летнюю). А зимой? (Зимнюю).

Зимнюю одежду шьют из теплых, толстых тканей, меха. А летнюю из легких, тонких тканей. Почему?

У одежды есть разные детали, части. Покажите то, что я назову на своей одежде или на одежде других детей. Воротник, рукава, длинные, короткие рукава. Карманы. Манжеты. Молнии. Кнопки. Пуговицы. Подол. Пояс.

2.Дидактическая игра «Магазин»

Продается одежда (картинки). Чтобы купить вещь, нужно:

поздороваться с продавцом;

назвать эту одежду правильным названием;

сказать, к какой одежде (зимней летней, нарядной, белью и т.д.) она относится; назвать ее цвет и детали. Дети по желанию «покупают» одежду.

3.Упражнение «Найди отличия в одежде девочек»

Выставляются картинки с изображение девочек, в одежде которых есть различия. Дети должны обнаружить эти отличия и выразить их словесно с помощью сложного предложения с союзом «а». Педагог дает образец ответа по 1 отличию.

4. Игра-шутка.

Педагог предлагает рассмотреть одежду одного из детей и запомнить, во что он одет. Затем дети закрывают глаза, а педагог меняет что-то в одежде ребенка. Дети открывают глаза и отгадывают. Что изменилось в одежде сверстника.(2-3раза)

5.Подвижная игра «Иголка и нитка».

Дети становятся друг за другом. Первый из них – «иголка»- бегает, меняя направление. Остальные – «нитка» - бегут за ним, стараясь не отставать.

6. Упражнение «Сложим платочки».

У каждого ребенка квадратный лист бумаги - «платочек». По показу педагога дети должны сложить его разными способами (по диагонали; пополам на 2 прямоугольника, затем еще вдвое на 4 квадрата.)

Прощание.

Этюд «Качели»

Дети встают друг за другом, ноги слегка расставлены. Вес тела поочередно  ритмично переносится с одной ноги на другую.

        

 

 

Занятие №6 «Зима»

Задачи

1.Закрепить знания детей о зиме; уточнить признаки зимы; активизировать и пополнять словарный запас детей по данной теме.

2.Развивать познавательные процессы, упражнять в установлении причинно-следственных связей и последовательности событий.

3.Способствовать снятию напряжения, развитию активности, уверенности в себе.

Оборудование.

1.Снежок из ваты, мяч.

2.Наборы из 4х последовательных картинок о зиме: дети лепят снеговика; дети подкармливают птиц.

3.Сюжетная картинка о зиме и зимних забавах детей.

4.На каждого ребенка набор  геометрических фигур: 3 постепенно убывающих по величине зеленых треугольника, 3 белых постепенно убывающих по величине кружка.

5.Предметные картинки: лыжи,  санки, коньки, велосипед; снеговик, снежинка, снежный ком, цветок.

Ход занятия.

Приветствие.

1.Упражнение «Волшебный снежок».

Дети передают по кругу снежок из ваты и называют то, что им нравится зимой.

2.Игра – упражнение «Снежинки».

Исходное положение – руки в стороны – вниз, ладони вниз.

 Подул легкий ветерок, снежинки легко закружились (кружатся на месте легко, медленно, плавно на носочках).

 Началась снежная буря, полетели снежинки (бегут по комнате на носочках врассыпную легко, стремительно).

Ветер затих, намело сугроб (все «слетаются» к центру и собираются в один «сугроб»: приседают, тесно прижавшись друг к другу). Намело сугробы, пришла настоящая зима.

Основная часть.

1.Рассматривание сюжетной картины о зиме

Педагог предлагает детям рассмотреть картину и ответить на вопросы:

-О каком времени года эта картина? 

-Что бывает зимой на земле? Где еще лежит снег?

-Какие деревья зимой?

-Как надо одеваться зимой? Почему?

-Какая погода зимой?

-Чем занимаются дети на этой картине?

2.Упражнение «Что сначала, что потом».

Педагог раскладывает в свободном порядке набор последовательных картинок  о лепке снеговика и просит детей помочь установить порядок, какая картинка должна бать первой, второй, третей и последней. То же с набором о подкормке птиц.

3.Упражнение «Что лишнее?»

Педагог выкладывает поочередно в ряд картинки (оборудование, п.50 и просит сказать,  какой предмет здесь лишний, почему?

4.Упражнение «Зимние забавы»

Дети вместе с педагогом произносят текст и выполняют движения.

Снег, снег, белый снег.                           (Машут руками перед собой)

Осыпает он нас всех.

Дети все на лыжи встали                       (Имитируют ходьбу на лыжах)

И по снегу побежали.

Сегодня из снежного кома                    (Движутся друг за другом, «катят ком»)      

Мы снежную бабу слепили у дома.    (Рисуют руками в воздухе три круга)

Стоит наша баба у самых ворот,

Никто не проедет, никто не пройдет. (Грозят указательным пальчиком).

5.Упражнение «Сложи картинку о зиме»

Из геометрических фигур (оборудование, п.4), дети должны сложить картинку о зиме: снеговика, елочку.

Прощание.

Упражнение-игра «Снеговик»

Дети стоят свободно. Выпал снег, давайте строить снеговика – легкими хлопками «лепят» на себе толстые ноги, руки, бока, голову, глаза, нос морковкой, улыбку.

 -Вот он какой получился! – Ставят ноги на ширину плеч, руки немного разводят в стороны, пальцы растопыривают и улыбаются. Шагают по комнате, перенося вес тела с одной ноги на другую, колени прямые.

Солнышко пригрело, и снег начал таять – происходит постепенное расслабление всего тела: повисают руки, голова, спина, медленно сгибаются колени.

Растаял снеговик, осталась одна лужа – лежать на полу, все мышцы расслаблены.

Занятие №7 «Семья»

Задачи.

1.Уточнить и систематизировать знания детей о семье, ролевых отношениях, обязанностях в семье. Обогащать  и активизировать словарный запас детей по теме.

2.Развивать познавательные психические процессы, быстроту реакции, мелкую моторику, пространственные представления.

3.Создать бодрое эмоциональное состояние, снять психическое напряжение; способствовать активности, свободному самовыражению детей.

Оборудование.

1.Клубок, мяч.

2.Картинки с изображением членов семьи.

3.Две картинки о семье за обедом, имеющие сходства и различия.

4.Набор из 10 счетных палочек на каждого ребенка.

Ход занятия.

 Приветствие.

1.Упражнение «Волшебный клубочек».

Дети передают друг другу клубочек, наматывают ниточку на палец и говорят добрые слова о маме: мама  какая?

2.Этюд «Дружная семья».

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу. Каждый занят каким-нибудь делом: вбивает гвозди, вяжет, шьет, печет пироги  т.д. Дети должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них какие-то орудия труда.

Основная часть

1.Рассматривание картинок и беседа по ним.

Выставляются картинки с изображением семьи. Педагог задает вопросы:

-Как назвать каждого из  этих людей? Как  одним словом можно назвать всех их?

-С какой стороны относительно других находится тот или иной член семьи?

-Сколько в этой семье человек?

-Кто самый старший? Кто младший?

-Кто для дедушки и бабушки мама, папа? (сын, дочь)

-Кто для дедушки и бабушки мальчик, девочка? (внук, внучка).

-Кто для мамы и папы девочка, мальчик? (сын, дочка).

-Кто мальчик для девочки? Девочка для мальчика? (брат, сестра).

Все они живут в одной семье и являются близкими родственниками, родными людьми, заботятся друг о друге, оказывают друг другу помощь.

-Что делает дома в вашей семье мама? Папа? Чем занимаются бабушка и дедушка?

-Как вы помогаете дома взрослым?

2.Упражнение «Назови ласково».

Педагог бросает мяч ребенку, и называет какого - либо члена семьи. Ребенок, бросая мяч обратно, называет этого члена семьи ласковым словом, уменьшительно-ласкательным, например: мама-мамочка, мамулечка, мамуся.

3.Упражнение «Сравни картинки»

Выставляются картинки (п.3 оборудования). Дети должны найти отличия в картинках.

Добиваться полных ответов, следить за правильным называнием членов семьи.

4.Упражнение «Запомни и повтори».

Педагог произносит набор 3 слов, дети должны запомнить слова и повторить.

Задание выполняют все дети по кругу, каждому дается новый набор слов.

Мама-бабушка-дочка.

Сосулька-подснежник-ручей.

Солнце – мимоза-подарок.

Цветы-торт - духи.

Греет-светит-тает.

Деревья-почки-листочки.

Брат-сестра-внук.

Папа-дедушка-сын.

5.Упражнение «Чья это вещь?»

Педагог бросает ребенку мяч и говорит: брюки носит папа. Чьи брюки? Ребенок должен бросить мяч обратно и ответить на вопрос притяжательным прилагательным: брюки папины.

Так со всеми вопросами педагога.

-Юбку надевает мама. Чья юбка?

-Бабушка вяжет носки из ниток. Чьи нитки?

-В этих очках читает дедушка. Чьи очки?

-Эти бусы папа подарил маме. Чьи бусы?

-Эту книгу читает дочка. Чья книга?

-С этой машинкой играет сын. Чья машинка?

6.Упражнение «Сложи домик»

Каждому ребенку дается набор счетных палочек и предлагается из них сложить домик для семьи.

Прощание.

Этюд «Спать хочется»

Мальчик попросил взрослых, чтобы ему  позволили вместе с взрослыми встретить Новый год. Но чем ближе к ночи, тем больше ему хочется спать. Он борется со сном и в конце концов засыпает. Выразительные движения: зевает, голова клонится вниз, руки опущены, тело расслаблено.

Дети прощаются с педагогом, кто как хочет и уходят.

Занятие №8 «Овощи»

Задачи.

1.Систематизировать и закрепить знания детей об овощах, расширять и активизировать словарь детей по теме «Овощи».

2.Развивать память, внимание, восприятие, мелкую моторику, пространственные представления детей.

3.Упражнять в использовании заместителей предметов.

4.Помочь снять напряжение, способствовать развитию интереса, активности, веры в свои силы.

Оборудование.

1.Клубок. Мяч.

2.Картинки: картофель, огурец, помидор, редис, репа, лук, морковь, свекла, капуста.

3.На каждого ребенка 1 карточка, разделенная на 4 клетки, в которых в любом сочетании изображено 2 зеленых и два желтых кружка. По 2  репки и 2 огурца, картонных, или,  лучше,  игрушечных.

Ход занятия.

Приветствие.

1.Упражнение «Волшебный клубочек».

Дети передают клубочек по кругу, каждый наматывает себе на палец ниточку и называет свой любимый овощ.

2.Упражнение «В огород пойдем».

Дети вместе с педагогом произносят текст и выполняют движения.

В огород пойдем,                                       Дети идут по кругу, взявшись за руки.

 Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем        «Таскают»

И картошки накопаем.                               «Копают»

Срежем мы кочан капусты,         «Срезают»

Круглый,  сочный, очень вкусный,           Показывают руками форму, величину

Огурцов нарвем немножко        «Рвут»

И вернемся по дорожке.                             Идут по кругу в обратную сторону

Основная часть.

1.Упражнение «Сажаем огород».

Педагог выставляет 1 картинку с изображением любого овоща (Я посадила помидор).

Дает задание детям: посадить картошку справа от помидора; посадить огурец слева от помидора; посадить лук между помидором и огурцом и т.д.

2. Упражнение «Что изменилось?».

Когда в огороде высажено 6 -7 овощей, педагог просит детей закрыть глаза, и меняет место расположения одного  овоща. Дети должны отгадать, что изменилось. В следующий раз заменить один овощ другим, который еще не выставлялся; на третий раз выставить еще дополнительный овощ. Дети каждый раз угадывают перемену.

3. «Отгадай-ка».

Когда перед детьми выставлены все картинки с овощами, педагог загадывает детям загадки, просит смотреть на овощи и находить картинку-отгадку. Назвать овощ ласково.

Он и в дождик, он и в зной                        В огороде вырастаю,

Клубни прячет под землей.                        А когда я созреваю,

Клубни вытащишь на свет –                       Варят из меня томат.

Вот и завтрак и обед.  (Картофель).         В борщ кладут, и так едят. (Помидор).

Круглый бок, желтый бок.        Щеки розовы, нос белый,

Сидит на грядке колобок.                            В темноте сижу день целый.

Врос он  в землю крепко.                            А косичка зелена,

Что же это?  (Репка).        Вся на солнышке она.  (Редиска).

4.Дидактическая игра «Повар и овощи»

Решила я стать поваром. Не простым поваром, а поваром-волшебником. Превращу вас в овощи сейчас.

Раз, два, три, четыре, пять –            Считают вместе с педагогом

Начинаем мы играть.

 Ручками  похлопаем,                        Хлопают

Ножками потопаем.        Топают

Покружились, покрутились,        Крутятся

В овощи вы превратились.        Останавливаются

Каждому ребенку  дается в руки картинка овоща, он превращается в этот овощ.

Дети стоят в кругу – это кастрюля. Педагог говорит, что он собирается готовить, а овощи, нужные для этого блюда, входят в круг. Затем суп «варят». Дети идут по кругу, взявшись за руки, а овощи в кастрюле кружатся, шипят, булькают – варятся.

-Я хочу  сварить картофельный суп. (В круг должны выйти картофель, лук, морковка).

-Я буду варить щи.  (Капуста, лук, морковка, помидор).

-Я буду варить борщ.  (Капуста, свекла, картошка, лук, морковь, помидор).

-Я буду  готовить  салат.  (Огурец,  помидор, редис, лук).

5.Упражнение «Посади огород».

Детям раздается по 1 карточке  - это «огород» и 4 овоща (п.3 оборудование). Огурцы и репки нужно посадить на отведенные для них места: там, где нарисован зеленый кружок, надо сажать огурец; где желтый кружок – нужно сажать репу. Игру повторить.

Прощание.

Упражнение «Тянем репку». Дети становятся в круг и показывают, как в сказке «Репка» тянули репку с усилием, а когда вытащили, расслабились и отдыхали.

Занятие №9  «Фрукты»

Задачи.

1.Уточнить, закрепить, обобщить знания детей о фруктах, обогащать и активизировать словарный запас детей по данной теме.

2.Развивать мышление, восприятие, внимание, память, воображение, мелкую моторику, быстроту реакции детей.

3.Помочь снять напряжение, быть активными, смелыми, успешными.

Оборудование.

1.Клубок, мяч.

2.Муляжи  фруктов: слива, яблоко, груша, апельсин, лимон,  виноград, банан, абрикос,

персик.

3.Трафареты фруктов по количеству детей, цветные карандаши, ½ листа бумаги А 4 на каждого ребенка.

Ход занятия.

Приветствие.

1.Упражнение «Волшебный клубочек».

Наматывая ниточку на палец, по очереди, по кругу, дети называют свой любимый фрукт.

2.Подвижная игра «Фрукты-овощи».

Дети ходят по комнате, педагог называет вразнобой фрукты и овощи. Услышав название фрукта, дети должны остановиться и поднять руки вверх (фрукты растут вверху, на фруктовых деревьях); услышав название овоща, дети должны присесть (овощи растут внизу, на грядке, на земле).

Основная часть.

1.Рассматривание фруктов, беседа.

Выкладываются муляжи фруктов по одному. По мере этого о каждом фрукте беседа:

-Что это? Какой по форме? По цвету? На вкус? На каком дереве растет?

Когда выкладывания и беседы по всем фруктам:

-Как все это назвать одним словом? А деревья, на которых растут фрукты? (фруктовые). Как назвать сад, в котором растут фрукты? (фруктовый).

2. «Отгадай – ка».

Педагог предлагает послушать загадки о фруктах и найти среди муляжей отгадки. Назвать фрукт обычным и ласковым названием.

Круглое, румяное,                                            Я сладкий, рос на юге,

Я расту на ветке.                                           Как солнышко в листве.

Любят меня взрослые                                    Оранжевый и круглый,

И маленькие детки. (Яблоко-яблочко)      Я нравлюсь детворе. (Апельсин-апельсинчик)

На сучках висят шары, посинели от жары.  (Сливы – сливки – сливочки)

Желтый я,  как одуванчик,        Выросли на ветке

Очень кислый,  в чай прошусь.                                         Оранжевые детки:

Отгадайте – ка, ребята,                                                       Щечки бархатны, румяны.

Как я, южный фрукт, зовусь? (Лимон – лимончик).   Сочны, сладки, ароматны. (Персик)

3.Упражнение «Чего не стало?».

Педагог предлагает детям еще раз посмотреть, какие у нас фрукты и запомнить, а затем закрыть глаза. Ведущий убирает один из фруктов, дети открывают глаза и угадывают, чего не стало. Отвечают, когда ведущий скажет: «Раз, два, три – говори!»

4.Упражнение «Какой сок?»

Как вы думаете, в каком виде можно употреблять в пищу фрукты? (Сыром, вареном, сушеном). Что можно приготовить из фруктов? (варенье, сок, компот, начинку в пирог) Поиграем в игру «Какой получится сок?» Я буду бросать вам по очереди мяч и называть какой – нибудь фрукт, вы – бросите мне мяч обратно и назовете сок, который можно получить из этого фрукта, например: яблоко – яблочный.

5.Упражнение «Будем мы варить компот».

  Дети вместе с педагогом произносят текст и в соответствии с содержанием и ритмом выполняют движения.

Будем мы варить компот.                Идут по кругу, взявшись за руки.

Фруктов нужно много. Вот:             Останавливаются.

Будем яблоки крошить,                   «Крошат»

Грушу будем мы рубить.                 «Рубят»

Отожмем лимонный сок,                «Отжимают»

Слив положим и песок.                    «Кладут»

Варим, варим мы компот,               Делают вращательные движения руками, кружатся

Угостим честной народ.                   Протягивают руки вперед ладонями вверх

6.Упражнение «Помоги созреть фрукту».

Детям раздаются трафареты фруктов, нужно обвести фрукт  карандашом по контуру. Получился белый, незрелый фрукт. Нужно раскрасить его так, чтобы он стал спелым.

Прощание.

Упражнение «Из семечка в яблоньку»

Ведущий (садовник) предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко яблони (сжаться в комочек на полу.) Садовник бережно относится к семенам, поливает их, ухаживает (гладит детей по голове, спине). С теплым весенним солнышком семечки яблони начинают прорастать (поднимаются). Появляются веточки, почки, бутончики (руки вверх, кулачки сжаты, потянуться). Почки и бутоны лопаются, появляются листочки и цветочки (резко разжимают кулачки). На месте цветочков вырастают маленькие яблочки (сильно сжать кулачки), подрастают (кулачки расслабляются). Яблоньке тяжело держать плоды (напрягаются, ноги прижимают к полу). Но вот спелые плоды снимают, яблоньке легче. (Расслабляются всем телом).

Занятие №10 « Домашние и дикие животные»

Задачи.

1.Уточнить,  закрепить, упорядочить знания детей о домашних и диких животных, их детенышах; обогащать, активизировать словарный запас детей по теме.

2.Развивать основные познавательные процессы, сенсомоторику, познавательный интерес, образное восприятие, навыки общения.

3.Способствовать снятию психомышечного напряжения, агрессии;   обеспечить эмоциональное  благополучие детей, успешность на занятии; побуждать к активности, уверенности.

Оборудование.

1.Клубок, мяч.

2.Разрезные картинки с изображением животных, разрезанные на 4 части.

3.Картинки животных и их детенышей: кошка, собака, корова, лошадь, свинья, коза;

волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж.

4.Картинки с изображением леса и скотного двора.

  Ход занятия.

Приветствие.

1.Упражнение «Волшебный клубочек».

Наматывая ниточку на палец, по очереди, по кругу, дети передают клубочек и называют животное, стараясь не повторять, что названо другими детьми ранее их.

2.Упражнение «Доброе животное».

Дети встают в круг и берутся за руки. Педагог тихим голосом говорит: «Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! (все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей). А теперь подышим все вместе, ведь мы одно животное. Вдох – шаг назад, выдох – шаг вперед. (Выполнять в среднем темпе, ритмично).  Так не только дышит животное. Так же ровно бьется его большое доброе сердце. Тук – шаг назад, тук – шаг вперед.  (Выполнять в течение 1 минуты).

Основная часть.

1.Рассматривание картинок о животных, беседа по картинкам, загадки.

Выставляются картинки с изображением домашних животных и диких животных.

По мере выставления картинок дети называют животных и отвечают на вопрос: «Где живет это животное?»

Педагог загадывает загадки о животных, дети должны найти картинку-отгадку, сказать название животного обычное и ласковое6 заяц-зайчик, кот-котик ит.д.

Отворилась тихо дверь                                           Все следы находит точно.

 И вошел усатый зверь,                                   Охраняет дом он ночью.

 Сел у печки, жмурясь сладко,                       Уши чуткие и нос.

 И умылся серой лапкой. (Кот – котик).       Это друг наш верный …(пес - песик)

Молоко дает нам кто-то                                                 Бежит замарашка

Детям пить его охота.                                             В щетинистой рубашке.

 Чтобы были все здоровы,                                    Хвост крючком,    

Молоко дают …(коровы - коровки).                   Нос пятачком. (Свинья - свиночка)

Бегут по дорожке борода да ножки. (Коза - козочка)

Зверька узнаем мы с тобой                                          Хвост пушистою дугой.

По двум таким приметам:                                    Вам знаком  зверек такой?

 Он в шубке беленькой зимой,                            Острозубый, темноглазый,

 А серенький  он – летом.  (Заяц -зайчик)         По деревьям любит лазать.

                                                                                     Строит он свой дом в дупле,

                                                                                     Чтобы жить ему в тепле. (Белка - белочка)

Сердитый недотрога                                      Хитрая плутовка,

 Живет в глуши лесной.                                 Рыжая головка,

 Иголок очень много,                                     Хвост пушистый – краса,

А нитки ни одной. (Еж - ежичек)                А зовут ее … (лиса - лисичка).

2.Дидактическая игра «Кто где живет?»

Педагог выставляет на мольберт картинки: слева – лес; справа – скотный двор. Дети должны распределить животных по месту их обитания на домашних и диких.

Диких в лес, домашних на скотный двор.

3.Дидактическая игра «Чьи детки?

Педагог показывает картинки с изображением детенышей животных и говорит, что они потерялись Нужно каждому детенышу помочь найти свою маму. Дети по очереди берут картинку-детеныша, называют его, находят его маму и помещают рядом с ней.

4.Упражнение с мячом «Чье это?»

Педагог бросает мяч детям по очереди и произносит словосочетание из двух существительных, обозначающее принадлежность чего – то животному. Ребенок должен, бросая мяч обратно, ответить словосочетанием притяжательного прилагательного с существительным. Правила игры объясняются детям с помощью образца: Конура собаки.  Чья конура? – собачья конура.

Копыта коровы.                 Берлога медведя.

Дупло белки.                      Лапа собаки.

Морда лисы.                      Хвост зайца.

Борода козы.                      Грива лошади.

Уши кролика.                      Хвост кошки.

 

5.Упражнение «Сложите  разрезные картинки»

Каждому  ребенку дается разрезная картинка с изображением животного, ребенок должен сложить ее и сказать, домашнее или дикое животное он сложил.

Прощание.

Игра «Еж»

Дети превращаются в ежей, которые приготовились встретить опасность, сворачиваются в клубочек, сжимаются, растопыривают свои иголки, чтобы враг укололся. Но опасность миновала,  и ежи остались в кругу друзей. Они расслабляются, вытягиваются и греются на солнышке.  (Повторяется 3 раза).

ЛИТЕРАТУРА

  1. АлябьеваЕ.А.  Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М.: ТЦ, 2002г.

  1. Бантикова С. Геометрические игры// Дошкольное воспитание, №1, 2006г.

  1. Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия/ Составители С.В. Лесина, Г.П.Попова, Т.Л. Снисаренко. - Волгоград:  Учитель, 2008г.

  1. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6лет, М.: ТЦ Сфера, 2004г.

  1. Кушнир Н.Я. Содержание диагностической и коррекционной работы в детских дошкольных учреждениях, Минск, 1996г.

  1. Чистякова М.И.. Психогимнастика.  М., 1990г.

  1. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.:  Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002г.



Предварительный просмотр:

ПРИМЕРНОЕ ПЕРСПЕКТИВНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Январь

3 неделя:

Занятие №1

Тема: Обучение элементам техники выразительных движений. Развитие активного внимания. Преодоление двигательного автоматизма. Психомышечная тренировка.

Цель: Создание возможностей для самовыражения, развитие лучшего понимания себя и другого, преодоление барьеров в общении. Совершенствование внимания. Регулирование поведения в коллективе. Снятие психомышечного напряжения.

Содержание:

1.Знакомство с элементами выразительных движений, мимикой, жестом, позой, походкой. Стр.11. Этюды на выразительность жеста «Это я! Это мое!»; «Сколько звуков?» стр.13.

2.Преодоление двигательного автоматизма, стимулирование внимания.

Игры «Флажок» стр.11; «Будь внимателен» стр.13.; «Запретный номер» с.14;

3.Этюды на расслабление и тренировку отдельных групп мышц.

«Штанга» стр.12; «Сосулька» Стр.14; «Шалтай – Болтай» стр.14.

Занятие №2

Тема: Обучение элементам техники выразительных движений. Развитие внимания. Преодоление двигательного автоматизма. Психомышечная тренировка.

Цель: Развитие умения правильно выражать свои чувства, правильно оценивать отношение к себе других людей. Развитие внимания. Регулирование поведения. Обучение приемам саморасслабления.

Содержание:

1.Этюды на выразительность жеста.

«Тише!», «Иди ко мне» стр.15; «До свидания», «Не покажу», «Я не знаю» , «Игра в снежки» стр.17.

2.Развитие активного внимания

Игры «Слушай хлопок» -15, «Канон» -16, «Четыре стихии»-18.

3.Игры на преодоление двигательного автоматизма

«Пожалуйста», «Запрещенное движение» 18; «Замри»-16.

4.Этюды на тренировку отдельных групп мышц

«Винт», «Насос и мяч» -16; «Качели», «Петрушка прыгает» -18.

4 неделя:

Занятие №3

Тема. Обучение элементам техники выразительных движений. Развитие внимания. Подвижные игры для детей с психомоторными, эмоциональными расстройствами, пониженным настроением, робостью, страхами. Психомышечная тренировка.

Цель. Развитие лучшего понимания себя и других, способности к самовыражению. Совершенствование внимания. Пробуждение активности, умения подчиняться определенным правила;  организация, дисциплина, сплоченность играющих; развитие ловкости, быстроты реакции, создание здорового возбуждения, бодрого настроения. Снятие психомышечного напряжения.

Содержание:

1.Этюды на выразительность жеста

«Собака принюхивается» «Лисичка прислушивается» -23; «Дружная семья» -19.

2.Развитие внимания

Игры«Найди отличия»-20,«Ухо-нос»-21,«Повторяй за мной»,«Карлики и великаны»-24

3.Подвижные игры «Иголка и нитка», «Дракон кусает свой хвост» -21; «Скучно, скучно так сидеть»-24.

4.Психомышечная тренировка

Этюд «Фея сна»

Занятие №4

Тема. Обучение элементам техники выразительных движений: эмоции внимания, интереса, удивления.  Развитие внимания. Подвижные игры для детей с психомоторными и эмоциональными расстройствами. Психомышечная тренировка.

Цель. Развитие выразительной моторики, способности адекватно выражать свое эмоциональное состояние, понимать состояние других людей. Совершенствование внимания, памяти, развитие быстроты реакции. Создание бодрого настроения, здорового эмоционального возбуждения. Снятие психомышечного напряжения.

Содержание.

1.Этюды на выражение внимания, интереса, удивления

«Любопытный», «Раздумье»-26; «Удивление», «Круглые глаза»-28.

2.Развитие внимания, моторно-слуховой памяти.

Игры «Игра с флажками»,  «Тут что-то не так»-26; «Запомни движение»_29.

3. Подвижные игры

«Самый ловкий наездник»-27; «Реченька»-29.

4. Психомышечная тренировка «Пылесос и пылинки»-29.

Февраль

1 неделя:

Занятие №5

Тема. Эмоции удовольствия и радости. Развитие памяти, наблюдательности. Игры, способствующие успокоению и организации возбужденных детей. Психомышечная треноровка.

Цель. Коррекция эмоциональной сферы. Развитие памяти, наблюдательности. Успокоение, организация гиперактивных детей. Обучение приемам саморасслабления.

Содержание

1.Этюды на выражение удовольствия и радости.

«Золотые капельки», «Цветок», «Ласка»-30; «Новая кукла», «После дождя»-32.

2.Развитие памяти, наблюдательности.

Игры «Слушай и исполняй»-31; «Запомни порядок», «Кто что делал», «Художник»-32

3.Игры,  способствующие успокоению возбужденных детей и их организации.

«Слушай команду», «Смотри на руки»-31; «Мимика в рисунках»-33.

4.Психомышечная тренировка

«Отдых под музыку»-31, 33.

Занятие №6

Тема. Эмоции страдания и печали, отвращения, презрения.  Развитие памяти и наблюдательности. Психомышечная тренировка.

Цель. Развитие, коррекция эмоциональной сферы психики детей. Развитие памяти. Обучение приемам саморасслабления  для сброса психоэмоционального напряжения.

Содержание.

1.Этюды на выражение страха, печали, отвращения, презрения.

«Остров плакс», «ОЙ-ой, живот болит», «Я так устал»-34; «Соленый чай», «Грязь»-37

2.Развитие памяти, наблюдательности

Игры «Тень», «В магазине зеркал»-35; «Опиши по памяти», «Запомни картинку»-38

3.Психомышечная тренировка

Комплекс «На берегу моря»-35-36.

2 неделя:

Занятие №7

Тема. Эмоции гнева,  страха. Развитие памяти ощущений. Развитие умения классифицировать, обобщать, систематизировать. Психомышечная тренировка.

Цель. Развитие и коррекция эмоциональной сферы психики. Развитие памяти. Развитие и коррекция познавательной сферы психики. Обучение приемам саморасслабления для сброса психомышечного напряжения.

Содержание.

1.Этюды на выражение гнева и страха.

«Гневная гиена», «Король боровик не в духе», «Хмурый орел»-39; «Лисенок боится», «Потерялся»-41.

2.Упражнения на развитие памяти

Игры «Запомни буквы», «Что изменилось»-40; «Упражнение с колокольчиками», «Найди ключ на ощупь»-42;

3.Развитие умения классифицировать, обобщать.

Упражнение «Разложи карточки на группы»-43

4.Психомышечная тренировка

Комплекс «На берегу моря»-35-36.

Занятие №8

Тема. Эмоции вины и стыда. Тренинг узнавания эмоций по внешним сигналам. Тренинг социальных навыков. Аутотренинг.

Цель. Закрепление понятия «эмоция». Развитие способности понимать эмоциональное состояние окружающих людей,  возможности к самовыражению, снятие барьеров в общении. Формирование моральных представлений, коррекция поведения, снятие психомышечного напряжения.

Содержание.

1.Этюды на выражение вины и стыда.

«Провинившийся», «Стыдно»-43.

2.Тренинг узнавания эмоций по внешним сигналам-45

3.Этюды на отображение положительных черт характера

«Смелый заяц»-45,»Часовой», «Добрый мальчик», «Внимательный мальчик»-46

4.Настольная игра «Оцени поступок»-46

5.Аутотренинг

«Волшебный сон» -43-44

3 неделя:

Занятие №9

Тема. Этюды на отображение положительных черт характера. Развитие мышления. Тренинг социальных навыков. Релаксация.

Цель.  Развитие и коррекция  познавательной сферы психики. Формирование моральных представлений, коррекция поведения и характера. Снижение психоэмоционального напряжения.

Содержание.

1.Этюды на отображение положительных черт характера.

«Посещение больного», «Честный шофер»-51; «Так будет справедливо»-53.

2.Развитие мышления

Игры «Четвертый лишний», «Угадай, что я загадал»-52;  «Собери цветок», «На что похоже», «Логические концовки»-53-54.

3.Настольная игра «Оцени поступок» (продолжение)-46.

4.Релаксация

Комплекс «На берегу моря»-35-36.

Занятие№10

Тема.  Развитие мышления. Развитие творческих способностей. Тренинг социальных навыков. Релаксация.

Цель. Развитие и коррекция познавательной сферы психики. Формирование моральных представлений, коррекция поведения и характера. Развитие творческих способностей. Снижение психоэмоционального напряжения.

Содержание.

1.Этюды на выражение отрицательных черт характера

«Робкий ребенок», «Жадный пес», «Эгоист», «Наглец», «Ябеда»-55-56; «Притвора», «Кривляка», «Упрямый мальчик», «Злюка», «Вова-растеряша»-58.

2.Развитие мышления

Игры «Сложи по образцу» (Танграм, Магический квадрат ); «Смысловые ряды»-57, «Последовательные картинки»-59

3.Развитие творческих способностей

Игры «Дорисуй фигуру»-59, «На что похоже?»-60.

4.Аутотренинг  «Волшебный сон»-44

4 неделя:

Занятие №11

Тема.Игры на сопоставление различных черт характера, их моральную оценку. Развитие творческого воображения. Психомышечная тренировка.

Цель. Закрепление и расширение полученных детьми моральных представлений. Развитие творчества. Снятие психомышечного напряжения.

Содержание.

1.Игры на сопоставление различных черт характера.

«Молчок», «Страшный зверь»-61; «Повар-лгун», «Просто старушка»-62.

2.Развитие творческих способностей

Игры «Чего на свете не бывает», «Чудесный лес»-62-63

3.Психомышечная тренировка

Комплекс «На берегу моря»-35-36; Этюды «Штанга»-12, «Сосулька»-14, «Все спят»-13 .

 

Занятие №12

Тема. Игры на сопоставление различных черт характера, их моральную оценку. Развитие воображения, умения видеть характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять. Релаксация.

Цель. Закрепление и расширение полученных детьми ранее сведений, относящихся к социальной компетентности. Развитие и коррекция познавательной сферы психики. Снятие психомышечного напряжения.

Содержание.

1.Игры на сопоставление различных черт характера

«Чертенок или мальчик – наоборот», «Вредное колечко», «Дети спасены»-64-65.

2.Развитие воображения, умения видеть характерные признаки предметов, сравнивать.

Игра «Назови как можно больше отличий», «Свободный танец»-65, «»Придумай сказку».

3. Релаксация «Волшебный сон»-44.

Март

1 неделя:

Занятие №13

Тема. Коррекция взаимоотношений детей, поведения агрессивных детей. Развитие смекалки, фантазии, умения рассуждать, доказывать, быстро ориентироваться на плоскости, воображения, пространственного мышления. Релаксация.

Цель. Коррекция эмоционально-личностной сферы психики детей. Развитие познавательных способностей. Закрепление приемов релаксации.

Содержание.

1.Коммуникативные игры

«Газета», «Ток», «Пожелание», «Напряжение – расслабление», «Ура победителю»-67

2.Развитие познавательных способностей

«Задачи – шутки»-68; Игры «Монгольская Игра»-68;»Лабиринты»-70.

3.Релаксация Комплекс «На берегу моря»-35, «Сон на берегу моря»-71.

Занятие №14

Тема. Коррекция взаимоотношений, поведения агрессивных детей. Развитие творческого воображения, устанавливать логические связи и закономерности. Аутотренинг.

Цель. Коррекция нежелательных черт характера, поведения детей. Развитие познавательной сферы психики. Снижение психического напряжения.

Содержание.

1.Коммуникативные игры

«Ток»-67, «Доброе слово», «Хромой ведет слепого»-72, «Газета»-67, «Чей голос», «Инсценировка», «Молекула». «Что и когда я чувствую»-72-73.

2.Развитие познавательной сферы психики

Занимательные упражнения «Занимательные вопросы», Дорисуй и назови предмет», «Пустой квадрат»-73-74                                                                                                                

 3. Аутотренинг «Волшебный сон»-44

2 неделя:

Занятие №15

Тема.  Коррекция взаимоотношений детей, поведения агрессивных детей. Развитие логического мышления, комбинаторных способностей, умения анализировать и систематизировать, творческого воображения. Аутотренинг.

Цель.  Коррекция эмоционально-личностной сферы психики. Развитие познавательных способностей, творчества. Закрепление приемов саморасслабления.

Содержание.

1.Коммуникативные игры

«Упражнение на сплоченность группы», «Колокол», «Оцени поступок», «Пословицы», «Сороконожка»-75-76; «Доброе слово»-72; «Ток»-67.

2.Развитие познавательной сферы-76-77

Упражнения: «Чем похожи эти загадки?», «Разрезные картинки», «Составь фигуру из счетных палочек», «Решение простых головоломок», «Чего не хватает в изображении»

3.Аутотренинг «Волшебный сон»-78.

Занятие №16

Тема. Снятие мнимых неадекватных страхов, неосознанной тревоги. Развитие познавательной сферы. Аутотренинг.

Цель. Нейтрализация страхов, тревоги. Умственное развитие детей. Релаксация, достижение психофизического покоя.

Содержание.

1.Снятие страхов. Этюды на выражение страха

«Страх», «Гроза», «Ночные звуки»-79.    Беседа «Кто кого или чего боится»-80.

Рисование на тему «Мои страхи»-80 .  

2.Развитие логики мышления

Упражнения «Ответь на вопросы», «Ответь, что я сделала раньше»-80, 81.

3. Аутотренинг.-81

3 неделя:

Занятие №17

Тема. Снятие мнимых, неадекватных страхов, неосознанной тревоги. Развитие мышления, общей осведомленности, быстроты реакции, внимания. Аутотренинг.

Цель. Обесценивание страхов. Умственное развитие детей. Достижение психофизического покоя, релаксации.

Содержание.

1.Снятие страхов.

Этюд «Змей Горыныч» -82

2.Развитие мышления

«Логические задачи»;   упражнения «Выбери нужное», «Замри!», «Противоположности»-83-84.

3.Аутотренинг «Волшебный сон»-78.

Занятие №18

Тема. Снятие мнимых неадекватных страхов, неосознанной тревоги. Развитие умения сравнивать, сопоставлять,  видеть положительные и отрицательные свойства предметов и явлений. Развитие мышления по ассоциации, творческого воображения. Аутотренинг.

Цель.  Обесценивание страхов детей. Умственное развитие. Психофизический покой, релаксация.

Содержание.

1.Снятие страхов.

Игра «Чертик, чертик, кто я?»

2.Развитие мышления.

Игры «Хорошо-плохо»,  «Чем похожи, чем отличаются?», «Разные функции», «Ассоциации»-83-84.

3.Аутотренинг «Волшебный сон»-78.

4 неделя:

Занятие №19

Тема. Обучение детей правилам этикета за столом. Развитие пространственного воображения, цветоощущения, умения анализировать, синтезировать, комбинировать. Развитие внимания. Аутотренинг.

Цель. Формирование навыков культурного поведения за столом. Развитие познавательных способностей. Релаксация.

Содержание. 

1.Обучение правилам этикета

Дидактическая игра «Что хорошо и что плохо»-87

2. Разминка

Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»-21.

3.Развитие познавательных способностей

Игры «Сложи квадрат» , «Шифровка слов», «Выполни указание»-88, «Мишка»-89.

4. Релаксация

Психомышечная тренировка Комплекс «На берегу моря»-35-36; Отдых под музыку-90.

   

Занятие №20

Тема. Обучение детей правилам этикета, вежливости в общественных местах, в разговоре по телефону, общении. Аутотренинг.

Цель. Обобщение правил вежливого поведения. Обучение детей технике общения в различных жизненных ситуациях, воспитание потребности проявлять предупредительность, доброту, уважение к окружающим взрослым и сверстникам. Закрепление приемов саморасслабления,  саморегуляции.

Содержание.

1.Обучение правилам этикета.

Дидактическая игра «Что хорошо и что плохо»-91-96; Упражнение «Доброе слово»-96

2.Психомышечная тренировка. «Не берегу моря», Аутотренинг «Волшебный сон»-96

                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Веселинка» (развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность)

Программа предназначина для проведения театрализованных занятий, с целью обогащение и развития эмоциональной сферы старших  дошкольников  посредством музыкально-театрализованной деятельности...

Программа «Коррекция эмоционально-волевой сферы у детей среднего дошкольного возраста»

Наряду с высоким уровнем развития познавательной сферы у детей, идет видимое снижение уровня развития эмоционально-волевой сферы. Все чаще дети не могут осознавать и контролировать свои эмоции, что сп...

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Проблема познавательной деятельности детей этого воз­раста чрезвычайно важна для системы дошкольного образова­ния. Необходимость компетентно ориентироваться в возраста­ющем объёме знаний предъявляет н...

Развитие познавательной сферы личности детей старшего дошкольного возраста посредством обучения английскому языку

Развитие познавательной сферы личности детей старшего дошкольного возраста посредством обучения английскому языку   В настоящее время, в педагогике актуализируются проблемы использования ино...

"Развитие эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста посредством игр"

Проблема развития эмоциональной сферы детей и ее особенностей в период дошкольного детства является актуальной как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Анализ различных исследований позволя...

Занятие по коррекции и развитию познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста "Путешествие на Луну"

В представленном материале подобраны игры и упражнения на развитие высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста...