«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
материал на тему

Проблема познавательной деятельности детей этого воз­раста чрезвычайно важна для системы дошкольного образова­ния. Необходимость компетентно ориентироваться в возраста­ющем объёме знаний предъявляет новые требования к воспита­нию подрастающего поколения. На первый план выдвигаются задачи развития способности к активной познавательной дея­тельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt_vedenina.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

 Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Приобщение детей ко всему, чем живет общество, - задача, которую человечество решает с тех пор, как стал осознавать необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Этот процесс эффективен, если строится с учетом психофизиологических особенностей ребенка (образности мышления, подражательности, внушаемости, эмоциональности, непосредственности, открытости для воздействия взрослого).

Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, движение и покой, изменение и развитие, живое и неживое, строение, назначение, материал предметов, знание о себе и других людях и т.д. Однако представления детей об основных свойствах и отношениях объективного мира еще неопределенны, не совсем отчетливы, глобальны. Но и в таком виде они играют чрезвычайно важную роль в интеллектуальном развитии ребенка, формировании его мировоззрения и мировидения.

Проблема познавательной деятельности детей этого возраста чрезвычайно важна для системы дошкольного образования. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объёме знаний предъявляет новые требования к воспитанию подрастающего поколения. На первый план выдвигаются задачи развития способности к активной познавательной деятельности.

Познавательные процессы – психические процессы, с помощью которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. К таким процессам относятся: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Познание невозможно без речи и внимания. Умственное воспитание детей дошкольного возраста направлено на формирование познавательных мотивов, поэтому одна из задач – воспитание любознательности и познавательных интересов. 

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. В своё время И.М. Сеченов говорил о «прирождённом и крайне драгоценном свойстве нервно-психической организации ребёнка – безотчётном стремлении понимать окружающую жизнь». И.П. Павлов назвал это свойство рефлексом «что такое?». Под влиянием этого рефлекса ребёнок знакомится с качествами предметов, устанавливает новые для себя связи между ними. Предметная исследовательская деятельность, свойственная ребёнку уже с раннего возраста, развивает и закрепляет познавательное отношение к окружающему миру. После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений.

После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений. Меняется характер общения ребёнка со взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты. Общаясь с родителями, другими членами семьи, педагогом ребёнок приобретает новые знания, расширяет свой кругозор, уточняет личный опыт.

Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и других видах творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности. Познавательный интерес и любознательность заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний.

Одним источником развития познавательного интереса старших дошкольников, как справедливо доказывают в своих исследованиях В.В. Давыдов и Н.Е. Веракса10, выступает творческое начало в личности творческого человека. Творчество рассматривается как деятельность человека, создающего новые материальные и духовные богатства, обладающие общественной значимостью, где новизна и общественная значимость выступают основными критериями творчества. 

С.В. Кожакарь и С.А. Козловой выявлены педагогические условия, обеспечивающие достаточно устойчивые интересы дошкольников: создание обогащенной предметно-пространственной среды начала развития интереса; организация познавательного поиска детей; вовлечение в выполнение творческих заданий; интеграция разнообразной деятельности; формирование у детей психологической установки предстоящей деятельности; создание

проблемно-поисковых ситуаций; включение занимательности в содержание; стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности, использование адекватных средств и методов на каждом этапе формирования интереса.

В последние годы все активнее в качестве условий для развития умственных способностей, познавательной деятельности выступают разнообразные формы повышения познавательной активности и познавательного интереса детей дошкольного возраста. Например, такие формы как развлечения познавательного характера (культурно-досуговая деятельность), самообразование ребёнка.

Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации предметно-пространственной, развивающей, социокультурной среды, окружающей его. В культурно-досуговой деятельности, как правило, присутствуют моменты преобразования, познания и оценки; она протекает преимущественно в форме общения. В процессе культурно-досуговой деятельности наиболее полно проявляются индивидуальные способности личности. Формируется оценочное отношение к миру, вырабатывается система ценностных ориентаций, рекреационных, нравственных, эстетических, экологических и др. Под воздействием культурно-досуговой деятельности происходит формирование личностных и характерологических качеств индивида, постепенно образуется внутренний механизм саморегулирования личности, осуществляется усвоение и передача нравственных и эстетических ценностей от одного поколения к другому. 

Виды культурно-досуговой деятельности многообразны, но подробнее хотелось бы остановиться на самообразовании детей.

Самообразование, по мнению М.Б. Зацепиной, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, направлена на развитие разума, приобретение систематических знаний в какой либо сфере науки, искусства, культуры, техники и, как правило, не связана с проведением занятий или другой деятельностью, проводимой по инициативе воспитателя, педагога. В жизни человека можно выделить как бы два вида самообразования. Одно, которое он совершает по своему желанию в учебном заведении, и другое – самостоятельно по своему личному интересу изучает те вопросы науки и искусства, которые в данный момент наиболее привлекают его внимание и вызывают потребность в их изучении. Именно в самообразовании происходит развитие личности ребёнка, раскрытие его способностей, творческого потенциала и реализация духовных потребностей и интересов. Этот вид самообразования происходит в свободное время, т.е. является одним из видов культурно-досуговой деятельности.       Самообразование тесно связано с обучением и выступает как обязательный компонент просвещения, так как оно расширяет, углубляет и дополняет изучаемый материал. Самообразование, расширяя знания, в то же самое время систематизирует обучение. Оно в современной педагогике рассматривается как основная часть непрерывного образования, а также как метод самовоспитания. Самостоятельная деятельность рассматривается как деятельность, которую ребёнок совершает по своему желанию и настроению. Для её возникновения и протекания важны не только интерес и условия, то есть социокультурная развивающая среда; но и навыки, умения, способность самостоятельно работать, совершение самостоятельного поиска и деликатное руководство со стороны взрослых. 

Между понятиями «самообразование» и «самостоятельная деятельность» дошкольника можно провести параллель, так как для них характерны общие показатели, такие как интерес к той или иной деятельности, желание знать об интересующем вопросе больше, чем ребёнок знает на данный момент, т.е. наличие потребности в информации. Самообразование и самостоятельная деятельность детей требует знаний, навыков и умений. Эти две деятельности тесно связаны с обучением, в процессе которого приобретаются не только определённые знания, но и навыки самостоятельной работы. Их объединяет то, что они совершенствуются вне занятий, в свободное время, но самообразование дошкольника зависит от умелого руководства взрослых, которые учат, как следует получать нужную информацию и создают условия для этого.

Под самообразованием дошкольника понимается целенаправленная досугово-познавательная деятельность, которая управляется самой личностью под руководством взрослых. Самообразование связано с самостоятельной деятельностью ребёнка в разных областях: игровой, познавательной, художественной и т.д. Самообразование строится не на простом повторении информации из книг, от педагога, а на опыте собственных открытий. Одним из приоритетных направлений при организации детской культурно-досуговой деятельности является посещение музеев, театров, экскурсии, коллекционирование, чтение литературы, самостоятельное экспериментирование, самостоятельная художественная деятельность.

   

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. М.: «Педагогика», 1986 г. – 240 с.

2. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: «Академия» 2003 г. – 464 с.

3. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста /Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.

4. Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников / Под ред. Т.С. Комаровой. М.: «Мозаика-Синтез», 2005 г.

5. Козлова А.С., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: «Академия», 2000 г. – 416 с.

6. Савенков А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников. СПб.: «Питер», 2004 г.