Тема: « Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности».
проект (старшая группа) на тему

Сорокина Светлана Викторовна

Тема: « Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности».

Актуальность темы

                                                                                     То, что я услышал, я забыл.

                                                                                     То, что я увидел, я помню.

                                                                                     То, что я сделал, я знаю.

                                                                                                  Китайская мудрость

      Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал Лев Семёнович Выготский.

      Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

       Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

       Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.  

Цель самообразования: помочь детям раскрыть удивительный мир экспериментирования, развивать их познавательные способности, логическое мышление, учить устанавливать причинно-следственные связи различных явлений; повысить свой теоретический и практический уровень профессионального мастерства и компетентности.

Задачи: 

 - Повысить собственный уровень знаний (путем изучения методической литературы, интернет ресурсов, через консультации, семинары-практикумы).

 - Создать методическую базу (специальная литература, картотеки, тематическое планирование, методические разработки) по познавательно-исследовательской деятельности.

- Разработать план работы с детьми по данной теме.

- Оформить в группе мини лабораторию.

- Включить познавательно-исследовательскую деятельность в воспитательно-образовательный процесс группы через реализацию проектной деятельности посредством  различных форм работы.

- Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.

- Развивать: наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, познавательный интерес детей в процессе экспериментирования,

установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

 - Формировать у детей разные способы познания.

Сроки реализации проекта

Содержание работы в проекте

Практические выходы проекта

Сентябрь

- Разработать план работы по самообразованию.

 - Изучить научно-методическую литературу,

передовой педагогический опыт по теме проекта.

 - Изучить опыт педагогов по теме: «Опыты и эксперименты в детском саду» (на интернет-сайтах, в периодической печати).

 - Создать картотеку опытов и экспериментов (в течение учебного года).

 - Пополнить опытно-экспериментальный центр с помощью родителей (создать мини-лабораторию).

 - Провести разъяснительную  работу с родителями по развитию их компетентности в соответствии с темой проекта.

 - Разработать и провести  цикл  занятия по ОЭД в рамках проекта самообразования (в течение учебного года).

- План работы по самообразованию.

- Изученная литература:

1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

2. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

4. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

5. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

6. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

- Картотека опытов и экспериментов согласно плану самообразования.

  - Консультация для родителей: «Формирование познавательного интереса через развитие исследовательского поведения ребенка».

 - Наличие полноценного центра опытно-экспериментальной деятельности.

 - Цикл занятий по ОЭД в рамках проекта «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности».

Октябрь

Продолжать знакомить детей с понятием воздух, его свойствами, ролью воздуха в природе.

Провести опыты и эксперименты с воздухом.

 - Памятка для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

 - Сюжетно-ролевая игра: «Научная лаборатория».

Ноябрь

Опытно-экспериментальным путем исследовать свойства воды, ее взаимодействие с  воздухом; увидеть круговорот воды  в природе в лабораторных условиях.

 - Консультация для родителей: «Опыты в домашних условиях».

 - Открытое мероприятие в рамках «Клуба взаимопомощи» с участием родителей: «В лаборатории профессора Умникуса».

Декабрь

Исследовать совместно с детьми  свойства песка, глины, камня; с помощью опытной деятельности выявить их роль в природе и жизнедеятельности людей.

Предложить родителям вместе с ребенком вырастить кристаллы в домашних условиях.

 - «Гончарно-ремесленная школа» (практическая деятельность детей).

- Консультация для родителей: «Выращиваем кристаллы в домашних условиях».

Январь

Провести исследования по теме: «Что мы знаем о соли, сахаре, соде, лимонной кислоте, природе их происхождения. Кристаллы».

Провести опыты  и эксперименты.

- Консультация для родителей: «Кристаллические вещества и опыты с ними в домашних условиях».

- Открытое мероприятие в рамках «Клуба взаимопомощи» с участием родителей: «Исследования в лаборатории профессора  Умникуса».

Февраль

Опытно-экспериментальным путем исследовать вместе с  детьми  свойства магнита, познакомить с  природой его происхождения.

Сделать развивающие игры: «Найди клад», «Посади бабочку», а также магнитный театр (в рамках «Клуба взаимопомощи»).

 - Развивающие игры: «Найди клад», «Посади бабочку».

 - Магнитный театр.

 - Познавательно-игровой вечер: «Магнитные чудеса».

Март

Познакомить детей с понятием электричество.

Опытно-экспериментальным путем  установить природу  происхождения природного явления - гроза, понять природу ее возникновения.

 - Сюжетно-ролевая игра: «В научной лаборатории».

 

Апрель

Провести итоговое развлекательное мероприятие: «Волшебство, фокус-покус и наука».

- Итоговое мероприятие: «Волшебство, фокус-покус и наука».

- Репортаж о научных исследованиях в лабораторных условиях.

- Отчет о проделанной работе за учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русскими обрядовыми праздниками

Актуальность темы обусловлена тем, что все больше развивается интерес к русской народной культуре, в которой в целом, видна сращенность эстетического и нравственного, красоты и добра, совести и чести,...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

консультация для педагогов ДОУ об экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте...

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых....

Конспект Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Тема «Страна красок».

Конспект Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности.Тема «Страна красок».Цель:·...