Папка-передвижка "Готовность детей к школе"
консультация (подготовительная группа) на тему

Митяева Юлия Игоревна

Данная консультация поможет педагогам и родителям избежать простых сложностей при подготовке детей к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл papka-peredvizhka_gotov_li_vash_rebenok_k_shkole.docx90.57 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\985516838.jpg

«Подготовка детей к школе».

Уважаемые родители! В вашей жизни наступает ответственный момент – ваш ребенок переходит в подготовительную к школе группу детского сада. Что же это значит? Наступает время усиленной подготовки к школе, время подведения своеобразных первых итогов «работы». Что он уже умеет, что может, чему следует еще научиться и что узнать.

Многие современные родители очень переживают по поводу подготовки своих детей, хотят дать им все и сразу, «нагрузить» информацией, которая не всегда бывает полезна для ребенка, тем самым могут навредить, могут «отбить» у него желание учиться и ходить в школу в дальнейшем.

Подготовка детей к школе – очень актуальная проблема для родителей, чьи дети посещают подготовительную группу детского сада. Учитывая то, что одних детей готовят к школе в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем младших классов встает задача «выровнять» их знания и умения. Между тем это не основная проблема, на которую жалуются учителя. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки.

Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию «готовность к школе» различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов «правильная» подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника.

C:\Users\User\Desktop\985516838.jpg

Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Не менее важно вырабатывать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, уметь организовывать свою деятельность.

Но самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: т.е. отношение к учебе как к важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам.

Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести в глазах детей почетное положение ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему, в стремлении узнавать новое.

Специалисты выделяют 4 критерия готовность к школе:

  • физический
  • нравственный
  • психологический
  • мыслительный

C:\Users\User\Desktop\985516838.jpg

Физическая готовность:

Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПиНа 2.42.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения медико-психолого-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению.

Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада.

Нравственная готовность:

Под нравственной готовностью специалисты выделяют следующие аспекты:

- Умение строить отношения с взрослым человеком.

- Умение общаться со сверстниками.

- Вежливость, сдержанность, послушание.

-Адекватное отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).

Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей. Нельзя принуждать ребенка работать на «оценку». Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.

Психологическая готовность:

- твердое желание учиться, получать знания; понимание важности и необходимости учения; проявление выраженного интереса к получению новых знаний;

- умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);

- умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);

- определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.

C:\Users\User\Desktop\985516838.jpg

Мыслительная готовность:

Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи.

Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, делать выводы из прочитанного, увиденного,

услышанного, используя слова: «потому, что»; «если, то»; «поэтому».

Учить ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса.

Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.

В соответствии с программой подготовительной группы детского сада ребенок при записи в первый класс должен:

- Знать свое имя, фамилию, адрес, имена членов семьи.

- Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.

- Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 20.

- Уметь увеличивать и уменьшать группу предметов на заданное количество, уметь уравнивать множество предметов.

- Уметь сравнивать группы предметов (больше, меньше, равно).

- Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т.д.

- Уметь находить в группе предметов «лишний», (н-р, из группы «одежда» убрать цветок).

- Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.

- Иметь пространственные представления: право-лево; верх-низ; прямо, кругом, под-над; из-за; из-под чего-либо.

- Уметь доброжелательно общаться с другими детьми

- Слушать взрослых и уметь выполнять их распоряжения.

- Уметь обслуживать себя.

C:\Users\User\Desktop\985516838.jpg

Советы родителям

При подготовке ребенка к школе необходим положительный настрой. Нельзя говорить ребенку, что в школе будет сложно, не будешь слушаться — поставят в угол, будут ругать…

Наоборот, объясните ребенку, что в школе его ждет много интересного, у него появятся новые друзья, он будет много знать и уметь. Расскажите, что-нибудь интересное из своей школьной жизни, покажите свои школьные фотографии, альбомы.

Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца.

Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.

По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.

Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.

Помните, чем раньше вы начнете готовить ребенка к школе, тем легче будет вам и ему.

Памятки родителям первоклассника

Нельзя:
1. Будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.
2. Кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим тем, что ребенку такая еда нравится.
3. Требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов.
4. Сразу после школьных уроков выполнять домашние задания.
5. Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих оценок.
6. Заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права.
7. Кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности
8. Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика.
9. Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий.
10. Ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки.
11. Сидеть у телевизора и за компьютером более 40-45 мин. в день.
12. Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры.
13. Ругать ребенка перед сном.
14. Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время.
15. Разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно.
16. Не прощать ошибки и неудачи ребенка.

Советы родителям:

  1. Недопустимо применять физические меры воздействия, запугивание, критику в адрес ребёнка, особенно в присутствии  других людей.
  2. Желательно познакомиться с одноклассниками и пообщаться с ними после уроков.
  3. Необходимо проявлять интерес к школьным делам ребёнка, к школе, классу, к каждому прожитому в школе дню.
  4. Следует помнить, что первое условие успеха в школе – самоценность ребёнка для родителей.
  5. Создавать  благоприятный климат в семье.
  6. Предоставлять ребёнку самостоятельность в учебной работе и вместе с тем обоснованно контролировать его учебную деятельность. Поощрять ребёнка, и  не  только за учебные успехи.
  7. Нужно стараться, чтобы ребёнок дольше оставался «почемучкой». Школьник, не задающий вопросов, - это повод для родительской тревоги. «Любознательность создаёт учёных».
  8. Семья должна формировать культ интеллекта – в создании домашней библиотеки, в интересных  беседах, спорах. Нужно всё начинать делать вместе с ребёнком.
  9. Почаще ставить себя на место своего ребёнка и вспоминать   себя в его возрасте. 

Рекомендации родителям:

  Поддержите ребёнка в его стремлении стать школьником. Заинтересованность в школьных делах, серьёзное отношение к первым успехам и достижениям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

  Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

  Ребёнок может ошибиться. Не ругайте его, ведь он только учится. Объясните, что сделано неправильно и, если требуется, помогите исправить.

  Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

  Если есть какие-то трудности, не запускайте их, а решите на начальном этапе.

  Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом к учителю или школьному психологу.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)

Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...

Викторина к «Дню Защитника Отечества» для детей подготовительной к школе группе и для детей начальной школы

Материалы викторины рпигодятся для работы с детьми подготовительной к школе группы и при работе с детьми начальной школы....

Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)

Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...

Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе «Школа будущего первоклассника» для детей 6-7 лет

Первый класс – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малышей в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрас...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа дошколят» по психологической подготовке детей к школе (для детей 5,5- 7 лет)

Психологическая готовность к школе — это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность с...

Сценарий утренника, посвященному выпуску детей в школу для детей подготовительной к школе группы-2021

Цель: Создание праздничной атмосферы. Задачи: Развивать у детей артистизм, творческую самостоятельность, выразительность речи, умение правильно произносить поставленные звуки при большой аудитории....