Сообщения для родителей Ориентировка в окружающем мире.
консультация (младшая группа) на тему

Тарлыкова Наталья Владимировна

Развитие речи на 3 году жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshcheniya_dlya_roditeley_2_ml_gr.docx31.13 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщения для родителей

Ориентировка в окружающем мире. Развитие речи на 3 году жизни.

Стремясь как можно больше узнать об окружающем мире, любопытный малыш залезает в запретные места, ломает вещи и игрушки, рвёт книжки и журналы - в общем, хулиганит. И даже самые покладистые и милые детки порой превращаются в строптивых упрямцев, каприз и драчунов. Прежде всего, следует понять, что в таких ситуациях нет ничего необычного и экстраординарного, в норме они возникают в жизни любого малыша (исключая случаи, когда поведение ребёнка требует специальной психолого-педагогической коррекции), ведь познание мира - процесс активный. Кроме этого, помните, что со временем малыш многому научится, станет более самостоятельным, и подобные ситуации будут возникать все реже. И ваша задача - помочь ребёнку

Умение наблюдать играет большую роль в развитии детей. Наблюдения     расширяют кругозор, способствуют развитию внимания, памяти и воображения.

Маленького ребёнка многое интересует в окружающей его действительности, но он ещё не способен выделить главное, его наблюдения поверхностны. Задача мамы - обратить внимание ребёнка на то, что может быть им не замечено; объяснить ему то, что ему ещё не понятно. Поэтому следует проводить специальные организованные наблюдения.

Можно, например, рассматривать мебель, обращая внимание на назначение каждого предмета; показать и объяснить, что вода, которой мама моет пол, стала грязная, а пол чистым; во время кормления рыбок в аквариуме обратить внимание на то, что все рыбки поднялись на поверхность, открывают рты и хватают пищу; глядя в окно, наблюдать за видами транспорта: грузовики везут груз, а легковые машины людей.

Особенно много объектов для наблюдения отыщется летом на даче.

Наблюдения можно проводить в форме игр, например: "Посмотри, что у нас есть?" или "Назовём, что видим".

У ребёнка с развитой наблюдательной способностью расширяется круг представлений об окружающей его действительности.

Показы-инсценировки обогащают детей впечатлениями, расширяют их кругозор, развивают мышление, воображение, память. Рассказы и сказки, иллюстрируемые сюжетными игрушками, радуют детей, активизируют их речь, развивают умение слушать, способствуют  усложнению  игровой   деятельности.

До начала показа мама знакомит ребёнка с главными действующими лицами: показывает игрушку, говорит, как она называется или как ее зовут, знакомит с теми ее особенностями, которые будут упомянуты в дальнейшем.

Для того чтобы потом не прерывать показ из-за попыток ребёнка поближе познакомиться с игрушками, мама даёт ему хорошо их рассмотреть и потрогать. После этого она расставляет игрушки около себя, садится на своё место и сообщает, какое представление будет показано, стараясь сосредоточить внимание ребёнка на предстоящем действии.

С игрушками, проработанными в показах, дети начинают играть совсем по-другому. Например, если до сих пор они зайчика одевали, укладывали спать и т.д., то теперь будут отражать в игре особенности зайчика как животного. Кроме игрушек, можно проводить показы фигурок, иллюстрирующих русские народные сказки: "Репка", "Курочка Ряба" и др.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требовании не только  ко  взрослым людям, но и к детям: неуклонно растёт объем знаний, которые нужно им передать; мало того, желательно, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.

Чтобы помочь ребёнку справиться с ожидающими его сложными задачами, позаботьтесь о том, чтобы у него была полноценная и своевременно сформированная речь. Именно достаточный уровень речевого развития является основным условием успешного обучения. В школе ребёнка научат оперировать понятиями и делать умозаключения. Но в школу он должен прийти, уже имея определённые  знания об окружающем мире, а также некоторые эстетические и нравственные понятия - о красоте и безобразии, добре и зле, правде и лжи и т.д. И, конечно же, он должен уметь выражать свои мысли, что возможно только при помощи речи.

Что нужно для того, чтобы ребёнок рос   любознательным,  умным, сообразительным, чтобы мог реализовать все свои возможности, раскрыть способности? Наш совет: постарайтесь прислушаться к малышу, понять особенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные особенности.

Три года - это тот рубеж, на котором кончается раннее детство и начинается дошкольный возраст. Ребёнок  начинает отделять себя от мира окружающих взрослых, становится более самостоятельным. Малыш уже многое понимает, умеет и знает, стремится узнать ещё  больше. Ваша задача - помочь ему в этом. Для умственного развития дошкольника первостепенное значение имеет знакомство с окружающими его предметами. Их форма, величина, цвет, расположение в пространстве, передвижение - вот то, что привлекает ребёнка.

Игры-занятия, которые мы предлагаем детям этого возраста, строятся в основном на действиях ребёнка с разнообразными предметами. Для развития восприятия полезны игры, в которых надо сравнивать предметы по цвету, форме, величине и находить среди них одинаковые. Иногда при этом требуется не обращать внимания на другие важные особенности предметов, например на их назначение. Если это вызовет у малыша затруднение, помогите ему.

Игры, направленные на развитие внимания, потребуют тщательного рассматривания и сопоставления предметов, выявления их сходства и различий. Развивать словесную память мы рекомендуем в ролевой игре, где запоминание слов станет необходимым условием выполнения ребёнком взятой на себя роли. Другие игры нацелены на тренировку зрительной памяти. Большая группа дидактических игр направлена на развитие мышления ребёнка. Для трёхлетнего  малыша наиболее целесообразно решение мыслительных задач, требующих разобраться в строении предметов и их взаимном пространственном расположении. Такие задачи занимают центральное место среди  описанных  в этом разделе. Следующая группа игр ориентирована на развитие творческих способностей ребёнка, стимулирование его воображения. Малыш будет стремиться замечать разные качества предметов, искать разнообразные варианты видения одной и той же вещи или рисунка. И наконец, математические игры-занятия помогут научить ребёнка  выделять количественные отношения между предметами.

Занимаясь с ребёнком, помните, что его действия лишь только начинают становиться целенаправленными. Малышу еще очень трудно следовать намеченной цели, он легко отвлекается и переходит от одного занятия к другому. Быстро наступает утомление. Внимание ребёнка  может быть сосредоточено одновременно только на небольшом количестве предметов. Интерес легко возникает (особенно, когда малыш видит новые и яркие предметы), но также легко и пропадает. Поэтому, если вы хотите организовать развивающие игры-занятия, помните три правила:

  • Не давайте малышу для постоянного пользования игрушки, с которыми будете проводить игры, чтобы у него не пропал интерес к ним.
  • Во время игры ребёнка не должны отвлекать посторонние предметы. Все лишнее нужно убрать из поля зрения малыша.
  • Пусть игры будут достаточно простыми и совсем короткими. Даже 5 минут вполне достаточно! Но всегда стремитесь, чтобы ребёнок довёл начатое дело до конца. А   после этого смените игру на новую и вы увидите, что внимание ребёнка снова  оживёт.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ

  • ЧТО КАТИТСЯ?

Эта игра познакомит ребёнка с формой предметов. Организуйте весёлое соревнование - кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу. А фигурками, которые нужно катить, пусть будут шарик и кубик. Наверное, вначале ребенку будет все равно, какую фигурку взять. Но после нескольких проб он поймет, что выигрывает только тот, у кого шарик, и будет стараться выбрать именно его. Вот тут и спросите у малыша, почему он предпочитает шарик, и постарайтесь вместе с ним сделать вывод: <Шарик катится, а кубик - нет>. Обратите внимание ребенка на острые углы, которые мешают кубику катиться, и на отсутствие таких углов у шара. Нарисуйте шарик и куб. На рисунке они будут выглядеть просто, как круг и квадрат. Поучите и малыша рисовать их.

  • СДЕЛАЙ УЗОР

Ребенок должен выложить орнамент из одноцветных геометрических фигур. Эта игра развивает восприятие формы, помогает анализировать расположение предметов в пространстве.

Сделайте аппликацию-образец, на который ребенок сможет ориентироваться. Пусть это будет салфетка, и вы подарите ее малышу. А салфетку с точно таким же узором захочет получить от него в подарок любимая кукла. Чтобы ребенок смог ее сделать, предложите ему бумагу и такие же фигуры, как в образце. Фигуры должны быть простыми. Подходят круги, квадраты, треугольники, овалы и прямоугольники одинакового размера, причем важно, чтобы в одном орнаменте присутствовало немного разных фигур. Например, в середине листа - круг, а по углам - треугольники. Чтобы облегчить ребенку выполнение задания, заранее нарисуйте в нужных местах на листе бумаги контуры фигур, которые ему надо будет туда положить. Обязательно рассмотрите с ребенком образец, дайте ему обвести пальцем края каждой фигуры; пусть он, если сможет, назовет формы и опишет словами расположение фигур (а не сможет - помогите ему в этом). Только теперь можно переходить к составлению орнамента.

Можно придумывать и более сложные образцы, включающие по три разные геометрические формы. Когда фигуры орнамента будут разложены по местам, их нужно приклеить (если у ребенка не получается, помогите ему). Теперь, когда салфетка готова, ее можно торжественно подарить кукле. Пусть она поблагодарит малыша - это доставит ему удовольствие.

  • ОДЕНЕМ КУКОЛ

Маленький ребенок успешно знакомится с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. Дайте ему двух кукол (большую и поменьше) и два комплекта одежды. Малыш не должен знать, какой из кукол принадлежат те или иные вещи; пусть он решит задачу самостоятельно. Объясните, что куклам холодно и они хотят одеться, но перепутали свою одежду. Предложите малышу помочь куклам. Если сначала ребенок распределит вещи неправильно - не беда. Обратите его внимание на то, что одежда мала для большой куклы или велика для маленькой, и пусть он подумает еще раз. Когда каждой кукле достанутся ее вещи, похвалите ребенка и подчеркните: "Большое платье - большой кукле, маленькое - маленькой. Большие туфельки - большой кукле, маленькие - маленькой".

Если у вас нет подходящих кукол и гардероба для них, настоящие игрушки можно заменить картонными и надевать на них бумажные платья. Чтобы усложнить задание, достаточно сделать трех кукол.

  • СВЕРНИ ЛЕНТУ

Можно устроить интересное соревнование по сворачиванию разноцветных лент, наклеенных на стержни (карандаши). Если ленты будут разной длины, то сворачивание длинной (наматывание на стержень) займет больше времени. Обратите внимание ребенка на то, что одну из лент удается свернуть быстрее, чем другую, разверните их в полную длину и положите рядом так, чтобы разница в длине была хорошо заметна. Пусть ребенок сам догадается о причине неудач того соревнующегося, чья лента была длиннее. Вы увидите, что после этого он сразу станет обращать внимание на длину ленты, которую берет!

  • СБОР УРОЖАЯ

Урожай яблок (их с успехом заменят большие, средние и маленькие пуговицы или другие округлые предметы разных размеров) надо разложить по корзинкам (коробкам трех размеров) так, чтобы мелкие яблоки оказались в маленькой корзинке, средние - в средней, а крупные - в большой. Материал для игры лучше подбирать так, чтобы крупные яблоки не помещались в маленькой корзинке.

  • ПОСТРОИМ БАШНЮ

Если у вас есть кубики разных размеров, проведите с ребенком эту игру. Пусть он убедится на собственном опыте, что для того чтобы башня была достаточно устойчивой, внизу должен быть самый большой кубик, выше - меньшие, а еще выше - совсем маленькие. Приучайте ребенка последовательно отбирать кубики, выбирая каждый раз самый большой. Для сравнения по величине их надо прикладывать один к другому. Построив башню из настоящих кубиков, можно перейти к строительству башен или лесенок из картонных фигур, выкладывая их на столе так, чтобы снизу вверх размер уменьшался. Игра будет проходить намного интереснее, если вы дадите ребенку маленькую куколку и покажете, как она умеет залезать на башню или подниматься по лестнице. Поиграв с куклой, ребенок лучше поймет и смысл последовательного расположения фигур.

  • ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ

Чтобы малыш научился обращать внимание на цвет предметов и подбирать одинаковые цвета, полезно предложить ему игру в <воздушные шары>. Предварительно нужно вырезать из цветной бумаги круги и узкие полоски шести-семи разных цветов (лучше всего использовать чистые цвета радуги). Наклеить полоски на картон. Эти полоски будут ниточками, а круги - шариками. Объясните ребенку, что шарики надо <привязать> к ниточкам подходящих цветов, и покажите, как это сделать. После этого ему можно дать возможность действовать самостоятельно, вмешиваясь только в том случае, если он ошибается.

  • СПРЯЧЬ МЫШКУ

Сделайте большие прямоугольники тех же цветов, что и шары в предыдущей игре. В середине каждого прямоугольника вырежьте дырочку, а снизу подклейте белый лист с нарисованной на нем мышкой - она будет выглядывать из окошка своего домика. Цветные квадраты побольше окошек будут дверцами. Покажите малышу игрушечную кошку, которая готовится идти на охоту. Чтобы спрятать каждую мышку, надо закрыть окошко дверцей того же цвета, что и домик, - тогда кошка не заметит окна. Дайте ребенку время спрятать мышек, пока кошка спит, и только потом выпускайте ее на охоту. В случае неверного выполнения задания кошка заберет у малыша мышку. Но если вы боитесь, что это слишком расстроит ребенка, лучше помогите ему исправить ошибку.

  • РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПОЛЯНЫ

В этой игре ребенок будет раскладывать силуэтные изображения игрушек разных цветов на большие цветные листы бумаги - поляны. На поляну можно класть предметы только такого же цвета, как она. При этом важно обратить внимание малыша на то, что разные предметы могут быть одного и того же цвета (красные цветок и неваляшка) - тогда поляна у них одна и та же, а одинаковые предметы могут быть разных цветов (желтые и зеленые листья) - тогда поляны у них разные. Вы можете показать разные способы выполнения задания - и последовательное сравнение каждой игрушки с цветными полянами, и предварительный отбор всех предметов одного и того же цвета, и их размещение на подходящей поляне. Приготовьтесь к тому, что ребенок может ошибаться. Если он будет собирать вместе похожие предметы разных цветов (например, листья или цветы), покажите ему, что при этом не у всех игрушек цвет сливается с цветом бумаги, на которой они лежат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по расширению ориентировки в окружающем мире «Разноцветные листочки».

Конспект занятия по расширению ориентировки в окружающем мире «Разноцветные листочки».Цель: Познакомить детей с цветовой гаммой осенних листьев, развивать зрительную ориентировку,...

Сценарий индивидуального онлайн- занятия по расширению ориентировки в окружающем мире и развитию речи "котенок"

Сценарий индивидуального онлайн- занятия по расширению ориентировки в окружающем мире и развитию речи "котенок...

Открытое занятие "Расширение ориентировки в окружающем мире". Тема: "В гостях у Мойдодыра" 2021

Конспектдля группы раннего возраста (2-3 лет)По непосредственно образовательной деятельностиОбразовательная область: «Расширение ориентировки в окружающем мире»Тема: «В гостях у Мойд...

Сценарий индивидуального онлайн-занятия по расширению ориентировки в окружающем мире и развитию речи «Котенок»

Цель – формирование представлений о кошках, расширение ориентировки в окружающем мире и развитие речи.Задачи: • учить детей узнавать домашнее животное – котенка;• учить называть ...