СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ НАПИСАНЫ СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ЮНЫХ ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЕЙ
опыты и эксперименты (подготовительная группа) по теме

Цель: обратить внимание родителей на то, что нет для детей ничего более удивительно, чем опыты. Особенно, если они проделываются вместе с папой, мамой или дедушкой. И не простые опыты, а сказочные. других по большому счету, и не бывает. Ведь там где мы сталкиваемся с превращениями, всегда пахнет волшебством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety_roditelyam_napisan.doc42 КБ
Microsoft Office document icon sovety_roditelyam_napisan.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ   НАПИСАНЫ

СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ЮНЫХ ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЕЙ

Еще раз о погоде

Когда-то Фазиль Искандер удивлялся необъяснимой страсти москвичей (и вообще – горожан) к прогнозу погоды, словно им предстоит длительный поход с отарой овец в горах или работа на сенокосе. Это пристрастие сродни интересу к астрологическим прогнозам. Нам нравится получать предсказания и находить в них объяснения сами себе. Взрослые члены семьи со вниманием вслушиваются в прогнозы погоды, привычно оправдывая головную боль магнитными бурями, домашнюю ссору – низким атмосферным давлением, а плохое настроение – повышенной влажностью, перемешанной с неприятностями на работе. Невольная жертва этого явления, ребенок по несколько раз на дню вынужден слышать привычные, но при этом не те теряющие своей загадочности слова температура, влажность воздуха, атмосферное давление.

И если у него еще есть туманные представления о том, что такое температура (по крайней мере, ему, например, известно, что температуру измеряют во время болезни), то влажность воздуха и атмосферное давление – сродни китайской грамоте.

Попробуем отыскать самые простые способы объяснения ребенку этих понятий.

                                                   Облака из губки

Вот лежит губка. Для чего она тут лежит? Эта – чтобы отмывать многострадальные мальчишеские коленки. Эта – чтобы мыть посуду. А эта – чтобы при случае смыть с папиного стола следы преступной деятельности акварельной краски.

Неслучайно она все разные: большие и маленькие, мягкие и жесткие, послушные и непослушные, разных цветов и оттенков. А бывают такие пушистые и легкие губки, словно облачка, только что спустившихся к нам с неба. Для чего? У низ высокое предназначение – превратиться … В прибор для измерения влажности воздуха!

Вот губка-«облачко» и поможет объяснить ребенку, что же такое – повышенная влажность.

Возьмем лист акварельной бумаги и положим на него губку. Губке этой с утра пришлось поработать. Например, помыть посуду. А потом часа три-чатыре отдохнуть. Сверху губка будет практически сухой, а внутри – чуточку влажной. Прямо как настоящие облако. Оно ведь никогда не бывает абсолютно сухим, даже если не капает дождем, потому что состоит из крошечных капелек воды.

Еще на понадобится наперсток или пластмассовая крышечка от бутылки из-под газированной воды. С помощью крышечки будем понемногу смачивать губку. (Очень важно делать это не спеша, маленькими порциями, что бы вода успевала впитываться губкой.) В начале нашего опыта бумага под губкой будет оставаться сухой. Даже если мы попробуем выжать губку, нам не удаться, так как губка еще не достаточно пропиталась водой и недостаточно влажная. Точно так же происходит и с настоящими облаками. Если они белые и пушистые и не грозят нам дождем, то можно сказать, что влажность низкая.

Продолжаем доливать воду. Через некоторое время снова попробуем отжать губку. На этот раз наши усилия увенчаются успехом в виде нескольких капелек. Влажность повысилась. Такое иногда происходит в природе. Вспомним хотя бы кратковременный грибной дождь!

Добавим еще некоторое количество воды. Теперь на листе бумаги под губкой появилось и начало расползаться влажное пятно. Это значит, что губка на столько впиталась водой, что больше не способна ее удерживать. Это и есть высокая влажность. Такая влажность возникает тогда, когда небо затянуто тяжелыми серыми тучами и вот пойдет дождь.

Опыт можно повторить, пожив губку на ладонь ребенка. Тогда он сможет почувствовать изменения  важности и на тактильном (осязательном) уровне. Обратите внимание ребенка на изменение цветового оттенка губки на то, что она потяжелела.

Ну а заключение экспериментальной работы нелишне объяснить малышу выражение впитывать, как губка (теперь за ним стоит реальное, ощутимое содержание) и подчеркнуть, как важно время от времени пользоваться ею для мытья рук и ног. Можно ли относиться с неуважением к предмету, способному вступить в роли лабораторного прибора!..                                                                                                                                                  

Папа, новая («новая»?) газета и атмосферное давление

Начнем с конца – с давления. Давление – это то, что давит. Можно давит на кнопку звонка. Можно случайно раздавить жука (хотя это очень плохо!).

Можно давить на папину руку, состязаясь с ним (безуспешно!) в силе.

Можно давить на клавишу компьютера (хотя психологи утверждают, что это скорее вредно, чем полезно для маленьких детей). А что же может давить на нас на улице, если вокруг  нас ничего нет, кроме воздуха? Неужели?.. Не будем торопиться. Настоящий ученый всегда стремиться к экспериментальной проверки своих догадок. Поэтому

Опыт первый. Возьмем прозрачную плошку. Для этой роли годится стеклянная или пластиковая салатница. Еще нам понадобится стеклянный (неграненый) стакан и небольшой нетонущий  предмет (шарик для настольного тенниса, кусочек пемзы или пробка от винной бутылки, которую труднее всего обнаружить у себя дома).

Поинтересуйтесь у ребенка, есть ли что-нибудь, с его точки зрения, в стакане. Он наверняка ответит, что стакан пустой. Предложите ему проверить это (или другое) утверждение.

Для этого наполните прозрачную плошку водой две третьи и поместите на ее поверхность нетонущий предмет. С наружной части плошки фломастером нанесите на стенку отметку уровня воды, на котором он находится. Со словами «Крибле-крабле-бумс!»  (или любыми другими заклинаниями, которые вы помните) накройте предмет стаканом, опуская его строго вертикально. Предложите ребенку снова отметить уровень нахождения предмета. Оказывается, уровень воды в стакане с плавающим там предметом стал заметно ниже исходного уровня. Что же заставило его опуститься? Неужели же та самая пустота?  Или в стакане все-таки что-то было? Воздух, например. Дети же знают, что мы дышим воздухом. Но при этом воздух невидим. Это же настоящее волшебство: невидимое действительно существует.

 Итак, делаем выводы:

  1. Стакан непустой, он наполнен воздухом.
  2. Воздух невидим, но обладает силой давить на воду.
  3. Воздух может давить не только на воду, но и на другие предметы.

Главное заключение: эта способность воздуха давить на предметы окружающего нас мира называется атмосферным давлением.

Перейдем к папе. Предположим, что мы застаем папу в выходной день за чтением новой газеты. Как всегда,  ничего действительно нового и обнадеживающего там не обнаруживается. И хочется этой газетой кого-нибудь… стукнуть или по крайней мере с ней самой что-нибудь сделать. Попробуем употребить ее для какого-нибудь полезного дела. Например, для прояснения ситуации с этим самым давлением.

Опыт второй. Для него нам понадобятся длинная широкая линейка или плоская дощечка (примерно 60 x 4 см), эта та самая злополучная газета и небольшой небьющийся предмет типа ластика.

Положите линейку на стол так, чтобы примерно половина ее выступала над краем стола. На другой конец линейки, лежащий на столе, поместите свернутую в 8 раз газету (получится прямоугольник размерами 13 x10 см). На свисающий конец линейки легко бросьте ластик (примерно с высоты 20 см). Линейка упадет, сбросив сложенную на другом конце газету.

Повторите опыт, на этот развернув газету до исходных размеров. При ударе ластиком о конец  линейки линейка лишь слегка дрогнет, а газета не тронется с места. Почему? Предложите ребенку выдвинуть гипотезы. Не беда, если они будут совершенно фантастичными и далекими от истины. Поиск причины явления и есть мышление. Возможно, догадается связать падение линейки с размерами газетного прямоугольника.

Совместные вывод будет таким: на развернутой газете умещается больше воздуха. А воздух, как мы помним, способен давить на предметы. Чем больше воздуха, тем сильнее он давит. Поэтому на развернутой газете давление выше, чем на свернутой.

Осталось предложить ребенку игру, в которой нужно определять, на какой предмет в доме воздух давит сильнее: на стол или на табуретку, на маленькую или на большую книгу, на верх холодильника или на верх одежного шкафа.

Таким образом, неприятное ощущение от утреннего чтения газеты постепенно растворился в деловой атмосфере эксперимента, сменившись чувством безусловной пользы любой вещи, которая попадает в ваш дом.

Литература М. С. Аромштам  «Дом, в котором живет малыш»  



Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ   НАПИСАНЫ

СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ЮНЫХ ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЕЙ

Еще раз о погоде

Когда-то Фазиль Искандер удивлялся необъяснимой страсти москвичей (и вообще – горожан) к прогнозу погоды, словно им предстоит длительный поход с отарой овец в горах или работа на сенокосе. Это пристрастие сродни интересу к астрологическим прогнозам. Нам нравится получать предсказания и находить в них объяснения сами себе. Взрослые члены семьи со вниманием вслушиваются в прогнозы погоды, привычно оправдывая головную боль магнитными бурями, домашнюю ссору – низким атмосферным давлением, а плохое настроение – повышенной влажностью, перемешанной с неприятностями на работе. Невольная жертва этого явления, ребенок по несколько раз на дню вынужден слышать привычные, но при этом не те теряющие своей загадочности слова температура, влажность воздуха, атмосферное давление.

И если у него еще есть туманные представления о том, что такое температура (по крайней мере, ему, например, известно, что температуру измеряют во время болезни), то влажность воздуха и атмосферное давление – сродни китайской грамоте.

Попробуем отыскать самые простые способы объяснения ребенку этих понятий.

                                                   Облака из губки

Вот лежит губка. Для чего она тут лежит? Эта – чтобы отмывать многострадальные мальчишеские коленки. Эта – чтобы мыть посуду. А эта – чтобы при случае смыть с папиного стола следы преступной деятельности акварельной краски.

Неслучайно она все разные: большие и маленькие, мягкие и жесткие, послушные и непослушные, разных цветов и оттенков. А бывают такие пушистые и легкие губки, словно облачка, только что спустившихся к нам с неба. Для чего? У низ высокое предназначение – превратиться … В прибор для измерения влажности воздуха!

Вот губка-«облачко» и поможет объяснить ребенку, что же такое – повышенная влажность.

Возьмем лист акварельной бумаги и положим на него губку. Губке этой с утра пришлось поработать. Например, помыть посуду. А потом часа три-чатыре отдохнуть. Сверху губка будет практически сухой, а внутри – чуточку влажной. Прямо как настоящие облако. Оно ведь никогда не бывает абсолютно сухим, даже если не капает дождем, потому что состоит из крошечных капелек воды.

Еще на понадобится наперсток или пластмассовая крышечка от бутылки из-под газированной воды. С помощью крышечки будем понемногу смачивать губку. (Очень важно делать это не спеша, маленькими порциями, что бы вода успевала впитываться губкой.) В начале нашего опыта бумага под губкой будет оставаться сухой. Даже если мы попробуем выжать губку, нам не удаться, так как губка еще не достаточно пропиталась водой и недостаточно влажная. Точно так же происходит и с настоящими облаками. Если они белые и пушистые и не грозят нам дождем, то можно сказать, что влажность низкая.

Продолжаем доливать воду. Через некоторое время снова попробуем отжать губку. На этот раз наши усилия увенчаются успехом в виде нескольких капелек. Влажность повысилась. Такое иногда происходит в природе. Вспомним хотя бы кратковременный грибной дождь!

Добавим еще некоторое количество воды. Теперь на листе бумаги под губкой появилось и начало расползаться влажное пятно. Это значит, что губка на столько впиталась водой, что больше не способна ее удерживать. Это и есть высокая влажность. Такая влажность возникает тогда, когда небо затянуто тяжелыми серыми тучами и вот пойдет дождь.

Опыт можно повторить, пожив губку на ладонь ребенка. Тогда он сможет почувствовать изменения  важности и на тактильном (осязательном) уровне. Обратите внимание ребенка на изменение цветового оттенка губки на то, что она потяжелела.

Ну а заключение экспериментальной работы нелишне объяснить малышу выражение впитывать, как губка (теперь за ним стоит реальное, ощутимое содержание) и подчеркнуть, как важно время от времени пользоваться ею для мытья рук и ног. Можно ли относиться с неуважением к предмету, способному вступить в роли лабораторного прибора!..                                                                                                                                                  

Папа, новая («новая»?) газета и атмосферное давление

Начнем с конца – с давления. Давление – это то, что давит. Можно давит на кнопку звонка. Можно случайно раздавить жука (хотя это очень плохо!).

Можно давить на папину руку, состязаясь с ним (безуспешно!) в силе.

Можно давить на клавишу компьютера (хотя психологи утверждают, что это скорее вредно, чем полезно для маленьких детей). А что же может давить на нас на улице, если вокруг  нас ничего нет, кроме воздуха? Неужели?.. Не будем торопиться. Настоящий ученый всегда стремиться к экспериментальной проверки своих догадок. Поэтому

Опыт первый. Возьмем прозрачную плошку. Для этой роли годится стеклянная или пластиковая салатница. Еще нам понадобится стеклянный (неграненый) стакан и небольшой нетонущий  предмет (шарик для настольного тенниса, кусочек пемзы или пробка от винной бутылки, которую труднее всего обнаружить у себя дома).

Поинтересуйтесь у ребенка, есть ли что-нибудь, с его точки зрения, в стакане. Он наверняка ответит, что стакан пустой. Предложите ему проверить это (или другое) утверждение.

Для этого наполните прозрачную плошку водой две третьи и поместите на ее поверхность нетонущий предмет. С наружной части плошки фломастером нанесите на стенку отметку уровня воды, на котором он находится. Со словами «Крибле-крабле-бумс!»  (или любыми другими заклинаниями, которые вы помните) накройте предмет стаканом, опуская его строго вертикально. Предложите ребенку снова отметить уровень нахождения предмета. Оказывается, уровень воды в стакане с плавающим там предметом стал заметно ниже исходного уровня. Что же заставило его опуститься? Неужели же та самая пустота?  Или в стакане все-таки что-то было? Воздух, например. Дети же знают, что мы дышим воздухом. Но при этом воздух невидим. Это же настоящее волшебство: невидимое действительно существует.

 Итак, делаем выводы:

  1. Стакан непустой, он наполнен воздухом.
  2. Воздух невидим, но обладает силой давить на воду.
  3. Воздух может давить не только на воду, но и на другие предметы.

Главное заключение: эта способность воздуха давить на предметы окружающего нас мира называется атмосферным давлением.

Перейдем к папе. Предположим, что мы застаем папу в выходной день за чтением новой газеты. Как всегда,  ничего действительно нового и обнадеживающего там не обнаруживается. И хочется этой газетой кого-нибудь… стукнуть или по крайней мере с ней самой что-нибудь сделать. Попробуем употребить ее для какого-нибудь полезного дела. Например, для прояснения ситуации с этим самым давлением.

Опыт второй. Для него нам понадобятся длинная широкая линейка или плоская дощечка (примерно 60 x 4 см), эта та самая злополучная газета и небольшой небьющийся предмет типа ластика.

Положите линейку на стол так, чтобы примерно половина ее выступала над краем стола. На другой конец линейки, лежащий на столе, поместите свернутую в 8 раз газету (получится прямоугольник размерами 13 x10 см). На свисающий конец линейки легко бросьте ластик (примерно с высоты 20 см). Линейка упадет, сбросив сложенную на другом конце газету.

Повторите опыт, на этот развернув газету до исходных размеров. При ударе ластиком о конец  линейки линейка лишь слегка дрогнет, а газета не тронется с места. Почему? Предложите ребенку выдвинуть гипотезы. Не беда, если они будут совершенно фантастичными и далекими от истины. Поиск причины явления и есть мышление. Возможно, догадается связать падение линейки с размерами газетного прямоугольника.

Совместные вывод будет таким: на развернутой газете умещается больше воздуха. А воздух, как мы помним, способен давить на предметы. Чем больше воздуха, тем сильнее он давит. Поэтому на развернутой газете давление выше, чем на свернутой.

Осталось предложить ребенку игру, в которой нужно определять, на какой предмет в доме воздух давит сильнее: на стол или на табуретку, на маленькую или на большую книгу, на верх холодильника или на верх одежного шкафа.

Таким образом, неприятное ощущение от утреннего чтения газеты постепенно растворился в деловой атмосфере эксперимента, сменившись чувством безусловной пользы любой вещи, которая попадает в ваш дом.

Литература М. С. Аромштам  «Дом, в котором живет малыш»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями в специальном дошкольном образовательном учреждении

Взаимодействие с родителями по развитию речи в специальном дошкольном образовательном учрежденииВ помощь специалисту     В представленной работе рассматривается проблема взаимодейс...

Организация работы с родителями в специальном дошкольном учреждении

Предлагаю вашему внимаю реферат по работе с родителями в специальном коррекционном учреждении. В работе имеется обзор литературы по данному вопросу, а также описаны методы практического решения постав...

Консультация для родителей «Комплекс специальных упражнений при плоскостопии»

В консультации предложены комплексы специальных упражнений при плоскостопии....

Советы родителям юных пешеходов

При выходе из дома: Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребёнка, нет ли приближающегося транспорта. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, при...

Советы родителям юных петербуржцев

Советы родителям юных петербуржцев...