Организация работы с родителями в специальном дошкольном учреждении
статья (подготовительная группа) по теме

Елена Борисовна Васильева

Предлагаю вашему внимаю реферат по работе с родителями в специальном коррекционном учреждении. В работе имеется обзор литературы по данному вопросу, а также описаны методы практического решения поставленных задач. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon untitled0.doc247.58 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ДЕТСКИЙ САД VII ВИДА № 1822

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

 В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

          Подготовила

                     учитель-дефектолог

                                  Васильева Елена Борисовна

Москва 2012


ПЛАН.

  1. Введение        3
  2. Анализ литературы        5
  3. Практическое решение задач        .7
  4. Заключение.        13
  5. Библиография        15

«Взаимоотношения с родителями занимают, быть может, наиболее деликатное место; с родителями врач должен себя выказать ловким дипломатом - чтобы получить признание, терпеливым - подвергаясь упрёкам, мягким -потому что гнев никогда не разрешает трудностей, твёрдым - для того, чтобы получить от родителей пови новение при решении, которое считает лучшим для ребёнка».

Щит. По: Медведев М.Я. Современное

состояние детской невропсихиатрии

во Франции// Современная психоневрология.

1928.-MVII-VIII.-C. 102.)

ВВЕДЕНИЕ

Согласитесь, нельзя не разделить мнение французского дефектолога Ойера, распространяя его взгляд и на работу педагога-специалиста.

К сожалению, современная семья в ситуации всеобщей нестабильности переживает серьёзный кризис, выражающийся в обострении супружеских, детско-родительских отношений, ослаблении внимания к духовным ценностям. Все эти неблагоприятные факторы гораздо сильнее отражаются на укладе жизни семьи, в которой появляется ребенок с отклонениями в развитии. Рождение ослабленного, больного ребенка, как правило, изменяет уклад и психологичесикй климат в семье. Все члены семьи и особенно мать находятся в состоянии эмоционального стресса.

Состояние длительного стресса приводит к повышенной раздражительности членов семьи, нарушению взаимоотношений между супругами, что крайне неблагоприятно отражается на психическом здоровье малыша. В такой ситуации чаще всего формируются неправильные варианты воспитания ребенка, что утяжеляет его состояние и способствует формированию вторичных невротических расстройств.

Иногда мать полностью отказывается от своих интересов, любимого дела, друзей и отдает все время и силы ребенку. Он же растет нервным, легковозбудимым, требует к себе постоянного внимания матери, но и в ее присутствии не успокаивается, а возбуждается еще больше.  С годами у такой матери развивается сильнейший невроз, она не в состоянии нормализовать поведение ребенка, который становится настоящим тираном. Такие семьи часто распадаются. Отец после развода чаще всего самоустраняется от участия в воспитании ребенка. Тяжелая ноша полностью ложится на плечи матери, усугубляя и без того ее нелегкое состояние.

Поэтому врачу, психологу и педагогу-дефектологу надо лечить и учить не только ребенка, но и всех членов семьи и, прежде всего, родителей. Прежде всего у членов семьи, особенно у матери необходимо создать положительное отношение к семейной психотерапии. Основную психотерапевтическую работу проводит психотерапевт, однако не во всех случаях семья больного ребенка готова к этим психотерапевтическим занятиям, поэтому на начальных этапах, которые являются часто наиболее трудными для семьи, психотерапевом становится лечащий врач, логопед, педагог-дефектолог, т.е. специалисты, реально помогающие больному ребенку.

Их конкретная помощь ребенку вызывает у родителей наибольшее доверие и желание следовать их советам. Каждый специалист, работающий с ребенком с интеллектуальной недостаточностью, обязательно должен проводить психотерапевтическую работу с родителями. Педагогу необходимо проанализировать особенности семейного воспитания ребенка, обратив внимание на такие параметры, как эмоциональное принятие больного ребенка родителями, заинтересованность в ребенке, забота о нем, требовательность к нему, демократизм или авторитарность в семейных отношениях На основе этих данных и личного наблюдения определить преобладающий тип семейного воспитания по следующим параметрам: отвержение, безразличие, гиперопека, требовательность, устойчивость, любовь. (Основы возрастно-психологического консультирования. — Изд-во московского Университета, 1991, с. 65-66. Авторский коллектив.)

Серьезной проблемой является отсутствие у родителей знаний о способах коррекционно-развивающей работы с такими детьми. Хорошо если родители просто любят ребенка и стараются в меру сил и возможностей помочь ему. Тогда, как правило, они воспринимают рекомендации специалистов, что способствует успешной реализации лечебно-коррекционной работы с ребенком. Но, надо помнить, что дети, с которыми приходиться иметь дело педагогу-дефектологу, являются детьми своих родителей. Иначе говоря, оба родителя могут быть также примитивны, малоразвиты, нервны и психопатичны, как и их дети. Некоторые из родителей своим болезненным эмоционально-волевым поведением, нередко при этом вопреки собственным желаниям и стремлениям, очень тормозят коррекцию ребенка!

Поэтому я считаю одной из первостепенных задач устранять непонимание родителями задач специальных учреждений, вести среди родителей большую просветительскую работу, всячески способствовать налаживанию внутрисемейных отношений.

АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ

При работе с семьей педагог должен хорошо себе представлять основные особенности родительской позиции по отношению к ребенку. А.С.Спиваковская выделяет три критерия оценки родительских позиций: адекватность, динамичность и прогностичность, (Спиваковская А. С. Трудно быть родителем. - М., 1986.) При адекватной оценке родители правильно ориентированы в индивидуально-психологических особенностях ребенка; при динамической характерна изменчивость родительской позиции и в соответствии с этим изменчивость форм и способов общения с ребенком.

При прогностической оценке позиции родителей отражают их способность к перестройке взаимодействия с ним на основе этого.

Важное значение в психотерапевтической работе с родителями имеет разработка специальных программ педагогического образования родителей. Наиболее распространенной программой педагогического образования родителей является, разработанный Томом Гордоном «Тренинг эффективности родителей» (ТЭР). {В нашей стране, по имеющимся у автора данным, этот метод не нашел применения). В основу этой программы положены теоретические положения психотерапии, разработанные Карлом Роджерсом, основанные на позитивном и безоценочным принятии своего пациента. Этот принцип составляет основу подхода Гордона к организации процесса общения родителей со своими детьми. (См. Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ. М, 1992).

В отечественной науке и практике взаимодействие психолога с родителями в основном проводится в рамках психологической консультации. Упоминание же работы с родительскими группами можно найти лишь в некоторых исследованиях (А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, А.И. Захаров), причем чаще всего такая работа сама по себе не является самоцелью, а проводится как дополнение к коррекционной программе, проводимой с детьми, или является составной частью проведения психологической коррекции. В последнее время направление, использующее групповые формы обучения и терапии родителей, стало развиваться более активно.

Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь, в данном случае и от взрослых и от детей, позволяют взглянуть на семью с иной точки зрения. И.М.Марковской разработана программа, опирающаяся на различные теоретические подходы к пониманию отношений взрослого и ребенка. Существенным достоинством её работы становится, на мой взгляд то, что все предложенные И.А. Марковской процедуры, упражнения, структура занятий опробованы, проверены, включены в программу тренинга после обдумывания, коррекции и апробации, и охватывает широкий период развития ребенка - от дошкольного до подросткового возрастов.

Проблемой взаимодействия родителей трудных детей, детей «дефективных», исключительных с врачами и специальными педагогами занимался замечательный русский врач и педагог В.П.Кащенко (1870-1943). Исходная установка врача и педагога, неоднократно подчеркивал В.П.Кащенко, должна быть ориентирована на потенциальную социально-психологическую полноценность формируемой личности. «Мера медико-педагогических усилий зависит от степени отклонения от нормы, - считает автор книги. Поэтому речь должна идти не о дефективности ребенка, а об исключительности ситуации, имея в виду, что любого ребенка с патологическими

чертами в характере и в поведении следует сделать достойным членом общества и не

травмировать его сознание заведомым штампом, предохранить от ложного предубеждения окружающих людей». (В.П. Кащенко «Педагогическая коррекция», М., Просвещение. 1994).

Кащенко предостерегал от крайности: одно дело - безнадежное с медицинской точки зрения состояние, тяжелое психическое расстройство, это в компетенции врачей-специалистов, а другое - исключительные дети, нуждающиеся в лечебной педагогике. (Под лечебной педагогикой Кащенко понимал синтез медико-терапевтических, учебно-коррекционных и воспитательных приемов, имеющих целью выправление (коррекцию) характера и личности в целом). Он подчеркивал, что такие дети выпадают из средней массы, представляя особый интерес для исследователей, что задачи работы с ними, оказываясь тождественными задачам нормальной школы, требуют специальных подходов к ребенку, «исключительных мероприятий в области воспитания и обучения». (Кащенко В.П., Мурашов Г.В. Исключительные дети. Их изучение и воспитание. - М., 1929. - С. 23).

Основательно изучив детскую психологию, психопатологию и лечебную педагогику, как они были тогда представлены в России, он отправился в 1908 году за границу, чтобы познакомиться там с лучшими специалистами и их учреждениями по интересующим его вопросам. Побывал он в Германии, Швейцарии, Италии и Бельгии. По возвращении Кащенко приступил к осуществлению своей идеи. Он подыскал в уютном зеленом уголке Москвы подходящий деревянный двухэтажный дом (Погодинская улица, д. 8, где в настоящее время располагается НИИ КП РАН) взял его в аренду и сформировал лечебно-воспитательный коллектив, оповестив об условиях приема в санаторий-школу для дефективных детей.

Так в Москве возникло оригинальное детское учреждение, сочетавшее в себе педагогические, лечебные и исследовательские цели. «Санаторий-школа быстро приобрела известность. Дети, пробывшие здесь необходимое время в возрасте, когда закладываются основы нравственной конституции личности, возвращались в прежнюю среду - семью и школу - достаточно окрепшими, обретя нужную устойчивость поведения». (Кащенко В.П., Педагогическая коррекция., - М., Просвещение. — 1994. - СП).

В этой же книге (глава 10) Кащенко описал, какими качествами должен обладать педагог-дефектолог, разработал инструкцию для педагогов-дефектологов и рассказал о подходе педагога-дефектолога к родителям воспитанников.


ПРАКТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

Проводя серьёзное изучение родителей, дети которых поступают в наш детский сад, мы выделили для себя наиболее типичные их группы:

  1.  не понимающие значения дошкольного образования в развитии ребенка;
  2. равнодушные к работе детского сада, не проявляющие интереса к жизни ребенка в ДУ;
  3. не уделяющие должного внимания воспитанию детей;
  4. чрезмерно опекающие своего ребенка, постоянно проявляющие тревогу за него, требующие от воспитателя пристального внимания и особого отношения к ребенку, предпочтя его другим детям;
  5. сверх требовательные и чрезмерно строгие родители;
  6. не воспринимающие воспитателя и учителя как авторитетных лиц.

Поэтому первоочередная задача, стоящая перед каждым педагогом нашего дошкольного учреждения, состоит в том, чтобы, не используя элементов назидания, вовлечь родителей в процесс воспитания их детей, уметь предложить свой способ оценки их потребностей и оказать помощь родителям в приобретении умений наблюдать за своими детьми, следить за их развитием, а также способствовать ему.

Работа с семьями строится целенаправленно и дифференцированно, учитывая результаты проведенного исследования семей воспитанников. Комплексный подход в работе с родителями в нашем дошкольном учреждении реализуется всеми специалистами через различные формы на каждом этапе этой работы.

Первый этап - это первичное знакомство с семьей. Впервые с семьей, поступающей в дошкольное учреждение, знакомится заведующая детским садом задолго до поступления ребенка в него. Учитывая специфику нашего дошкольного учреждения, нетрудно понять, что родители идут к нам, преодолевая внутреннюю борьбу с собственными сомнениями и предрассудками. Поэтому мы понимаем, насколько важно именно с первого знакомства завоевать доверие родителей, разрушить негативный психологический барьер, внушить им расположение и доверие по отношению к детскому саду. И здесь важно всё: и создание интерьера, комфорта, уюта во всех помещениях, с которыми заведующая знакомит родителей во время первой экскурсии, и индивидуальные и подгрупповые беседы, на которых родители узнают о содержании работы дошкольного учреждения.

Большая часть детей, готовящихся к поступлению в ДУ, проходит психолого-педагогическое обследование и посещает специальные коррекционные занятия, позволяющие сделать поступление в ДУ наиболее безболезненным.

После зачисления ребенка в детский сад со всеми родителями вновь прибывших детей проводится встреча администрации и разных специалистов детского сада, цель которой - познакомить родителей с правилами дошкольного учреждения и требованиями специалистов. Родители должны четко представлять свои права и обязанности. На этой встрече обговариваются и заключаются договоры между родителями и детским садом.

Второй этап начинается, когда ребенок поступил в группу детского сада; перед педагогическим коллективом встает задача поближе познакомиться с каждой семьей, познакомить родителей между собой, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы. Здесь готовы в тесном сотрудничестве преодолевать все трудности, совместными усилиями решать проблемы воспитания и развития их детей, для чего необходимо глубокое изучение каждой семьи.

          Обследование семьи проводится комплексно: педагогами детского сада под руководством методиста ( воспитателями, дефектологами, логопедом, музыкальными руководителями, физкультурными руководителями ), психологом проводится психодиагностика семей, медицинскими работниками - сбор анамнестических данных о ребенке и его родителях. У каждого специалиста ( психолога, врача-психоневролога, логопеда, дефектолога, воспитателей, инструктора ЛФК, медсестры ) определен круг изучаемых вопросов, которые в общей сложности дают достаточно цельное представление о каждой семье и позволяют спланировать работу с ней, учитывая опыт, образование, интересы и желание родителей учиться искусству воспитания.

На основе полученных результатов обследования анализируются неблагоприятные семейные факторы, которые отрицательно сказываются на эмоциональном состоянии ребенка, на его психическом и физическом развитии. Полученные данные дают возможность прогнозировать развитие ребенка в тех или иных микро социальных условиях, наметить пути по разрешению кризисных семейных ситуаций.

Третий этап работы. Сведения о семьях обрабатываются психологом для осуществления дифференцированной и индивидуальной просветительной, консультативной и коррекционной помощи всеми специалистами, а также для определения задач по работе с каждой семьей и составляется комплексный план трех блоков - педагогического, психологического и медицинского.

Результаты совместной деятельности и эффективность работы всех специалистов обсуждаются ежеквартально на микро педсоветах с педагогическими коллективами групп. Воспитатели рассказывают о мероприятиях, в которых участвовали родители их группы, какие формы и методы в работе с родителями они использовали, какие из них оказались наиболее действенными, какие малоэффективными. Такие обсуждения наглядно показали, что в работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребенка и т.д., т.е. необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами.

Иногда на такие заседания приглашаются родители. Совместное обсуждение результатов развития ребенка, поиск причин плохой динамики в развитии помогает некоторым родителям адекватно оценить возможности ребенка, вызвать интерес к его успехам и достижением, повысить у них чувство ответственности за его воспитание.

В конце года весь педагогический коллектив участвует в обсуждении результатов работы с семьями нашего дошкольного учреждения. Подводятся итоги деятельности родителей, анализируются наиболее посещаемые мероприятия, обсуждаются причины малой активности отдельных родителей. Перспективы дальнейшей работы дошкольного учреждения с семьями вытекают из результатов глубокого анализа работы за год.

Вся работа с родителями в дошкольном учреждении осуществляется под руководством директора, который координирует деятельность всех трех блоков:

  1. коррекционно-педагогического;
  2. психологического;
  3. медицинского.

Коррекционно-педагогический блок.

Обследование и работа в этом блоке осуществляется воспитателями, дефектологом, логопедом, музыкальным руководителем. На первом этапе используются такие формы работы, как анкетирование, «Встречи за круглым столом», «Вечера знакомств», групповые и индивидуальные беседы.

На втором этапе педагоги приглашают родителей на индивидуальные и фронтальные занятия, подбирают для них папки с индивидуальными рекомендациями и практическими советами по воспитанию и обучению ребенка, по организации различных видов детской деятельности: игровой, учебной, конструктивной, изобразительной и т.д. Большое внимание уделяется оформлению наглядной агитации и информации для родителей (визитки, папки-передвижки, фотомонтажи и т.п.). В проекте нашего учреждения организация звуковых дорожек в раздевальных комнатах с сообщениями для родителей, с выступлениями детей, с детскими рассказами об их жизни в детском саду. Звуковые дорожки предполагается включать для родителей утром и вечером. Родители приглашаются в кружки двух типов:

Только для родителей.

«Педагогика для всех»

«Музыка в вашем доме»

«Умелые руки»

«Домашний доктор»

Для родителей совместно

«Посиделки»

с детьми.

«Пчелка»

«Умелые руки»

«Здоровье»

«Азбука общения»

Эти кружки проводятся по типу семейных совместно с детьми и другими членами семьи (сестрами, братьями, бабушками) в интересной, увлекательной форме.

Для родителей проводятся консультативные дни, тематика которых составляется на основе предварительного опроса родителей с учетом их пожеланий, а также на основе результатов обследования.

В детском саду организована библиотека и игротека для родителей, где педагоги проводят с ними обсуждение новинок педагогической и детской художественной литературы и где родители могут получить интересную развивающую игру для занятий с детьми дома и информацию по применению любого развивающего пособия.

По проблемным вопросам постоянно проводятся устные журналы, вечера вопросов и ответов, деловые игры с решением педагогических ситуаций, дискуссионные столы.

Третий этап - игровой, включает в себя показ детских спектаклей, развлечения, праздники. Родители на этих праздниках являются не просто зрителями, а активными участниками. Проводятся игровые открытые занятия с последующим обсуждением на микро педсоветах результатов развития ребенка за квартал, за год. Педагоги выпускают педагогические бюллетени, в которых освещают успехи детей в разных видах деятельности. Проводится анкетирование родителей с целью выявления эффективности проведенной с ними работы в течение года.

Психологический блок.

Работа в этом блоке организуется психологом детского сада и начинается с психодиагностики семей. Используются объективные и субъективные методики. К диагностической работе подключаются воспитатели и дефектологи детского сада. Проводятся тесты, анкетирование, опросы родителей, индивидуальные беседы.

На основе результатов диагностики определяется работа по оказанию родителям психологической консультативной и коррекционной помощи, которую психолог осуществляет через кружок «Азбука общения», подгрупповое и индивидуальное консультирование и организацию родительских тренингов. Психокоррекция ведется с родительскими группами, с отдельными семьями и индивидуальным путем.

Результаты и проблемы, возникающие в ходе такой работы, обсуждаются на микро педсоветах, на специально организованных занятиях с педагогами, на итоговом педсовете.

Медицинский блок.

Руководит деятельностью этого блока врач-психоневролог детского сада. При поступлении детей в дошкольное учреждение медицинские работники проводят сбор анамнестический данных о ребенке и его родителях, а также опираются на результаты обследования, проведенного педагогами, и результаты психодиагностики. Просветительская работа осуществляется через кружок «Домашний доктор», семейный клуб «Здоровье», групповые и индивидуальные консультации. Врач приглашает родителей на лечебные сеансы, инструктор ЛФК и массажист обучают родителей практическим приемам массажа, закаливания и коррегирующей гимнастики. Постоянно организуются встречи родителей с различными специалистами из детской поликлиники (ортопедом, хирургом, окулистом и другими). Родителей знакомят с результатами оздоровления и  лечения детей через ежемесячный выпуск санбюллютений, на микро педсоветах.

Настоящим праздником можно назвать проходящий ежегодно у нас в саду «Аукцион семейного творчества». Еще задолго до него дети с родителями мастерят поделки, готовят концертные выступления. Цель - не продать подороже свой товар (деньги вообще условны, вместо них жетоны), а повысить самооценку детей и родителей (часто закомплексованы и те и другие), разбудить «спящие» таланты и просто сдружить всех друг с другом. В конце праздника дети и родители приглашаются в свои группы на совместное чаепитие, чтобы обменяться впечатлением от ярмарки.

Следующая, может быть знакомая всем форма работы, но о которой хотелось бы рассказать - День открытых дверей. Эти дни регулярно проводятся у нас в течение года в соответствии с графиком учебно-воспитательного процесса. К этим дням мы всегда готовимся заранее. Анализируя успехи и неудачные моменты в ходе проведения очередного Дня открытых дверей, продумываем рекламные буклеты, газеты, интересные объявления, программу для посетителей, куда входит не только посещение родителями занятий воспитателей и специалистов детского сада, но и показ театральных представлений, проведение ярмарок дидактических игр, изготовленных руками педагогов, аукционов семейного творчества, дегустационных столов и многое другое.

Беда многих современных родителей - это слабые педагогические представления, отстраненность, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разбираться в сложном мире ребенка. Поэтому успех в воспитании детей в дошкольных учреждениях во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.

   Как показывают социологические исследования, родители отдают предпочтение информации, поданной письменно. Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом. Она служит стимуляцией активности родителей. Внедряя в практику разнообразные формы наглядности, мы просвещаем и активизируем родителей в вопросах воспитания и развития ребенка.

Любая деятельность по разработке и внедрению наглядных форм работы с родителями действует в рамках упорядоченной системы. Только в этом случае она будет иметь логическое продолжение. Эта система действий подчиняется определенным требованиям или принципам, включающим в себя:

  1. Принцип целенаправленности. Хорошо продуманная цель придает процессу
    целеустремленность, направленность, предупреждает стихийность и самотек в
    действиях. Постановка и выполнение краткосрочных задач ведет к решению задач
    долгосрочных. И сама работа в конечном итоге направлена на обеспечение здорового
    и полноценного развития ребенка.
  2. Принцип научности не предполагает широкую агитацию теоретических основ
    воспитания, знакомство с работами классиков педагогики. Информация, касающаяся
    родителей, должна нести здравый смысл, соответствовать современным научным
    взглядам на излагаемый вопрос и успешно использоваться в практике. Краткое,
    лаконичное изложение мысли, сказанной видным деятелем, иногда снимает
    необходимость в изложении длинного и скучного текста.
  3. Принцип доступности требует, чтобы наглядная агитация строилась на уровне
    возможностей восприятия родителей, без интеллектуальных и моральных перегрузок. При слишком усложненном содержании понижается мотивационный настрой, желание вникнуть в содержание предлагаемого текста. Вместе с принципом доступности ни в коей мере не означает, что содержание должно быть упрощенным, предельно элементарным - это также снижает интерес. Поэтому данный принцип требует большого методического мастерства в его применении на практике, знаний и учета уровня образованности родителей, в чем помогает анкетирование. Каждый родитель стремится узнать о своем ребенке как можно больше. Поэтому естественный интерес вызывает та информация, содержанием которой являются конкретные события и факты из жизни ребенка.
  4. Принцип систематичности и последовательности также применим к процессу
    наглядной агитации. Его применение позволяет за меньшее время достичь больших
    результатов. В практике этот принцип реализуется в двух направлениях: во

    времени и в самом содержании информации.

  1. Сама форма наглядной агитации является собственной характеристикой следующего принципа - принципа наглядности. Название принципа является лаконичным содержанием его сути. Этот принцип перекликается с основным принципом рекламного бизнеса, в основе которого лежит действие цвета, формы, звука и голоса.
  2. Принцип развивающей и воспитывающей направленности знаний состоит в том, что родителей призывают мыслить не только на фактологическом, но и на
    теоретическом уровне, оснащая их формами и методами самостоятельного добывания знаний. Этот принцип побуждает к самостоятельному поиску новинок педагогической литературы, осознанию роли родителей в воспитании и развитии собственных детей. Такая категория родителей более подготовлена к активному участию в коррекционно-развивающем процессе и более тесному взаимодействию с педагогами.

Наряду с диагностикой самого ребенка с целью определения наиболее оптимального варианта сопровождения его специалистами, важнейшей задачей

    являются:

  1. Социальная диагностика с целью изучения внутрисемейного воспитания.
  2. Разработка и реализация совместно с семьей индивидуальных программ помощи
    ребенку.
  3. Просвещение родителей и других членов семьи с целью расширения представлений
    об особенностях детей и методах развивающей работы с ними.
  4. Разработка на дифференцированной основе системы взаимодействия с семьями
    воспитанников.

В соответствии с основными направлениями деятельности коллектива были разработаны или доработаны рекомендуемые в литературе анкеты и опросники, содержание которых выявило максимальную и достоверную информацию о семьях. Изучение и анализ особенностей семей позволили разработать различные формы взаимодействия с ними. Мнение родителей учитывается и при составлении различных видов наглядной агитации. Учет мнения родителей является одним из условий успеха в работе.

Наш детский сад предоставляет вниманию родителей широкий спектр информации содержательного характера. Например, папки-передвижки, ширмы, консультации, библиотека и т.д. Но помимо информации содержательного характера, существует другой вид наглядной агитации - рекламно-информационный. К нему относятся объявления, приглашения, билеты и т.д. Для удобства, чтобы сориентировать родителей в теме, используются знаки-символы. Объявления такого рода являются «ловушками» для родителей и поэтому необходимое условие их создания - это цвет, акценты, целостность. Действия родителей по этим двум каналам не обязательно носят ярко выраженный характер. Напротив, они могут выглядеть абсолютно пассивными. В действительности же идет переработка информации, формирование интереса к ней, подключение положительных эмоций, появление различного рода вопросов, касающихся определенной информации.

Доволен родитель - довольны и мы, ибо заинтересованность в сотрудничестве с родителями - это то, к чему мы стремимся.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, среди основных направлений деятельности нашего дошкольного учреждения можно выделить несколько моментов:

1.        Установление первых контактов между семьей и учреждением. Мы начинаем
устанавливать определенные контакты с семьями еще до первого «официального»
дня прибытия ребенка. Среди них:

  1. приглашение родителей с детьми или без них посетить учреждение до начала
    занятий;
  2. предоставление родителям письменной информации об учреждении;
  3. встреча для согласования договора о зачислении в детский сад.

2.        Дальнейшие контакты и связь между родителями и персоналом:

  1. ежедневный непосредственный контакт, когда родители приводят и забирают
    детей;
  2. неформальные беседы о детях («Можно ли поговорить о...») или запланированные
    встречи с родителями, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от
    конкретных проблем;
  3. ознакомление родителей (по требованию последних) с письменными материалами
    об их детях;
  4. предложение принять участие в мероприятиях группы;
  5. обращение к наглядной информации;
  6. дни и вечера посещений для родителей с целью увидеть, как занимается их
    ребенок, или ознакомиться с работой учреждения;

3.  Участие родителей в ежедневных занятиях детей:

  1. родители остаются, чтобы ребенок привык к учреждению;
  2. приглашение остаться со своим (уже обжившимся) ребенком, присоединиться к
    чаепитию с детьми и т.п.;
  3. приглашение помогать в повседневных занятиях группы;
  4. оказание помощи в определенных случаях, например при проведении экскурсии.

4.        Вклад родителей в развитие своего ребенка:

  1. родители работают вместе со своим ребенком в учреждении (это должно
    происходить в контексте понимания персоналом необходимости научить
    родителей, как помочь их ребенку);
  2. родители продолжают дома работу по программе группы и выполняют вместе с
    ребенком домашнее задание.

5.        Участие родителей в принятии решений:

-        родители участвуют в решениях по поводу их детей;

6.        Общественная деятельность для родителей:

  1. радушие во взаимоотношениях с родителями, установление социальных контактов
    на разовой или постоянной основе;
  2. общественные мероприятия для родителей (не касающиеся проблем их детей или
    работы учреждения);
  3. приглашение лекторов по интересующим вопросам (не обязательно по проблемам
    детей или родителей).

7. Помощь родителям:

  1. оказание помощи родителям в воспитании, в вопросах развития (обучения), в вопросах ухода за ребенком или чуткому к нему отношению;
  2. накопление информации и практических советов;
  3. помощь в решении проблем (не обязательно связанных с ролью родителей), в поисках выхода из кризисных ситуаций.

Каждый из названных выше видов участия родителей может встречаться в любом, на мой взгляд, дошкольном учреждении.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Доронова Т.Н. «Взаимодействие дошкольного учреждения с     родителями». - М., 2002.
  2. Ермакович В.Д. «Организация работы с родителями». Журнал «Воспитание и обучение
    детей с нарушениями развития», № 1, Школьная Пресса, 2003.
  3. Заслуженюк В. С. «Родители и дети». -М., Просвещение, 1991.
  4. Кащенко В.П. «Педагогическая коррекция». - М., Просвещение, 1994.
  5. Марковская И.М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми». - Санкт-Петербург,
    Речь, 2000.
  6. Мастюкова Е.М. «Лечебная педагогика». - М., Владос, 1997.
  7. Островская Л.Ф. «Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников». —
    М, Просвещение, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Физическое воспитание дошкольников - сложный процесс. Для того, чтобы дети усвоили выполнение физических упражнений вначале мы их разучиваем на физкультурных занятиях, но в дальнейшем ребенок использу...

Работа с родителями в детских дошкольных учреждениях

Формы работы с родителями.Конспект лекции на родительском собрании в детском саду.Тема: «Влияние плавания на развитие, оздоровление и закаливание детей дошкольного возраста»....

Работа с родителями в специальном дошкольном образовательном учреждении

Взаимодействие с родителями по развитию речи в специальном дошкольном образовательном учрежденииВ помощь специалисту     В представленной работе рассматривается проблема взаимодейс...

Использование творческих проектов в работе с родителями воспитанников, посещающих дошкольное учреждение

Опыт работы всего педагогического коллектива МБДОУ Детский сад компенсирующего вида по созданию единого пространства ДОУ и семьи по развитию личности ребенка дошкольного возраста....

Формы и методы в работе с родителями в условия дошкольного учреждения

Формы и методы в работе с родителями разнообразны. Организация взаимодействия с семьей- работы крайне трудная. Но именно от нее зависит результат развития ребенка....

Консультация для педагогов в формате деловой игры по теме: «Формы организации работы по экологическому образованию в дошкольном учреждении по ФГОС»

Недалеко то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу  всей Земли.      ...