Консультация для родителей "Сюжетно-ролевые игры"
консультация (средняя группа) по теме

Светлана Ивановна Яковлева

Краткая возрастная информация о развитии детей в сюжетно- ролевых играх, а также помощь родителям в организации игр в домашних условиях, советы и рекомендации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 КОНСУЛЬТАЦИЯ РОДИТЕЛЯМ О

  СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГРАХ.

Сюжетно -  ролевая игра является основной деятельностью в жизни  дошкольника и занимает важное место.        

Сюжетно – ролевая игра имеет огромное значение в развитии и познания окружающего мира. Игра учит детей принимать на себя различные роли, точно передавая поступки людей, ориентироваться во взаимоотношениях между ними, что способствует всестороннему развитию ребенка как личности.

Выбирая сюжет для игры, роли людей, ощущение свободы, все это способствует продуктивной деятельности в игре, умственного развития, воображения и образного мышления.

В сюжетно – ролевых играх принимая роль врача, дети передают заботу о своих пациентах, они охотно осматривают больного, назначают медицинские препараты и лечение, они настолько вживаются  в роль и этим создают  себе внутренний эмоциональный комфорт. Через игры ребенок овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт.

Итак, сюжетно – ролевая игра – основной вид игры, С.Л.Рубинштейн подчеркнул, что игра наиболее спонтанное проявление  ребенка, и вместе с тем строится на взаимодействие ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры – эмоциональная насыщенность, активность, творчество.

С первых месяцев жизни дети сталкиваются не только с предметами – орудиями, но и с предметами, специально предназначенными для них – детскими игрушками. С этого момента начинается игра для ребенка.

Ребенок совершает игровые действия, наблюдая за деятельностью взрослых, еще не осознает, что играет, а просто действует предметами.

Важнейшие черты игры – открытие новых способов действия  с предметами, изобретение игровых замещений, когда карандаш может быть градусником, жезлом, волшебной палочкой, и т.д.

Игровые замещения в раннем возрасте проходят следующие этапы:

- наблюдение за игрой взрослого

- присоединение к ней, совместная игра.

В возрасте 1,5 – 3 года педагог сам организовывает игру, создает ситуации, а дети совершают игровые действия с предметами – заместителями.

В возрасте 3 – 4 лет дети учатся принимать на себя роль, уметь переходить от одной роли на другую, сочетая действия с предметами – заместителями, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий, /готовить обед, накрывать на стол, кормить/. Дети организовывают совместную игру, используя речевой диалог.

В возрасте 4 – 5 лет

Игровая деятельность детей обогащается, появляются ролевые взаимодействия, дошкольники начинают себя отделять от принятой роли.

Все игровые действия выполняются не ради них самих, а ради смысла игры. Дети сами подбирают атрибуты для игры и объединяются по 2 - 3 человека. Педагог руководит, направляет детей.

В возрасте 5 – 6 лет дети осваивают игры, придумывают разные сюжеты игр, играют роли, согласовывают темы игры, подготавливают условия, договариваются о совместных действиях; самостоятельно разрешают конфликты.

Взрослый – педагог уже не руководит игрой, и занимает позицию играющего и вместе с детьми включается активно в игровую деятельность. У старших детей в играх участвует 3 – 7 и больше человек.

В возрасте 6 – 7 лет дети осваивают сложные взаимодействия людей, отражающие значимые жизненные ситуации / свадьба, рождение ребенка, и т.д./

Игровые действия становятся более сложными. Дети отражают знания об окружающей жизни, соблюдают правила игры, направляя внимание на качество игры, формируют отношения, основанные на сотрудничестве, считаются с мнением своих товарищей.

Сюжетно – ролевые игры на протяжение детства ребенка имеют первостепенное значение, они создают условия для самовыражения детей, развития и творчества в повседневной жизни.

Как же можно организовать сюжетно – ролевые игры дома?

Каждый ребенок индивидуален, поэтому нет временных ограничений для проведения игры. Но вы должны сразу понять, когда наскучит игра вашему ребенку. Особенно актуален вопрос сюжетно – ролевой игры, ее организации в семье в это современное время, когда игровая деятельность претерпевает изменения и меньше времени остается для игры в жизнедеятельности дошкольника, так как все больше времени занимает телевидение, компьютер, подготовка к школе, все это отражается на общем развитии дошкольника. И поэтому так важно уделять время  сюжетно – ролевым играм своего ребенка.

Родители с детьми проводят много свободного времени дома, можно занять коллективной игровой деятельностью.

Сюжеты для игр ребенок черпает из повседневной жизни. Это может быть «Дочки – матери», «Магазин», «Больница», легко подобрать атрибуты для сюжетно – ролевых игр. Через сюжетно – ролевые игры можно знакомить детей с различными профессиями /строитель, продавец, кассир, кондуктор, учитель/. Важно выделить место и время для игр. Дети должны играть с удовольствием,  ни в коем случае нельзя принуждать его, нужно заинтересовывать. Возможно, это будет красивый атрибут к игре или вы создадите интересную ситуацию к коллективной игре, где роли будут принадлежать к маме, папе, бабушке. Взрослые должны активно проявлять себя в творческом процессе игры, а также не должно быть однообразия, стремиться менять игру и приобретать вместе с ребенком новые навыки, опыт.

Не забывайте больше хвалить своих детей. Даже если сюжетно ролевая игра примет отрицательный ход, присмотритесь, возможно  -  это выход агрессии и можно заинтересовать игрой совершенно новой.

Даже если у вас не получится сюжетно -  ролевая игра впервые, не отчаивайтесь и пробуйте играть со своими детьми вновь и вновь!

Время, которое вы проведете, вместе со своим ребенком играя дома, принесет не только удовольствие, но окажет огромное значение на обогащение жизненного опыта, развития фантазии и воображения, а также научит смотреть на мир ребенка другими глазами: любящими и понимающими.

Список литературы:

1.Возрастная психология на 5. Шпаргалки. сост.М.В.Оленникова – М.: АСТ; Полиграфиздат;СПб. Сова, 2010

2.Программа воспитания и обучения в детском саду М.А. Васильева

3.Воспитание ребенка в игре – М 1963

4.Сюжетно –ролевые игры для детей дошкольного возраста.Н.В. Краснощекова Издательство: Феникс 2015

5.Вопросы детской психологии ВыготскийЛ.С. –СПб. Союз 2004

6.Сюжетно – ролевые игры для дошкольников /Н.А.Бойченко., П.И. Григоренко., Е.Н. Коваленко., Е.И.Щербакова – Киев: Рад. Школа, 1982

 

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Как играть в ритмо-речевые игры».

Работа с родителями в кружковой работе имеет немаловажное значение. Если родителям объяснитьнеобходимость развития музыкально - ритмических способностей, то   их помощь в этом деле может оказатьс...

Консультация для воспитателей «Обучаем — играя, развиваем — играя, играя — адаптируем к жизни».

Игра занимает ведущее место в деятельности детей дошкольного возраста. В игре дети самостоятельно действуют, по своему усмотрению объединяются, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимос...

Консультация для воспитателей «Обучаем — играя, развиваем — играя, играя — адаптируем к жизни».

Игра занимает ведущее место в деятельности детей дошкольного возраста. В игре дети самостоятельно действуют, по своему усмотрению объединяются, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимос...

Консультация для родителей. "Роль игры в жизни ребенка. Играем? Играем!"

                                         Играем? Играем!...

2020, 2021 гг- Консультация «ПОИГРАЙ СО МНОЮ, МАМА…» (дидактические игры дома). Подготовила- воспитатель- Фролова Е.В.; Консультация для родителей «Неделя Игры и игрушки» 16-20.11.2020

Консультация «ПОИГРАЙ СО МНОЮ, МАМА…»(дидактические игры дома).Подготовила- воспитатель- Фролова Е.В. Консультация для родителей «Неделя Игры и игрушки» 16-20.11.20...

Консультация для родителей Веселые игры для детей и взрослых: давайте поиграем вместе. Детские игры дома: старинные русские игры

Консультация для родителейВеселые игры для детей и взрослых: давайте поиграем вместе.Детские игры дома: старинные русские игры...