Для родителей. "Давайте поговорим!"
консультация

Раимбакиева Марианна Флоровна

Консультация для родителей на тему: "Что такое мнемотехника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kon_rod.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему

«Мнемотехника».

«Услышал - забыл.

Увидел - запомнил.

Сделал – понял «(китайская мудрость)

Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению.

Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных

способностей, на адекватность поведение и социализацию ребенка в

обществе. Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых

идей и технологий. Все большее внимание уделяется психологически

ориентированному обучению, когда весь коррекционный процесс

планируется «от ребенка», а не «от дефекта» и в программе работы с

ребѐнком учитывается не только структура дефекта, но и его

психологические особенности, предпочитаемые им стили общения, каналы

получения информации и способы действий.

Последовательное усложнение дидактического материала заданий

осуществляется в соответствии с постепенным расширением речевых

возможностей детей. Включение наглядных моделей в процесс обучения

позволяет целенаправленно развивать монологическую речь, обогащать

активный словарный запас, закреплять навыки словообразования,

формировать и совершенствовать умения употреблять в речи разнообразные

конструкции предложений, описывать и сравнивать предметы, составлять

рассказ.

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование

творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с

общепринятыми.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих

успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об

окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа,

сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов,

последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Мнемоквадраты и мнемодорожки по временам года, с помощью которых

дети составляют свои предложения и рассказы.

Составление предложений о зиме.

-Зимой солнце светит мало, небо покрыто тучами. Часто идѐт снег.

-Люди зимой делают кормушки для птиц.

-Дети зимой катаются на санках с горки, на лыжах, лепят снеговиков, играют

в снежки.

Составление рассказа о зиме.

Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились.

Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой

подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся

зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей,

снежки. Очень любят дети лепить снеговиков.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое

изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др.

путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно

передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное

было понятно детям.

Сказка « Заюшкина избушка».

Приѐмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путѐм образования дополнительных ассоциаций.

К. Д. Ушинский писал: “Учите ребѐнка каким-нибудь неизвестным ему

пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше,

использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи,

позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную

информацию, сохранять и воспроизводить еѐ. Особенность методики –

применение не изображения предметов, а символов. Данная методика

значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы

максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения

домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких

(лесных) животных и птиц – ѐлка.

Мнемотаблицы-схемы я использую для обогащения словарного запаса;

отгадывания и загадывания загадок; заучивания стихов, скороговорок,

считалок, чистоговорок; при обучении составлению описательных рассказов,

пересказов, придумывание сказок.

Заучивание стихотворений по мнемотаблицам  (автоматизация

свистящих звуков):

Зайку бросила хозяйка.

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не смог

Весь до ниточки промок.

У бабушки нашей хватает забот:

Для Тани с Наташей

И вяжет и шьет.

Читает им книжки,

Поет перед сном,

Гулять ребятишек ведет вечерком.

Разучивание считалочки (автоматизация сонорных звуков):

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

-Раз-два-три-четыре!-

Мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон-

Убежали мыши вон!

Чистоговорка (автоматизация сонорных звуков):

В небе гром, гроза.

Закрывай глаза.

Грома нет, трава блестит,

В небе радуга горит.

Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет

решить такие задачи как:

1. Развитие связной речи.

2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование

информации) .

3. Развитие мелкой моторики рук.

4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного

мышления; помогает овладение приемами работы с мнемотаблицами и

сокращает время обучения.

При обучении детей составлению рассказов-описаний, я пользуюсь схемами

Т. А. Ткаченко и сенсорно-графической схемой В. К. Воробьёвой, которые

беру за основу, но изменяю и совершенствую их.

Предметные мнемотаблицы используются на занятиях в младшем и среднем

дошкольном возрасте. В младшем дошкольном возраста отрабатывается

модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука,

температуры и др.

•"Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко»

•Далее предлагаем детям найти объекты с данным значением признака

(круглое по форме - солнце, колесо, тарелка).

Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и

усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде

деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы.

Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Используются предметно-схематические модели.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и

запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше

запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному

опыту.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией,

необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным,

занимательным, развивающим.

Данная работа с дошкольниками способствует их подготовке к успешному

обучению в школе и формированию у них одной из ключевых компетенций

— владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации их в

современном информационном  обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Давайте поиграем".

Взрослые часто забывают, что любые, самые сложные вещи можно преподнести ребёнку в игровой форме, и он будет играть, заниматься с большим удовольствием. Ведь игры дают неизмеримо больше, чем долгое, с...

Памятка для родителей "Давайте научим детей любить своих родителей! "

"Ребёнок с малых лет должен научиться видеть людей. Научиться понимать то, что каждый человек имеет право на радость, счастье, неприкосновенность своего мира, — пишет В. А. Сухомлинский. — …...

Консультация для родителей "Давай поговорим, малыш!"

В статье говорится о речевом ращвитии ребёнка с младенческого возраста...

консультация для родителей "давайте научим детей любить своих родителей"

консультация для родителей "давайте найчим детей любить своих родителей!...

Викторина для родителей "Давайте поговорим .....по осетински"

Консультация +викторина в поддержку родного,осетинского языка. приурочена ко "Дню осетинского языка 15 мая"....

Консультация для родителей «Давай поговорим!»

Ребенок рождается на свет, совсем не умея говорить. Каждый родитель стремится дать ребенку все необходимое для его роста и развития, но порой мы забываем, что материальные ценности никогда не заменят ...