Мастер-класс для родителей "Не бойся, я с тобой"
консультация на тему

Фадеева Анна Николаевна

Мой опыт работы педагогом-психологом показывает, что одна из важнейших проблем в дошкольном возрасте - детские страхи. Не секрет, что на консультацию родители приходят тогда, когда эта проблема уже не терпит отлагательств. Помочь родителям предупредить возникновение страха, снизить его остроту, не допустить формирования тревожности можно через просветительскую работу с семьей. С этой целью мною был подготовлен мастер-класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_roditeley.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: повысить психологическую компетентность родителей, познакомить с возрастными особенностями проявления детских страхов, их причинами и последствиями, показать приемы снятия страхов.

Актуальность: Мой опыт работы педагогом-психологом показывает, что одна из важнейших проблем в дошкольном возрасте - детские страхи. Не секрет, что на консультацию родители приходят тогда, когда эта проблема уже не терпит отлагательств. Помочь родителям предупредить возникновение страха, снизить его остроту, не допустить формирования тревожности можно через просветительскую работу с семьей. С этой целью был разработан мастер-класс.

Упражнение-разминка: «Электрический ток». Взрослые образуют круг и держатся за руки. Пожатием руки, начиная от ведущего, передают сигнал соседу: сначала в одну сторону, затем одновременно в обе стороны. Главное, чтобы не было перерывов в подаче сигнала, и он вернулся к ведущему.

Беседа с родителями: Страх можно определить как эмоционально насыщенное чувство беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия.

В дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку в основном обусловлены эмоциями и носят преходящий характер. Лучшее средство профилактики детских страхов - взаимопонимание родителей и детей. А это возможно в том случае, если взрослые понимают причины происходящих в ребенке возрастных изменений и в соответствии с этим меняют свое отношение к детским проблемам.

До двух лет ребенок испытывает страх перед незнакомыми предметами, людьми, животными. Он спрашивает «что это?» и «кто это?» не только для того, чтобы узнать, что есть что и кто есть кто, но и чтобы понять, опасны или безопасны эти что или кто.

В два-три года возникают страхи высоты, глубины, большого пространства (глубоко, далеко, сзади ,в углу, в лесу, на крыше), темного времени суток (вечером ,ночью). В связи с этим появляются вопросы «где?», «куда?», «откуда?», «когда?».

В три-четыре года приходит страх последствий поступков ,а следовательно и страх наказания. Главный вопрос в этом возрасте «почему?».

С пяти лет ребенок начинает осознавать и переживать свою беспомощность в сложном окружающем мире, узнает о смерти. Характер страхов изменяется. Об этом говорят и волнующие вопросы ребенка «а я не умру?», «а ты, мама, не умрешь?».

Для здорового, нормально развивающегося дошкольника испуг и страх - естественные реакции познания окружающего мира. Ведь жизненного опыта нет, а инстинкт самосохранения выражен активно. Понимая и принимая особенности психологического развития ребенка, важно поддержать его.

Если в семье и детском саду ребенок чувствует себя комфортно, то он научится реально оценивать степень опасности различных жизненных и воображаемых ситуаций.

Следует учитывать, что более всего подвержены страхам дети с развитым воображением, а также эмоционально-чувствительные и впечатлительные.

С вниманием надо отнестись к бесстрашным детям и к тем, у кого возрастные страхи носят нетипичный для их возраста характер.

Экспресс-тест «Как вы соблюдаете условия, предохраняющие ребенка от формирования страхов»

Если вы согласны с приведенными ниже утверждениями выполняйте мои движения:

  • Я считаю, что современные агрессивные мультфильмы и передачи - один из источников страхов, и не разрешаю ребенку бесконтрольно смотреть телевизор (хлопните в ладоши)
  • Я стараюсь контролировать собственные страхи и не заражать ими ребенка (кивните головой)
  • Я никогда не пугаю ребенка полицией, Бабой-Ягой и не позволяю этого делать другим (топните ногой)
  • Я не оставляла своего ребенка до 2х лет на длительное время одного или с чужими людьми (положите руки на колени)
  • У нас в семье не принято выяснять отношения и решать конфликты в присутствии ребенка (погладьте себя по голове)
  • Я стараюсь поощрять и поддерживать самостоятельность ребенка, даже если это мешает мне (покажите большой палец)
  • Я не наказываю ребенка физически (спрячьте руку за спину)
  • Я не запрещаю ребенку свободно выражать свои чувства - смеяться, плакать (улыбнитесь)
  • Я никогда не обманываю ребенка, пытаясь уберечь его от лишних слез. Например, когда мы идем делать укол, я не говорю ему «Это совсем не больно» {хлопните в ладоши)
  • Я не сочиняю сказочных объяснений реальным жизненным ситуациям {скажите да)

Ошибочный стиль воспитания в семье приводит к возникновению навязчивых страхов и даже к детской тревожности, признаки которой многообразны: это и чрезмерная послушность, и вспышки агрессивности, и навязчивые движения (грызет ногти, сосет пальцы и т.п.), излишнее фантазирование ,болезненная неуверенность в себе и др.

Надо помнить, что детскую тревожность порождают:

  • Требования, ставящие ребенка в униженное, зависимое положение
  • Повышенная тревожность самих родителей, стремление все делать правильно
  • Противоречивые требования к ребенку (нет единства среди членов семьи)
  • Стремление сравнивать достижения ребенка с братьями и сестрами, другими детьми
  • Отсутствие эмоциональной поддержки

Очень важно освоить практические способы преодоления детских страхов.

Способ №1. Изотерапия

Взрослые получают листы бумаги, фломастеры ,краски. Задача: нарисовать свой детский страх и изменить рисунок таким образом, чтобы страшное стало нестрашным.

Если вы будете использовать этот способ в работе с ребенком, то инструкция будет звучать так: «Нарисуй, чего ты боишься» или «нарисуй свои страшные сны». Рисование подразумевает встречу ребенка со своим страхом в спокойной обстановке, когда мама и папа рядом.

Чтобы страх стал нестрашным, можно посоветовать ребенку изменить что-либо в рисунке, например изобразить страх жалким или смешным, показать себя на рисунке активным, сильным - нарисовать себя рядом со страхом с мечом в руке, большого роста и т.п.

Способ №2. Игра

Играя, например, в прятки, дети изживают свои страхи. В норме большинство дошкольников активно ищут и даже придумывают опасности: прыгают с высоты , дерутся со сверстниками. Это не просто поиск острых ощущений. В критической ситуации ребенок учится владеть собой, как бы тестируя себя: не испугаюсь, справлюсь.

Изживанию страхов помогают известные всем игры - жмурки, прятки ,пятнашки. В прятки можно играть с детьми 2х лет. Это помогает ослабить, а иногда и устранить страх темноты, замкнутого пространства. В пятнашки и жмурки можно играть с детьми от трех лет. Такие игры снижают страх нападения, вырабатывают способность к защите, быстрому принятию решений.

С чрезмерно чувствительными детьми нужно как можно больше играть в подвижные, эмоционально насыщенные игры (мяч, снежки, сражения на мечах и т.п.)

Чтобы ребенок не боялся сказочных персонажей, полезно предложить ему попробовать выступить в игре-драматизации, например в роли волка, Бабы-Яги,

Кощея Бессмертного.

Заключительная игра « Я страшилок не боюсь, в кого хочешь, превращусь»

(О.В. Хухлаева)

Родители идут по кругу, проговаривая слова-заклинания «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь, превращусь». Когда ведущий называет какого-либо страшного персонажа {Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Бабайка), участникам нужно превратиться в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного, и тот продолжает игру.

Рефлексия

По кругу задать вопрос «Было ли что то полезное? Что нового узнали для себя?» Сказать, что если остались вопросы то можно задать их после мастер-класса в индивидуальном порядке.

В заключении хотела бы рассказать притчу: Человек хотел озадачить мудреца, который знал ответы на все вопросы. Поймал бабочку и решил: сомкну ладони, где находится бабочка и спрошу: «О, мудрейший! Бабочка в ладонях у меня живая или мертвая?». Если скажет «мертвая», разомкну руки, и она улетит, а если «живая», незаметно сомкну руки и покажу мертвую бабочку. Пришел, спросил. А мудрец ответил: «Все в твоих руках, человек!». Уважаемые родители, ваш ребенок в ваших руках!

Рекомендации родителям «Как реагировать на детские страхи»:

  • Не стоит разубеждать ребенка, говорить, что бояться нечего. Он уже боится. И ваша логика ему не поможет. Мягкое реагирование на страхи ребенка, теплота и принятие, поддержка и понимание лучше и результативнее, чем убеждение.
  • Не следует ругать или высмеивать ребенка за проявления страха - он почувствует себя еще более беспомощным и «плохим», замкнется в себе.
  • Если ребенок захочет поделиться с вами, поговорите с ним. Страх уменьшается или даже исчезает, если есть с кем его разделить.
  • Дети часто рисуют или проигрывают свои страхи. Игра и рисование позволяют прожить в воображаемой реальности волнующую или пугающую ситуацию. Эмоционально отреагировать на нее.
  • Лучше всего - быть рядом, когда ребенку страшно, расспрашивать его о том, чего он боится, что может случиться, вместе придумывать способы (включая волшебные) справиться с этой ситуацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕ БОЙСЯ Я С ТОБОЙ!

Шаг к взрослению: Вашему малышу  предстоит остаться дома одному…....

Мастер Класс для родителей «Раз, два ,три ,четыре ,пять я иду с тобой играть»

Методическая разработка мастер-класса"Раз,два,три,четыре,пять я иду с тобой играть" предназначена для воспителей,учителей-логопедов....

«Не бойся, я с тобой, или кое-что о детских страхах»

Консультация-практикум для родителей по детским страхам...

Мастер - класс на день открытых дверей «Ты и я мы с тобой друзья!»

ДОЧУ «Детский сад «ЮНЭК»   Мастер - класс на день открытых дверей «Ты и я мы с тобой друзья!»...

Мастер - класс для родителей "Глаза боятся - руки делают"

Изготовление масок  — интересное и полезное занятие, расширяющее кругозор, развивающее мелкую моторику, воображение, фантазию, творческое мышление. Экспериментирование с яркими, выразительн...

Мастер- класс для родителей «Мы с тобой одна семья»

Привлечь внимание родителей к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников....