Беседа с родителями «Как контролировать общение детей в Сети»
консультация на тему

Боршова Мария Юрьевна

Современные дети и подростки легко осваивают компьютер, мобильные устройства и умело пользуются ими. При этом навыки детей в области безопасности в Интернет отстают от их способности осваивать новые приложения и устройства. Все большее количество детей получает возможность пользоваться Интернетом. Но вместе с тем все острее встает проблема обеспечения безопасности наших детей во всемирной паутине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_s_roditelyami.docx28.54 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа с родителями «Как контролировать общение детей в Сети»

Опять сидишь ты в интернете,

Взирая тупо на экран,

Забывши обо всем на свете,

Бродя по сайтам, как баран.

Тебе бы выйти в чисто поле,

Собрать бы у костра друзей,

Но не хватает силы воли,

Привстать со стула, хоть убей.

Ну что, заложник интернета!

Ты дом свой тоже запустил,

Да что там, даже до буфета...

Добраться не хватает сил!

И вот один в своей берлоге,

Забыв друзей, забыв родных,

Ты протянул наверно б ноги,

Когда бы не судебный иск.

Что пишут? Деньги ты не платишь!

Ни за квартиру, ни за связь,

Теперь не хочешь, но запляшешь,

Вставай из кресла! В свет вылазь!

Куда, на что? Ведь нет работы...

Диплома нету, денег нет,

Да и работать не охота -

Отбил желанье интернет.

Пойдешь к родным? А ты им нужен?

Ведь говорили же тебе:

Ну заработай хоть на ужин -

Не то, голубчик, быть беде!

К друзьям отправишься?

Ну что же...обрадуешь, конечно, их

Но через день, придется тоже...

Современные дети и подростки легко осваивают компьютер, мобильные устройства и умело пользуются ими. При этом навыки детей в области безопасности в Интернет отстают от их способности осваивать новые приложения и устройства. Все большее количество детей получает возможность пользоваться Интернетом. Но вместе с тем все острее встает проблема обеспечения безопасности наших детей во всемирной паутине.

Сегодня компьютеры, особенно в форме планшетов или смартфонов - "умных вещей", - одни из самых таинственных и заманчивых предметов, которые притягивают ребенка, в том числе и потому, что находятся в центре внимания взрослых. В развитых странах в среднем как минимум каждый второй ребенок дошкольного возраста пользуется планшетом или смартфоном, подключенным к Интернету. Дети воспринимают их как данность и без труда ими овладевают. Нередко это происходит быстрее, чем дети начинают читать, а иногда даже говорить. Количество "вещей", или материальных объектов, подключенных к Интернету, уже несколько лет назад превысило число людей, пользующихся Интернетом. Это значит, что мы покинули эпоху "Интернета людей" и вступили в эпоху "Интернета вещей". И она вроде бы сулит нам существеннное повышение качества жизни: "умная вещь" - "умный дом" - "умная планета". По осторожным прогнозам к 2020 году к Интернету будет подключено 50 миллиардов устройств.

Итак, цифровое раннее детство уже давно наступило. Сейчас оно "айпадовое", через пару лет - другое, ведь смена электронных устройств в современном мире происходит каждые 3-4 года. Интенсивно исследуя окружающий мир, ребенок раньше или позже получает в руки серьезный современный инструмент его изучения. И главная задача взрослых состоит в том, чтобы этот инструмент был правильно использован. Важно помнить, что планшет или смартфон - мощное средство воздействия на ребенка, которое задает иную, по сравнению с предыдущими поколениями, модель жизненной ситуации.

Как вовремя узнать степень зависимости ребенка от компьютера и Интернета?

Уважаемые родители, вы можете получить информацию на основе простейшего теста: к ребенку, увлеченному компьютерной игрой, сайтом, компьютером, мобильным устройством, планшетом надо обратиться с просьбой о помощи.

1-й этап – просьба формулируется просто, например: «Сынок, помоги, пожалуйста, подвинуть кресло», «Дочь, вымой, пожалуйста, посуду».

Способы реагирования:

а) ребенок легко откликается на просьбу, помогает, может увлечься этой помощью, переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере – такое поведение демонстрирует полную свободу от компьютера на момент тестирования;

б) ребенок откликается со второго-третьего раза, неохотно выполняет просьбу, демонстрирует недовольство, огрызается – такая реакция может быть при 1-й степени зависимости в пределах первого месяца овладения новой игрушкой. На начальном этапе 2-й степени зависимости также может наблюдаться подобная реакция;

в) ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит вашей просьбы, игру не прерывает – такое поведение свойственно зависимости       2- 3-й  степени.

  2-й этап – в случае, если ребенок вел себя по схеме 1, 2, 3-й степени, необходимо через какой-то промежуток времени, например, на следующий день, обратиться к ребенку с развернутой, аргументированной просьбой: «Сынок, помоги мне, пожалуйста, передвинуть кресло. Я одна справиться не могу. Мне нужна твоя помощь! Пожалуйста, прерви свое занятие и помоги мне». Если реакция на просьбу будет аналогичной, то можно делать вывод о наличии зависимости у ребенка и необходимости предоставить ему квалифицированную помощь.

Этапы попадания в компьютерную и Интернет-зависимость

Сначала ребенок понимает, что получает огромное удовольствие без серьезных затрат (которые нужны, например, при чтении книги, выполнении домашних заданий).

Потом, вместо того, чтобы ходить в школу, он идет в компьютерный салон, где сидит круглые сутки. Это приводит к болезни, переутомлению, снижению успеваемости.

На втором этапе ребенок избегает любой деятельности и любого общения, кроме компьютера.

Затем наступает полная деградация. Этот этап проходит не так явно, как при алкоголизме и наркомании, поскольку обычно начинают принимать активные меры администрация школы, родители и другие заинтересованные лица. Но успешность помощи в данном случае аналогична лечению любого запущенного хронического заболевания.

Какие угрозы встречаются наиболее часто?

Прежде всего:

  • Доступ к нежелательному содержимому. Любой ребенок, выходящий в Интернет, может просматривать любые материалы: про насилие, наркотики, порнография, страницы подталкивающие детей к самоубийствам, анорексии (отказ от приема пищи), страницы с националистической или откровенно фашистской идеологией и многое-многое другое. Все это доступно в Интернет без ограничений. Часто бывает так, что просмотр таких страниц даже не зависит от ребенка, ведь на многих сайтах отображаются всплывающие окна, содержащие любую информацию.
  • Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты. Все чаще и чаще злоумышленники используют эти каналы для того, чтобы заставить детей выдать личную информацию. В других случаях это могут быть педофилы, которые ищут новые жертвы. Выдавая себя за сверстника ребёнка, они могут выведывать личную информацию и искать личной встречи.
  • Неконтролируемые покупки. Несмотря на то, что покупки через Интернет пока еще являются экзотикой для большинства из нас, однако недалек тот час, когда эта угроза может стать весьма актуальной.

Защита детей в сети Интернет – это проблема, с которой сейчас сталкиваемся все мы.

Угроза заражения вредоносным программным обеспечением. Для распространения вирусов и проникновения в компьютеры используется целый спектр методов: электронная почта, компакт-диски, флэшки, переносные жесткие диски, мобильные устройства или скачанные из Интернет файлы. Например, программы для обмена сообщениями сегодня являются простым способом распространения вирусов, так как очень часто используются для прямой передачи файлов. Дети могут легко попасться на уговоры злоумышленника. Этот метод часто используется хакерами для распространения троянских вирусов.

Последствия неограниченного пребывания за компьютером

Общение с компьютером учит отдавать команды, приказания и проверять их исполнение, так как машина безропотно выполняет команды человека. Личность ребенка при этом не развивается. Создается иллюзия общения.

Любой эмоциональный дискомфорт устраняется с помощью погружения в компьютерные игры, сайты, Интернет; ребенок не учится никаким другим способам решения проблем - так формируется эмоциональная зависимость от компьютера и инфантильный стиль отношения к проблемам.

Длительное пребывание за компьютером пагубно влияет на здоровье:

- портится зрение;

- развивается сколиоз, ожирение, шейный остеохондроз;

- атрофируются мышцы ног.

Подростки, склонные к увлечению компьютерными играми, как правило, имеют повышенный риск стать алкоголиками или наркоманами.

При попытках преодолеть игровую зависимость они относительно легко приходят к замене ее на другие формы. И, наоборот, зачастую быстрой и легкой «реабилитацией» юного токсикомана становится перенос его жизни в салон компьютерных игр.

Как уберечь собственного ребенка от компьютерной и Интернет-зависимости?

Не подпускать ребенка к компьютеру практически невозможно, да и нецелесообразно, так как помимо всего негатива в Интернете есть масса полезных образовательных и развлекательных ресурсов, то необходимо научить детей пользоваться Интернет.

Существуют психологические и технологические подходы к обеспечению безопасности детей в Интернет.

Для обеспечения психологической безопасности детей необходимо знать их возрастные особенности.

Для детей 5-6 лет характерен положительный взгляд на мир. Они гордятся своим умением читать и считать, а также любят делиться своими идеями. Несмотря на то, что дети в этом возрасте очень способны в использовании игр и в работе с мышью, все же они сильно зависят от родителей при поиске детских сайтов.

Дети 7-10 лет обладают сильным чувством семьи. Они только начинают развивать чувство своей моральной и половой индивидуальности и обычно интересуются жизнью старших детей. Они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Как правило, дети, не достигшие десятилетнего возраста, еще не имеют навыков критического мышления, необходимого для адекватного осмысления материалов, встречающихся в Интернет.

Возраст 10 – 15 лет – время быстрых изменений в жизни ребенка. И хотя дети в этом возрасте все еще сильно зависимы от своих родителей, они уже стремятся получить некоторую свободу действий. Ребята начинают интересоваться миром вокруг них и отношения с друзьями становятся по-настоящему важными.

Дети этого возраста начинают использовать Интернет для разработки школьных проектов. Кроме того, они загружают музыку, пользуются электронной почтой, играют в онлайновые игры и заходят на фанатские сайты своих кумиров. Все более часто их любимым способом общения становится мгновенный обмен сообщениями. Для детей этого возраста желание выяснить, что они могут себе позволить делать без разрешения взрослых, является абсолютно нормальным.

Подростки (16-18 лет), как правило, проходят через период низкой самооценки, ищут поддержку у друзей и неохотно слушаются родителей, свое место в мире и пытаются обрести собственную независимость, но в то же время охотно приобщаются к семейным ценностям. В этом возрасте подростки уже полноценно общаются с окружающим миром. Они бурлят новыми мыслями и идеями, но испытывают недостаток жизненного опыта.

В этом возрасте дети уже наслышаны о том, какая информация существует в Интернет. И совершенно нормально, что они хотят все это сами увидеть, услышать, прочесть. Они скачивают музыку, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями и играют. Большинство пользуются чатами и многие общаются в приватном режиме. Мальчики в этом возрасте склонны сметать все ограничения и жаждут грубого юмора, крови, азартных игр и картинок для взрослых. Девочкам больше нравится общаться в чатах, юные дамы более чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернет. Сетевая безопасность подростков – трудная задача, поскольку об Интернет они знают зачастую больше, чем их родители.

Просмотр видео ролика «Компьютерная зависимость советы психолога»

Существует несколько причин, которые толкают наших детей на компьютерную зависимость:

- любопытство (благодаря известному высказыванию не очень умных людей: «Все надо попробовать!»);

- желание быть похожим на «крутого парня», на старшего авторитетного товарища, часто личный пример родителей;

- безделье, отсутствие каких-либо занятий либо обязанностей, в результате - эксперименты от скуки;

- возможность свободного доступа к Интернет-пространству;

- отсутствие умения сказать «нет», отказаться от соблазнов;

- внутреннее одиночество, психологическая безнадзорность, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.

Родителям необходимо:

Беседовать с детьми об их друзьях в Интернет и о том, чем они занимаются. Спрашивайте о людях, с которыми подростки общаются по мгновенному обмену сообщениями и убедитесь, что эти люди им знакомы.

Интересоваться, какими чатами и досками объявлений пользуются дети и с кем они общаются.

Настаивать, чтобы дети осторожно соглашались или не соглашались вовсе на личные встречи с друзьями из Интернет. Напоминайте, какие опасности это может за собой повлечь.

Требовать от детей никогда не выдавать личную информацию по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщениями, регистрационных формах, личных профилях и при регистрации на конкурсы в Интернет.

Помогать им защититься от спама. Научить подростков не выдавать в Интернет своего электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.

Постоянно напоминать, что ребята ни в коем случае не должны использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.

В младшем возрасте желательно разрешать пользоваться ресурсами Интернета только в присутствии родителей.

Объяснить ребенку, что общение в Интернет – это не реальная жизнь, а своего рода игра. При этом постарайтесь направить его усилия на познание мира.

Продолжительность работы ребенка на компьютере не должна превышать 15- 30 мин для дошколят.

Добавить детские сайты в раздел Избранное. Создайте там папку для сайтов, которые посещают ваши дети.

Использовать специальные детские поисковые машины, типа MSN Kids Search (http://search.msn.com/kids/default.aspx?FORM=YCHM).

Использовать средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.

Приучить вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет.

Научить детей младшего школьного возраста советоваться с вами перед раскрытием информации через электронную почту, чаты, доски объявлений, регистрационные формы и личные профили.

Научить детей не загружать программы, музыку или файлы без вашего разрешения.

Родители должны сами осознать значимость Интернет для современных детей и то, что проблема безопасного пребывания в сети – одно из приоритетных направлений в воспитании ребенка. В конце концов, речь идет и о наших с Вами детях.

Вы можете помочь бороться с детской порнографией, обратившись на Горячую линию! Источник: http://www.friendlyrunet.ru/safety/74/index.phtml 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект беседы с родителями «Воспитание культуры общения у дошкольников»

Форма проведения: традиционное собрание.Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка младшего дошкольного...

"Общение детей в Сети"

Зачастую дети и подростки в полной мере не осознают все возможные проблемы, с которым они могут столкнуться в сети. Сделать их пребывание в Интернете более безопасным, научить их ориентироваться в киб...

Беседа с родителями по теме «Общение родителей с детьми»

Консультация для  родителей по теме «Общение родителей с детьми». Советы, помогающие снять остроту конфликтных ситуаций....

Консультация для родителей и педагогов «Безопасность детей в сети Интернет и интернет-угрозы для ребенка»

Консультация для родителей и педагогов «Безопасность детей в сети Интернет и интернет-угрозы для ребенка»...

Консультация для родителей и педагогов «Безопасность детей в Сети Интернет».

В наше современное время необходимость работы с компьютером наиболее актуально. На работе, в школе, и в обыденной жизни мы непосредственно сталкиваемся с информационными технологиями, ее передачей в т...

Беседа с родителями по теме «Общение родителей с детьми»

Консультация для  родителей по теме «Общение родителей с детьми». Советы, помогающие снять остроту конфликтных ситуаций....

«Как контролировать общение детей в Сети»

Темп изменений в обществе нарастает, современные дети осваивают компьютерную технику очень рано. Сегодня они в дополнение к домашнему компьютеру пользуются гаджетами разного калибра — мобильника...