Развитие мелкой моторики рук.
методическая разработка на тему

Кашипова Гульнар Миннефаизовна

1. Развитие мелкой моторики рук.

 Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.К области мелкой моторики относится большое разнообразии движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Сейчас уже доказано, что развитие пальцев имеет большое значение для полноценного развития ребенка и влияет на развитие всего организма человека. Так большой палец влияет на работу головного мозга, указательный – на состояние желудка, средний палец – на состояние кишечника, безымянный отвечает за работу печени и почек, мизинец – за работу сердца.

Применяя «пальчиковые игры» мы способствуем раскрепощению детей, поднятию их эмоционального фона. «Пальчиковые игры» не только развивают ловкость, гибкость и умение  управлять своими движениями, но и способствуют развитию звуковой культуры речи (особенно в младших группах), развитию речи, творческой активности. Эти игры отображают окружающий мир – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. А это помогает расширять кругозор детей, развивать образное мышление.

Развитие мелкой моторики руки влияет и на развитие таких психических процессов, как мышление, память, внимание, пространственные представления. Развивая руку ребенка, мы не только тренируем мышцы, но и развиваем способность к наблюдению, сравнению, к  творческому воображению, воспитываем усидчивость и терпение, аккуратность, точность, настойчивость, то есть, воспитываем эмоционально – волевую сферу ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

И.С.Дубровина. Г.М.Кашипова, Ю.В.Сергеева, Н.Ю.Шишонина.

Развитие мелкой моторики рук.

Татарстан, г. Нижнекамск, 2014 год

«Развитие мелкой моторики рук»

Авторы-составители:

Дубровина Ирина Сергеевна, воспитатель, 1 квалификационная категория.

Сергеева Юлия Владимировна, воспитатель, 1 квалификационная категория.

Кашипова Гульнар Миннефаизовна, воспитатель по ручному труду, высшая квалификационная категория.

Шишонина Натанья Юрьевна, воспитатель, 1 квалификационная категория.

Содержание работы.

1. Развитие мелкой моторики рук, цели, задачи.

2. Этапы развития мелкой моторики рук.

3. Развитие мелкой моторики рук в разных видах деятельности.

4. Создание пространственно-развивающей среды.

5. Методика проведения пальчиковой гимнастики и упражнений по развитию мелкой моторики рук.

6. Приложение.

7. Литература.

В.А.Сухомлинский писал, что истоки  способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.

М. И. Сеченов писал: «Движение руки человека наследственно не определено, а возникает в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между  зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».

1. Развитие мелкой моторики рук.

 Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

Рис.1. Работа с соленым тестом.

К области мелкой моторики относится большое разнообразии движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Сейчас уже доказано, что развитие пальцев имеет большое значение для полноценного развития ребенка и влияет на развитие всего организма человека. Так большой палец влияет на работу головного мозга, указательный – на состояние желудка, средний палец – на состояние кишечника, безымянный отвечает за работу печени и почек, мизинец – за работу сердца.

Применяя «пальчиковые игры» мы способствуем раскрепощению детей, поднятию их эмоционального фона. «Пальчиковые игры» не только развивают ловкость, гибкость и умение  управлять своими движениями, но и способствуют развитию звуковой культуры речи (особенно в младших группах), развитию речи, творческой активности. Эти игры отображают окружающий мир – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. А это помогает расширять кругозор детей, развивать образное мышление.

Развитие мелкой моторики руки влияет и на развитие таких психических процессов, как мышление, память, внимание, пространственные представления. Развивая руку ребенка, мы не только тренируем мышцы, но и развиваем способность к наблюдению, сравнению, к  творческому воображению, воспитываем усидчивость и терпение, аккуратность, точность, настойчивость, то есть, воспитываем эмоционально – волевую сферу ребенка.

И поэтому так важно уже с младшего возраста развивать пальчики детей. Развивать механизмы, необходимые для освоения письма, готовить ребенка к следующему  этапу жизни – к обучению в школе. Уровень развития мелкой моторики руки – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению

Нужно отметить, что для дошкольников важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, как часто путают некоторые. А для этого необходимо создавать  условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, одновременно развивая и интеллект  ребенка.

Важную роль в подготовке детей к письму играет освоение ими разнообразных графических умений.

Рис.2.  Коррекционная работа с детьми.

Работа с детьми дает тогда положительные  результаты, когда проводится планомерно, в системе. Вся работа по развитию мелкой моторики руки у детей строится по принципу «от простого к сложному» и ведётся  с младшей группы и до выхода детей в школу.

2. Этапы развития мелкой моторики рук.

Этапы развития мелкой моторики руки в дошкольном возрасте

путем графических упражнений.

Работа по развитию мелкой моторики руки во всех возрастных группах начинается с обследования руки ребенка и рекомендаций для родителей.

Всю работу можно разделить на четыре этапа.

I этап. Подготовительный (начинается со II младшей группы)

  1.  Знакомство с карандашом
  2.  Графические упражнения  «Дорожки»
  3.  Закрашивание – умение видеть контур (сначала  даем на примере геометрических фигур, затем простейших контуров предметов – ведерко, домик и т.д.)

II этап. Автоматизация процесса работы пальцев с карандашом (средняя группа)

  1.  Усложняются графические упражнения:
  • Удлиняется длина дорожек, усложняются виды дорожек.
  • Копирование по контуру, по точкам.
  • Работа с трафаретом (рамки и вкладыши)
  1. Ориентирование на листе бумаги с использованием шаблонов геометрических фигур.

III этап. Творческий (старшая группа)

  1. Составление предметных, а затем сюжетных рисунков из геометрических фигур по образцу, а после по замыслу (закрашивание по заданному направлению + составление рассказов)
  2.  Знакомство со штриховкой (простейшие виды штриховки    ,    ,      )
  3. Ориентировка  на листе бумаги и знакомство с тетрадью в крупную клетку (рабочая строка)

IV этап. Подготовка руки к письму (подготовительная группа)

  1.  Графические диктанты.
  2.  Знакомство с тетрадью в косую линейку.
  3.  Более сложные виды штриховки
  4.  Повторное обследование руки ребенка и рекомендации для родителей.

Кроме того во всех возрастных группах используются:

  1. Пальчиковые игры
  2. Сенсорные игры + развитие ручной умелости

Рис.3.  Работа с детьми с играми - вкладышами.

3. Развитие мелкой моторики рук в разных видах деятельности.

Формирование мелкой моторики руки, механизм в котором отражается тесная связь моторики и психических процессов – работа длительная и трудная.

Ребенку необходимо  приложить много усилий, а воспитателю проявить большое терпение и понимание, прежде чем ребенок научится правильно и красиво выполнять задания. Поэтому для развития графических умений нужно использовать поэтапный план работы, где идет последовательное усложнение задач. Схематично это можно показать так. Например, закрашивание предметов по нарисованному контуру: закрашивание геометрических фигур → закрашивание контура простого предмета  → закрашивание предмета из 2-3 частей → закрашивание сюжета.

Чтобы добиться лучших результатов, задача воспитателя – увлечь детей, заинтересовать, создать условия для роста и развития автоматизации владения карандашом и кистью. А для этого нужно разнообразить способы решения поставленных задач, нужно использовать разные формы развития мелкой моторики руки и включать их в различные виды деятельности, чтобы у детей не пропадал интерес. Например, ежедневно проводя с детьми «пальчиковые игры», используются различные приемы: «немой» показ движений знакомых игр, загадку или иллюстрацию к игре, алгоритм текста игры, провожу в виде упражнения «Я начну, а вы продолжите», выбираю ребенка на роль воспитателя, использую игровой персонаж. Или выполнили штриховку контура предмета: предложите в дальнейшем дорисовать до сюжета, сочинить  сказку по своей работе. 

Рис.4. Работа с пластилином. 

Кроме специальных упражнений с детьми (на занятиях, в индивидуальной работе, играх) развитие моторики идет и в самостоятельной деятельности детей.

Для этого в группе создаются условия для закрепления детьми полученных навыков по той или иной задаче. В свободное время дети всегда должны иметь возможность пользоваться карандашами и красками, необходимо наличие чистой бумаги разного формата и цвета для рисования и разнообразные  раскраски, как на свободную тему для накопления двигательного опыта, так и на решение каких – то логических задач, математических представлений и познавательного развития. Желательно иметь наборы линеек – трафаретов, как с геометрическими фигурами, так и тематические (Животные, овощи, фрукты, транспорт, одежда и так далее). По желанию дети всегда должны иметь возможность  воспользоваться ножницами, самостоятельно применяя знакомые способы вырезывания и добавив в свой рисунок какого - нибудь персонажа.  

Нельзя ограничиваться развитием мелкой моторики только в стенах детского сада. Необходим тесный контакт с родителями по данному вопросу. Работа с родителями - одно из важнейших направлений в нашей работе, по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки ребенка к письму. Основная задача на начальном этапе работы с родителями - формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.

 Для этого должна проводиться большая ознакомительная работа. Здесь можно использовать различные формы работы с родителями: родительские собрания, мастер-класс, семинары-практикумы, индивидуальные консультации, папки-передвижки, выставки детских работ. Не все родители осознают значимость развития мелкой моторики и не все знают, что это такое. Необходимо познакомить взрослых, как и для чего нужно развивать пальчики детей

Рис.5.  Индивидуальная работа по рисованию.

Одним из видов подготовки дошкольника к письму является раскрашивание. Для этого могут использоваться готовые альбомы для раскрашивания. Необходимо обратить внимание детей на то, чтобы изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно, аккуратно. Часто можно услышать от родителей «Он у нас и так очень любит закрашивать, может всю книжку за один раз закрасить». Но при этом вся деятельность ребенка проходит без контроля со стороны взрослого. Родитель порой даже не осознает, что давая полную самостоятельность ребенку, он тем самым наносит вред своему малышу. Ребенок, предоставленный сам себе «забывает» что нужно правильно держать карандаш, закрашивает в разном направлении, выходит за линию контура и т.п. А в итоге у ребенка закрепляются неправильные графические навыки, и в дальнейшем это создаст  большие проблемы при обучении письму.   Например, письмо связано с умением ребенка ориентироваться на листе бумаги, видеть расположение строчек и если ребенок не привыкнет контролировать движение руки, понимать направление движения линий (а этот навык не закрепиться, если ребенок будет предоставлен сам себе) – то в дальнейшем ему будет сложно вписывать буквы в строчку. Нужно помочь родителям усвоить одну простую истину: «переучиваться всегда сложнее, чем научиться»

Заинтересованность родителей к данному вопросу стимулирует работоспособность детей, повышает их интерес к играм и упражнениям  по развитию мелкой моторики руки.

Совместная работа с родителями, заинтересованными в хорошей подготовке детей к школе всегда даст хорошие результаты. А это снимет многие проблемы, возникающие при обучении письму в начальных классах школы. 

5. Методика проведения пальчиковой гимнастики и упражнений по развитию мелкой моторики рук.

Проведя мониторинг использования пальчиковой гимнастики в детском саду, развития мелкой моторики рук и звукопроизношения у детей, пришли к выводу, что работы, которая проводится недостаточно, поэтому решили разработать методику проведения пальчиковой гимнастики и упражнений по развитию мелкой моторики рук.

Цель работы: осуществление непрерывного педагогического процесса по формированию у детей активной речи путем развития мелкой моторики пальцев рук, используя пальчиковые игры и упражнения на единых подходах и принципах.

Целесообразность реализации: связь пальцевой моторики и речевой функции, развитие тонких движений пальцев рук, функционирование речевых зон коры головного мозга, формирование у детей правильной речи.

Задачи:

1) формировать потребность пользоваться речью, как средством общения со взрослыми, уметь рассказывать о том, что видел, слышал, узнал;

2) формировать интерес к узнаванию и называнию предметов и явлений окружающего мира, его свойств, качеств, словесных обозначений;

3) развивать потребность и способность пользоваться речью, как средством осознания и обозначения своих действий, способность слышать и понимать речь окружающих;

4) воспитывать интерес к малым формам народного фольклора, звуковой стороны слова, ее ритмичности, выразительности.

Работа по развитию речи с использованием пальчиковой гимнастики у детей дошкольного возраста осуществляется в несколько этапов:

I этап «Аналитический» ( август – сентябрь) – анализ ситуации, осознание необходимости начать работу по развитию у детей речи, определение основных целей.

II этап «Организационный» (сентябрь – ноябрь) – планирование и прогнозирование работы. Разработка планов работы с детьми и родителями по формированию речи у детей. Создание развивающей среды.

III этап «Практический» (учебный год) – введение пальчиковых игр и упражнений во все виды учебной и бытовой деятельности, предусмотренные программой. Обогащение предметной развивающей среды. Педагогическое просвещение родителей о значении пальчиковой гимнастики для развития речи детей.

IV этап «Итоговый, диагностический» (май) – обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий.

Приступая к работе, прежде всего, решили следующие задачи:

  • Организация предметно-развивающей среды образовательного процесса и всех режимных моментов, связанных с применением пальчиковых упражнений и игр.
  • Разработка картотеки пальчиковых упражнений и игр.
  • Разработка картотеки дидактических игр.
  • Разработка циклов проведения пальчиковых игр и упражнений на год.
  • Конспекты занятий по использованию пальчиковых игр и упражнений.
  • Сценарии и развлечения на основе пальчиковых игр и упражнений.
  • Консультационный материал для родителей.

Представим алгоритм ознакомления с пальчиковыми упражнениями: упражнение – постепенный показ – четкое произношение – темп – расслабление – комплекс упражнений – домашнее задание.

Участниками проводимой нами работы стали: директор МБДОУ, старший воспитатель, педагоги, психолог, музыкальный руководитель, родители и, прежде всего, дети.

Направлениями работы по развитию мелкой моторики явились: развитие мелкой моторики рук, специальные упражнения для пальчиковой гимнастики, пальчиковые игры и упражнения на занятиях по развитию речи и других видах деятельности, самомассаж пальцев рук.

Самомассаж пальцев рук имеет большое значение. Он стимулирует появление в рецепторах кожи и мышцах импульсов, которые, достигая головного мозга, тонизируют центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов. С этой целью мы подобрали ряд упражнений, которые могут использоваться  в работе с детьми.

В предложенных нами играх со звуковым сопровождением без использования предметов рифмованные потешки или стишки формируют и совершенствуют чувство ритма, создают благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет все движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев.

Зная, что упражнения с различными предметами прекрасно развивают не только мелкую моторику, но и тактильные ощущения, мы подобрали упражнения с использованием различных предметов

Пальчиковый театр имеет большое значение во всестороннем развитии  ребенка. Он не только пробуждает творческую инициативу, но и способствует развитию речи, т.к. в театрализованных представлениях задействованы именно пальцы. Поэтому мы подобрали несколько сценок, которые использовали в работе с детьми

Для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики большое значение имеет лепка. Замечено: чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированнее становятся движения их пальцев, поэтому в своей работе широко использовали занятия лепкой

Широкий простор для развития мелкой моторики рук предоставляют различные виды мозаичной работы: мозаика, аппликации, коллажи, которые дети с удовольствием выполняли

Бумага является хорошим материалом для развития мелкой моторики рук. Ее можно мять, рвать, сворачивать, поэтому мы предложили использовать ее в работе с детьми.

Оригами – японское искусство складывания бумаги – в  настоящее время приобретает все большую популярность среди педагогов и психологов. Развивающий потенциал оригами высок. В процессе создания фигурок у детей развивается глазомер, мелкая моторика пальцев, воображение, память, пространственное мышление, поэтому, мы разработали и провели несколько упражнений с использованием оригами.

Известно, как детям дается трудно шнурование ботинок, плетение косичек,

поэтому использовали в своей работе шнуровку и плетение, которые не только способствуют воспитанию самостоятельности детей, но и развивают мелкую моторику рук.

Мы также разработали серию занятий с использованием пальчиковых игр.

Для того чтобы работа проводилась эффективно нужно тесное взаимодействие с родителями, а для этого они должны быть ознакомлены с методикой проведения пальчиковых игр. С этой целью подготовили и провели консультирование на тему: «Влияние мелкой моторики на совершенствование речи детей», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры».

Как уже говорилось ранее, что в ДОУ еще мало методических разработок по использованию пальчиковой гимнастики и упражнений по развитию мелкой моторики рук, поэтому провели семинар для воспитателей «Пальчиковый игротренинг», подготовили доклад для выступления на педсовете на тему: «Влияние развития мелкой моторики рук на звукопроизношение детей дошкольного возраста».

Итогом нашей работы стало то, что дети стали общительнее, появилась чистая, красивая речь, дети свободно стали играть в пальчиковые и дидактические игры, научились рассказывать небольшие сказки. Для педагогов ДОУ собран методический материал, оборудование для успешной работы по развитию речи детей при помощи пальчиковых игр и упражнений. Нами создана предметно-развивающая среда, в которую входят игры с мозаикой и конструктором, застежки, игры с бусами и прищепками, умные шнурочки, пальчиковые упражнения и игры, «веселый карандаш», уголок ряженья.

Литература.

  1. А.Е.Беляева «Пальчиковые игры», М, 2003 г.
  2. О.В.Козырева «Оздоровительно – развивающие игры для дошкольников», М, 2007 г.
  3. М.Н.Кузнецов «Оздоровление детей в детском саду», М, 2008 г.
  4. Т.Кислинская «Гениальность на кончиках пальцев», М, 2012 г.
  5. И.О.Крупенчук «Тренируем пальчики – развиваем речь», С-П, 2011 г.
  6. Т.А.Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», М, 2006 г.
  7. Т.С.Никонорова «Здоровячок», Воронеж, 2007 г.
  8. А.Л.Сиротюк «Коррекция. Развития интеллекта дошкольника»,М, 2003 г.
  9. О.В.Узорова «Игры с пальчиками», М, 2002 г.
  10. А.А.Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

Консультация для педагогов ДОО "Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Комплексные занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-5 лет"

Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития....

Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей

Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...