Буклет для родителей "Коррекция физического развития детей с ДЦП"
материал по теме

Петина Елена Геннадьевна

В раннем возрасте естественное для детей с ДЦП желание двигаться не может быть удовлетворено 20-30 минутными  занятиями лечебной гимнастикой, поэтому создание условий для самостоятельной активности детей с ДЦП является важнейшей задачей физического воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция физического развития детей с ДЦП

В раннем и дошкольном возрасте естественное для детей с церебральным параличом желание двигаться не может быть удовлетворено 20-30 минутными занятиями лечебной гимнастикой, а сами они не в состоянии реализовать потребность в движении, даже владея необходимыми двигательными навыками. Это связано с тем, что ребенок с очень ранними двигательными нарушениями не знает, как действовать. Кроме того, у многих детей с ДЦП наблюдаются нарушения психической деятельности, низкий уровень мотивации: они, как правило, не умеют самостоятельно организовывать игру, быстро отвлекаются и утомляются. Ограниченность двигательных возможностей формирует у большинства из них чувство неуверенности, пассивности.

Малая подвижность в повседневной деятельности замедляет формирование двигательных навыков и умений, значительно обедняет двигательный опыт. Поэтому создание условий для самостоятельной двигательной активности детей с церебральным параличом является важнейшей задачей физического воспитания.

F:\светик\SL740602.JPG У многих детей с ДЦП нарушен ритм выполнения движений, поэтому важно научить их согласовывать свои движения с заданным ритмом. Многие движения полезно выполнять под счет, хлопки и особенно под музыку. Так, при ходьбе под музыку легче формируется равномерность длины шага, координация движений. Музыкальный ритм способствует уменьшению насильственных движений, регулирует амплитуду и темп движений. Их выполнение в заданном ритме тренирует активное внимание. Музыка повышает эмоциональный тонус детей, создает у них бодрое, радостное настроение.

У детей с церебральным параличом на всех возрастных этапах отмечается снижение таких физических качеств, как ловкость, скорость, сила, гибкость и выносливость.

Поэтому для них крайне важно выполнение специальных упражнений, формирующих основные двигательные навыки и умения и способствующих развитию физических качеств. Это ходьба, бег, прыжки, лазанье и перелезание, а также различные действия с игрушками, гимнастическими палками, мячами, обручами. Детей учат правильно захватывать различные по форме, объему и весу предметы, манипулировать ими.

F:\светик\SL740577.JPGВ ходе выполнения движений с ДЦП не должно быть длительной задержки дыхания: они не могут произвольно регулировать дыхание и согласовывать его с движением. При выполнении упражнений в первую очередь надо обращать внимание на выдох, а не на вдох. Если дети начинают дышать через рот, необходимо снизить дозировку упражнений.

Корригирующая гимнастика.

Основная нагрузка при организации повседневных образовательных ситуаций ложится на педагога. Именно от его профессиональной подготовленности зависит главное: правильно ли будут подобраны упражнения для комплексов утренней и коррекционной гимнастики. При этом педагог ориентируется в основном на то, чтобы выбранные упражнения были не противопоказаны большинству детей группы. Учитывая индивидуальные особенности детей, вызванные заболеваниями опорно-двигательного аппарата, следует придерживаться принципа, который называется близкой заменой. Так, прыжки, бег, целесообразно заменить на ходьбу, если у ребенка есть противопоказания к выполнению упражнений в каком-либо положении, ему следует предложить аналогичное упражнение, но с нагрузкой на здоровую часть тела. Если какое-то упражнение дается тяжело, то на первоначальном этапе можно выполнять его в облегченном варианте и с меньшим количеством повторов. После выполнения детям следует дать отдых в течении нескольких секунд.

     Длительное пребывание в одних и тех же позах, не допускать долгого объяснения заданий: это утомляет детей и снижает их двигательную активность. Не следует также чрезмерно возбуждать детей: возбуждение обычно усиливает мышечное напряжение и насильственные движения.



Предварительный просмотр:

Профилактика и коррекция плоскостопия

 у детей дошкольного возраста.

Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы вызывает не только снижение ее функциональных возможностей, но, что особенно важно, изменяет положение позвоночника. Это отрицательно влияет на фундамент последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием занятиям спорта.

Создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего укреплению мышц стопы и голени и оказывающего положительное влияние на формирование сводов стопы (ребристые доски, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, массажные коврики, гимнастические палки, специальные тренажеры и т.д.)

С целью закаливания стоп и профилактики плоскостопия, во время занятий физической культурой, утренней гимнастики и закаливания после дневного сна, проводимые в помещении, дети занимаются босиком, кроме тех, у кого ортопедическая обувь. Такие дети занимаются босиком индивидуально, выполняя упражнения, сидя, например «Собери косточки». Дети пальцами ног собирают косточки и складывают в баночку. На утренней гимнастике и физкультурном занятии с целью профилактики плоскостопия, проводятся упражнения для стопы.

Например: ходьба по шнуру, по гимнастической палке разным способом. Игры малой подвижности «Передай мяч соседу», дети сидя передают мяч ногами другому.

Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно на основе совместной деятельности педагогического коллектива и семьи. Поэтому в каждой группе в папке-передвижке можно найти советы, рекомендации, (упражнения) комплексы упражнений, которые можно выполнять дома.

Организация работы по профилактике и коррекции плоскостопия в условиях дошкольных учреждений, предусматривающая комплексное использование средств физического воспитания, достаточно эффективна и позволяет добиться значительного уменьшения числа детей, имеющих деформацию стоп.

ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ

В раннем детском возрасте маловыраженные формы плоскостопия обычно безболезненны, но в дальнейшем по мере роста ребенка этот недостаток может увеличиться, причинять много неприятностей и даже привести к искривлению позвоночника.

Основным средством профилактики является специальная гимнастика.

Комплекс специальных упражнений:

1 - ходьба на носках;

 2 - ходьба на наружном своде стопы;

3 - ходьба по наклонной плоскости;

4 - ходьба по гимнастической палке;

5 - катание мяча ногой;

6 - захват мяча ногами;

7 - приседания стоя на палке;

8 - приседания на мяче;

9 - захват и подгребание песка пальцами ног;

10 - захват и перекладывание мелких предметов пальцами ног. Закончить упражнения ходьбой на носках, обычной ходьбой.

УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ

И ЛЕЧЕНИЯ НАЧАЛЬНЫХ ФОРМ ПЛОСКОСТОПИЯ

1. И. П. - сидя на скамейке или стуле, правую ногу вперед Поворот стопы внутрь с оттягиванием носка. Повторить 10 раз.

2. То же стоя.

3. И. П. - стоя на наружных сводах стоп. Подняться на носки -вернуться в И. П., повторить 6-8 раз.

4. И. П. - стоя на наружных сводах стоп - полуприсед - 6-8 раз.

5. И. П. - руки на поясе. Ходьба на наружных сводах стоп - 30-60 секунд.

6. И. П. - основная стойка с сомкнутыми носками, руки на поясе. Поднять пальцы ног кверху - вернуться в И. П., повторить 10-15 раз.

7. И. П. - стоя носками внутрь, пятками наружу - подняться на носки - вернуться в И. П., повторить 10 раз.

8. И. П. - стойка ноги врозь, стопы параллельны, руки в стороны, присед на всей ступне - вернуться в И. П., повторить 6-8 раз.

9. И. П. - стоя, правая нога перед носком левой, след в след, подняться на носки, вернуться в И. П., повторить 6-8 раз. Затем поменять ноги.

10. И. П. - стоя на носках, руки на поясе (стопы параллельны), покачиваться в голеностопных суставах, поднимаясь на носки и опускаясь, повторить 8-10 раз.

11. И. П. - стоя на носках, повернуть пятки наружу - вернуться в И. П.,         8-10 раз.

12. И. П. - стоя, стопы параллельны, на расстоянии ладони. Сгибая пальцы, поднимать внутренний край стопы, 8-10 раз.

13. И. П. - стоя, стопы повернуть внутрь, подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить в коленях, вернуться в И. П.,         6-8 раз.

14. И. П. - упор, стоя на четвереньках, передвигаться небольшими шагами вперед (30-40 секунд), то же самое прыжками «зайчиком».

15. И. П. - ходьба в полуприседе (30-40 секунд).

16. И. П. - стоя, поднять левую (правую) ногу, разгибая и сгибая стопы (оттягивание носка вниз и на себя). Упражнение выполняется в быстром темпе, повторить 10-12 раз каждой ногой.

17. И. П. — стоя, поворот стопы наружу, поворот стопы внутри поднятой ногой, 4-6 раз.

18. И. П. - круговые движения стопой.

19. Ходьба на носках «крадучись» (в полуприседе), носки внутри.

20. Ходьба гусиным шагом.

21. И. П. - захватить пальцами ног карандаш или палочку, ходьба                30-40 секунд.

Упражнения для коррекции и профилактики

 плоскостопия.

  1. Ходьба по ребристой доске.
  2. Ходьба приставным шагом по шнуру.
  3. Ходьба по гимнастической палке приставным шагом.
  4. Лазание по гимнастической стенке (середина стопы ставится на рейки).
  5. Захватывание стопами предметов (кубиков, палочек, платочков, малого мяча).
  6. Сгибание и разгибание стоп (сидя на стуле, поочерёдно сгибать и разгибать стопы не отрывая пяток от пола)
  7. Катание мяча ногой. Сидя на стульчике катать ступнёй, положенный на пол небольшой упругий мяч, поочерёдно правой и левой ногой.
  8. « Собери косточки» ( сидя  на стульчике собирать косточки пальцами правой и левой ноги )
  9. Массаж стоп массажёрами, сидя на скамейке.
  10.  « Курочка собирает червячков  и  бросает их цыплятам» . Сидя на скамейке, пальчиками ног поднять палочку и отбросить как можно дальше.
  11.  « Передай мяч» ( сидя на полу в кругу, передавать большой мяч  друг другу ногами ).
  12.  «Весёлые ножки идут по дорожке» ( сидя на скамейке не отрывая пяток от пола, потопать носками, поочерёдно и вместе, то же пятками, не отрывая носков.
  13.  Использования сухого бассейна для коррекции  и профилактики плоскостопия.
  14.  Пружинистые перекаты с пятки на носок и наоборот из положения сидя на скамейке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклеты для родителей "Особенности физического развития мальчиков и девочек"

Буклеты для родителей "Особенности физического развития мальчиков и девочек"...

буклет по физическому развитию

Оздоровительная работа с дошкольниками в последние годы приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России....

Буклет "Физическое развитие"

      Важнейшими задачами физического воспитания является воспитание психофизических качеств (ловкости, быстроты, гибкости, выносливости, силы и др.), развитие координации движен...

Буклет по физическому развитию

Консультация по физическому развитию, для родителе...

Буклет для родителей "Физическое развитие дома".

Долг родителей — укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем. Нормальное развитие и состояние здоровья обеспечивается созданием оптимальн...

Буклет по физическому развитию

Буклет для родителей "Физическое развитие ребенка"...