Игра как средство общения дошкольников
статья на тему

Кордупова Нина Вениаминовна

Игра как средство общения дошкольников

Игра всегда считалась универсальным методом обучения, воспитания, отдыха. Она имеет важное значение в жизни ребенка. Игра, как вид непродуктивной деятельности человека, доставляет эмоциональное переживание удовольствия, наслаждения от процесса свободного проявления духовных и физических сил личности.

Игра – это школа социальных отношений, в которой человек усваивает нормы социального и культурного поведения.

Интерес человека к игровой деятельности постоянен. В процессе игры ребенок совершенствуется, приобретая в игре все необходимые для жизни навыки.

Ребенку, который не доиграл в детстве, будет труднее налаживать контакты с другими людьми, чем детям, имеющим богатый жизненный опыт совместной игры со сверстниками. В процессе игровой деятельности ярко проявляются индивидуальные особенности детей. В игре происходит то самое главное, что дает нам игра- это самосовершенствование, стремление стать лучше.

Исторически сложившись как средство приобщения ребенка к культуре общества, игра сама стала элементом культуры, передающимся детям. Игра приобретает свою вещественную сторону в специальных предметах для игры- игрушках, текстах, в которых записываются правила и сюжеты.

Разрабатывая программу «Веселые минутки» для детей среднего дошкольного возраста, учитывала психологические особенности детей. В этом возрасте происходит интенсивное развитие познавательной и интеллектуальной сферы ребенка. Это наиболее благоприятный период для развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления и воображения.

Целью программы стало изучение возможности игры, как средство формирования навыков общения детей дошкольного возраста. Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач: наполнить игровую деятельность детей дошкольного возраста активно-деятельным и эмоционально комфортным содержанием; выявить творческие возможности детей дошкольного возраста посредством игр; сформировать основы «игровой культуры»; создать условия для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми; расширить кругозор ребенка посредством игры; развить коммуникативные способности детей; сформировать художественно – эстетический вкус детей дошкольного возраста.

Программа разработана в три этапа:

Подготовительный этап, включает в себя несколько задач: познакомить с разнообразием игр; раскрыть индивидуальность каждого ребенка; развить основы коллективных отношений. И основная задача воспитателя, на этом этапе, не объяснять как надо играть, а принимать позицию партнера, играть вместе с ребенком.

На данном этапе у детей дошкольного возраста формируется позитивное отношение к игровой деятельности.

К концу подготовительного этапа дети должны : знать и соблюдать при организации игр «главные правила»; уметь выбрать среди участников игры «водящего», «голящего» с помощью разнообразных считалок; принимать активное участие в игровой деятельности; иметь навыки совместной, коллективной деятельности.

Продолжать работу по развитию личности в коллективе и формированию внутриколлективных отношений продолжает общеразвивающий этап. Он также включает в себя следующие задачи: обучать детей основным приемам проведения игры; реализовать творческие возможности ребенка путем самостоятельного проведения игры под руководством воспитателя. На данном этапе следует постепенно переходить к более сложным способам игры, используя для этого особые формы игры и развертывая сюжет.

Игровая методика данного этапа направлена на пополнение запаса игрового материала, овладения навыками проведения игры.

К концу общеразвивающего этапа дети должны: уметь быть участником и организатором игр; проявлять фантазию и творчество; иметь навыки коллективной деятельности; активно участвовать в различных формах социально- культурной деятельности.

И заключительный этап программы: практико - действенный этап. Задачи этого этапа: закрепить полученные знания, умения, навыки; создание творческого коллектива. На данном этапе большое внимание уделяется развитию коммуникативных способностей, формированию художественно- эстетических вкусов и нравственных качеств воспитанников. Ребенок должен научится согласовывать игровые действия с партнерами. Для этого следует приучать его пояснять смысл игровых действий. В конце этого этапа дети должны уметь использовать многообразие игр в предлагаемых обстоятельствах; принимать участие в игровых программах.

Для успешного решения поставленных в программе педагогических задач требуется выполнения условий:

1. Организационные условия - проведения игровой деятельности с детьми два раза в неделю;

2. Научно - методические условия – разработка планов работы на учебный год, обеспечение методической литературой;

3. Материально- технические условия – спортивный зал, игровой реквизит, музыкальный материал для оформления занятий;

4. Мотивационные условия – создание комфортных и благоприятных условий для проведения игр.

Таким образом, игровая деятельность развивает у детей чувство ритма, фантазию, чувство гармонии к себе и к окружающему миру, учит владению своим эмоциональным состоянием, речью, голосом и физическим телом.

В данном случае программа «Веселые минутки» воспитывает у детей, среднего дошкольного возраста, навыки коллективной творческой деятельности, ответственное решение к результатам своей работы и всего коллектива сверстников, тем самым адаптируя его к социокультурной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровой проект «Я и другие»

Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок.

                                                                                              А.Н. Толстой

Человек социальное существо, его жизнь и развитие невозможно без общения и взаимодействия с людьми.  Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей.

 Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятностью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства - любовь, признание, понимание - рождаются близостью и связанностью с другими.

Ребенок не рождается на свет с готовой потребностью в общении. Очень важное значение для психического развития ребенка имеет его общение cо  взрослым на ранних этапах онтогенеза. Это первый вид социальной активности, благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Без  тесного эмоционального контакта, без любви, внимания, заботы нарушается социализация ребенка, возникает задержка психического развития, а в будущем различные проблемы, связанные с взаимоотношениями с другими людьми.  

Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение с взрослыми. В обществе сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания, лежащие в основе формирования таких личностных качеств как сочувствие, стремление к оказанию помощи, умение разделить радость, а также качества, обеспечивающие способность к самосознанию и самоориентированию. Доказано, что если потребность ребенка-дошкольника в общении или совместной деятельности со сверстниками не удовлетворена, она ничем не компенсируется, вызывая у него тяжелые переживания, состояние крайнего эмоционального неблагополучия.

Специфика общения дошкольника со сверстниками во многом отличается от общения с взрослыми. Это  разнообразие коммуникативных действий;  яркая эмоциональная насыщенность; нестандартность и нерегламентированность, раскованность.

Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте  проявляются дружеские и конфликтные взаимоотношения, выделяются дети, испытывающие трудности в общении.

 Очень важно правильно и своевременно помочь детям развить коммуникативные навыки и умения, воспитать у них гуманное отношение друг к другу, дружбу, сделать все необходимое, чтобы из случайной совокупности детей, собранных в группу, в возможно более короткий срок создать коллектив.

Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх. Игра становится для них своеобразной формой общественной жизни. Поэтому проблему формирования детских взаимоотношений невозможно    рассматривать    вне    организации    содержательной    игровой  деятельности, которая прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, учит правильно выражать свои мысли и строить диалоги, реализует детскую потребность в общении.

 Именно осознанием данной проблемы и объясняется выбор проекта, его актуальность и практическая значимость.

Этапы работы:

I этап – Диагностический

Для изучения особенностей коммуникативных умений детей дошкольного возраста можно воспользоваться стандартизированным комплексом психодиагностических методик Р.С.Немова, который состоит из следующих этапов:

а). Изучение личностных особенностей детей.

б). Изучение межличностных отношений.

в). Изучение коммуникативных навыков детей группы

П этап. Коррекционный

Проводится в форме игровой терапии фронтально и индивидуально с выявленными детьми, имеющими трудность в общении, c постепенным их включением в совместную деятельность.

Ш этап. Контрольный

Заключительное тестирование детей и взрослых.

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровой проект «Я и другие»

Общие принципы игровой коррекции:

1.                 безоговорочная симпатия к ребенку;

2.                 минимальное количество ограничений;

3.                 активность самого ребенка.

Основа проекта:

4.                 специально разработанные и специально подобранные Н.В.Клюевой и Ю.В.Касаткиной, Н.Л.Кряжевой, Е.О.Смирновой, Р.В.Овчаровой игровые модели и игровые ситуации, а также реальные ситуации, имевшие место в группе и специально сконструированные конфликты, в которых сталкиваются различные позиции.

Главная цель проведения занятий и сюжетно-ролевых игр (с наличием проблемной ситуации) – это:

5.                 обеспечить ребенку возможность зрительного восприятия непривлекательности норм поведения отрицательных персонажей литературных произведений, сказок, мультфильмов;

6.                 упражнять его в применении ценных этических норм взаимоотношений;

7.                 научить использовать приемлемые в обществе способы разрешения конфликтов;

8.                 проявлять миролюбивое стремление к взаимодействию с соперником;

9.                 принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации;

10.            принимать ответственность за  свои  чувства на самих себя.

      Проект "Я и другие" состоит из 5-ти этапов:

1.                 Развитие основных умений общаться

2.                 Формирование сплоченности и сотрудничества

3.                 Обучение эффективным способам общения

4.                 Развитие притязания на социальное признание

5.                 Формирование умений, направленных на снятие конфликтности.

Программа рассчитана на 1 год.  Совместная игровая деятельность проводилась  1 раз в неделю в вечернее время со всеми детьми, кроме того, часть игр и ситуаций повторялись с подгруппой проблемных детей в свободное время, на прогулке. Большое внимание уделялось самостоятельной деятельности детей, в которой использовались наиболее понравившиеся детям игры и инсценировки.

Результаты мониторинга уровня развития интегративных качеств детей  в конце года по сравнению с первичными исследованиями показали, что обучение детей старшего дошкольного возраста решению проблемных ситуаций, представленных в игровой форме,  дает стойкий эффект, который проявляется как на личностно-смысловом уровне развития детей, так и в индивидуально-исполнительном плане.

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровой проект « Я и другие»

                     (Егорова Т.К. ГБДОУ 64 г. Санкт-Петербург)

Этапы

занятий

Игры и проблемные ситуации для

обсуждения

Цели и основные задачи

1.  Развитие основных

умений общаться

Игры Н.В.Клюевой,

Ю.В.Касаткиной  по

направлениям:

"Я и мое тело"

 Упражнения  "Путаница", "Медвежата", "Насос и мяч","Походки"

 "Я и мой язык"

Игры и упражнения:

беседа "Как можно общаться без

слов", "Иностранец", "Через

стекло", "Изобрази сказку", "Расскажи стихи без слов", "Испорченный телефон"

"Я и мои эмоции"
Игры и упражнения:
"Пиктограммы", "Мимическая
гимнастика", "Угадайка", "Рисуем
эмоции пальцами", "Музыка и
эмоции"

"Я и Я"

Упражнения: "Кто Я", "Составь рассказ", "Слушаем себя", "Зоопарк", "Страна клякс", "Как стать самим собой"

"Я и другие"

Игры и упражнения:

 "Биография по фото", "Страна X", "Прорви круг", "Нарисуй узор", "Поводырь"

"Я и моя семья"

Игры и упражнения:

 "Домашний фотоальбом", "Дочки- матери"; разыгрываемые ситуации: "Вечер в семье", "Если у тебя есть два билета в кино, с кем бы ты хотел пойти?", "Праздник в семье", рисунок "Моя семья"

Игры Е.О.Смирновой и В.Холмогоровой,  воспитывающие гуманное отношение к сверстникам:

"Добрые волшебники", "Волшебные очки", "Комплименты", "Общий круг", "Найди пару", "Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем", "Передай настроение"

Преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение.

Развитие языка жестов, мимики и пантомимики; понимание того, что, кроме речевых, существуют и другие средства общения.

Знакомство с эмоциями человека; осознание своих эмоций; распознавание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

Развитие внимания ребенка к

самому себе, своим чувствам, переживаниям.

Развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного,

доброжелательного отношения к людям и друг к другу.

Осознание отношений внутри семьи; формирование теплого отношения к ее членам; осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого другими члена семьи.

Преодоление отчужденности по отношению к сверстникам;
разрушение защитных барьеров, отгораживающих от сверстников.
Развитие внимания  к сверстнику; способность видеть сверстника,
обращать на него внимание.

II.

Формирование сплочен ности и сотрудни чества

1)        Игры: "Доброе животное",
"Дракон кусает свой хвост",
"Объятия", "Аплодисменты по

кругу".

1.                 Анализ положительных и отрицательных сторон поведения: "Угощу конфетой только своего друга", "Буду играть только со своим приятелем"

2.                 Сравнение норм поведения: чтение и драматизация рассказов "Три желания", "Синие листья", "Волшебное слово" Осеевой, сказка Шварца "Два брата"

3.                 Определение положительных и отрицательных сторон поведения: "Мне нравится играть с друзьями", "Я не люблю делиться игрушками".

 

Развивать отношения, построенные на равноправии или готовности (способности) конструктивно решать проблемы, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими.

Развивать открытость, умение выражать интерес друг к другу и свое отношение к другим.

 Показать детям, что значит взаимное признание и уважение.

 Развивать коммуникативные навыки и умение без насилия разрешать конфликты. Вызывать заинтересованность в общей цели.

 Развивать готовность внести свою лепту в общее дело.

Развивать готовность идти друг другу навстречу.

 Учить проявлять терпение к недостаткам других.

 Учить умению считаться с интересами других.

III Обучение

эффективным

способам общения

 

Игры: "Попроси игрушку",
"Хороший друг", "Ты мне
нравишься"

2)        Сравнение 2-3 норм поведения на основе сказок "Крошка Енот или тот, кто сидит в пруду", "Цветик-семицветик"

3)        Определение положительных и
отрицательных сторон поведения:
"Легко ли говорить приятные вещи
другим людям", "Почему со мной
не играют другие дети?"

4)        Оценка желаний:

"Я хочу поиграть с мячом в группе", "Мне понравилась игрушка моего друга".

        

Развитие коммуникативных навыков; развитие навыка налаживания дружеских взаимоотношений

IV Развитие притязания на социальное признание

1)        Игры: "Король", "День рождения", "Ассоциации",
"Необитаемый остров", "Страшные
сказки", "Фанты" (Овчарова Р.В.,
2003).

2)        Определение положительных и
отрицательных сторон (скромность
- хвастовство, щедрость - жадность, доброта - жестокость,
вежливость - грубость и д.р.)

На основе разыгрывания этюдов:
"Тень", "Робкий ребенок",
"Капитан", "Два маленьких
ревнивца", "Солнышко и тучка".

3)        Сравнение 2-3 норм поведения:
"Умею, но не хочу делать", "Не
умею, но хочу научиться".

4.                 Определение правил культурного
поведения:

 "В гостях у больного
друга", "В общественных местах".

Привить ребенку новые формы поведения; научить самому принимать верные решения и брать ответственность на себя; дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе человеком; коррекция аффективного поведения; приобретение навыков саморасслабления

V

Формирование умений, направленных на снятие конфликтности

1)        Игры:

 "Кто пришел", "Угадай, что спрятано?", "Что изменилось?",
"Отгадай, кто мы?", "Кораблик",
"Три характера", "Магазин зеркал",
"Разъяренная обезьяна", "Кто за
кем", "Хитрец", "Ссора",
"Примирение", "Коврик мира".

2)        Инсценировка конфликтных
ситуаций из жизни детей группы.

3)        Разыгрывание конфликтных
ситуаций: "Как Мальвина
поссорилась с Буратино", "Отгадай,
кто мы?" и т.д.

4) Сравнение 2-3 норм поведения на
основе сказок: "Два жадных
медвежонка", "Гном-гномыч и
Изюмка".

Переориентация поведения с помощью ролевых игр; формирование адекватных норм поведения; снятие напряжения у детей; нравственное воспитание; регулировка поведения в коллективе и расширение поведенческого репертуара ребенка; обучение приемлемым способам выражения гнева; отработка навыков реагирования в конфликтных ситуациях; обучение приемам релаксации.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_kak_sredstvo_obshcheniya_doshkolnikov.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как средство общения дошкольников

Игра всегда считалась универсальным методом обучения, воспитания, отдыха. Она имеет важное значение в жизни ребенка. Игра, как вид непродуктивной деятельности человека, доставляет эмоциональное переживание удовольствия, наслаждения от процесса свободного проявления духовных и физических сил личности.

Игра – это школа социальных отношений, в которой человек усваивает нормы социального и культурного поведения.

Интерес человека к игровой деятельности постоянен. В процессе игры ребенок совершенствуется, приобретая в игре все необходимые для жизни навыки.

Ребенку, который не доиграл в детстве, будет труднее налаживать контакты с другими людьми, чем детям, имеющим богатый жизненный опыт совместной игры со сверстниками. В процессе игровой деятельности ярко проявляются индивидуальные особенности детей. В игре происходит то самое главное, что дает нам игра- это самосовершенствование, стремление стать лучше.

Исторически сложившись как средство приобщения ребенка к культуре общества, игра сама стала элементом культуры, передающимся детям. Игра приобретает свою вещественную сторону в специальных предметах для игры- игрушках, текстах, в которых записываются правила и сюжеты.

Разрабатывая программу «Веселые минутки» для детей среднего дошкольного возраста, учитывала психологические особенности детей. В этом возрасте происходит интенсивное развитие познавательной и интеллектуальной сферы ребенка. Это наиболее благоприятный период для развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления и воображения.

Целью программы стало изучение возможности игры, как средство формирования навыков общения детей дошкольного возраста. Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач: наполнить игровую деятельность детей дошкольного возраста активно-деятельным и эмоционально комфортным содержанием; выявить творческие возможности детей дошкольного возраста посредством игр; сформировать основы «игровой культуры»; создать условия для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми; расширить кругозор ребенка посредством игры; развить коммуникативные способности детей; сформировать художественно – эстетический вкус детей дошкольного возраста.

Программа разработана в три этапа:

Подготовительный этап, включает в себя несколько задач: познакомить с разнообразием игр; раскрыть индивидуальность каждого ребенка; развить основы коллективных отношений. И основная задача воспитателя, на этом этапе, не объяснять как надо играть, а принимать позицию партнера, играть вместе с ребенком.

На данном этапе у детей дошкольного возраста формируется позитивное отношение к игровой деятельности.

К концу подготовительного этапа дети должны : знать и соблюдать при организации игр «главные правила»; уметь выбрать среди участников игры «водящего», «голящего» с помощью разнообразных считалок; принимать активное участие в игровой деятельности; иметь навыки совместной, коллективной деятельности.

Продолжать работу по развитию личности в коллективе и формированию внутриколлективных отношений продолжает общеразвивающий этап. Он также включает в себя следующие задачи: обучать детей основным приемам проведения игры; реализовать творческие возможности ребенка путем самостоятельного проведения игры под руководством воспитателя. На данном этапе следует постепенно переходить к более сложным способам игры, используя для этого особые формы игры и развертывая сюжет.

Игровая методика данного этапа направлена на пополнение запаса игрового материала, овладения навыками проведения игры.

К концу общеразвивающего этапа дети должны: уметь быть участником и организатором игр; проявлять фантазию и творчество; иметь навыки коллективной деятельности; активно участвовать в различных формах социально- культурной деятельности.

И заключительный этап программы: практико - действенный этап. Задачи этого этапа: закрепить полученные знания, умения, навыки; создание творческого коллектива. На данном этапе большое внимание уделяется развитию коммуникативных способностей, формированию художественно- эстетических вкусов и нравственных качеств воспитанников. Ребенок должен научится согласовывать игровые действия с партнерами. Для этого следует приучать его пояснять смысл игровых действий. В конце этого этапа дети должны уметь использовать многообразие игр в предлагаемых обстоятельствах; принимать участие в игровых программах.

Для успешного решения поставленных в программе педагогических задач требуется выполнения условий:

1. Организационные условия - проведения игровой деятельности с детьми два раза в неделю;

2. Научно - методические условия – разработка планов работы на учебный год, обеспечение методической литературой;

3. Материально- технические условия – спортивный зал, игровой реквизит, музыкальный материал для оформления занятий;

4. Мотивационные условия – создание комфортных и благоприятных условий для проведения игр.

Таким образом, игровая деятельность развивает у детей чувство ритма, фантазию, чувство гармонии к себе и к окружающему миру, учит владению своим эмоциональным состоянием, речью, голосом и физическим телом.

В данном случае программа «Веселые минутки» воспитывает у детей, среднего дошкольного возраста, навыки коллективной творческой деятельности, ответственное решение к результатам своей работы и всего коллектива сверстников, тем самым адаптируя его к социокультурной деятельности

Игровой проект «Я и другие»

Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок.

                                                                                              А.Н. Толстой

Человек социальное существо, его жизнь и развитие невозможно без общения и взаимодействия с людьми.  Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей.

 Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятностью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства - любовь, признание, понимание - рождаются близостью и связанностью с другими.

Ребенок не рождается на свет с готовой потребностью в общении. Очень важное значение для психического развития ребенка имеет его общение cо  взрослым на ранних этапах онтогенеза. Это первый вид социальной активности, благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Без  тесного эмоционального контакта, без любви, внимания, заботы нарушается социализация ребенка, возникает задержка психического развития, а в будущем различные проблемы, связанные с взаимоотношениями с другими людьми.  

Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение с взрослыми. В обществе сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания, лежащие в основе формирования таких личностных качеств как сочувствие, стремление к оказанию помощи, умение разделить радость, а также качества, обеспечивающие способность к самосознанию и самоориентированию. Доказано, что если потребность ребенка-дошкольника в общении или совместной деятельности со сверстниками не удовлетворена, она ничем не компенсируется, вызывая у него тяжелые переживания, состояние крайнего эмоционального неблагополучия.

Специфика общения дошкольника со сверстниками во многом отличается от общения с взрослыми. Это  разнообразие коммуникативных действий;  яркая эмоциональная насыщенность; нестандартность и нерегламентированность, раскованность.

Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте  проявляются дружеские и конфликтные взаимоотношения, выделяются дети, испытывающие трудности в общении.

 Очень важно правильно и своевременно помочь детям развить коммуникативные навыки и умения, воспитать у них гуманное отношение друг к другу, дружбу, сделать все необходимое, чтобы из случайной совокупности детей, собранных в группу, в возможно более короткий срок создать коллектив.

Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх. Игра становится для них своеобразной формой общественной жизни. Поэтому проблему формирования детских взаимоотношений невозможно    рассматривать    вне    организации    содержательной    игровой  деятельности, которая прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, учит правильно выражать свои мысли и строить диалоги, реализует детскую потребность в общении.

 Именно осознанием данной проблемы и объясняется выбор проекта, его актуальность и практическая значимость.

Этапы работы:

I этап – Диагностический

Для изучения особенностей коммуникативных умений детей дошкольного возраста можно воспользоваться стандартизированным комплексом психодиагностических методик Р.С.Немова, который состоит из следующих этапов:

а). Изучение личностных особенностей детей.

б). Изучение межличностных отношений.

в). Изучение коммуникативных навыков детей группы

П этап. Коррекционный

Проводится в форме игровой терапии фронтально и индивидуально с выявленными детьми, имеющими трудность в общении, c постепенным их включением в совместную деятельность.

Ш этап. Контрольный

Заключительное тестирование детей и взрослых.

                         

Игровой проект «Я и другие»

Общие принципы игровой коррекции:

  1. безоговорочная симпатия к ребенку;
  2. минимальное количество ограничений;
  3. активность самого ребенка.

Основа проекта:

  1. специально разработанные и специально подобранные Н.В.Клюевой и Ю.В.Касаткиной, Н.Л.Кряжевой, Е.О.Смирновой, Р.В.Овчаровой игровые модели и игровые ситуации, а также реальные ситуации, имевшие место в группе и специально сконструированные конфликты, в которых сталкиваются различные позиции.

Главная цель проведения занятий и сюжетно-ролевых игр (с наличием проблемной ситуации) – это:

  1. обеспечить ребенку возможность зрительного восприятия непривлекательности норм поведения отрицательных персонажей литературных произведений, сказок, мультфильмов;
  2. упражнять его в применении ценных этических норм взаимоотношений;
  3. научить использовать приемлемые в обществе способы разрешения конфликтов;
  4. проявлять миролюбивое стремление к взаимодействию с соперником;
  5. принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации;
  6. принимать ответственность за  свои  чувства на самих себя.

      Проект "Я и другие" состоит из 5-ти этапов:

  1. Развитие основных умений общаться
  2. Формирование сплоченности и сотрудничества
  3. Обучение эффективным способам общения
  4. Развитие притязания на социальное признание
  5. Формирование умений, направленных на снятие конфликтности.

Программа рассчитана на 1 год.  Совместная игровая деятельность проводилась  1 раз в неделю в вечернее время со всеми детьми, кроме того, часть игр и ситуаций повторялись с подгруппой проблемных детей в свободное время, на прогулке. Большое внимание уделялось самостоятельной деятельности детей, в которой использовались наиболее понравившиеся детям игры и инсценировки.

Результаты мониторинга уровня развития интегративных качеств детей  в конце года по сравнению с первичными исследованиями показали, что обучение детей старшего дошкольного возраста решению проблемных ситуаций, представленных в игровой форме,  дает стойкий эффект, который проявляется как на личностно-смысловом уровне развития детей, так и в индивидуально-исполнительном плане.

                           

Игровой проект « Я и другие»

                     (Егорова Т.К. ГБДОУ 64 г. Санкт-Петербург)

Этапы

занятий

Игры и проблемные ситуации для

обсуждения

Цели и основные задачи

1.  Развитие основных

умений общаться

Игры Н.В.Клюевой,

Ю.В.Касаткиной  по

направлениям:

"Я и мое тело"

 Упражнения  "Путаница", "Медвежата", "Насос и мяч","Походки"

 "Я и мой язык"

Игры и упражнения:

беседа "Как можно общаться без

слов", "Иностранец", "Через

стекло", "Изобрази сказку", "Расскажи стихи без слов", "Испорченный телефон"

"Я и мои эмоции"
Игры и упражнения:
"Пиктограммы", "Мимическая
гимнастика", "Угадайка", "Рисуем
эмоции пальцами", "Музыка и
эмоции"

"Я и Я"

Упражнения: "Кто Я", "Составь рассказ", "Слушаем себя", "Зоопарк", "Страна клякс", "Как стать самим собой"

"Я и другие"

Игры и упражнения:

 "Биография по фото", "Страна X", "Прорви круг", "Нарисуй узор", "Поводырь"

"Я и моя семья"

Игры и упражнения:

 "Домашний фотоальбом", "Дочки- матери"; разыгрываемые ситуации: "Вечер в семье", "Если у тебя есть два билета в кино, с кем бы ты хотел пойти?", "Праздник в семье", рисунок "Моя семья"

Игры Е.О.Смирновой и В.Холмогоровой,  воспитывающие гуманное отношение к сверстникам:

"Добрые волшебники", "Волшебные очки", "Комплименты", "Общий круг", "Найди пару", "Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем", "Передай настроение"

Преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение.

Развитие языка жестов, мимики и пантомимики; понимание того, что, кроме речевых, существуют и другие средства общения.

Знакомство с эмоциями человека; осознание своих эмоций; распознавание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

Развитие внимания ребенка к

самому себе, своим чувствам, переживаниям.

Развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного,

доброжелательного отношения к людям и друг к другу.

Осознание отношений внутри семьи; формирование теплого отношения к ее членам; осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого другими члена семьи.

Преодоление отчужденности по отношению к сверстникам;
разрушение защитных барьеров, отгораживающих от сверстников.
Развитие внимания  к сверстнику; способность видеть сверстника,
обращать на него внимание.

II.

Формирование сплочен ности и сотрудни чества

1)        Игры: "Доброе животное",
"Дракон кусает свой хвост",
"Объятия", "Аплодисменты по

кругу".

  1. Анализ положительных и отрицательных сторон поведения: "Угощу конфетой только своего друга", "Буду играть только со своим приятелем"
  2. Сравнение норм поведения: чтение и драматизация рассказов "Три желания", "Синие листья", "Волшебное слово" Осеевой, сказка Шварца "Два брата"
  3. Определение положительных и отрицательных сторон поведения: "Мне нравится играть с друзьями", "Я не люблю делиться игрушками".

 

Развивать отношения, построенные на равноправии или готовности (способности) конструктивно решать проблемы, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими.

Развивать открытость, умение выражать интерес друг к другу и свое отношение к другим.

 Показать детям, что значит взаимное признание и уважение.

 Развивать коммуникативные навыки и умение без насилия разрешать конфликты. Вызывать заинтересованность в общей цели.

 Развивать готовность внести свою лепту в общее дело.

Развивать готовность идти друг другу навстречу.

 Учить проявлять терпение к недостаткам других.

 Учить умению считаться с интересами других.

III Обучение

эффективным

способам общения

 

Игры: "Попроси игрушку",
"Хороший друг", "Ты мне
нравишься"

2)        Сравнение 2-3 норм поведения на основе сказок "Крошка Енот или тот, кто сидит в пруду", "Цветик-семицветик"

3)        Определение положительных и
отрицательных сторон поведения:
"Легко ли говорить приятные вещи
другим людям", "Почему со мной
не играют другие дети?"

4)        Оценка желаний:

"Я хочу поиграть с мячом в группе", "Мне понравилась игрушка моего друга".

        

Развитие коммуникативных навыков; развитие навыка налаживания дружеских взаимоотношений

IV Развитие притязания на социальное признание

1)        Игры: "Король", "День рождения", "Ассоциации",
"Необитаемый остров", "Страшные
сказки", "Фанты" (Овчарова Р.В.,
2003).

2)        Определение положительных и
отрицательных сторон (скромность
- хвастовство, щедрость - жадность, доброта - жестокость,
вежливость - грубость и д.р.)

На основе разыгрывания этюдов:
"Тень", "Робкий ребенок",
"Капитан", "Два маленьких
ревнивца", "Солнышко и тучка".

3)        Сравнение 2-3 норм поведения:
"Умею, но не хочу делать", "Не
умею, но хочу научиться".

  1. Определение правил культурного
    поведения:

 "В гостях у больного
друга", "В общественных местах".

Привить ребенку новые формы поведения; научить самому принимать верные решения и брать ответственность на себя; дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе человеком; коррекция аффективного поведения; приобретение навыков саморасслабления

V

Формирование умений, направленных на снятие конфликтности

1)        Игры:

 "Кто пришел", "Угадай, что спрятано?", "Что изменилось?",
"Отгадай, кто мы?", "Кораблик",
"Три характера", "Магазин зеркал",
"Разъяренная обезьяна", "Кто за
кем", "Хитрец", "Ссора",
"Примирение", "Коврик мира".

2)        Инсценировка конфликтных
ситуаций из жизни детей группы.

3)        Разыгрывание конфликтных
ситуаций: "Как Мальвина
поссорилась с Буратино", "Отгадай,
кто мы?" и т.д.

4) Сравнение 2-3 норм поведения на
основе сказок: "Два жадных
медвежонка", "Гном-гномыч и
Изюмка".

Переориентация поведения с помощью ролевых игр; формирование адекватных норм поведения; снятие напряжения у детей; нравственное воспитание; регулировка поведения в коллективе и расширение поведенческого репертуара ребенка; обучение приемлемым способам выражения гнева; отработка навыков реагирования в конфликтных ситуациях; обучение приемам релаксации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игра, как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ".

Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание. Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способнос...

Игра как средство общения дошкольников

Игра как средство общения дошкольников...

Игра-как средство общения дошкольников

Общение детей через разнообразные виды игр....

Презентация по теме: "Игра как средство общения дошкольников".

Презентация по теме: "Игра как средство общения дошкольников"....

Консультация для педагогов «Игра как средство общения дошкольников»

Консультация для педагогов «Игра как средство общения дошкольников»...

Выступление на РМО "Игра, как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ"

Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию...

«Игра как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ»

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшем...