Основные подходы к определению школьной готовности
консультация на тему

Проблема определения уровня готовности ребенка к началу школьного обучения возникла относительно недавно и связана, в первую очередь, с более ранним началом систематического обучения. Следует различать педагогическую и психологическую готовность к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_podhody_k_opredeleniyu_shkolnoy_gotovnosti.docx36.54 КБ

Предварительный просмотр:

Основные подходы к определению школьной готовности.

Проблема определения уровня готовности ребенка к началу школьного обучения возникла относительно недавно и связана, в первую очередь, с более ранним началом систематического обучения. Следует различать педагогическую и психологическую готовность к школьному обучению.

Педагогическая готовность отражает уровень информированности ребенка, владение  элементарными школьными навыками, такими,  например, как знать буквы и цифры, читать, писать и считать. Часто ошибочно считается, что именно наличие вышеуказанных навыков говорит о хорошей подготовленности ребенка. Но на практике оказывается, что их часто бывает недостаточно, чтобы прогнозировать будущую школьную успешность. Этот факт очевиден и для большинства педагогов, и для большинства родителей. Но многочисленные формы организации подготовки будущих первоклассников чаще всего именно на это и нацелены, при этом развивающие занятия подменяются   школьной программой 1 класса.

 Гораздо большее значение для успешного школьного старта имеет психологическая готовность. В современной психологии пока не  существует единого и четкого представления о готовности или школьной зрелости.

Так, по мнению Л.И. Божович, психологическая готовность к школьному обучению представляет собой определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Основным критерием готовности к школе выступает такое новообразование, как внутренняя позиция школьника, представляющая собой сплав познавательной потребности в общении со взрослыми на новом уровне.

В работах А.И. Запорожца  готовность к обучению в школе понимается как целостная система взаимосвязанных качеств детской личности, включающая особенности мотивации, уровень развития  познавательной, аналитико- синтетической деятельности, уровень формирования механизмов волевой регуляции действий и т.д.

Известный отечественный психолог Д.Б. Эльконин считает, что успешность школьного обучения обеспечивает  формирование предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относит умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение услышать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу и некоторые другие. Все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно: потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой особенности самоконтроля.

Н.Г.Салмина и О.Г. Филимонова в качестве показателей психологической готовности к школе выделяют произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности, уровень сформированности  семиотической (знаково-символ енныхзадач), развитие  эмоциональной сферы и др.

В работах Е.Е. Кравцовой основной упор делается на роль общения в развитии ребенка. Выделяют три сферы: отношение  к взрослому; отношение к сверстнику; отношение к самому себе. Уровень развития данных сфер определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности.

М.М. Безруких определяет готовность ребенка к систематическому обучению в школе («школьную зрелость») как тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования  систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья.

У детей, не готовых к систематическому обучению, по ее мнению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к школе, гораздо чаще проявляются различные трудности обучения. Среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе, но и в дальнейшем эти дети чаще бывают в числе неуспевающих, и именно у них в большинстве случаев отмечается нарушение здоровья.

В зарубежных исследованиях данная проблема отражена в работах Г.Гетнера, А. Керна, Я. Йирасека и др. При этом следует отметить, что  американское исследование в основном интересуется интеллектуальными возможностями детей в самом широком смысле. Это находит отражение в применяемых ими батарейных тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия  и других психических функций. В большинстве указанных теорий за основу готовности к школьному обучению берется некий базис развития, без которого ребенок не может успешно учиться в школе.

В то же время следует отметить: в работах  Л.И Божович. Д.Б. Эльконина показано, что обучение стимулирует развитие. Подтверждается идея Л.С. Выготского , что обучение идет впереди развития и ведет его за собой, при этом между обучением и развитием нет однозначного соответствия- «один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии», обучение может дать в развитии больше, чем то, что содержится в его непосредственных результатах. В теории психоологического развития ребенка Л.С. Выготский  выдвигает положение о «зоне ближайшего развития», которое определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослыми. То, что сегодня является «зоной ближайшего развития», которое определяется тем, чего ребенок может достичь  в сотрудничестве со взрослыми. То, что сегодня  является «зоной ближайшего развития» завтра станет уровнем его актуально развития. Обучать, по Л.С. Выготскому , можно и нужно только тому, что лежит в «зоне ближайшего развития» Именно это ребенок способен воспринять, и именно это будет оказывать на его психику развивающее воздействие.

В последующие годы проблема школьной готовности разрабатывается Н.В. Нижегородцевой в рамках функционально- генетической теории академика В. Д. Шадрикова, с основными положениями которой мы познакомимся.

Концепция психолого-педагогической готовности к школьному обучению.

Н.В. Нижегородцева в структуре школьной готовности выделяет три аспекта: физиологический, личностный (социально-психологический) и психологический.

Физиологическая готовность. Физиологическое развитие ребенка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для формирования психологической и социальной готовности к школе. Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья.

Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят методики по определенным критериям. Сведения о состоянии здоровья ребенка обычно содержатся в его медицинской карте. Как правило, часто болеющие физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, могут столкнуться с серьезными трудностями в период начала школьного обучения.

Особого внимания заслуживают дети, которые имеют различные неврологические симптомы. В последнее время медики отмечают увеличение количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с диагнозом «минимальная мозговая дисфункция» (ММД). Это понятие обозначает легкие расстройства поведения и обучения без выраженных интеллектуальных нарушений, возникающие в силу недостаточности функций центральной нервной системы. Минимальные мозговые дисфункции (ММД) представляет собой наиболее распространенную форму нервно-психических нарушений в детском возрасте. По данным ученых, частота встречаемости ММД среди детей дошкольного и школьного  возраста  достигает 5-20%. У детей, имеющих данный диагноз, может отмечаться задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающие такие сложные функции, как речь, внимание, память, восприятие и другие формы высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации. Нарушение функций тех или иных отделов коры больших полушарий мозга проявляются в виде нарушений двигательного и речевого развития, формирование навыков письма, чтения, счета. Наиболее распространенным вариантом ММД является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). В случае рекомендуется согласовать со специалистами (неврологом, психологом) срок начала систематического школьного обучения.

В существующей схеме комплексной оценки состояния здоровья все дети разделяются на пять групп.

Первая группа - дети, без каких-либо функциональных отклонений, с хорошим физическим развитием, редко болеющие. Число таких учащихся поступающие в первый класс массовой школы, не превышает 20-25%.

Вторая группа - дети, имеющие некоторые функциональные нарушения на грани здоровья и болезни, еще не перешедшие в хронический процесс. При неблагоприятных условиях у них могут развиваться более выраженные и стойкие отклонения в состоянии здоровья. Число таких детей в 1-ом классе колеблется от 30 до 35%.

В третью группу входят дети, страдающие различными хроническими заболеваниями и имеющие выраженные отклонения здоровья, а также дети с плохим физическим развитием. Количество таких детей в массовой школе 30-35%. Раннее обучение в школе (с шести лет) и повышенные школьные нагрузки для этих детей противопоказаны.

Четвертую группу составляют дети с хроническими заболеваниями, требующими дополнительного лечения, диспансеризации и постоянного наблюдения у врача- специалиста. Таких детей рекомендуется либо обучать на дому, в санаториях и учебных заведениях санаторного типа, специализированных школах, либо отсрочить поступление в школу.

У детей пятой группы имеются существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в массовой школе.

Оценивая уровень физиологической готовности будущего ученика, важно обращать внимание на наличие следующих факторов в истории развитии ребенка: наличие хронических заболеваний, частота заболеваний и подверженность ребенка сезонным инфекциям; наличие сведений о неблагополучном течении беременности и родов у мамы и др. При наличии факторов риска необходимо дополнительное обследование ребенка для принятие решения о сроках начала обучения и выборе учебной программы.

Если же состояние здоровья и физические возможности будущего ученика не учитываются, то это может  не только привести к осложнениями в период школьной адаптации, но и нанести серьезной вред состоянию ребенка, вызвать негативное эмоциональное отношению к учению и школе.

Социальная готовность- это готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения. Н.В. Нижегородцевой механизмы формирования социальной готовности к обучению к школе рассматривают через призму семи лет.

Кризисы возникают на стыке двух возрастов и являются завершением предыдущего этапа и началом следующего. Критические периоды развития, в отличии от стабильных периодов, занимают относительно короткое время. Они сопровождаются резкими, фундаментальными изменениями психики ребенка, а развитие в этот период носит бурный, стремительный характер.

В детской психологии принято выделять:

-кризис новорожденного;

-кризис одного года;

-кризис трех лет;

- кризис семи лет;

- кризис подростковый(12-14 лет)

-кризис юности (17-18 лет).

Критические периоды имеют ряд особенностей, перечисленных ниже:

Границы, отделяющие кризисы от смежных возрастов неопределенны, размыты.Трудно определить  начало и конец кризиса.

Происходит резкое скачкообразное изменение всей психики ребенка. По мнению родителей и педагогов,  он становится совершенно другим.

Развитие часто носит негативный, разрушительный характер. По мнению ряда авторов, в эти периоды ребенок не столько приобретает, сколько теряет: угасает интерес к игрушкам и занятиям, нарушаются сложившиеся формы отношений с окружающими,  ребенок отказывается выполнять нормы и правила поведения, усвоенные ранее и т.п.

Всякий ребенок становится «относительно трудновоспитуемым» по  сравнению самим собой в смежные стабильные периоды.

Принято выделять семь симптомов- так называемое «семизвездие кризиса»

Негативизм- нежелание что-то сделать только потому,  что это предложил взрослый(следует отличать от обычного непослушания, так как в последнем случае ребенок отказывался выполнять требования взрослого потому, что он не хочет делать чего-либо или хочет в это время заниматься чем-то другим).

Мотив негативизма- отрицательное отношение к требованиям взрослого независимо от их содержания.

Упрямство- ребенок настаивает на чем-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что

  Он это потребовал. Упрямство следует отличать от настойчивости является потребность в самоутверждении: ребенок поступает, таким образом потому, что «он так сказал». При этом само действие или предмет для него могут и не иметь привлекательности.

Строптивость направлена не против взрослого, а против норм поведения, установленных для ребенка, против привычного образа жизни. Ребенок отвечает недовольством («Да ну!») на все, что ему предлагают и что с  ним делают.

Своеволие – стремление ребенка к самостоятельности, желание все делать самому.

Эти четыре симптома кризисных периодов- основные, они все основаны на потребности ребенка в социальном признании, на стремлении к самостоятельности.

Выделяют также три дополнительных симптома кризиса:

Протест-бунт- ребенок находится в состоянии войны с окружающими, постоянно ссорился с родителями по любому, порой незначительному поводу. Создается впечатление, что ребенок специально провоцирует конфликт в семье.

Обесценивание проявляется и по отношению ко взрослым (ребенок говорит им «плохие» слова, грубит), и по отношению к любимым прежде вещам (рвет книжки, ломает игрушки). В лексиконе появляются «плохие» слова, которые он с удовольствием произносит, несмотря на запреты взрослых.

Деспотизм – ребенок стремится проявить власть над окружающими, подчинить своим желаниям весь уклад семейной жизни.

Симптомы кризиса говорят об изменениях в самосознании ребенка, формировании внутренней социальной позиции.  Главное при этом - не негативная симптоматика, а стремление к новом социально-значимой деятельности.

В качестве основной психологической характеристики данного кризиса выделяют «потерю непосредственности», которая, с одной стороны, характеризуется «манерничаньем и кривлянием», т.е.  неестественностью поведения, с другой- возникновению произвольных форм поведения, опосредованных нормами и правилами. Трудновоспитуемость ребенка проявляется преимущественно в общении с близкими взрослыми состоит в игнорировании привычных требований и правил.

По мнению Л.И. Божович, негативное поведение детей в критические периоды говорит о фрустрированности.

Фрустрация возникает в ответ на ограничение каких –то значимых для человека потребностей. Какие же потребности страдают в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту? В первую очередь, речь идет о потребности в признании взрослыми тех изменений, которые произошли в развитии ребенка. Утрата непосредственности наивности в поведении старшего дошкольника означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента «захотел- осознал- сделал». Появляется стремление к тому, чтобы занять новое, более «взрослое» положение в жизни и осуществляет новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность.

Изменение сроков начала обучения привело к тому, что в последние  годы наблюдается смещение границ кризиса семи лет к шестилетнему возрасту. У некоторых детей негативная симптоматика появляется уже в пять с половиной лет.

Н.В. Нижегородцева отмечает следующие причины, определяющие более раннее наступление кризиса:

Изменение социально-экономических и культурных условий жизни общества, которые привели к изменению нормативного обобщенного образа ребенка шести лет, и, соответственно изменение системы требований, предъявляемых к детям этого возраста. От шестилетнего ребенка требуют умение организовать свою деятельность. Соблюдать правила и нормы, более  приемлемые в школе, чем в дошкольном учреждении. Ему преподносят знания  и отрабатывают умения, как в школе, сами занятия в детском саду нередко приобретают форму урока. Большинство учащихся 1-х классов к моменту поступления в школу уже умеют читать, считать, имеют обширные знания в различных областях жизни.

Познавательные возможности современных шестилетних детей превосходят соответствующие показатели их сверстников 60-70 –х годов. Ускорение темпа психического развития является одним из факторов смещения границ семи лет на более ранние сроки.

Старший дошкольный возраст характеризуется значительными изменениями в работе физиологических систем организма. Его не случайно называют «возрастом смены молочных зубов», «возрастом вытягивания в длину». В последние годы наблюдается более раннее созревание основных физиологических систем организма ребенка. Это также сказывается на раннем проявлении симптомов кризиса семи лет.

Отмечается также, что кризисы развития в наиболее яркой форме проявляются в семье. Это происходит потому, что образовательные учреждения работают по определенным программам, в которых учитываются возрастные изменения детской психики. Семья в этом отношении более консервативна, родители склонны опекать своих детей, невзирая на их возраст. Поэтому при выяснении симптомов кризиса нужно учитывать, прежде всего, мнение родителей.

Симптомы кризиса говорят об имениях в самосознании ребенка, о его стремлении к новым социальным ролям.

Для оценки уровня социальной готовности к школьному обучению необходимо учитывать уровень развития самосознания дошкольника, его отношение к самому себе.

Психологическая  характеристика  детей с разным уровнем психологической готовности к школьному обучению.

Структура

психологической готовности

Высокий уровень школьной готовности

Низкий  уровень школьной готовности

Личностно-мотивационный блок

Имеет учебно - познавательные мотивы.

Положительно относится к школе и учению.

Готов к сотрудничеству со взрослыми  и сверстниками.

Положительно себя оценивает.

Не имеет учебных мотивов. Отрицательно себя оценивает.

Блок принятия учебной задачи

Принимает и принимает задачу, поставленную учителем. Выбирает сложные задачи.

Не принимает и (или) не понимает задачу, поставленную учителем. Выбирает   задачи низкого уровня сложности.

Блок представлений о содержании и способах выполнения учебной деятельности

Имеет достаточный уровень развития вводных навыков:

- речевые навыки (звуковой анализ слова, сформированная фразовая речь, словарный запас, фонематический слух, звукопроизношение);

-математические навыки(счет в пределах 10; состав числа, представление о форме(квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник);

-пространственные представления (верх-низ,  право-лево);

- навыки учебной работы(посадка за столом, способ удерживания пишущего предмета, умение слушать и выполнять задание педагога, ориентация на страницах в тетради, книге, знание правил поведение на уроке.

Не имеет совсем или имеет недостаточное представление о содержании учебной работы. Вводные  навыки отсутствуют  или сформированы недостаточно.

Блок информационной основы деятельности

Имеет достаточный для успешного начала обучения уровень развития познавательных и психомоторных процессов

Имеющийся уровень развития познавательных и психомоторных процессов недостаточен для успешного начала школьного обучения

Блок информационной основы деятельности

Имеет достаточный для успешного начала обучения уровень развития познавательных и психомоторных процессов

Имеющийся уровень развития познавательных и психомоторных  процессов недостаточен   для успешного начала школьного  обучения  

Блок управления деятельностью и принятия решения

Может произвольно концентрировать внимание и задание учителя, контролировать свои эмоции и поведение. Воспринимает помощь взрослого и реагирует на нее.

С трудом концентрирует внимание, отвлекается, двигательно  расторможен, не умеет сдерживать и контролировать свои эмоции, не реагирует на предлагаемую помощь со стороны взрослых.

Применение системного подхода в понимании школьной готовности означает, что:

Психологическая готовность является сложным структурным образованием;

Успешность школьного обучения (эффективность системы психологической готовности) обеспечивается наличием взаимосвязей между ее компонентами;

Формирование школьной готовности включает не только развитие отдельных  учебно-важных качеств (компонентов системы школьной готовности), но и образование связей между ними.

Вопросы для беседы с ребенком

Ориентирование в окружающем мире, запас знаний, отношение к школе.

Вопросы используются в беседе с ребенком. Прежде чем начать беседу, надо дать ребенку осмотреться в новой  для него ситуации. Родители должны сидеть поодаль. Нужно следить за тем, чтобы они не отвечали за ребенка, не подсказывали ответы.

Разговаривать с ребенком нужно неофициально, доверительно. Поэтому вопросы нежелательно зачитывать по бумажке. В случае если ребенок испытывает затруднения его нужно подбодрить. Не нужно торопить ребенка, ругать за плохой ответ, проявлять недовольство.

Рекомендуемые вопросы:

1.Как тебя зовут?

2.Сколько тебе лет?

3.Как зовут твоих родителей?

4.Как называется  город(село),где ты живешь?

5.Каких ты знаешь домашних животных? Диких животных?

6. В какое  время года на деревьях появляются листья?

7. Что остается на земле после дождя?

8. Чем отличается день от ночи?

9.Хочешь ли ты идти в школу?

10.Как ты думаешь, что интересного будет в школе?

11. Как по-твоему, лучше учиться – дома с мамой или в школе с учительницей?

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ПОСТУПАЮЩИХ В 1 КЛАСС

В данном документе представлены основные показатели речевой готовности при приеме ребенка в 1 класс....

Основные подходы к определению понятия “семья” в психологической, социальной и педагогической литературе.

Анализ теоретических исследований показал, что традиционно понятие семья трактуется как социальный институт воспитания, где осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в...

Определение психологической готовности детей к школьному обучению.

Памятка для родителей по психологической готовности детей к школьному обучению....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Презентация "Определение психологической готовности к школьному обучению" (по Гуткиной). Презентация содердит материалы программы....

"Подходы к определению готовности детей к обучению"

В статье определяются подходы определения детей к обучению в школе согласно ФГОС....

Определение понятия «готовность к школьному обучению», критерии и виды психологической готовности к школьному обучению

Готовность к школе - совокупность психологических, личностных, морфологических особенностей ребенка, обеспечивающая успешный переход к школьному обучению.Основные виды готовности к школьному обучению....

Диагностический материал для определения психологической готовности детей к школьному обучению.

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Её содержание определяется системой требований, которые ш...