"Подходы к определению готовности детей к обучению"
статья (старшая, подготовительная группа)
В статье определяются подходы определения детей к обучению в школе согласно ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Подходы к определению готовности детей к обучению
Определение готовности детей к обучению в школе является актуальным в ситуациях, когда существует многовариативность обучения. В связи с этим возникает вопрос: какая именно программа обучения подходит для ребёнка..
Для определения готовности ребёнка к школе есть два подхода: педагогический и психологический. Педагогический подход определяет готовность к школе по сформированности у дошкольников учебных навыков: умение считать, читать, писать и т. п. Подобный подход ориентирован лишь на отбор и не позволяет ответить на вопрос, по какой программе обучать дошкольника. Кроме этого, в рамках такого подхода не решаются вопросы актуального, потенциального развития ребенка, прогноза качества, темпа, индивидуальных особенностей усвоения знаний, умений и навыков .
В напрвлении психологического подхода стоят показатели общего психического развития дошкольника. Рассматриваются отдельные психические функции: эмоциональных, интеллектуальных, социальных и т. п., так как с они определяют психическую зрелость дошкольника.
Особая роль отводится комбинации педагогического и психологического подходов. Она необходима для диагностики таких навыков и способностей, как обучению чтению, числовым представлениям, письму. мотивацией и другими необходимыми для оптимального освоения школьной программы функциями Примерами диагностируемых психических функций могут являться: способность к зрительным и слуховым различиям, сенсомоторный контроль; понимание на слух, словарный запас, количественные понятия и общая осведомленность.
В отечественной психологии была предпринята попытка разработать качественный подход диагностики возрастных особенностей развития. Еще Л. С. Выготский указывал, что обучение начинается тогда, когда соответствующие психологические функции только начинают свой первый и основной цикл развития. В рамках концепции ведущей деятельности ребёнка были разработаны различные подходы к определению психологической готовности к школе.
Ведущей деятельностью дошкольников является игровая, что необходимо диагностировать именно развитость игровой деятельности, как критерия подготовки к деятельности учебной. Они считают, сокращение дошкольного детства, может сказаться на дальнейшем школьном обучении детей. Для компенсации возможных отклонений в психическом развитии были введены нулевые классы, в которых предполагалось вначале совмещать игровую и учебную деятельности, а потом плавно переходить только к учебной деятельности.
Если во главу угла ставить будущую учебную деятельность, то необходимо учитывать, что рассматриваемый возраст является критическим, и потому необходима диагностика степени сформированности новообразований как прошедшего возрастного периода (старшего дошкольного возраста), так и будущего (младшего школьного возраста). Поэтому Б. Д. Эльконин предлагал в качестве основных критериев готовности к школьному обучению использовать:
1. Сформированность игровой деятельности, которая проявляется:
а) в способности к переносу значений с одного предмета на другой; б) в умении соотносить роль и правило; в) в умении подчиниться открытому правилу игры; г) в высоком уровне развития наглядно-образного мышления; д) в использовании символических средств; е) в высоком уровне развития общих представлений.
2. Наличие зачатков новообразований, характерных для учебной деятельности.
Другой известный отечественный психолог Л. И. Божович основное внимание обращала на личностное развитие дошкольников, сформированность его потребностно-мотивационной сферы.
В связи с введением ФГОС ДО произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на мотивационную, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника», т.е. желание учиться в школе. Это желание может быть стимулировано разными причинами, среди которых психологи выделяют социальные и познавательные.
Социальные мотивы учения связаны с желанием ребенка занять новое место в системе доступных ему общественных отношений: стать учеником – иметь все соответствующие атрибуты (портфель, тетрадки, учебники), ощутить себя большим, школьником.
Познавательные мотивы связаны непосредственно с учением и с познавательными интересами ребенка. Они проявляются в интеллектуальной активности, в желании больше знать, уметь, в способности и потребности задавать вопросы и познавать окружающий мир.
Для готового к школе ребенка обычно характерен сплав этих двух потребностей. Он хочет учиться и потому, что стремится скорее стать большим, занять определенную позицию в обществе, и потому, что у него появились познавательные интересы, которые он уже не может удовлетворить дома. Индивидуальность каждого ребенка проявляется в преобладании одного из указанных мотивов, но в какой-то форме они оба должны быть выражены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.
Методики , позволяющие определить уровень социально – психологическую и интеллектуальную зрелости и развитие произвольности у детей старшего дошкольного возраста , нужные для обучения....
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
В старшем дошкольном возрасте, к 7 годам у ребенка начинают формироваться умения, которые необходимы ему для дальнейшего обучения в школе, и именно поэтому возраст 7 лет считают идеальным для начала ш...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ДОО, К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Дошкольное детство – яркая, неповторимая страница в жизни каждого ребенка. Именно в этот период начинается процесс формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка, процесс социализации, уст...
Тесты на определение готовности ребёнка к обучению в школе.
Тест поможет определить степень готовности ребёнка к обучению в школе, определить направление работы с ребёнком....
Определение взаимосвязи готовности детей к обучению в школе и их самооценки в условиях образовательной организации, реализующей программы дошкольного образования.
Игры и упражнения, которые помогают нам в работе для повышения самооценки дошкольников....
Тест для родителей по определению готовности к школьному обучению
Тест для родителей по определению готовности к школьному обучению....
Конспект итогового занятия по определению готовности детей к обучению в школе.
Цель: выявить уровень знаний детей, их готовность к школе....