Главные вкладки

    шпаргалка для родителей
    консультация на тему

    Соседкина Наталья Юрьевна

    шпаргалка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл shpargalka_dlya_roditeley.docx21.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Шпаргалка для родителей

    Как научить ребенка читать?

    Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это возраст серьёзной подготовки детей к обучению чтению и письму.

         Готовность ребёнка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (который лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии), чёткая артикуляция знаков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом) и пр.

         Чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют определённого уровня развития ребёнка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие ребёнка должно плавно и грамотно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить ребёнка к серьёзному последующему обучению чтению и письму.

         Многие важнейшие предпосылки успешного обучения грамоте закладываются в ходе естественного развития речи ребёнка (в соответствии с возрастными нормами и индивидуальными способностями). Становление предпосылок происходит в процессе кропотливой работы над всеми сторонами речи ребёнка: при развитии речевого слуха (фонематического и фонетического) и чистого звукопроизношения, при формировании словаря и грамматического строя устной речи. В предшествующие годы данным составляющим речи было уделено много внимания.

         В пять – шесть лет следует не только закрепить имеющиеся достижения в речевом развитии каждого ребёнка, но и расширить круг умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения письменной формы речи.

      В течение года дети вслушиваются в звучание слов. Они учатся узнавать, различать и выделять отдельные звуки; определять их позицию в слове (начало, середина, конец).

         На этом этапе важно вновь вернуться к артикуляции звуков, уточнить их звучание. Дети анализируют особенности произнесения и звучания звуков: положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи. Дошкольников упражняют в умении различать твёрдые и мягкие согласные, чтобы в дальнейшем избежать ошибок при письме. Особое внимание уделяется звукам, близким по произношению и по звучанию.

         Упражнять детей в умении дифференцировать подобные звуки следует после знакомства с их акустическими и артикуляционными особенностями. Тщательная работа со звуками позволяет научить детей устанавливать последовательность звуков в слове. 

         Овладение чёткой артикуляцией, умениями дифференцированно воспринимать звуки на слух, определять их место и последовательность в слове – важные моменты, способствующие успешному обучению чтению и письму.

         Изучение акустика – артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к группе гласных или согласных  завершает ознакомление соответствующими образами – буквами. Буква демонстрируется в виде заглавной и строчной (большой и маленькой). В детском саду детей знакомят с буквами печатного шрифта.

         Изучение буквы в рамках подготовки к обучению грамоты предполагает восприятие и запоминание её целостного образа. Особенное внимание уделяется умению соотносить буквы соответствующему звуку (звуками).

         Дети закрепляют образы букв, упражняются в их узнавании через выбор буквы из цепочки букв разной величины, цвета, материала; украшают буквы, вырезают их из различных печатных источников и т.п. Дошкольники ищут образы знакомых букв в зашифрованных рисунках, что позволяет им дифференцировать похожие по изображению буквы.

         Особое внимание уделяется формированию умения выделять отдельные части буквы (составляющие элементы). В мысленном плане и практическим путём дети

    учатся проводить анализ и синтез частей, составляющих буквы. В процессе этой деятельности они учатся называть форму, величину каждого элемента буквы, её место положение сравнивают между собой сходные буквы.

         Содержание подготовки к обучению грамоте включено первоначальное ознакомление с предложением и словами. Сюда входят: составление не распространенных и распространенных предложений, правильное и отчётливое их произнесение; членение предложения на слова, последовательное выделение их из предложения; определение количества слов; умение слышать отдельные предложения в потоке речи.

         Цель – развитие речи, выделение звуков и усвоение букв алфавита.

         Задачи:

    1. Развитие речи, обогащение словарного запаса;
    2. Знакомство с буквами алфавита;
    3. Развитие памяти, внимания, мышления, мелкой моторики;
    4. Формирование общеучебных умений и навыков.

    Как научить ребенка писать?

         Письмо – сложный навык, и в полном объеме он не доступен ребёнку – дошкольнику. Поэтому дома проводится целенаправленная работа по подготовке к обучению и письму. В неё включены:

         1. подготовка руки к письму (развитие мелкой моторики; формирование умения правильно держать карандаш (ручку, фломастер); правильное распределение мышечной нагрузки руки).

         Развитие мелкой моторики осуществляется на специальных занятиях и в основном в свободной деятельности детей. Широко используются пальчиковые игры (3-4 раза в день), ручной труд.

         Правильный захват карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный – сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом ни падает.

         Для формирования правильного захвата карандаша,  проводится игровая гимнастика для большого и указательного пальцев. Например:

    а) для большого пальца – упражнение «Скакалочка».

         Дети сидят на стульчиках или стоят. Ладони сжаты в кулачки, руки опущены вниз, большие пальцы вытянуты и производят круговые движения. Крутить «скакалочку» нужно сначала в одну сторону, потом в другую. Дети сопровождают игру четверостишием:

    Как у нашей Аллочки новая скакалочка. Вертит быстро Аллочка ручки у скакалочки.

    б) Для указательного пальца – упражнение «Складной ножичек».

    Ребёнок кладёт указательный палец на край стола. Первая фаланга осторожно сгибается и ложится на стол. Вторая фаланга при этом находится перпендикулярно правой, а третья располагается параллельно первой.

    в) Для большого и указательного пальцев – упражнение «Урожай».

    Большой и указательные пальцы правой руки соединены пальцами левой руки. Остальные пальцы на обеих руках согнуты и прижаты к ладоням.

         Не напряжённые пальцы (большие и указательные) образуют контур репки. Затем пальцы напрягаются, образуя контур свеклы. При максимальном напряжении пальцы образуют контур моркови.

         При выполнении упражнения необходимо чередовать напряжение с расслаблением (репка – свекла – морковка – свекла – репка и т.п.). Выполнение упражнения можно сопровождать следующими стихами:

         (для многократного выполнения упражнения можно использовать стишок, позволяющий Вам контролировать количество выполненных упражнений).

              Для развития «содружества» пальцев (щепоти),  используются упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя пальцами; тремя пальцами») и без карандаша («Посолим суп, «»Покормим цыплят»).

         Правильное распределение мышечной нагрузки подразумевает: напряжение, быстрое чередование расслабления и силового напряжения. Именно такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук осуществляется при правильном письме.

         Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляется:

    В играх типа «Мозаика», «Конструктор»; при работе со штампами; в ручном труде (например, работа с иголкой).

         Причём во всех этих направлениях работы одновременно формируется навык работы тремя пальцами (щепоть).

      2.Аналитико-синтетическая деятельность.

          Письмо подразумевает умение ребёнка проводить анализ и синтез графических образов букв. В старшем дошкольном возрасте ребёнок проводит анализ и синтез только печатных букв (заглавных).

         Анализ включает в себя умение ребёнка определять, сколько элементов в образе буквы и какие они. Например, в печатной букве «А» три элемента – палочки: две длинные и одна короткая.

     

       С помощью синтеза ребёнок собирает целостный образ буквы из необходимых элементов.

         Работе с буквами предшествуют игровые упражнения на умение проводить анализ и синтез графических условных изображений предметов (ёлочка, снежинка домик и др.).

       3. Подготовка к технике письма (развитие пространственной ориентировки; написание горизонтальных линий слева направо и вертикальных линий сверху вниз).

    Как развивать речь?

         Закреплять и совершенствовать уровень развития всех сторон устной речи: произносительной стороны; словаря; грамматического строя; связной речи, позволяющих свободно вступать в общение с окружающими.

         Проводить подготовительную работу к обучению грамоте (чтению и письму).

    1.     Развивать произносительную сторону речи детей: уточнять и закреплять произношение всех звуков русского языка; развивать речевой слух; развивать силу, высоту, темп и громкость речи.

    2.     Развивать словарный запас детей: расширять словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире, активизировать его в самостоятельных высказываниях; расширять запас слов с противоположным значением (антонимом) и слов, близких по значению (синонимов); учить понимать обобщённое значение слов и пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи; работать над лексическим значением слов.

    3.     Развивать у детей грамматический строй речи: упражнять детей в правильном употреблении глаголов; учить детей правильно согласовывать численные с существительными; упражнять детей в образовании родительного падежа множественного числа существительных; притяжательных местоимений; упражнять детей в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения; продолжать работу по составлению разных типов предложений.

    4. Развивать связную речь (диалогическую и монологическую): совершенствовать диалогическую форму речи; начать обучать основам построения связных монологических высказываний повествовательного и описательного типов.

    5. Готовить детей к усвоению письменных форм речи (чтению и письму): развивать пространственные представления: закрепить умения определять направления в пространстве и устанавливать пространственные взаимоотношения (относительно себя, относительно другого предмета и относительно человека, стоящего напротив); развивать умение ориентироваться в плоскости листа; упражнять руку ребёнка для подготовки к письму; ознакомить детей со зрительными образами букв, учить соотносить звуки с их знаковыми образами; учить проводить анализ и синтез образов букв.

    6.     Создавать в окружении ребёнка богатую культурную речевую среду.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Шпаргалка для родителей. Из опыта работы с родителями детей, имеющих задержку психического развития

    На занятиях по развитию фонематических представлений в старшей группе для детей с задержкой психического развития учитель-логопед знакомит детей с большим количеством терминов. Большинство родителей п...

    Живые звуки, или фонетика для дошкольников (шпаргалка для родителей)

    Предлагаем вашему вниманию фонематические сказки для закрепления материала, на логопедических занятиях....

    Шпаргалка для родителей "Гиперактивный ребенок"- материал для родительского уголка

    материал в родительский уголок "Шпаргалка для родителей "Гиперактивный ребенок"....

    Консультации для родителей "Шпаргалки для родителей"

    Шпаргалка для родителей Если ребенок плохо ест Время еды должно быть периодом отдыха и удовольствия для всех. Тем не менее дети часто именно во время еды втягивают нас в конфликты и начинают...

    Консультация для родителей «Шпаргалки для родителей»

    Консультация для родителей  «Шпаргалки для родителей»...