Главные вкладки

    шпаргалка для родителей
    консультация на тему

    Соседкина Наталья Юрьевна

    шпаргалка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл shpargalka_dlya_roditeley.docx21.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Шпаргалка для родителей

    Как научить ребенка читать?

    Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это возраст серьёзной подготовки детей к обучению чтению и письму.

         Готовность ребёнка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (который лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии), чёткая артикуляция знаков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом) и пр.

         Чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют определённого уровня развития ребёнка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие ребёнка должно плавно и грамотно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить ребёнка к серьёзному последующему обучению чтению и письму.

         Многие важнейшие предпосылки успешного обучения грамоте закладываются в ходе естественного развития речи ребёнка (в соответствии с возрастными нормами и индивидуальными способностями). Становление предпосылок происходит в процессе кропотливой работы над всеми сторонами речи ребёнка: при развитии речевого слуха (фонематического и фонетического) и чистого звукопроизношения, при формировании словаря и грамматического строя устной речи. В предшествующие годы данным составляющим речи было уделено много внимания.

         В пять – шесть лет следует не только закрепить имеющиеся достижения в речевом развитии каждого ребёнка, но и расширить круг умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения письменной формы речи.

      В течение года дети вслушиваются в звучание слов. Они учатся узнавать, различать и выделять отдельные звуки; определять их позицию в слове (начало, середина, конец).

         На этом этапе важно вновь вернуться к артикуляции звуков, уточнить их звучание. Дети анализируют особенности произнесения и звучания звуков: положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи. Дошкольников упражняют в умении различать твёрдые и мягкие согласные, чтобы в дальнейшем избежать ошибок при письме. Особое внимание уделяется звукам, близким по произношению и по звучанию.

         Упражнять детей в умении дифференцировать подобные звуки следует после знакомства с их акустическими и артикуляционными особенностями. Тщательная работа со звуками позволяет научить детей устанавливать последовательность звуков в слове. 

         Овладение чёткой артикуляцией, умениями дифференцированно воспринимать звуки на слух, определять их место и последовательность в слове – важные моменты, способствующие успешному обучению чтению и письму.

         Изучение акустика – артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к группе гласных или согласных  завершает ознакомление соответствующими образами – буквами. Буква демонстрируется в виде заглавной и строчной (большой и маленькой). В детском саду детей знакомят с буквами печатного шрифта.

         Изучение буквы в рамках подготовки к обучению грамоты предполагает восприятие и запоминание её целостного образа. Особенное внимание уделяется умению соотносить буквы соответствующему звуку (звуками).

         Дети закрепляют образы букв, упражняются в их узнавании через выбор буквы из цепочки букв разной величины, цвета, материала; украшают буквы, вырезают их из различных печатных источников и т.п. Дошкольники ищут образы знакомых букв в зашифрованных рисунках, что позволяет им дифференцировать похожие по изображению буквы.

         Особое внимание уделяется формированию умения выделять отдельные части буквы (составляющие элементы). В мысленном плане и практическим путём дети

    учатся проводить анализ и синтез частей, составляющих буквы. В процессе этой деятельности они учатся называть форму, величину каждого элемента буквы, её место положение сравнивают между собой сходные буквы.

         Содержание подготовки к обучению грамоте включено первоначальное ознакомление с предложением и словами. Сюда входят: составление не распространенных и распространенных предложений, правильное и отчётливое их произнесение; членение предложения на слова, последовательное выделение их из предложения; определение количества слов; умение слышать отдельные предложения в потоке речи.

         Цель – развитие речи, выделение звуков и усвоение букв алфавита.

         Задачи:

    1. Развитие речи, обогащение словарного запаса;
    2. Знакомство с буквами алфавита;
    3. Развитие памяти, внимания, мышления, мелкой моторики;
    4. Формирование общеучебных умений и навыков.

    Как научить ребенка писать?

         Письмо – сложный навык, и в полном объеме он не доступен ребёнку – дошкольнику. Поэтому дома проводится целенаправленная работа по подготовке к обучению и письму. В неё включены:

         1. подготовка руки к письму (развитие мелкой моторики; формирование умения правильно держать карандаш (ручку, фломастер); правильное распределение мышечной нагрузки руки).

         Развитие мелкой моторики осуществляется на специальных занятиях и в основном в свободной деятельности детей. Широко используются пальчиковые игры (3-4 раза в день), ручной труд.

         Правильный захват карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный – сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом ни падает.

         Для формирования правильного захвата карандаша,  проводится игровая гимнастика для большого и указательного пальцев. Например:

    а) для большого пальца – упражнение «Скакалочка».

         Дети сидят на стульчиках или стоят. Ладони сжаты в кулачки, руки опущены вниз, большие пальцы вытянуты и производят круговые движения. Крутить «скакалочку» нужно сначала в одну сторону, потом в другую. Дети сопровождают игру четверостишием:

    Как у нашей Аллочки новая скакалочка. Вертит быстро Аллочка ручки у скакалочки.

    б) Для указательного пальца – упражнение «Складной ножичек».

    Ребёнок кладёт указательный палец на край стола. Первая фаланга осторожно сгибается и ложится на стол. Вторая фаланга при этом находится перпендикулярно правой, а третья располагается параллельно первой.

    в) Для большого и указательного пальцев – упражнение «Урожай».

    Большой и указательные пальцы правой руки соединены пальцами левой руки. Остальные пальцы на обеих руках согнуты и прижаты к ладоням.

         Не напряжённые пальцы (большие и указательные) образуют контур репки. Затем пальцы напрягаются, образуя контур свеклы. При максимальном напряжении пальцы образуют контур моркови.

         При выполнении упражнения необходимо чередовать напряжение с расслаблением (репка – свекла – морковка – свекла – репка и т.п.). Выполнение упражнения можно сопровождать следующими стихами:

         (для многократного выполнения упражнения можно использовать стишок, позволяющий Вам контролировать количество выполненных упражнений).

              Для развития «содружества» пальцев (щепоти),  используются упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя пальцами; тремя пальцами») и без карандаша («Посолим суп, «»Покормим цыплят»).

         Правильное распределение мышечной нагрузки подразумевает: напряжение, быстрое чередование расслабления и силового напряжения. Именно такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук осуществляется при правильном письме.

         Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляется:

    В играх типа «Мозаика», «Конструктор»; при работе со штампами; в ручном труде (например, работа с иголкой).

         Причём во всех этих направлениях работы одновременно формируется навык работы тремя пальцами (щепоть).

      2.Аналитико-синтетическая деятельность.

          Письмо подразумевает умение ребёнка проводить анализ и синтез графических образов букв. В старшем дошкольном возрасте ребёнок проводит анализ и синтез только печатных букв (заглавных).

         Анализ включает в себя умение ребёнка определять, сколько элементов в образе буквы и какие они. Например, в печатной букве «А» три элемента – палочки: две длинные и одна короткая.

     

       С помощью синтеза ребёнок собирает целостный образ буквы из необходимых элементов.

         Работе с буквами предшествуют игровые упражнения на умение проводить анализ и синтез графических условных изображений предметов (ёлочка, снежинка домик и др.).

       3. Подготовка к технике письма (развитие пространственной ориентировки; написание горизонтальных линий слева направо и вертикальных линий сверху вниз).

    Как развивать речь?

         Закреплять и совершенствовать уровень развития всех сторон устной речи: произносительной стороны; словаря; грамматического строя; связной речи, позволяющих свободно вступать в общение с окружающими.

         Проводить подготовительную работу к обучению грамоте (чтению и письму).

    1.     Развивать произносительную сторону речи детей: уточнять и закреплять произношение всех звуков русского языка; развивать речевой слух; развивать силу, высоту, темп и громкость речи.

    2.     Развивать словарный запас детей: расширять словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире, активизировать его в самостоятельных высказываниях; расширять запас слов с противоположным значением (антонимом) и слов, близких по значению (синонимов); учить понимать обобщённое значение слов и пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи; работать над лексическим значением слов.

    3.     Развивать у детей грамматический строй речи: упражнять детей в правильном употреблении глаголов; учить детей правильно согласовывать численные с существительными; упражнять детей в образовании родительного падежа множественного числа существительных; притяжательных местоимений; упражнять детей в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения; продолжать работу по составлению разных типов предложений.

    4. Развивать связную речь (диалогическую и монологическую): совершенствовать диалогическую форму речи; начать обучать основам построения связных монологических высказываний повествовательного и описательного типов.

    5. Готовить детей к усвоению письменных форм речи (чтению и письму): развивать пространственные представления: закрепить умения определять направления в пространстве и устанавливать пространственные взаимоотношения (относительно себя, относительно другого предмета и относительно человека, стоящего напротив); развивать умение ориентироваться в плоскости листа; упражнять руку ребёнка для подготовки к письму; ознакомить детей со зрительными образами букв, учить соотносить звуки с их знаковыми образами; учить проводить анализ и синтез образов букв.

    6.     Создавать в окружении ребёнка богатую культурную речевую среду.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ШПАРГАЛКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    ШПАРГАЛКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Это очень легкий и необременительный вид помощи родителям. Шпаргалка — это ведь так, для уверенности, а не для обязательного исполнения. Можно прочитать и подумать, но сде...

    Шпаргалка для родителей. Из опыта работы с родителями детей, имеющих задержку психического развития

    На занятиях по развитию фонематических представлений в старшей группе для детей с задержкой психического развития учитель-логопед знакомит детей с большим количеством терминов. Большинство родителей п...

    Шпаргалки для родителей

    ШПАРГАЛКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  Если ребенок плохо естВремя еды должно быть периодом отдыха и удовольствия для .всех. Тем не менее дети часто именно во время еды втягивают нас в конфликты и начинают сам...

    Консультации для родителей "Шпаргалки для родителей"

    Шпаргалка для родителей Если ребенок плохо ест Время еды должно быть периодом отдыха и удовольствия для всех. Тем не менее дети часто именно во время еды втягивают нас в конфликты и начинают...

    Консультация для родителей «Шпаргалки для родителей»

    Консультация для родителей  «Шпаргалки для родителей»...

    Консультация для родителей Шпаргалка для родителей «Как справиться с проблемой…»

    Если вам не нравятся черты характера вашего ребенкаДля начала вспомните свое детство. Вашим родителям все нравилось в вас? Что они делали? Что вы чувствовали? Как вы к этому относились? Подумайте, не ...