Психологическая готовность к школе.
статья (подготовительная группа) на тему

Иванова Ксения Валерьевна

Консультативный материал для родителей подготовительных групп. Полностью раскрывает все возможные вопросы родителей, при подготовке ребенка к школе. Отвечает на проблемы психологической готовности ребенка к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_roditelyam_-_kopiya.docx25.86 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

(Консультация для родителей подготовительной группы)

Иванова К.В. воспитатель ГБДОУ ЦРР – д/с №45

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным.

Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности?»  Это прежде всего мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, волевая готовность, а так же достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.

1. Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться.

Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются. Ребенок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть в эту гимназию очень важно и почетно, наконец, потому, что к школе он получит новый красивый портфель, пенал и другие подарки. Кроме того, все новое привлекает детей, а в школе практически все: и классы, и учительница, и систематические занятия –являются новыми. Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад или сидит с мамой дома. Дети в 6 лет уже хорошо понимают, что вы можете отказать им в покупке куклы или машинки, но не можете не купить ручку или тетрадки, так как покупка, например, куклы диктуется только вашим добрым отношением к ребенку, а портфеля или учебника – обязанностью перед ним. Точно так же дети видят, что взрослые могут прервать их самую интересную игру, но не мешают старшим братьям или сестрам, когда те засиживаются за уроками. Поэтому ваш ребенок и стремится в школу, так как хочет быть взрослым, иметь определенные права, например, на ранец или тетрадки, а также закрепленные за ним обязанности, например, рано вставать, готовить уроки (которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегию в семье). Пусть он еще полностью не осознает, что, для того чтобы приготовить урок, ему придется пожертвовать, например, игрой или прогулкой, но в принципе он знает и принимает тот факт, что уроки нужно делать. Именно это стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника и иметь права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию» школьника.

Важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, какие обязанности он будет там выполнять. На доступных примерах можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка.

Если вы хотите помочь ребенку учиться в школе радостно, начните со следующего:

- расскажите, что значит быть школьником и какие  обязанности появятся в школе;

- на доступных примерах примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка

- воспитывайте интерес  к содержанию занятий, к получению новых знаний;

- воспитывайте произвольность, управляемость поведения;

- никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.

Взаимодействуйте с ребенком, контакт с ним, естественно, исключают авторитарность, диктаторство, угрозы: «Вот пойдешь в школу –там тебе покажут!», «Только посмей мне двойки приносить!». Нужно прививать ребенку уважительное отношение к учебному труду, подчеркивать его значимость для всех членов семьи. Непременно должна быть внесена оптимистическая нотка, показывающая уверенность родителей в том, что учеба пойдет успешно, что первоклассник будет прилежно и самостоятельно выполнять все щкольные требования.

 

Интерес к внешней стороне учебы, к процессу обучения, то есть к школе, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе является первым этапом развития мотивационной готовности. Конечно, такой интерес недолог, и он быстро ( в течение 2-3 мес.) исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть должна появиться собственно познавательная мотивация. Однако это уже зависит от того, как и чему ребенок будет учиться в школе. Мы говорим только о готовности, то есть о состоянии, которое предшествует приходу в школу. В тот момент стремление в школу и готовность соблюдать школьные обязанности и правила и являются главными составляющими, основой психологической готовности к школе, основой того, что в новой обстановке ребенок будет чувствовать себя комфортно. Без такой готовности, как бы хорошо ребенок ни умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться, так  как школьная обстановка, правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться выйти любой ценой из этой неприятной ситуации.  ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ОТВЛЕЧЕНИЕ ВО ВРЕМЯ УРОКА, УХОД В СВОИ МЕЧТЫ, ИНТЕРЕС ТОЛЬКО К ПЕРЕМЕНКАМ, ГДЕ МОЖНО ИГРАТЬ И ШАЛИТЬ ВВОЛЮ, НЕГАТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТОВАРИЩАМ ИЛИ УЧИТЕЛЬНИЦЕ. Так или иначе, но такое состояние будет мешать вашему ребенку учиться, как бы хорошо ни готовили его к занятия дома.

2. Интеллектуальная готовность.

Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа ее –это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей и их разочарований при отборе в школу.

На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребенка каких- то определенных сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, начальные навыки у ребенка должны быть. Однако главное – это наличие у ребенка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

Для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определенные знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как бы замещают реальные предметы. Можно объяснить ребенку, что для того, чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки –заместители машин. Для решения более сложной задачи можно предложить детям построить чертеж, который помог бы представить условие задачи и решить ее на основе данного графического изображения.

Постепенно такие рисунки-чертежи становятся более условными, так как дети, запоминая этот принцип, могут уже как бы нарисовать данные обозначения (палочки, схемы) в уме, в сознании. Наличие этих внутренних опор и знаков реальных предметов и дает возможность детям решать в уме уже достаточно сложные задачи, улучшать память и внимание, что необходимо для успешной учебной деятельности. К сожалению, не всегда дети обладают хорошей механической памятью. Можно поиграть с ребенком в игры, в которых надо придумывать какие-то обозначения для каждого слова, части рассказа или стихотворения. Вначале взрослый даже может рисовать эти обозначения, а потом, глядя на них, ребенку будет намного легче выучить нужный материал. Постепенно один знак будет вбирать в себя все большее количество материала, а в конце детям уже будет не нужна «Шпаргалка», то есть листочек с рисунком, так как все необходимые знаки они будут хранить в уме.

Такие игры помогают в развитии не только памяти, но и внимания, организации деятельности детей. Эти упражнения развивают и мышление детей, так как они учатся выделять главное не только в какой-то работе, но и в предметах окружающего мира, то есть фактически у них формируется операция обобщения – одна из основных операций логического мышления, усваиваются необходимые понятия.

3. Волевая готовность требуется для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идет не столько об умении ребят к ним подстраиваться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.

 Можно развивать такое умение и дома, давая детям разные(вначале не сложные) задания. При этом обязательно нужно просить детей повторить слова взрослого, чтобы убедиться в том, что они все услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно предложить ребенку объяснить, зачем он будет это делать, можно ли выполнить порученное задание разными способами. Если дается несколько заданий подряд (или если ребенок затрудняется в выполнении сложного задания), можно прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к рисунку.

Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определенной последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под диктовку или по заданному образцу. Можно также попросить ребенка подчеркивать или вычеркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте.

Эти упражнения развивают внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Если ребенок быстро устает, забывает последовательность фигур или букв, которые надо вычеркивать, начинает отвлекаться, что-то чертить на листочке бумаги с заданием, можно облегчить ему задачу, сказав, что ему осталось нарисовать еще одну или две строчки (или подчеркнуть еще 50-10 букв).

Если деятельность ребенка нормализуется, значит можно говорить о наличие волевой готовности, хотя и не очень хорошо развитой. Если же ребенок так и не может сосредоточиться, волевая регуляция поведения у ребенка отсутствует, он не готов к школьным занятиям. Значит надо продолжать с ним выполнять тренировочные упражнения и прежде всего учить его слушать слова взрослого.

Что бы успешно учиться в 1 классе,

ребенок должен уметь понимать учебную задачу, то есть способ деятельности, который предлагает учитель. Для этого необходимы произвольность внимания, умение планировать и контролировать свою деятельность.

Помимо этого ребенок должен уметь различать цвет и форму, уметь скопировать фигуру, уверенно держать карандаш, уметь отвечать на вопросы: «Почему?», «Что.., если…», «Если.., то..», то есть уметь решать простые логические задачи.

У детей шестилетнего возраста, готовых к школе, должны быть сформированы элементарные математические представления: они должны уметь определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значение –впереди, сзади, справа, слева, сверху, снизу, над, под, за, перед. Проверьте в этом ребенка, играя с ним.

Кроме того, ребенок должен различать и правильно называть основные геометрические фигуры  (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (большой, меньший, больше, меньше, равно). Как правило, все шестилетние дети считают до 10, но не все видят, что в словах (один, два, три..) воплощено количество, а значит, не вполне понимают смысл этих слов. Сформировать все эти знания и математические представления в один присест невозможно, но и специального времени для этого нужно не так уж много. Накрываете на стол – можно потренироваться в определении местоположения (тарелка в середине, вилка слева, нож справа). При этом обязательно следите за правильным произношением слов и их употреблением. При желании такие занятия можно проводить где угодно и на каком угодно материале.

Мы часто стараемся заранее научить ребенка читать, писать, считать, тратим на это массу сил и энергии. А в школе оказывается: нет у ребенка главного- умение сосредоточиться на выполнении какого-либо задания хотя бы минут на 10-15.

 А осознаем ли мы, взрослые, что поза человека, длительно сидящего за столом, поза пишущего требует от ребенка невероятных усилий? Опытные педагоги специально обучают детей этим позам.

Немаловажное значение имеют навыки самообслуживания, которые ребенок приобрел при поступлении в школу: умеет ли он убрать постель, игрушки, привести себя в порядок, завязать шнурки на ботинках, застегнуть сандалии, может ли за столом вести себя «как следует», или его приходится кормить отдельно. Именно эти умения будут положены в основу самоорганизации при выполнении учебных заданий.

Очень важен для школы уровень координации движений пальцев, кисти, всей руки, а также уровень зрительно-моторных координаций, умение правильно видеть (воспринимать) фигуры, расположенные на плоскости, соотносить собственные движения с требуемой траекторией движения, то есть с той формой и величиной фигуры, которые нужно скопировать (перерисовать). Обратите внимание на точность копирования- величину, соотношение штрихов, взаимное расположение, ровность линий. Если ребенок путает верх и низ/, правое и левое расположение штрихов, если линии «дрожат», если фигуры сильно увеличены или уменьшены, если нарушена координация, то необходимы специальные тренировочные занятия.

Развитию тонких двигательных координаций очень способствует рисование, штриховка, раскрашивание (но небольших поверхностей), нанизывание бусинок, лепка, определение «вслепую» форм предметов – сначала самых простых, потом посложнее. В быту эти навыки хорошо развиваются при застегивании и расстегивании пуговиц, молний,  завязывании и развязывании узелков, шнурков и любых узлов.

Очень важный элемент готовности к школе – умение ребенка работать по инструкции. Посмотрите, как он работает с конструктором, с заводными и сложными игрушками, как выполняет ваши указания. Если видите, что ребенок без отвлечения работать не может, на инструкцию не обращает внимание или быстро ее забывает, не списывайте это на возраст и не надейтесь, что «со временем пройдет». Занятия, направленные на умение действовать по инструкции, проводить не очень просто- наберитесь терпения. Вам придется настойчиво и спокойно возвращать ребенка к той задаче, которую поставили. Но не проводите эти занятия, если ребенок устал, перевозбужден или не окреп после болезни. Лучше, если вы не будете заставлять ребенка, а используете всесильные возможности игры. Гораздо легче привлечь его внимание и повысить ценность занятий, если работа эта будет не одноразовой, а переходящей – от одного дня к следующему. Например, с девочками можно кроить одежду для кукол, а с мальчиками строить флот, гараж и т.п. Старайтесь избегать укоряющего тона, окриков и одергиваний. Недопустимы и такие выражения: «Сколько раз повторять одно и то же», «Опять ты делаешь не так». Не забудьте похвалить ребенка за хорошо выполненную работу – даже если сделано не совсем так –«сегодня уже лучше, но ты забыл..»

Не менее важное условие подготовленности ребенка к школе- Умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей.

Успехи в обучении напрямую зависят от состояния здоровья ребенка.

Всем родителям необходимо своевременно проверить детей у логопеда.

Школьное обучение – это непрерывный процесс общения. У ребенка необходимо сформировать следующие навыки общения:

- умение слушать собеседника не перебивая его

- говорить самому только после того, как собеседник закончил мысль

- пользоваться словами, характерными для вежливого обращения, избегая грубостей и вульгаризмов.

В первом классе детей так же учат и умению учиться. Ребенок, который умеет учиться:

- понимает, что он чего-то не умеет, не может, приучен говорить об этом  с учителем, не считает зазорным сказать: «Я не понял вопрос», «Я забыл, в какую сторону пишется буква Ю» ;

- умеет отличить новую задачу от старой и задумывается над тем, как ее решить, а не спешит с первым попавшимся ответом.

- отличает вопрос, на который можно ответить, поразмыслив, посмотрев, от вопроса, на который  невозможно ответить без дополнительных знаний, извлеченных из учебника и книг или добытых у взрослого;

- может не просто сказать взрослому о своем незнании, неумении, непонимании («Я не знаю», «Я не понимаю»), но даже сформулировать причины своих трудностей.

Качества необходимые для  будущего первоклассника:

- внимание, способность к длительному сосредоточению (15-20 мин)

- хорошо развитая память

 - сообразительность

- любознательность

- развитое воображение

- начальные навыки чтения, счета, письма

- физическая ловкость

- волевые качества

 - организованность, аккуратность

- дружелюбие, умение общаться с другими детьми и взрослыми.

В последний год перед школой нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребенка к обучению в школе. Внимательно наблюдайте за своим ребенком и оцените его готовность к школе по всем перечисленным параметрам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Педагогический проект «Мотивационная готовность как один их основных компонентов психологической готовности к школе»

Педагогический проект для старших дошкольников по формированию мотивационной готовности к школе посредством проектной деятельности....

Конспект выступления на родительском собрании в подготовительной к школе группе «Бабочки» «Психологическая готовность к школе»

В конспекте раскрывается значение термина "готовность к школьному обучению", описываются критерии, по которым она определяется....

Семинар-практикум с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Проблемы предшкольной подготовки. Психологическая готовность к школе."

Данную методическую разработку можно использовать в работе с родителями будущих выпускников детского сада. Материал будет полезен педагогам ДОУ: воспитателям подготовительной к школе группы, педагогам...

"Психологическая готовность к школе. Работа педагога-психолога по подготовке детей к школе"

Выступление на родительском собрании (подготовительные группы)...

Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"

Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....