Развитие навыков взаимодействия педагога –психолога и воспитателей в работе с одаренными детьми
консультация (старшая группа) на тему

Путрова Оксана Геннадьевна

Одарённость детей является одной из важных проблем общества в настоящее время. Значимость данного вопроса заключается не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни в обществе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №83 «Ручеек» города Чебоксары Чувашской Республики

Семинар –практикум с элементами тренинга

Развитие навыков взаимодействия педагога –психолога и воспитателей в работе с одаренными детьми

                                                                                                 Подготовила: педагог - психолог

                                                                                                               Путрова О.Г.

                                                         Чебоксары 2016

Цель:

- активизация знаний педагогов ДОУ по развитию одаренности у детей дошкольного возраста

- стимулирование участников к поиску способов развития способностей детей

- разработка рекомендаций для воспитания и развития одаренных детей.

Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, цветная бумага, магнитная доска, конверты с заданиями.

Одарённость детей является одной из важных проблем общества в настоящее время. Значимость данного вопроса заключается не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни в обществе. Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда образовательная программа соответствует его потребностям и возможностям. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Работа с данной категорией детей закреплена нормативными документами:

Федеральная программа «Дети России», принятая 18.08.1994, и подпрограмма «Одаренные дети» (распоряжение от 13 марта 2002 года);

рабочая концепция одаренности 2003г.;

Государственная система работы с одаренными детьми включает несколько уровней. Основой этой системы является детский сад и школа. Эти учреждения охватывают наиболее широкий круг детей.

На уровне детского сада необходимым условием является наличие навыков распознавания одаренности своих воспитанников, создание для них оптимальных условий в плане развития и отношений со сверстниками. Следует помнить, что одной из серьезных проблем одаренного ребенка является проблема его социализации в обществе. И именно детский сад является первой ступенью в решении этой проблемы. Основная задача при сопровождении одаренного ребенка - не только развить имеющие у него способности, но и сформировать адекватное само восприятие, помочь в адаптации в окружающем мире и приобретении им конструктивных форм общения со сверстниками.

 Что же такое одаренность? Очень часто путают понятия одаренность и талант. Одаренность — это общая способность, раскрывающаяся в более высоких результатах при выполнении заданий, а также способность в различных областях. А талант — это, скорее, необычная способность в какой-либо узкой специфической области. Безусловно, довольно часто одаренные дети могут быть и талантливыми одновременно.

"Одаренными и талантливыми детьми являются те, которые выявлены профессионально подготовленными людьми, как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей. Такие дети требуют дифференцированных программ и/или помощи, которые выходят за рамки обычного для того, чтобы иметь возможность реализовать свои потенциальные возможности и внести вклад в развитие общества. Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании):

 общие интеллектуальные способности;

  конкретные академические способности;

  творческие или продуктивные способности;

  лидерские способности;

  психомоторные способности;

художественные и исполнительские искусства. 
    Прежде чем размышлять на тему, какая именно одаренность есть у
ребенка, следует начать с того, чтобы выяснить, а одарен ли в действительности ребенок. Здесь не место для рассуждений на тему, все ли дети одарены от природы или не все. Очевидно во всяком случае, что не у всех детей их природные задатки развиты до уровня одаренности. 
    Следует иметь в виду, что практически любая одаренность, вплоть до спортивной, не может существовать без заметной, ярко выраженной, часто весьма устойчивой системы интересов. Одаренность не может развиться из ничего, на пустом месте, она всегда развивается на основе определенной, любимой ребенком деятельности. Если вы видите у ребенка яркие, устойчивые интересы к какой-либо деятельности, это всегда знак, что у него может быть выявлен тот или иной тип одаренности. 
Иногда эти интересы носят более общий , менее определенный характер, и тогда можно говорить о широкой познавательной потребности ученика. Забегая несколько вперед, отметим, что такая широкая, «всеядная» познавательная потребность довольно часто отмечается у интеллектуально одаренных

ПОРТРЕТ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА

Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты:

высоко развитая любознательность, пытливость;

способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя;

высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов);

раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей;

развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному;

способность к творческому преобразованию образов, импровизациям;

раннее развитие сенсорных способностей; оригинальность суждений

высокая обучаемость; стремление к самостоятельности.

одаренность талант детский сад

1. Практическая работа «Географическая карта»

Задача: изобразить на бумаге объекты «Страны одаренных» и составить географическую карту:

Храм Логики;

Лес почемучек;

Долина Творчества;

Замок Фантазии;

Горы Возможностей;

Равнина Общения.

Вывод: Все объекты оказались в «Стране Одаренных».

Важнейшими характеристиками одаренности считают:

- развитие логического мышления, скорость и точность выполнения умственных операций;

-раннее проявление высокой познавательной активности;

-творческое выполнения задач;

-умение придумывать свои стихи, сказки, мелодии и песни.

-богатство словарного запаса, скорость и оригинальность вербальных ассоциаций;

-раннее проявление способностей: математических, конструктивно-технических, художественных, музыкальных, литературных и др.

2. Мозговой штурм

Вспомните, что такое задатки, способности, одаренность.

Задатки – анатомо – физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей. Задатки – врожденные, устойчивые особенности человека.

Психолог: «Но не все так прекрасно в нашем королевстве. Завились в Стране одаренных вирусы зависти, лени, обиды, гнева. И превратилась «равнина общения» в «поле одиночества», «лес почемучек» - в непроходимую чащу, «храм логики» разрушили, «долина творчества» заросла колючками, «замок фантазии» пал, «горы фантазии» стали опасными из-за угрозы схода снежных лавин.

Как нам восстановить эту замечательную страну? Пожалуй, как и в каждой сказке нам необходимо пройти через определенные испытания.

Давайте сначала восстановим «храм логики» (по мере выполнения заданий, педагог снимает закрытые объекты на карте).

3. Логические задачи:

Двое котят отправились в гости к бабушке. Первый поехал на автомобиле, а второй-на велосипеде. Какого из них бабушка увидит первым? Почему?

Лягушонок и Мишка играли у пруда мячиком. Вдруг он упал в воду. Кому легче достать мяч? Почему?

Утенок, Белочка и Синичка отправились на лодке в путешествие. Отплыли далеко от берега и вдруг вспомнили, что забыли на берегу пакет с конфетами. Кого послать за ним? Почему?

Ворона и Поросенок купили новые ботинки и начали их надевать. Кто обуется быстрее? Почему?

Сложное было задание? Именно такие задачи вам необходимо использовать в работе с детьми для развития логического мышления.

Мы продолжаем восстанавливать «Страну одаренных» и на очереди «равнина общения».

Задача: составить цепочку ассоциаций.

4. Упражнение «Созвездие талантов»

Каждый педагог получает написанное на бумаге словосочетание.

Задача: представить то, что написано на листе, и передать на рисунке.

Перечень словосочетаний:

веселый дом

больное дерево;

необычный подарок;

колючая кофта;

теплый дождь;

загадочный лес;

приятный запах;

неправильная тарелка;

печальная ворона;

надоедливая муха.

- Как вы думаете, упражнение «Созвездие талантов» является сложным? Можно использовать его в работе с детьми? Чем оно полезно для развития ребенка?

Итак, «долина творчества» снова расцвела.

Но на нашем пути «замок фантазии».

5. Упражнение «Кто такой? Кто такая?»

Педагогам раздаются портреты взрослых людей или детей.

Задача: составить рассказ о человеке. Как его зовут, сколько ему лет, где он живет, что любит делать, с кем дружит и тому подобное.

- Понравилось ли вам фантазировать? А ваши воспитанники любят это делать? Давайте создавать им для этого условия.

«Замок фантазии» отстроили.

6. Упражнение «Минута славы»

Сегодня вы участники шоу «Минута славы», то есть имеете возможность показать свои способности.

Задача:

-пользуясь голосом, мимикой, изобразить любой персонаж из мультфильма;

-вылепить из пластилина героя сказки;

- спеть колыбельную песню;

-создать картину, используя нетрадиционные техники рисования.

- Скажите, чем уникально это упражнение? Дает ли оно возможность каждому ребенку проявить свои способности.

7. Упражнение «Веселые почемучки»

- А сейчас мы направляемся в «Лес почемучек».

Задача: вспомнить и назвать самые интересные и оригинальные вопросы детей-воспитанников.

 В основе слова “одаренность” лежит “дар”. Если есть дар, значит, должен быть даритель? Даритель! Какое красивое слово! Даритель – это человек, который дарит, одаривает, чем-то делится. Кто может быть дарителем? (родители, педагоги). Если педагог - даритель, то что мы можем “подарить” ребенку, чем поделиться? Что конкретно можем сделать, чтобы поддержать развитие познавательной потребности, способностей? Упражнение “Подарок” Педагогам раздаются заготовки подарочных упаковок, наполнить их “дарами”, которые помогут развить способности детей.

 Рекомендации: быть конкретными, избегать общих фраз. (Например: могу научить задавать вопросы, для этого у меня есть модели разных вопросов; научу справляться с трудностями, находить выход из проблемных ситуаций, для этого собираю копилку проблемных ситуаций, систематически использую в работе; стараюсь привить интерес к исследованиям, оформила подборку разных экспериментов и опытов; сама являюсь заядлым коллекционером и хочу привить интерес к этому интересному занятию детям, провела беседу с родителями, организовала слет коллекционеров в группе и т.д.)

 Представление подарков:

 - Как Вы думаете, понравится ли Ваш подарок детям? Насколько полезным для него он будет? - Можно ли формировать у детей интерес к какой-нибудь деятельности, не зная её? (ответы)

 В.А.Сухомлинский сказал в свое время: «Чтобы дарить Ребенку искорку знаний, педагогу надо впитать в себя целое море Света» Рефлексия. Подведение итогов.

Психолог. - Наше путешествие в «Страну одаренных» оказалось интересным и достаточно содержательным. В завершение хочу предложить вам несколько советов:

Советы педагогам воспитателям по работе с одаренными детьми

- Сотрудничайте с родителями одаренных детей;

- Поощряйте детей - это стимулирует их к самосовершенствованию;

- Направляйте кипучую энергию дошкольников в нужное русло;

- Обеспечивайте благоприятную эмоциональную атмосферу;

- Будьте справедливы - ведь дети очень уязвимы;

- Побуждайте детей к различным вопросам, конкурсам;

- Способствуйте развитию способностей детей, не забывая при этом развивать и свой талант.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие ДОУ, семьи и социума в работе с одаренными детьми.

Статья содержит материал из опыта работы детского сада по реализации системы поддержки и сопровождения талантливых детей,а также созданию условий для полноценного личностного развития и раскрытия...

Взаимодействие педагога-психолога и воспитателя в построении индивидуального развивающего маршрута

Опыт взаимодействия педагога-психолога и воспитателя в решении сложных вопросов  в воспитании и обучении детей....

Информация об опыте работы на тему «Взаимодействие педагога – психолога и воспитателя по созданию условий социально – психологической адаптации детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению»

Детский сад – целая эпоха в жизни малыша, большой новый этап, к которому важно подготовиться как ребёнку, так и родителям.Знакомство ребенка с миром, где он остается один на один со сверстниками, для ...

НОД «Доброта и добрые дела». Взаимодействие педагога - психолога и воспитателя совместно с детьми младшей группы.

Закрепить знания детей о доброте и добрых людях; учить понимать, что входит в понятия «добрый», «отзывчивый», «большое сердце».Стабилизировать психические процессы, снять напряжение («выпустить пар»),...

Взаимодействие инструктора по физической культуре и педагога-психолога в социально-педагогической работе с гиперактивными детьми

Данная статья предлагает  эффективные методы коррекции, которые  достигаются при оптимальном взаимодействии педагога-психолога и инструктора по физической культуре....

Взаимодействие педагог-психолога и воспитателя в организации деятельности с детьми ОВЗ

План - программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста....

Оранизация взаимодействия педагога-психолога и воспитателя в индивидуальной работе с детьми с ТНР

Одна  из задач Федерального государственного образовательного стандарта воспитания – охрана и укрепление физического и психического  здоровья детей, в том числе их эмоционального благо...