Консультация для родителей "Подкотовка руки к письму"
консультация (подготовительная группа) на тему

Алькаева Оксана Алексеевна

Несколько советов по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_-_podgotovka_ruki_k_pismu.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«ГОТОВИМ РУКИ К ПИСЬМУ»

Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение гонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Учителя начальных классов, а именно первоклассников сталкиваются с трудностями при обучении письму. Многие дети боятся ручки, неправильно ее держат, не могут ориентироваться в тетради, при рисовании и закрашивании активно поворачивают лист бумаги в разные стороны, изображают слишком маленькие предметы на листе.

Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-6 летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма с другой стороны.

Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы рук, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития. На самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.

В работе по совершенствованию восприятия букв необходимо учитывать особенности детского восприятия пространства. Психологи отмечают, что у детей 5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависит полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх–низ, ближе–дальше, под–над, около–внутри и т.д.

Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

При письме особенно важно, не столько овладеть отдельными умениями, сколько сформировать весь комплекс готовности ребенка к письму: сочетание темпа и ритма речи с движением глаз и руки, умение управлять своими руками, умение управлять своими пальцами и обратить особое внимание на подготовку руки к письму, т.е. учить восприятию и письму печатных и письменных букв, познакомить с гигиеническими правилами письма, рабочей строкой, различными предметными образами, приближенными к конфигурации букв, с основными элементами букв. Если ребенок к семи годам научится в игровой форме управлять своими руками и пальцами, воспринимать образ печатных и письменных букв, находить их в различных текстах и овладеет написанием основных элементов букв, этого будет достаточно для дальнейшего обучения письму в школе на материале всего алфавита.

Занимаясь с ребенком необходимо особое внимание уделять сенсорному воспитанию. Начинать свою работу с пальчиковой гимнастики. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка.

В работе необходимо использовать основной принцип дидактики от простого  к сложному.

Для начала занятий выбирать более простые упражнения: сжимание и разжимание пальцев рук, переплетение пальцев, сжатие ладоней, поднимание и спускание пальцев.

Все упражнения проводить в медленном темпе, и сопровождать показом, четко произнося текст. Каждое занятие проводить в течение нескольких минут, два – три раза в день. После каждого упражнения применять расслабляющий момент (спустили руки и потрясли ими или покачали руками – пусть отдохнут).

Постепенно нужно переходить к более сложным упражнениям, к работе с каждым пальчиком отдельно.

Работа с ребенком не ограничивается только пальчиковой гимнастикой. Также нужно добавлять упражнения по мелкой моторике рук.

Работа по развитию мелкой моторики, является важной составляющей, так как высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о психологической готовности ребенка к школе. Простой и эффективный способ подготовки руки к письму – книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами. Довольно часто мы торопим события, усаживая дошкольника за школьные прописи. А ребенок старается сверх сил и огорчается, чувствуя, что не оправдывает наши надежды. Или же, что гораздо хуже – начинает бояться будущих уроков и всего что с ними связанного. Самый короткий путь к учебе – через игру и живой интерес. Важно, чтобы подготовка к письму не превращалась в скучную механическую работу. Поэтому вы должны заинтересовать ребенка, увлечь его. Придумывайте различные истории, смешные задания.

К примеру, мама собирается варить кашу. Пригласите ребёнка помочь вам перебрать крупу, обязательно похвалив его – какие у него ловкие пальчики и зоркие глазки. (Кстати, раньше на Руси это занятие всегда было закреплено за младшими членами семьи.)

Дети всегда с большим удовольствием лепят из пластилина. Прекрасно! Это отличный «тренажёр» для пальчиков – вылепить мелкие детали для глазок, ручек-ножек, скатывание различных шариков и жгутиков. Кроме того, что это ребёнку интересно, у него вырабатывается и сосредоточенность, и терпение, и усидчивость. Не менее интересным и полезным будет и занятие аппликацией: умение хорошо владеть навыками вырезания ножницами всяких листиков и цветочков, просто кружочков и узеньких полосок, а потом из всего этого создать свою картину или открытку, намазывая клеем каждую деталь и находя ей определённое место. Чем ни тренировка для пальчиков!

Можно ещё посоветовать, как мальчикам, так и девочкам, конструировать из LEGO. Там детали довольно мелкие и требуют от пальчиков расторопности. Привлекайте ребёнка к лепке пирожков и пельменей. В летний период дайте задание прополоть грядку от сорняков, пусть постирают свои носовые платочки или кукольную одежду – всё это тоже развивает мелкую моторику.

И так постепенно, заставляя работать пальчики, мы и подготовим руку ребёнка к письму.

Для подготовки руки к письму можно предложить ребенку работу по раскрашиванию рисунков (штриховку). Штриховка, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной мере и ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем она продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки.

При раскрашивании познакомить с четырьмя видами штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче – на выполнении гигиенических правил письма, которые отличаются от гигиенических правил кисти руки, в отработке координации движений: раскрашивание короткими, частыми штрихами; раскрашивание мелкими штрихами с возвраты; центрическую штриховку; штриховку длинными параллельными отрезками. Дети, выполняя работу, по штриховке, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствуют усталости, они делают это свободно, хотя рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку штриховка не затрудняет рисования.

Гигиенические правила письма: посадка; положение листа тетради, рук, ручки; ведение руки по строке слева направо.

Выполняя с детьми различные упражнения по подготовке к письму, необходимо постоянно наблюдать за соблюдением гигиенических правил письма. Ведь соблюдение гигиенических правил письма поможет детям в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.

Уважаемые родители!

Что важно знать, если у Вас растёт ребёнок праворукий: ребёнку необходимо сидеть прямо, голову чуть наклонив вперед, спину держать прямо; ребёнку не следует опираться грудью на стол; расстояние от глаз до тетради или альбома 25 см.; тетрадь, или альбом должны лежать на столе с наклоном влево; не следует ребёнку напрягать руку; свет должен падать слева.

Что важно знать, если у Вас растёт ребёнок леворукий: ребёнку необходимо сидеть прямо, голову чуть наклонив вперед, спину держать прямо; ребёнку не следует опираться грудью на стол; расстояние от глаз до тетради или альбома 25 см.; тетрадь, или альбом должны лежать на столе с наклоном вправо; не следует ребёнку напрягать руку; свет должен падать справа.

Итак, приготовьте цветные карандаши, простой карандаш с ластиком и за дело! Пусть ребенок не боится ошибиться и испортить рисунок. Ведь он создан для того, чтобы пробовать и учиться. Поддержите малыша в случае неудачи, обязательно похвалите за успехи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры со шнурками:готовим руку к письму"

Презентация. Содержит 3 слайда, для оформления стенда в уголке логопеда....

Консультация для родителей и воспитателей «Организация графической деятельности и подготовки руки к письму детей старшего дошкольного возраста».

В данной работе предлагаются рекомендации для родителей и воспитателей по организации графической деятельности детей. Целью данной консультации является знакомство с упражнениями и играми дл...

Консультация для родителей "Готовим руку к письму"

Консультация для родителей«Готовим руки к письму»Автор: Петрова С.В., воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ №52 «Ласточка», г. Старый Оскол Белго...

Консультация для родителей на тему: "Игровой самомассаж, как средство подготовки руки к письму"

Массаж - это мощный биологический стимулятор, воздействую­щий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными ве­ществами, на выведение продуктов распа­да, на сократительные спо...

Консультация для родителей: "Подготовка руки к письму"

Материал предназначен для работы со старшими дошкольниками,для развития механизмов необходимых для овладения письмом, и накопления ребёнком двигательного  и практического опыта, развития навыков ...

Развитие моторно-двигательной координации руки ребенка-дошкольника. / Консультация для родителей по подготовки руки к письму.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить ребенка к школе....