Консультация - практикум для родителей "Речевое дыхание - основа правильной речи детей с ОНР."
консультация (старшая группа) на тему

 Приступая к развитию у ребенка речегого дыхания необходимо развить бесшумный, спокойный вдох , не поднимая плеч , а также  сформировать плавный  ротовой выдох. При проведении игр, направленных на развитие, необходимо знать и помнить, что упражнения быстро утомляют ребенка.Поэтому их необходимо проводить не более 3-5 минут с перерывами на отдых.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx36.13 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация - практикум для родителей

«Роль родителей в развитии речи детей с ОНР:

Речевое дыхание – основа правильной речи».

Цель: Обучение  родителей игровым способам развития речевого дыхания у детей с ОНР.
Задачи: 
-показать важность участия семьи в логопедической работе, привлечь внимание родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоционального благополучия, полноценного речевого, физического, психического и умственного развития;
-повысить компетентность родителей в вопросах развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста,
-предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания;
Раздаточный материал для родителей:
-Материал необходимый для практического изготовления пособий для игр на развитие воздушной струи (бумага, ножницы, вата, клей, гуашь, трубочки для коктейля).

Дорогие родители!
Вы осознали, что Вашим детям нужна помощь специалистов и привели своих детей в наш детский сад в логопедическую группу.
Но хотелось бы подчеркнуть, что вы - первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая его школа - Ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.
Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно возвращаемся к опыту детства - к жизни в семье.
Речь — сложная внешняя психическая функция человека, обеспечиваемая деятельностью головного мозга.  словообразование осуществляются координированной деятельностью дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов.  Всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет дыхательный аппарат. Благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, развивать бесшумный, спокойный вдох без поднятия плеч, а так же сформировать сильный плавный ротовой выдох. Длительность выдоха должна соответствовать возрасту ребенка: двух – трехлетнему малышу выдох обеспечивает произнесение фразы в 2 – 3 слова, ребенку среднего и старшего дошкольного возраста – фразы из 3 – 5 слов. Постепенно дети приучаются к более сильному выдоху.
Параметры правильного ротового выдоха:
• выдоху предшествует сильный вдох через нос;
• выдох происходит плавно, а не толчками;
• во время выдоха губы складывать трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
• во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос;
• выдыхать следует, пока не закончится воздух.
Недостатки детского дыхания можно преодолеть:
1) развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;
2) выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.
Упражнения предъявляем ребенку только в игровой форме, не забываем, что рядом с нами находятся дошкольники и игра для них на первом месте.
При проведении игр направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют его и при этом могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых. Следует иметь в виду и то, что во всех играх, развивающих дыхание, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох - с сужением ее. В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот, а не через нос.
Произношение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи, выработку которой проводят одновременно с артикуляционной гимнастикой.
3. Практическая часть.
«Играем вместе с мамой».
Артикуляционные упражнения, выполняемые на выдохе:
• «Индюшата». На выдохе произносится «Бл-бл-бл».
• «Наказать непослушный язык». На выдохе произносится «П-п-п». |
• «Пулемет». На выдохе произносится «Т-т-т».
• «Моторчик». На выдохе произносится «Р-р-р».
• «Жук». На выдохе произносится «Ж-ж-ж».
Но такие упражнения быстро надоедают ребенку. Гораздо интереснее вырабатывать целенаправленный выдох в игровых ситуациях.
Правила, которые необходимо соблюдать во время дыхательных упражнений.
• Дуем всегда плавно, не надувая щек и не поднимая плеч, слегка вытянув губы вперед, либо дуем на широко распластанный передний край языка, лежащий на нижней губе.
• Вдыхать нужно «мягко» и коротко, но при этом достаточно глубоко; выдыхать — длительно и плавно.
• По длительности упражнения короткие не более 30 секунд непрерывной работы.
• Нельзя играть сразу после принятия пищи.
• Любые дыхательные упражнения проводить в хорошо проветренном помещении.
• Раз это игровые упражнения, значит надо играть вместе с ребенком, а не тренировать его, не поучать, не навязывать эту деятельность.
4. Практическая часть

Пособия для игр на развитие воздушной струи можно изготовить своими руками.
И сейчас я хотела бы показать вам, как это сделать.
«Забей в ворота гол».
Вам понадобится лист комочек ваты и ворота из конструктора. Из ваты сделаем мячик. Необходимо  положить мячик на край листа, затем подуть на него так, чтобы мяч попал в ворота. Дуть либо по широкому распластанному языку, либо в «трубочку».
«Разгони тучки».
Вам понадобится лист плотной  бумаги в центре, которого рисуется солнышко. Тучки сделаем  из ватных шариков. Тучи закрыли солнце, предложим  ребенку  помочь солнцу и разогнать тучи. Ребенок дует на тучки. Чем больше тучек, тем интересней ребенку их сдувать.
         Развивать дыхание можно не только во время игр, но и даже во время рисования. Предлагаю вам нарисовать рисунок с помощью вашего дыхания.
На лист бумаги ставим цветную кляксу (пятно), добавляем кисточкой немного воды. Затем берем трубочку для коктейля, подносим ее близко к кляксе и дуем. В разные стороны побежали лучики. Листок бумаги можно поворачивать и раздувать пятно в нужную нам сторону. В том, что получилось можно рассмотреть и дорисовать цветок, паучка, ежа. Это уже зависит от вашей фантазии.
Совместное рисование и изготовление пособий может стать увлекательным и полезным занятием, доставляющим радость маме и ребенку.
              Предлагаю вам   дома вместе с детьми изготовить игру, на развитие речевого дыхания и организовать в группе выставку игр «Веселый ветерок».

Всего вам доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Особенности развития речевого дыхания у детей с заиканием»

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний ...

Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.

Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...

Консультация для родителей на тему: «Развитие речевого дыхания у детей с нарушением звукопроизношения».

Консультация для родителей на тему:  «Развитие речевого дыхания  у детей с нарушением звукопроизношения»....

Консультация для педагогов "Формирование навыков диафрагмального дыхания у детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Формирование навыков диафрагмального дыхания у детей дошкольного возраста"...

консультация "Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи"

Консультация в старшей группе "Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи"...