Семинар-практикум «Речь ребёнка на кончиках его пальцев» (мл.гр.)
методическая разработка (младшая группа) на тему

Черняева Галина Ивановна

Цель:

 -Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ;

 -Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук, в общем, и речевом развитии ребёнка и предоставить практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semenar-roditeli.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

 «Речь ребёнка на  кончиках  его пальцев» (мл.гр.)





Цель: 

 -Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ;

 -Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук, в общем, и речевом развитии ребёнка и предоставить практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.

Предварительная работа: 
• Проведение анкетирования и индивидуальных бесед с родителями с целью выяснения их представлений и возможностей по данной теме, анализа анкет и бесед с родителями
• Обсуждение вопросов подготовки к семинару с родителями, желающими поделиться опытом
• Подбор пособий, игр, литературы по теме
• Оформление наглядных материалов и практических рекомендаций для родителей
• Оформление брошюры для родителей «Поиграем, малыши!»
• Подготовка презентации для родителей по теме семинара
• Подбор музыкального сопровождения мероприятия

Актуальность. 
Наблюдая за детьми раннего возраста, я выявила такую закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. При обследовании детей выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут её удержать. Не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний и т.п.
Как выяснилось из бесед с родителями и анализа анкет, многие из них слышали о том, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, а как её развивать они не знают. Многие родители не знают, какие виды игрушек и пособий представляют ценность в плане развития мелкой моторики рук малышей. Во многих семьях вместо пособий по шнуровке, по закручиванию и откручиванию крышек были большие мягкие игрушки, пластмассовые машины, куклы. Эти игрушки способствуют игровой деятельности, воображению, но не стимулируют развитие мелкой моторики.
Хотя, при определенных условиях и эти игрушки можно использовать для развития мелкой моторики рук. Отмечалось достаточное внимание родителей к приобретению развивающих игр, но родители не знают, как использовать эти игры в развивающих целях. Также уделяется мало времени совместным играм с малышами. И большинство родителей не считают полезными такие занятия детей, как перебирание и пересыпание круп, манипуляция с мелкими предметами. Проанализировав всё это, я пришла к выводу о целесообразности проведения семинара-практикума на данную тему.

Ход мероприятия:

  • «Разминка для ума и тела» (организационный момент) 
    В начале мероприятия ведущий предлагает родителям «вернуться в детство»: «Наверное, каждый из вас хорошо помнит своё детство. И, глядя на своих детей, мы часто думаем о том, как хорошо было в нашем детстве… И конфеты были слаще, и мороженое вкусней… Предлагаю вам ненадолго окунуться в прекрасный и волшебный мир детства…»
    Родителям предлагается прослушать песню (фрагмент) «Волшебная страна»
    Далее предлагается разминка для пальчиков (и не только), начинающаяся с игровой ситуации куклой с бусами. Представим на минуточку себя на месте малыша, поиграем…
    Маша в гости собиралась, Маша в платье наряжалась,
    Туфли новые надела, Долго в зеркало глядела.
    Причесалась не спеша, До чего же хороша!
    Бусы новые надела, Застегнула неумело,
    Разбежались бусы вскачь, Тише, Машенька, не плачь!
     
    Разминка для родителей. Далее родителям предлагается помочь собрать бусы (кто быстрее?)
    Оказывается нелёгкая задача. Представляете. Каково же малышам…
    Счастливое детство, говорим мы, часто не подозревая, что быть ребёнком трудно. Это огромная, непрерывная, сложная работа: расти, открывая мир, узнавать людей, учиться...И порой им приходится очень трудно без поддержки взрослых.
    Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Поэтому, так важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное речевое развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Одним из показателей готовности к школьному обучению ребенка является сформированность его речевых навыков.

Обычно у ребенка имеющего высокий уровень речевого развития сформированы и навыки мелкой моторики. Это доказано исследованиями проведенными учеными ( М.И. Кольцова), которые установили, что сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи. Еще известный физиолог В.М. Бехтерев доказал положительное влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, на развитие речи, а значит и интеллекта. К тому же научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук активизируют расположенные в непосредственной близости речевые зоны.

  • 2. «Немного теории…» (презентация).

Приемы развития мелкой моторики:
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Предлагаем вашему вниманию
игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.
1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
2. Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке.
3. Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.
4. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.
5. Исходное положение - сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.
6. "Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.
7. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.
8. "Повтори движение"

10. Игры с рисованием.
Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.
11. Игры с предметами домашнего обихода.
Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.
Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.
Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.
12. Игры - шнуровки Марии Монтессори:
- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
- способствуют развитию речи ;
- развивают творческие способности.
В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки(мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Познают мир "руками" не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. Мария Монтессори почти сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки - и руки развивает, и сосредотачиваться учит, и в жизни пригодится. Нам, в отличие от Монтессори, не придется сидеть с ножницами и тряпочками. Можно просто купить "игру-шнуровку" - набор из разноцветных шнурков и башмака, пуговицы, "куска сыра" или какой-нибудь еще деревянной штуки с дырками. Иногда к ним прилагается еще и деревянная иголка. Представляете, как приятно девочке заполучить запретные иголку с ниткой и стать "совсем как мама".

  • «Переходим к практике…» 

    изготовление  пособия для самомассажа «Мякиши»;

  • По окончании семинара вниманию родителей предлагается подборка методической и детской литературы по данной теме. Также их вниманию предлагаются игры и пособия, используемые для развития мелкой моторики рук у детей.
    В дальнейшем я вела индивидуальную работу с родителями в этом направлении в форме индивидуальных бесед с ними, цель которых – дать конкретные рекомендации по развитию мелкой моторики рук именно у детей в зависимости от встречающихся у детей трудностей.

Семинар – практикум

тема:

"Речь ребёнка на кончиках его пальцев"

Подготовила:

Учитель – логопед МКДОУ д\с №12 «Якорёк»

Черняева Галина Ивановна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум: «Речь и ее развитие у младших дошкольников"

материал в виде красочной  презентации на тему "Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста".Будет очень полезен родителям,начинающим специалистам.Речь ребенка должна развив...

Семинар-практикум "Речь на кончиках пальцев"

Влияние мелкой моторики на развитие речи...

Семинар-практикум "Речь педагога в соответствии ФГОС ДО"

Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности.Речь педагога должна быть доступной пониманию, внятной, аргументированной, целенаправленной, целесооб...

Семинар - практикум " Речь будущего первоклассника"

Семинар - практикум " Речь будущего первоклассника" работа с родителями внутри ДОУ....

Презентация семинар-практикум "Речь будущего первоклассника"

Цель: повышение компетентности родителей в создании условий для речевого развития дошкольников в семье, в организации игр и упражнений, направленных на развитие связной речи детей старшего дошкольного...

Семинар – практикум «Речь педагога как фактор развития речи дошкольников»

Кто из нас не хочет научиться говорить красноречиво и убедительно!Ведь слово сопровождает нас повсюду, а наш язык – признак ума или глупости.Всякая интеллектуальная профессия – речевая, по...

Семинар-практикум "Речь на кончиках пальцев (Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания)"

         Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у де­тей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостат...