Семинар-практикум "Речь на кончиках пальцев"
методическая разработка по теме

Ермакова Наталья Александровна

Влияние мелкой моторики на развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_motorike.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Cеминар-практикум “Речь на кончиках пальцев”

Цель: совершенствование профессиональной  компетентности  педагогов  в области развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

 «Источники творческих способностей

и дарования детей – на кончиках

их пальцев. От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки, которые

питают источник творческой мысли.

Другими словами: чем больше мастерства

в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А.Сухомлинский.

1.Выступление о влиянии мелкой моторики на развитие речи (с использованием презентации).  

           Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное речевое развитие в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Одним из показателей готовности к школьному обучению ребенка является сформированность его речевых навыков.

 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

 Обычно у ребенка имеющего высокий уровень речевого развития сформированы и навыки мелкой моторики. Это доказано исследованиями проведенными учеными ( М.И. Кольцова), которые установили, что сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи. Еще известный физиолог В.М. Бехтерев доказал положительное влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, на развитие речи, а значит и интеллекта. К тому же научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук активизируют расположенные в непосредственной близости речевые зоны.

Поэтому, так важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Особое внимание необходимо уделять организации игр по мелкой моторике,  ход которых сопровождается небольшими стихотворными текстами. Полезна  такая работа не только детям, страдающих ОНР, но и тем детям, у которых речь развита, так как позволяет в игровой форме расширить словарный запас, уточнить отдельные слова и понятия.

 Сегодня на семинаре мы поговорим о традиционных и нетрадиционных формах развития мелкой моторики, о массаже кистей рук и о том, какие виды работы над совершенствованием мелкой моторики все мы используем в своей практике.

 Мы с вами в д/с используем следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:

- игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;

- специальные упражнения без речевого сопровождения – пальчиковая гимнастика;

- игры и действия с игрушками и предметами: пуговицы, палочки, зёрна, бусы, колечки, пришивание, застёжки, мозаика и т.д.
-
изобразительная деятельность: лепка, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховка, рисование разными способами, работа с ножницами, поделки из природного материала и т.д.

Группы упражнений для развития мелкой моторики.
Эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях, и длительность их будет составлять не более 5 минут. Все упражнения можно разделить на несколько групп:

 Упражнения по выработке обобщенного зрительного образа предмета

- внутренние и внешние обводки плоских фигур, их штриховка;

- графические упражнения;

- дорисовывание второй половины рисунка, его деталей;

- соединение по точкам;

- рисование по образцу и т. д.

Упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета

- плетение, шнуровка, бантиков, застёгивание и расстёгивание пуговиц, рисование верёвочкой; узелки – перебирать верёвочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы и т.д. (упражнение проводится с педагогами)

- вышивание, вязание;

- игры и упражнения с пальчиковыми буквами.

- имитация жестом различных конкретных предметов, действий (рассказывание стихов руками); (упражнение проводится с педагогами)

- театр в руке (различные виды театров);

Упражнения по выработке мускульной памяти:
- упражнение с шестигранными карандашами;

- отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации;

- работа с пластилином, бумагой, тканью;

- игры с бусами, чётками;

- игры с прищепками;
- игры с канцелярскими резинками или резинками для волос;

- выкладывание букв из счетных палочек и шнурка;                                                              

- игра на воображаемом пианино, выкладывание «колодца» из палочек (держать каждую палочку нужно только одноименными пальцами обеих рук);

- игра «Пальцеход» ( использование решетки от раковины) и т.п.

Все эти упражнения не только повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, но и обогащают его знание о собственном теле, развивают внимание, произвольность, успокаивают.

2.Творческие выступления педагогов «Дидактические игры и упражнения на развитие мелкой моторики».

3. Итог семинара-практикума:

Таким образом, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка: функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи: развитие первой способствует развитию второй, т.к. моторные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом.

Благодаря вашей систематической работе дети достигнут хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает их к обучению в школе.

Провести мастер-классы по изготовлению игр для каждой возрастной группы.

Подготовить  материал для родителей «Игры на развитие мелкой моторики дома»

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ум на кончиках пальцев

Семинар для родителей младшей группы ДОУ. Рекомендации родителям о развитии мелкой моторики у младших дошкольников. Анализ игрушек, предлагаемых нашим рынком, а также возможность использовать подручны...

"Истоки способностей и дарований находятся на кончиках пальцев" ( В.А.Сухомлинский)

Мелкая моторика - точные движения пальцев рук - особенно тесно связана с процессом формирования речи у ребёнка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее вл...

"Сказки на кончиках пальцев"

В этой работе представлены упражнения пальчиковой гимнастики, которые способствуют развитию речи ребенка и улучшают мелкую моторику...

Чудеса на кончиках пальцев

Консультация для родителей о значении развития мелкой моторики....

"Речь на кончиках пальцев"

Материал с рекомендациями по развитию мелкой моторики для размещения в родительском уголке....

Речь на кончиках пальцев

В данной статье учитель - логопед Титова С.А. убеждает родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей...

Сказки на кончиках пальцев

Пальчиковые игры. Пальчиковые сказки. Развитие мелкой моторики в игровой, коммуникативной, творческой форме...