Всегда ли мы правы?
статья (младшая группа) на тему

Гончарова Любовь Ивановна

 

                                   Всегда ли мы правы?

Возрастные кризы

В процессе становления личности существуют особо важные, узловые моменты, являющиеся практически неизбежными для каждого ребенка. Эти решающие этапы формирования человека обычно называют возрастными кризами, поскольку они приурочены к определенным возрастным периодам.

На возрастные промежутки от 2 до 4, от 7 до 9и от 13 до 16 лет приходятся наиболее важные кризы детства. В эти периоды происходят существенные перестройки в организме. Самая заметная из них – быстрая прибавка в росте. Увеличение же роста предъявляет повышенные требования к сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной и другим системам. Наступает временная рассогласованность в осуществлении различных физиологических функций. Это приводит к появлению необычных внутренних ощущений, повышенной утомляемости, раздражительности, перепадам настроения. В такие периоды дети больше предрасположены к заболеваниям и отличаются излишней ранимостью.

Так, в период от 2 до 4-5 лет в характере подавляющего большинства малышей начинает проявляться упрямство, своенравие. В возрасте 7-9 лет возникают первые колебания в оценке самого себя: «Дома я хороший, в школе – плохой». Или: «Дома я плохой,  в школе – хороший. Какой же я на самом деле?» Подростковый возраст несет новые трудности характера – дерзость, пренебрежение авторитетами, непокорность…  А тут возникают и перестройки,  связанные с половым созреванием.

Говоря о сложностях критического периода, мы невольно подразумеваем свои собственные трудности – как «справиться» с ребенком, а  внутренние проблемы самого ребенка остаются как бы в стороне. Поэтому постоянно появляется что - новое если малыш весел, доволен, и не капризничает, то и как будто криза никакого нет.

Развитие ребенка происходит непрерывно, но наряду с этим и неравномерно. Малозаметные изменения, накапливаясь, дают начало новым качествам. Внешне это выглядит как своеобразный скачок или поворот в развитии. Вот такой скачок, приводящий к обновлению , можно назвать критическим периодом.

Ребенок обновляется…  А родители?

Спор о том, что считать кризом, не является чисто теоретическим. Он имеет немалое практическое значение. Ведь для каждого родителя важно не только умение подмечать те или иные особенности в поведении ребенка, но и способность понимать,  чем эти особенности обусловлены. . Более того , необходимо быть подготовленным к грядущим изменениям и готовить к ним ребенка. Если 4 – летний малыш на наших глазах вдруг с поразительной скоростью начинает превращаться в эгоиста, то тут не мудрено и растеряться. Ведь мы совсем не хотели этого!  Но эгоистичные наклонности в ребенке можно было предвидеть заранее -   такова закономерность развития. Эти черты впервые появляются в бесхитростном преувеличенном, порой несколько карикатурном виде. Мы, например, в большинстве своем не считаем себя эгоистами. И не хотим, чтобы другие так думали о нас. Но кто может утверждать, что он совсем себя не любит, полностью равнодушен к себе? Да и оправдано ли подобное отношение? Социальная психология доказывает, что люди с низким уровнем собственного достоинства, с пониженной самооценкой имеют невысокий авторитет в коллективе и нередко оказываются малопродуктивными в работе. Так что хорошо к себе относиться дело серьезное. А маленький ребенок в период «первой любви2 к самому себе бесхитростен и откровенен: «Я самый лучший! Требую любви к себе! Преклоняйтесь!»

Биологические, физиологические изменения в период криза,  не всегда заметны. Гораздо легче выявляются изменения в характере, в поведении. Готовность к кризу должна быть обоюдной.

В период криза родителей подстерегают всяческие психологические барьеры. Оказывается,  довольно часто требуется преодолевать не только сопротивление и непонимание ребенка, но и свое собственное непонимание и сопротивление. Посмотрим на себя,  на свое поведение в период очень серьезного возрастного кризиса у 2- 4 летнего ребенка. Что происходит с ребенком на этом этапе? Большинство детских психологов сходится на том, что помимо серьезных физических перестроек на данном этапе формируется чувство «Я», ощущение своей индивидуальности. Всего своего существа. Словно открывается ребенку магическое «Я есть», и он активно заявляет о себе всеми доступными средствами. Теперь на первом месте – «Я»: я хочу, я не хочу, я сам. я хороший,  я  боюсь…» Первые проблемы личности пронизаны наивным эгоцентризмом желания. Он упрям, потому что желание для него – самое главное. Он капризен. Ибо желания его переменчивы. Он нуждается в похвалах и требует повиновения, ибо он хороший и его все должны любить. По этой же причине он может быть завистливым и ревнивым. Озабоченность своей персоной не обходится и без страхов, часто необоснованных: пугает неизвестное и то, что не нравится. Классические средства достижения своих целей – крик, гнев, слезы, а порой и лесть. Встречается так же искусное притворство.

Многим, вероятно, не понравится такая «модель» ребенка. Можно, правда, оговориться, что не у всех детей наблюдаются перечисленные черты. Но если даже и не у всех,  то разве это нормально все?

С точки зрения воспитанного взрослого, это, конечно, нехорошо. Но структура личности ребенка в возрасте 2-4-5 лет напоминает детский рисунок, где нарушены пропорции,  краски не имеют переходных оттенков. Черное – так черное, красное – так красное. Все в чистом виде. Лишь в последующем воспитании , жизнь делает контуры более изящными, а цветочные сочетания более тонкими. И почему бы нам не задуматься над тем, что из эгоизма формируется самоуважение, из упрямства – столь необходимая настойчивость, из капризов  –  гибкость переживаний, из потребности в похвалах  –  желание нравиться людям и заслужить  их высокую оценку. Наконец, и страхи тоже в определенной мере необходимы. Чувство опасности не так уж бесполезно, оно часто помогает нам, взрослым, избежать несчастных случаев. Ну, а что касается крика, слез, притворства, то это уж излишки, «издержки роста». Не каждый из нас подготовлен к такому повороту событий. Поэтому детский эгоизм, упрямство и капризы воспринимаются нами совсем не так, как неизбежные падения и ушибы при попытке ходить, а как нечто безусловно дурное, требующее искоренения.

Мы уже позабыли, что нам совсем недавно и в голову не приходило передвигаться вместо ребенка. А теперь мы убираем за него игрушки, кормим его с ложечки… Ведь он еще маленький! Кроме того кашей испачкается. Кстати, многие родители боятся, как бы ребенок не запачкался. Однако такие опасения неоправданны. Мы ведь не требуем, чтобы на рабочей одежде маляра  не было ни одной капли краски, а на лице шахтера ни одной пылинки.. .Но ведь  и ребенок работает – он познает окружающий мир. Познает его в активном действии, на своем личном опыте. Понятно, что навыки аккуратности, чистоплотности необходимы. Но как годовалый малыш не понимает, почему сутулиться нехорошо, так и 3 – летний ребенок далек еще от соображения аккуратности. Мы гораздо меньше сознательно воздействуем на 2 – 4 летнего ребенка личным примером и реже привлекаем его к совместной деятельности. Мы порой забываем даже, что наш личный пример по прежнему чрезвычайно значителен для малыша. Поэтому и обнаруживается вдруг, что ребенок начинает повышать голос по пустякам (как мама), или рассерженно стучать кулаком по столу (как папа). Не всегда устраивает нас и совместная деятельность. Каждому ясно, сколько неприятностей подстерегает здесь нас: ребенок может разбить тарелку, потерять нужный винтик, испортить деловую бумагу. Мы невольно ставим тут на первый план свои собственные интересы.

Мы, родители, нередко переносим на ребенка свое взрослое миропонимание, расцениваем детские успехи и неудачи со своих личностных позиций. И  при этом не устаем повторять: «Он еще маленький , он до этого не дорос». В период криза наша двойственность проявляется особенно наглядно. Наша задача не в том, чтобы систематически искоренять такую  неприятную особенность поведения, и не в том, чтобы объяснять малышу бессмысленность его упрямства, а том чтобы все плохие черты переросли в хорошие, положительные. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokdady_2.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Всегда ли мы правы?

Возрастные кризы

В процессе становления личности существуют особо важные, узловые моменты, являющиеся практически неизбежными для каждого ребенка. Эти решающие этапы формирования человека обычно называют возрастными кризами, поскольку они приурочены к определенным возрастным периодам.

На возрастные промежутки от 2 до 4, от 7 до 9и от 13 до 16 лет приходятся наиболее важные кризы детства. В эти периоды происходят существенные перестройки в организме. Самая заметная из них – быстрая прибавка в росте. Увеличение же роста предъявляет повышенные требования к сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной и другим системам. Наступает временная рассогласованность в осуществлении различных физиологических функций. Это приводит к появлению необычных внутренних ощущений, повышенной утомляемости, раздражительности, перепадам настроения. В такие периоды дети больше предрасположены к заболеваниям и отличаются излишней ранимостью.

Так, в период от 2 до 4-5 лет в характере подавляющего большинства малышей начинает проявляться упрямство, своенравие. В возрасте 7-9 лет возникают первые колебания в оценке самого себя: «Дома я хороший, в школе – плохой». Или: «Дома я плохой,  в школе – хороший. Какой же я на самом деле?» Подростковый возраст несет новые трудности характера – дерзость, пренебрежение авторитетами, непокорность…  А тут возникают и перестройки,  связанные с половым созреванием.

Говоря о сложностях критического периода, мы невольно подразумеваем свои собственные трудности – как «справиться» с ребенком, а  внутренние проблемы самого ребенка остаются как бы в стороне. Поэтому постоянно появляется что - новое если малыш весел, доволен, и не капризничает, то и как будто криза никакого нет.

Развитие ребенка происходит непрерывно, но наряду с этим и неравномерно. Малозаметные изменения, накапливаясь, дают начало новым качествам. Внешне это выглядит как своеобразный скачок или поворот в развитии. Вот такой скачок, приводящий к обновлению , можно назвать критическим периодом.

Ребенок обновляется…  А родители?

Спор о том, что считать кризом, не является чисто теоретическим. Он имеет немалое практическое значение. Ведь для каждого родителя важно не только умение подмечать те или иные особенности в поведении ребенка, но и способность понимать,  чем эти особенности обусловлены. . Более того , необходимо быть подготовленным к грядущим изменениям и готовить к ним ребенка. Если 4 – летний малыш на наших глазах вдруг с поразительной скоростью начинает превращаться в эгоиста, то тут не мудрено и растеряться. Ведь мы совсем не хотели этого!  Но эгоистичные наклонности в ребенке можно было предвидеть заранее -   такова закономерность развития. Эти черты впервые появляются в бесхитростном преувеличенном, порой несколько карикатурном виде. Мы, например, в большинстве своем не считаем себя эгоистами. И не хотим, чтобы другие так думали о нас. Но кто может утверждать, что он совсем себя не любит, полностью равнодушен к себе? Да и оправдано ли подобное отношение? Социальная психология доказывает, что люди с низким уровнем собственного достоинства, с пониженной самооценкой имеют невысокий авторитет в коллективе и нередко оказываются малопродуктивными в работе. Так что хорошо к себе относиться дело серьезное. А маленький ребенок в период «первой любви2 к самому себе бесхитростен и откровенен: «Я самый лучший! Требую любви к себе! Преклоняйтесь!»

Биологические, физиологические изменения в период криза,  не всегда заметны. Гораздо легче выявляются изменения в характере, в поведении. Готовность к кризу должна быть обоюдной.

В период криза родителей подстерегают всяческие психологические барьеры. Оказывается,  довольно часто требуется преодолевать не только сопротивление и непонимание ребенка, но и свое собственное непонимание и сопротивление. Посмотрим на себя,  на свое поведение в период очень серьезного возрастного кризиса у 2- 4 летнего ребенка. Что происходит с ребенком на этом этапе? Большинство детских психологов сходится на том, что помимо серьезных физических перестроек на данном этапе формируется чувство «Я», ощущение своей индивидуальности. Всего своего существа. Словно открывается ребенку магическое «Я есть», и он активно заявляет о себе всеми доступными средствами. Теперь на первом месте – «Я»: я хочу, я не хочу, я сам. я хороший,  я  боюсь…» Первые проблемы личности пронизаны наивным эгоцентризмом желания. Он упрям, потому что желание для него – самое главное. Он капризен. Ибо желания его переменчивы. Он нуждается в похвалах и требует повиновения, ибо он хороший и его все должны любить. По этой же причине он может быть завистливым и ревнивым. Озабоченность своей персоной не обходится и без страхов, часто необоснованных: пугает неизвестное и то, что не нравится. Классические средства достижения своих целей – крик, гнев, слезы, а порой и лесть. Встречается так же искусное притворство.

Многим, вероятно, не понравится такая «модель» ребенка. Можно, правда, оговориться, что не у всех детей наблюдаются перечисленные черты. Но если даже и не у всех,  то разве это нормально все?

С точки зрения воспитанного взрослого, это, конечно, нехорошо. Но структура личности ребенка в возрасте 2-4-5 лет напоминает детский рисунок, где нарушены пропорции,  краски не имеют переходных оттенков. Черное – так черное, красное – так красное. Все в чистом виде. Лишь в последующем воспитании , жизнь делает контуры более изящными, а цветочные сочетания более тонкими. И почему бы нам не задуматься над тем, что из эгоизма формируется самоуважение, из упрямства – столь необходимая настойчивость, из капризов  –  гибкость переживаний, из потребности в похвалах  –  желание нравиться людям и заслужить  их высокую оценку. Наконец, и страхи тоже в определенной мере необходимы. Чувство опасности не так уж бесполезно, оно часто помогает нам, взрослым, избежать несчастных случаев. Ну, а что касается крика, слез, притворства, то это уж излишки, «издержки роста». Не каждый из нас подготовлен к такому повороту событий. Поэтому детский эгоизм, упрямство и капризы воспринимаются нами совсем не так, как неизбежные падения и ушибы при попытке ходить, а как нечто безусловно дурное, требующее искоренения.

Мы уже позабыли, что нам совсем недавно и в голову не приходило передвигаться вместо ребенка. А теперь мы убираем за него игрушки, кормим его с ложечки… Ведь он еще маленький! Кроме того кашей испачкается. Кстати, многие родители боятся, как бы ребенок не запачкался. Однако такие опасения неоправданны. Мы ведь не требуем, чтобы на рабочей одежде маляра  не было ни одной капли краски, а на лице шахтера ни одной пылинки.. .Но ведь  и ребенок работает – он познает окружающий мир. Познает его в активном действии, на своем личном опыте. Понятно, что навыки аккуратности, чистоплотности необходимы. Но как годовалый малыш не понимает, почему сутулиться нехорошо, так и 3 – летний ребенок далек еще от соображения аккуратности. Мы гораздо меньше сознательно воздействуем на 2 – 4 летнего ребенка личным примером и реже привлекаем его к совместной деятельности. Мы порой забываем даже, что наш личный пример по прежнему чрезвычайно значителен для малыша. Поэтому и обнаруживается вдруг, что ребенок начинает повышать голос по пустякам (как мама), или рассерженно стучать кулаком по столу (как папа). Не всегда устраивает нас и совместная деятельность. Каждому ясно, сколько неприятностей подстерегает здесь нас: ребенок может разбить тарелку, потерять нужный винтик, испортить деловую бумагу. Мы невольно ставим тут на первый план свои собственные интересы.

Мы, родители, нередко переносим на ребенка свое взрослое миропонимание, расцениваем детские успехи и неудачи со своих личностных позиций. И  при этом не устаем повторять: «Он еще маленький , он до этого не дорос». В период криза наша двойственность проявляется особенно наглядно. Наша задача не в том, чтобы систематически искоренять такую  неприятную особенность поведения, и не в том, чтобы объяснять малышу бессмысленность его упрямства, а том чтобы все плохие черты переросли в хорошие, положительные.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий летнего развлечения на тему: "Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будут дети!"

Основные задачи данного развлечения:- расширить знания о празднике – Дне защиты детей;- формировать умение отгадывать загадки о лете;- закрепить знание фруктов и овощей;- развивать внимание, творчески...

Сценарий летнего развлечения «Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будут дети!»

Сценарий летнего развлечения «Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будут дети!»Сценарий летнего досуга для детей среднего дошкольного возраста....

Сценарий мероприятия "Пусть всегда будет мама!Пусть всегда буду я!"

Воспитание у детей младшего дошкольного возраста уважения к маме....

Сценарий развлечения «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда буду я»

Цель:  Привлечь внимание детей к характерным особенностям летнего периодаЗадачи:Способствовать расширению представлений детей о летних изменениях в природе.Развивать  двигательны...

проект для детей с 3-4 лет "Пусть всегда будет - мама, пусть всегда буду - я"

проект для детей с 3-4 лет "Пусть всегда будет - мама, пусть всегда буду - я"...

Мастер-класс в средней группе ДОУ в рамках проекта «Будь всегда здоровым, будь всегда счастливым!» Тема: «Научим Андрюшу правильно кушать»

Охрана здоровья детей и его укрепления – важная задача дошкольных учреждений. «Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовн...