Консультация для родителей: Рекомендации по формированию словаря.
консультация на тему

Санникова Елизавета Александровна

При формировании у детей словарного запаса ис­пользуются разнообразные приемы, направленные, прежде всего, на развитие активного внимания, уме­ния вслушиваться в обращенную речь, выделять в ней названия предметов действий, признаков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_k_formirovaniyu_slovarya.docx16.31 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  для родителей

Рекомендации к формированию словаря.

Логопед:

Санникова  Елизавета

   Александровна 

Рекомендации к формированию словаря.

При формировании у детей словарного запаса используются разнообразные приемы, направленные, прежде всего, на развитие активного внимания, умения вслушиваться в обращенную речь, выделять в ней названия предметов действий, признаков. На первоначальных этапах подбираются задания, выполнение которых подкрепляется действием. Предметный словарь имеет выраженный конкретный характер (покажи, принеси, выбери и т. д.); а действия легко поддаются демонстрации (подпрыгни, согни руку, присядь и т. д.). В процессе общения с ребенком можно задавать и провокационные вопросы, типа: «Что помогает птице летать? А у кошки есть крылья?» Необходимо закреплять обобщающее значение слов - «Покажи всех, у кого есть крылья».

Для активизации словарного запаса детям предлагается:

а) самостоятельно назвать предмет, действие, признак;

 б) закончить предложение, вставив необходимые по смыслу слова;

в) подбор существительных, глаголов, прилагательных к словам.

Занимаясь с ребенком, возможны разные приемы подсказки нужного слова: интонационное выделение слова, называние первой части слова, образца.

Полезно использовать рассматривание сюжетных картин. При этом вопросы ребенку задаются таким образом, чтобы помочь понять не только основную сюжетную линию, но и причинно-следственные отношения, дать эмоциональную оценку увиденного.

Большую роль в расширении объема лексического запаса играет обучение детей навыкам словообразования. Уточнение значений слов связано с необходимостью  направленности  внимания   детей   на   звучание

значимых частей слова. Важно показать, как с изменением их звучания изменяется сам смысл слова.

На первоначальных этапах образования уменьшительно-ласкательных слов дается сопоставление двух предметов - большого и маленького, подчеркивается, как по-разному они называются. Интонационно выделяется суффикс (кот - котик, куб - кубик, рот - ротик и т. д.). Далее детям предлагается поднять только ту картинку, которую называет взрослый: у кого шар, шарик, мяч, мячик, машина, машинка...

Включая упражнения на закрепление новых слов в самостоятельной речи, дети сначала повторяют вслух за взрослым предложенный образец, а затем самостоятельно составляют предложения, типа: У Лены кукла, а у Леночки куколка. Маша надевает кофту, а Машенька — кофточку.

При этом можно использовать:

а)        демонстрацию действий;

б)        картинок;

в)        опорные слова;

г)        вопросы.

Обучая детей употреблению существительных с уменьшительными значениями, важно правильно подобрать наглядный материал. Так, сначала даются упражнения на образование существительных мужского рода с суффиксом «ик-ок» (хвостик, бантик, грибок, дубок), затем существительных женского рода с суффиксом «к» (куколка, машинка).

Путем специальных дидактических упражнений детей учат различать сходные по внешним признакам действия, но отличающиеся оттенками.

Эти различия передаются разными приставками. Например, пришел, ушел, вышел, подошел. Сначала детям демонстрируется 2 противоположных действия (пришел — ушел), предлагается их сравнить и определить, разные они или одинаковые. Далее интонационно выделяется 1-ая часть слова, приставка (при-шел, у-шел), подчеркивая, как по-разному эта часть слова меняет действия. Следующий этап, включает в себя обучение умению определять обобщающее значение слова: раздаются картинки, а дети показывают, про кого можно сказать: пришел — ушел. Предложив детям самостоятельно выполнить аналогичные действия, необходимо затем составить предложения с этими глаголами:

Миша пришел домой,

Лена ушла из дома,

Оля пришла в детский сад,

Даша ушла из детского сада и т. д.

Аналогично рассматриваются другие действия (налил — вылил, прибежал — убежал, открыл — закрыл), при этом обязательно внимание детей привлекается к приставкам, которые придают разные значения действиям.

Большое внимание уделяется обучению детей образованию новых существительных с помощью суффиксов, например: «ница» (в значении вместилища — сахарница), «ник» (чайник), слов, обозначающих лиц по их действиям и способу деятельности (суффиксы: ница, ка, унья, ист — артистка, шалунья, покупательница, воспитательница, машинист, журналист).

Обучение и закрепление навыков словообразования проводится в виде различных игровых фрагментов, где действующими лицами являются сами дети или их любимые персонажи. Широкое использование наглядности, элементов музыки, активизации речевой деятельности, различные формы поощрений помогают поддерживать эмоциональный положительный настрой детей, интерес к занятиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный комплексно-тематический план психолого-педагогической работы во второй младшей группе, составленный на основе ФГТ по формированию словаря

Предлагается примерный комплексно-тематический план психолого-педагогической работы во второй младшей группе по формированию словаря, составленный на основе ФГТ. Этот план дает возможность планировать...

Особенности формирования словаря у дошкольников. Рекомендации к формированию словаря.

Дошкольник владеет активным и пассивным словарем, который определяет возможности не только понимания, но и самостоятельного использования в речи общеупотребительных и специфических слов. Уровень...

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЛОВАРЯ. ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ

Для обогащения словаря успешно применяется задание на усвоение значений слов путем подбора ряда текстов, в которых предполагается последовательное сужение значения изучаемого слова. При составлении та...

Консультация для родителей "Рекомендации по развитию словаря"

Речевые способности ребенка особенно ярко проявляются в общении его со взрослыми: он делится с ними своими впечатлениями, просит что - нибудь рассказать, объяснить, прочитать, ответить на интересующий...