Особенности воспитания детей 5 года жизни
консультация (средняя группа) на тему

Витковская Ольга Сергеевна

Чтобы правильно воспитывать детей, необходимо понимать и учитывать психологические и индивидуальные особенности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons.docx43.98 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Игра – ответственное дело!»

 

В настоящее время педагоги и психологи бьют тревогу, говоря о том, что современные дети не умеют играть. Причин тому несколько. Во-первых, отличительной чертой современности является изобилие игрушек, которые не только не способствуют расцвету детской игры, а скорее наоборот подавляют ее. Ведь такое разнообразие игрушек привлекает внимание, и, как правило, вместо насыщенной сюжетной игры мы наблюдаем либо желание малыша экспериментировать со свойствами игрушки, либо просто манипулирование ею, и, пожалуй, печальная тенденция – примитивное коллекционирование, с требованиями пополнения коллекции игрушками такого плана.

Во-вторых, устои семьи во многом изменились, к сожалению, теряется значимость института семейного воспитания, остро стоит проблема осознанного и ответственного родительства. Большинство современных родителей, желая для ребенка разностороннего развития, успешности в его дальнейшей жизни, с самого раннего детства насыщают будни ребенка разнообразными многочисленными "занятиями", тем самым, ограничивая ребенка в общении с ними, пренебрегают игрой. Большой процент родителей, к сожалению, игнорирует игру, как саму по себе, её воспитательный потенциал, так и создание условий для её развития в процессе семейного воспитания.

И, пожалуй, еще одна причина, редкое явление в последнее время – это «дворовые сообщества», в которых старшие дети – носители игры, могли бы научить младших играть.

В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится о необходимости реализации программы, прежде всего в форме игры. Игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей. И объясняется это тем, что в дошкольном возрасте игра – это ведущий вид деятельности, и присутствие ее должно прослеживаться во всей психолого-педагогической работе, а непросто выделена в одну из образовательных областей. Для социально-личностного развития ребенка без преувеличений большое значение имеет игра. Мощным средством познания мира и себя в нем, выступает именно игра. Фундаментальность значения игры для умственного развития ребенка связана с тем, что в игре формируются наглядно-образное мышление и воображение. В разнообразных детских играх уникальным образом сочетаются легкость и удовольствие, с которым ребенок подражает действиям взрослого. Через игру ребенок знакомится с отношениями людей, различными профессиями, пробует себя в разных социальных ролях и приобретает свой социальный опыт. Для возникновения игры и последующего ее развития большое значение имеет ведущая в этом возрасте предметная деятельность, дети знакомятся с назначением, свойствами, использованием предметов. В связи с социальной ситуацией развития, сложившиеся к этому возрасту, малышей интересует не выполняемые действия, а используемые предметы и игрушки. Наиболее эффективным приемом для привлечения внимания к игрушкам и предметам является – обучающая игра, в которой активное участие принимает сам ребенок.

Для пробуждения интереса, игровой активности ребенка раннего возраста можно использовать так называемые косвенные методы воздействия: вопросы, советы, игра рядом, обращения от имени персонажа, деликатное подключение к игре и др.

Значительно расширить горизонты игры, поможет введение в игру предметов-заместителей. Они делают ее более интересной, содержательной, фантазийной, творческой. А в дальнейшем усложнение предметных способов решения игровых задач связано с появлением игровых действий с воображаемыми предметами. Формирование которых начинать лучше всего опираясь на наглядность. (Например, сорвать ягодку на картинке, погладить нарисованного котенка и т.д.)

Во время совместной игровой деятельности детей раннего возраста, родителей и педагогов, например в условиях центра раннего развития, формируются следующие умения:

Умение знакомиться - приход куклы Бибабо. Кукла обращается с вопросом к ребенку: «Как тебя зовут?», малыши отвечают, кто-то по просьбе педагога задает кукле вопрос.

Умение обращаться за помощью и предлагать помощь (сверстникам, взрослым).

Умение заявлять о своих потребностях и выражать благодарность. В ходе непосредственной образовательной деятельности кукла Бибабо просит разрешения обнять (благодарит за оказанную помощь), говорит «спасибо», «пожалуйста» и т.д.

Умение следовать полученной инструкции (доводить дело до конца).

Умение ждать своей очереди. При раздаче материала для игры дети учатся ждать, по очереди опускают руку в «волшебный мешочек», здороваются за руку, лапу с приходящим в гости сказочным героем, соблюдают очередность при прохождении физкультурных дорожек и т.д.

Умение присоединиться к играющим детямУмение делиться. Использование в НОД совместных подвижных, музыкальных игр: «Вышла курочка гулять», «По лесной лужайке», «Солнышко и дождик» и т.д. При использовании проблемной ситуации: «На чем поедем в лес?», строим транспорт из модулей, стульчиков, скамейки и т.д.

Речевое сопровождение игры позволяет перевести предметные действия с сюжетными игрушками в план общения с персонажами игры, открывает возможности планирования игры и построения диалогов между партнерами, создания детализированного образа-роли. А в дальнейшем к сюжетно - отобразительной игре, ролевой игре.

Виды деятельности

Содержание игровой среды (для детей 2-3 лет)

Сюжетно-отобразительная деятельность:

· сюжетно-образные игрушки

· кукольный уголок

· игровое оборудование для сюжетно-ролевых игр (пока преимущественно ролевых)

Кукольный уголок: (для игровых действий, игры с куклами): стол, стулья, кроватки с постельными принадлежностями по размеру кровати (матрац, простыня, одеяло, пододеяльник, подушка, наволочка, покрывало), люлька-качалка. Куклы-младенцы (пупсы). Пеленки для кукол-младенцев, конверты. Мойкаскраном, плита, набор кухонной, столовой посуды, прихватки, набор овощей и фруктов, муляжи продуктов. Ванночка для купания кукол, таз, полотенце, мыло, прищепки, веревка для белья, утюжки и т.д. Коляски для кукол.

Уголок «Ряженья» (для одевания на себя) – коробки с атрибутами для ролевых игр.

Поликлиника. Скорая помощь.

Врач, медсестра, водитель: белые пелеринки или халаты, шапочки, набор инструментов (фонендоскоп, градусник, шприц, шпатель, баночки с лекарствами, витамины и т.д.), бланки для рецептов, машина «скорая помощь» (атрибуты для водителя) и т.д.

Стройка.

Плотник, каменщик, крановщик, водитель: каска, брусочки, доски, плиты (строительный материал), верстак, молоток, ножовка, гвозди, гайки, болты, тиски, совки, раствор, кран и т.д.

Парикмахерская.

Парикмахер (для игровых действий, игры с куклами), клиент: фартук, трюмо с зеркалом, расчески, игрушечные наборы для парикмахерских, ножницы, заколки, ленты, шампунь, фен и т.д.

Магазин.

Продавец, покупатель, грузчик: фартук, весы, касса, баночки, бутылочки, наборы овощей, фруктов; муляжи - продукты (булочки, пирожки, колбаса), сумочки, корзиночки, деньги и т.д.

Автомастерская. Гараж.

Автослесарь, водитель, диспетчер: различные машины, телефон, листы для записи, набор инструментов: гаечный ключ, молоток, отвертки, строительный материал, запасные детали и т.д.

Водитель, заправщик, диспетчер: руль, педали, лист – путевка, спидометр, переключатель скоростей, пистолет – заправка, насос, шланг и т.д.

Кафе.

Повар, официант, посетитель: колпак, халат, муляжи – продукты, салфетки, набор кукольной посуды, и т.д.

Ателье.

Швея, клиент: различные обрезки ткани, швейная машинка, пуговицы, кнопки, выкройки и т.д.

Развитие игры, переход от простых действий с игрушками к более сложным, сюжетным, к появлению первых ролевых игр, ролевых действий, включенных в сюжет – все это возможно в раннем детстве только в постоянном игровом взаимодействии с взрослым (педагогом, родителем). Игры, которые организуются для детей раннего возраста, должны постоянно повторяться, чтобы дети смогли достаточно овладеть игровыми способами действий. Но необходимо следить за тем, чтобы игры не замыкались на проигрывании одних и тех, же действий, а постепенно расширялись и ролевые действия становились разнообразнее. (Следует учитывать небогатый жизненный опыт детей раннего возраста).

 Развитие креативного потенциала дошкольников посредством театрализованной деятельности

 

Актуальность темы: Одна из главных задач воспитания в дошкольном учреждении - развитие креативной личности, способной взглянуть на проблему нестандартно, отличающейся любознательностью, инициативностью, способной найти индивидуальное решение вопросов, высказывать оригинальные гипотезы и идеи. Одним из эффективных средств развития креативной личности, воображения, дивергентного мышления является театрализованная деятельность.

Данный вид деятельности обуславливает особое взаимодействие педагогов и детей на базе свободной творческой атмосферы, поощрения детской инициативы и любознательности, свободы выражения своего мнения, стремления к самовыражению и оригинальности. Театрализованная деятельность способствует укреплению дружеских отношений между детьми.

Грамотно организованная театрализованная деятельность способствует развитию в детях творчества, оригинальности мышления, образной памяти, умения находить свое собственное решение, умения отстаивать свою точку зрения, импровизировать, способности к выразительному движению, целеустремленности, способности доводить начатое дело до конца, умения продолжать работу, несмотря на сложности и неудачи, умения решать творческие задачи.

Волшебство театра позволяет детям научиться преодолевать стереотипы мышления, разные комплексы и побудить их индивидуальные творческие способности: танцевальные, актерские, музыкальные, живописные, поэтические и т.д.

Для развития креативного мышления дошкольников посредством театрализованной деятельности в ДОУ необходимо решать ряд задач:

  • Создавать необходимые условия для осознания воспитанниками своей одаренности, индивидуальности;
  • Способствовать раскрытию творческих способностей и развитию креативности каждого ребенка;
  • Формировать ситуации успешности для каждого ребенка;
  • Развивать в детях самооценку и уверенность в своих способностях;
  • Формировать в детях устойчивое отношение к творчеству.

Принципы работы над развитием креативных способностей детей:

  • Организация взаимодействия воспитателя с детьми на базе сотворчества и сотрудничества;
  • Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;
  • Индивидуальный подход и вера педагога в креативный потенциал каждого ребенка;
  • Уважение мнения ребенка, его личной позиции;
  • Активная игровая деятельность дошкольников.

Начинать развивать творческие способности детей посредством театрализованной деятельности рекомендуется с организации специальных игр с детьми, направленных на развитие воображения, интонации, мимики, пантомимики и артикуляции. Это мини-игры, которые могут быть использованы согласно комплексно-тематическому плану работы во время проведения занятий по ознакомлению с окружающим миром, художественной литературой, экологией; во время проведения оргмоментов, физкультминуток, т.е. во всех формах педагогического процесса.

Творческие игры упражнения

Игры-имитации

- Имитация действий, эмоций людей, сказочных персонажей, животных, особенностей поведения. Например, храбрый петушок, неуклюжий медведь, грустный зайчик, хитрая лиса, радостный медвежонок. Дети в процессе изображения разных персонажей учатся азам перевоплощения.

Творческие игровые ситуации

"Веселая рыбалка", "День рождения у мишки", "Играют зайки на лужайке и вдруг появляется волк, который хочет поймать их всех", "Цирк зверей".

Игры-импровизации под музыку ("Снежинки медленно падают или кружатся в снежном вихре", "Разноцветные бабочки порхают с цветка на цветок"). Дети с радостью создают образы согласно темпу и настроению музыки.

Этюды-импровизации

"Надо съесть кашу, которая не нравится", "ученый-изобретатель машины времени", "инопланетянин в детском саду" и т.д.

Театральные этюды по изображению сказочных персонажей

Мини-постановки по текстам авторских стихов, потешек.

В процессе организации таких игр-упражнений нужно обращать внимание на применение жестикуляции, мимики, движений и средств выразительности: темп, ритм речи, особенности голоса, которые помогают передавать многообразие оттенков чувств (радость, обиду, удивление). Детям помогают перевоплотиться в образ элементы костюмов, декораций, которые они выбирают сами для своих игр. Каждый ребенок проявляет характер героя по-своему, выражая свою индивидуальность и творческие способности. Когда ребенок говорит от имени определенного лица, то он быстрее раскрепощается, общается с партнером по этюду или игре. Даже самый пассивный ребенок после исполнения даже незначительной роли начинает проявлять активность, у него возникает радость творчества.

Инсценировка фрагментов песен и художественных произведений

Следующий этап развития творческих способностей личности - нужно переходить к инсценировке фрагментов авторских и русских народных сказок ("Теремок", "Колобок", "Как цыпленок голос искал" и т.п.).

Нужно проигрывать фрагменты сказок с разными детьми, чтобы развивать их разносторонне в процессе театрализованной игры. Такая игра раскрывает индивидуальность каждого ребенка. Благодаря обмену ролями дети начинают осваивать новые роли, подбирая самостоятельно способы выразительности, которые свойственны определенному образу, его эмоций, черт характера и переживаний.

Дети на этом этапе начинают ярче проявлять свое творчество в музыкальных композициях. Здесь задача усложнена проигрыванием роли без слов, являющихся мощным выразительным средством, но зато он может проявлять свои способности движениями, опираясь на музыку.

Инсценировка детских песен

"Лев и брадобрей", "Три поросенка", "Лягушки" и т.д. Движениями и пластикой тела дети передают эмоциональный окрас песен.

В результате применения подобных игр дети приобретают большую уверенность, а их движения - гибкость, выразительность и подвижность.

Творческие способности детей развиваются также благодаря их участию в подборе необходимых костюмов для героев, атрибутов для игры. А иногда дети участвуют и в изготовлении атрибутов, костюмов и расстановке декораций.

Дети самостоятельно разыгрывают небольшие сценки и представления, используя пальчиковый театр, театр на ложках, настольный театр и т.д.

Чтобы театрализованные игры были эффективны для развития творчества детей, нужно правильно организовать предметно-развивающую среду: костюмы, детали которых могут применяться для разных персонажей, т.е. такие костюмы, которые можно использовать в разных вариантах;

Театральные ширмы и разные атрибуты для игр по разным сюжетам, декорации, наличие разных видов театров и материалов к нему; наличие творческих мастерских в группе, где дети могут готовить все необходимое для своих творческих игр, осуществлять свое видение оформления инсценировки или спектакля.

Развитие творческих способностей детей в ходе постановки спектакля

Условия:

  • Свободный выбор деятельности, методов осуществления личного замысла;
  • Формирование атмосферы эмоционального комфорта личности для ребенка;
  • Обогащение предметно-развивающей среды, ее насыщенность, разнообразие;
  • Создание воспитателем положительной мотивации, поддержка творческих начинаний дошкольника, отсутствие критики.

Дети при подготовке к показу спектакля получают возможность попробовать сыграть любой образ, который им понравился. Каждый ребенок по-своему отображает особенности характера героя, а обращая на это внимание, дети перенимают друг у друга мимику, жестикуляцию, ритм и темп речи, которые максимально выражают образ героя.

В спектакле должны играть все дети из группы. Сначала эта роль будет незначительной, маленький, но она доставит ребенку невероятную радость от участия в коллективном творчестве и будет способствовать обогащать личный опыт ребенка, поможет самым робким и стеснительным детям преодолеть неуверенность в себе и робость.

Дети с удовольствием обсуждают, выбирают и изготавливают декорации для спектакля, элементы костюмов; рисуют и придумывают афишу спектакля, разрабатывают пригласительные билеты.

Театр, будучи синтезом разных видов искусства: литературы, музыки, живописи, танца, предоставляет детям возможность проявить личные творческие способности в разных областях.

Самореализация творческих способностей, самовыражения личности

  • Импровизация в процессе инсценировки, театрализованной игры.
  • Сочинение сказки на базе сюжетов, произведений.
  • Введение новых персонажей в существующую сказку, создание новых проблемных персонажей.
  • Заимствование героев из одной сказки в другой.
  • Придумывание продолжения сказки или изменение ее концовки.
  • Постановка придуманной сказки.
  • Самостоятельное изготовление декораций, кукол для театра на базе личного замысла.

Проектная деятельность детей по теме театра - коллективные и индивидуальные исследовательско-творческие проекты

Формирование ситуации для поиска, свободы и раскованности, которая стимулирует фантазию детей, позволяет импровизировать. В процессе таких игр уместны любые самостоятельно выдвинутые идеи, нестандартные предложения и решения.

Дети могут изменить начало или концовку известной сказки, мультфильма, придумать совершенно новые события, в которых оказывается герой, придумать и добавить новых персонажей.

В результате таких действий возникает совершенно новый сценарий, образ, возникают новые возможности роли.

Сказки, придуманные детьми, могут лечь в основу игр-спектаклей, участвуя в которых дети будут играть особенно эмоционально и непосредственно.

Результат - формирование креативных качеств личности и креативного мышления:

  • Отсутствие стереотипов в мышлении - оригинальные, новые, нестандартные идеи, которые не совпадают с общими принятыми стандартами и нормами;
  • Способность создавать большое разнообразие замыслов;
  • Творческое воссоздающее воображение;
  • Способность ассоциировать неоднородные понятия;
  • Мобилизация генерации идей;
  • Творческое воображение;
  • Совершенствование изначального замысла в ходе детализации;
  • Умение использовать известные предметы по-новому, действовать с ними по-новому.

Итак, эффективность методики театрализованной деятельности для развития креативности личности ребенка, доказана на практике. Дети в группах, где внедряется данная методика, показывают более высокий уровень развития творческих способностей. Они чаще принимают нестандартные решения, владеют ситуацией новизны, отличаются самостоятельностью в своих суждениях, упорством и инициативностью.

Познавательное развитие дошкольника в процессе детского экспериментирования

 

Развитие исследовательских способностей ребёнка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребёнком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребёнка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника.

Работая с детьми по программе «Радуга», мы заметили их повышенный интерес к долгосрочным наблюдениям-экспериментам, а также к занятиям, содержащим демонстрационные опыты и элементы самостоятельного экспериментирования, Опыты сопровождаются проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи детей, их умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определённый алгоритм действий, чёткость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться). А вопросы «Зачем? », «Как? » и «Почему? » требуют уже от нас, взрослых, компетентности в различных областях знаний об окружающем нас мире.

Были определены формы детской исследовательской деятельности:

- познавательное занятие;

- совместная исследовательская деятельность детей с воспитателем (опыты, эксперименты) в уголке «мини-лаборатория»;

- игры-эксперименты и дидактические игры;

- эвристические беседы, включающие решение речевых логических задач, разгадывание загадок, кроссвордов, ребусов;

- использование моделей и деятельности моделирования.

Исследовательскую деятельность с малышами следует начинать с демонстрационных опытов, когда эксперимент проводит воспитатель. Вначале задается проблема, и воспитатель спрашивает у детей, какие результаты могут получиться в итоге выполнения опыта.

Выстраивая проект занятия с учётом дифференцированного подхода к ребёнку в процессе развития его познавательной активности средствами экспериментирования, используются различные методы и приёмы подачи материала по принципу «от простого к сложному».

При организации экспериментов очень важен личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку, его интересам и желаниям. Отношения с детьми строятся на основе партнёрства. Дети на занятиях учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

Для правильной организации своей деятельности был разработан тематический план занятий. В нём учитываются общие задачи развития и продуманы темы, которые привлекают детей и стимулируют их к творческой активности.

Для выявления уровня познавательно-исследовательской деятельности детей и контроля результатов эффективности форм и методов работы возникла необходимость разработки диагностического материала. Выбору диагностических методик предшествовало чёткое определение целей и задач, решаемых в процессе экспериментирования, выделение структурных компонентов и тех характеристик, которые определяются как «ряд навыков деятельности». Так, в процессе детского экспериментирования дети учатся:

- видеть и выделять проблему;

- принимать и ставить цель;

- решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;

- высказывать суждения, делать выводы и умозаключения;

- фиксировать этапы действий и результаты графически.

Наиболее подходящей данным требованиям оказалась диагностика, разработанная Л. И. Прохоровой и Л. Н. Менщиковой. На её основе была составлена диагностическая таблица и определены показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельности.

Результаты диагностики уровня сформированности деятельности экспериментирования как отдельными детьми, так и группой в целом позволяют наметить пути и способы оказания помощи отдельным детям, предоставляют возможность работать с опорой на знание индивидуальных возможностей и интересов каждого ребёнка

Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Поэтому все собранные и изготовленные в ходе предыдущей работы пособия были систематизированы и оформлены в наборы для исследования определённых свойств предметов и явлений. В группе был создан уголок экспериментирования, который включает в себя «мини-лабораторию» с необходимым оборудованием и природным бросовым материалом, «мини-музей», схемы-модели алгоритмов проведения опытов. Собрана библиотека по разделу «Детское экспериментирование», создана информационная копилка для родителей «Детские вопросы и ответы», картотека «Опыты и эксперименты» по возрастам, подготовлены альбомы с фотографиями, дидактические игры.

Экспериментирование можно включать в разные формы работы с детьми: экскурсии, прогулки, трудовую деятельность, наблюдения, проведение опытов, организованных как самостоятельная или совместная деятельность.

Для популяризации детского экспериментирования был составлен план взаимодействия с родителями. Были предложены примерные планы совместной деятельности родителей с детьми дома. Для разъяснения актуальности предлагаемой темы были составлены и проведены консультации с родителями. На родительских собраниях обсуждались возникающие трудности и происходил обмен накопленным опытом. Родители принимали активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, приглашались на открытые занятия с элементами экспериментирования, вовлекались в выполнение творческих домашних заданий.

Таким образом, в результате целенаправленной, планомерной, систематической работы у детей появился интерес к самостоятельной исследовательской деятельности. Дети стали более наблюдательны, научились сравнивать, анализировать, делать выводы, стали более активно участвовать в познавательном общении с взрослыми и сверстниками.

Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковых игр в ДОУ

 

В статье представлена информация, которая поможет начинающим воспитателям организовать занятия по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Цель статьи: раскрыть смысл необходимости развития мелкой моторики в ДОУ посредством пальчиковых игр.

В дошкольном возрасте ребенок изучает и постигает окружающий мир постоянно. Главный метод собирания информации в этом периоде - прикосновения. Ребенок стремится все трогать, гладить, хватать, пробовать на вкус. Взрослые должны поддерживать это стремление, предоставлять малышу игрушки разного вида (мягкие, твердые, гладкие, шершавые, холодные и т.д.), предметы для исследования, ткани. Тогда малыш получит необходимые ресурсы для развития. Учеными доказано, что речь ребенка и его сенсорные органы связаны напрямую. Из этого следует, что для того, чтобы ребенок хорошо говорил, необходимо развивать его руки.

Развитию мелкой моторики посвятили свои труды многие детские физиологи и психологи. Например, авторы О.А. Новицкая, В.В. Цвынтарный, Ю.А. Соколова описывают конкретные приемы для развития мелкой моторики детей. С.Е. Большакова и А.А. Хвостовцев дают полные рекомендации по формированию навыков движения и дифференцированных движений пальцев рук у дошкольников.

Актуальность темы

Связь мелкой, речевой и общей моторики изучена и подтверждена многими известными учеными. Они сделали вывод, что со становлением речи особенно тесно связано развитие тонких движений пальцев рук. Поэтому в ДОУ необходимо внедрение методик по развитию мелкой моторики с помощью пальчиковых игр.

Отмечено то, что именно поэтому, когда человек не может выразить свою мысль или объяснить что-то словами, он использует жесты. И наоборот: когда ребенок пишет или рисует сосредоточенно, то он непроизвольно помогает себе, высовывая язык.

М.М. Кольцова, известный исследователь речи детей, пишет о том, что исторически в ходе развития человечества движения пальцев рук были всегда тесно связаны с речевой функцией. Первобытные люди сначала общались жестами, главная роль здесь отводилась руке. Развитие функций руки и речи происходило параллельно. М.М. Кольцова сделала вывод, что формирование областей мозга, отвечающих за формирование речи, происходит под влиянием кинестетических импульсов от рук, а вернее от пальцев. Этот факт необходимо использовать в работе с детьми и там, где речь развивается своевременно, и там, где на лицо отставание, задержка развития моторной стороны речи. Речевое развитие рекомендуется стимулировать путем тренировки движений пальцев рук.

Речь ребенка развивается примерно по такому пути. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, потом появляется артикуляция слогов, дальнейшее совершенствование речевых реакций заключается в прямой зависимости от интенсивности тренировки движений пальцев. Поэтому имеются все основания для того, чтобы рассматривать кисть руки в качестве органа речи - такого же, как артикуляционный аппарат. С этой стороны вопроса проекция руки является еще одной речевой зоной мозга.

Важность развития мелкой моторики заключается еще в том, что вся будущая жизнь ребенка также будет требовать точных координированных движений пальцев и кистей, которые необходимы, чтобы рисовать, писать, одеваться, выполнять множество разных действий.

Доказано также, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Это значит, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев - это мощное средство для повышения работоспособности головного мозга. Тонкая моторика - основа развития всех психических процессов (память, внимание, речь, восприятие, мышление).

Чтобы научить ребенка говорить, нужно не просто тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, улучшающую связь между полушариями головного мозга и синхронизации их работы.

Какое значение имеют пальчиковые игры в развитии мелкой моторики дошкольника

Пальчиковые игры - это инсценировка, демонстрация каких-либо рифмованных историй, сказок с помощью пальцев рук. Организация и проведение с дошкольниками игр способствует развитию у них мелкой моторики рук, улучшается их двигательная координация, преодолеваются скованность и зажатость. Пальчиковые игры можно назвать универсальным дидактическим развивающим материалом. Методика и смысл игр заключается в том, что нервные окончания рук оказывают действие на мозг ребенка и происходит активизация мозговой деятельности.

Когда ребенок будет учиться в школе, его мышцы мелкой моторики должны быть хорошо развиты. Пальчиковые игры - прекрасный помощник в подготовке руки ребенка к письму и развитии координации. А чтобы одновременно развивалась речь ребенка, можно использовать для этих же игр разные небольшие считалки, стишки и песенки. Педагоги и родители даже сами могут "переложить на пальцы" любые стихотворные произведения, т.е. к речи придумать движения для пальчиков, сначала простые, а потом их усложнять. Играя в пальчиковые игры, ребенок получает массу разнообразных сенсорных впечатлений, у него развивается способность сосредотачиваться и внимательность. Подобные игры формируют добрые взаимоотношения между ребенком и взрослым.

Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, которая не только благотворно влияет на развитие речи, но она также подготавливает руку ребенка к письму и рисованию. Игры пальчиками развивают мозг дошкольника, стимулируют развитие речи, фантазию, творческие способности. Чем лучше ребенок работает пальцами и всей кистью, тем лучше он говорит. Почему так происходит? Дело в том, что рука обладает самым большим "представительством" в коре головного мозга, поэтому именно ее развитию отводится важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Поэтому и словесная речь ребенка начинается именно тогда, когда движения его пальчиков достигают определенного уровня точности. Ручки ребенка подготавливают почву для дальнейшего развития речи.

У всех народов пальчиковые игры были распространены с давних пор. В Китае, например, используют упражнения с металлическими и каменными шарами. Регулярные занятия с этими предметами развивают память, деятельность пищеварительной и сердечнососудистой систем, развивают координацию движений, устраняют эмоциональное напряжение, развивают ловкость и силу рук, поддерживают жизненный тонус всего организма. А в Японии распространены упражнения для ладоней и пальцев с использованием грецких орехов. Отличное действие оказывает перекатывание шестигранного карандаша между ладонями. И на Руси всех младенцев всегда учили играть в "Сороку-белобоку", "Ладушки" и "Козу рогатую".

В применении пальчиковых игр нужно придерживаться двух принципов обучения - это "от простого к сложному" и "самостоятельно по способностям". Этот подход поможет решить в игре сразу несколько задач, связанных с развитием творческих способностей:

  • Пальчиковые игры дадут пищу для ума;
  • Они создают условия, которые опережают развитие способностей;
  • Играя самостоятельно, развитие ребенка происходит более эффективно;
  • Пальчиковые игры могут быть разнообразны по содержанию, они не терпят принуждения и формируют среду для радостного и свободного творчества;
  • Играя в эти игры с детьми, мамы, папы и бабушки, дедушки незаметно приобретают важнейшее умение - сдерживаться, не мешать ребенку размышлять самостоятельно, принимать самому решения, не делать за него то, что он может и должен сделать.

Практика показала, что если вводить ежедневно пальчиковые игры в развивающие занятия, то темп умственного развития возрастает. Понятно, что одними пальчиковыми играми желаемых результатов достичь не получится. Это лишь одно из нескольких средств развития мелкой моторики и речи. И это средство будет тем эффективнее и полезнее, чем меньше противоречий будет возникать между принципами, находящимися в основе этих игр, и принципами, на которых создается вся система обращения с детьми в семье и в детском саду.

Разновидности пальчиковых игр

Пальчиковые игры делятся на группы согласно своему содержанию и назначению:

Игры-манипуляции

Это игры, которые развивают воображение, когда ребенок в каждом пальчике видит определенный образ.

"Сорока-белобока", "Этот пальчик хочет спать", "Ладушки-ладушки", "Семья", "Пальчики пошли гулять", "Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире?", "Мы делили апельсин", "Пальчик-мальчик, где ты был?"

Сюжетные пальчиковые упражнения

В эту группу входят упражнения, позволяющие детям изображать предметы мебели и транспорта, птиц, домашних и диких животных, деревья, насекомых.

"Пальчики здороваются", "Грабли", "Цветы", "Елка".

Пальчиковые упражнения кинезиологические (гимнастика мозга)

"Кулак-ребро-ладонь", "Горизонтальная восьмерка", "Колечко", "Симметричные рисунки".

Пальчиковые игры, включающие самомассаж пальцев и кистей рук

Здесь применяются традиционные массажные движения - растирание, разминание, пощипывание, надавливание (от периферии к центру).

"Надеваем перчатки", "Помоем руки под струей горячей воды", "Засолка капусты", "Гуси щиплют травку", "Согреем руки", "Молоточек".

Чтобы самомассаж кистей происходил более эффективно, можно использовать массажный мячик, грецкий орех, каштан, карандаш.

Театр в руке

Эти игры развивают память и внимание, повышают общий тонус, снимают эмоциональное напряжение.

"Сказка", "Бабочка", "Осьминожки".

Применение разных групп пальчиковых упражнений и игр помогает улучшить произношение у дошкольников и обогатить их лексику; подготовить руку к письму; развивать терпение, внимание, умение сдерживаться тогда, когда это необходимо; проявлять творческие способности; стимулировать фантазию; научиться управлять своим телом, уверенно себя чувствовать в системе "телесных координат", что предотвращает появление неврозов; ощутить радость от понимания без слов, осознать возможности невербального общения.

Принципы проведения и разучивания пальчиковых игр в ДОУ

Чтобы использование пальчиковых игр с целью развития мелкой моторики и речи было эффективным, нужно придерживаться определенных принципов их проведения:

  • Упражнения нужно выполнять вместе с ребенком, демонстрируя при этом собственную увлеченность игрой;
  • Во время повторных проведений игры дети иногда начинают произносить текст частично (чаще всего начало и окончание фраз). Со временем текст запоминается полностью, дети проговаривают его целиком, соотнося свои движения и слова;
  • Все упражнения нужно постепенно заменять новыми;
  • Игры, которые понравились больше всего, можно периодически повторять;
  • Не стоит устанавливать перед детьми сразу несколько сложных задач (например, озвучивать текст и показывать движения). У детей ограничен объем внимания, и, если задача невыполнима, то она может ослабить интерес детей к игре;
  • Нельзя принуждать ребенка к игре, нужно разобраться, почему он отказывается играть. Сначала нужно ликвидировать эти причины, можно просто поменять игру.

Этапы разучивания пальчиковых игр

  1. Сначала взрослый показывает игру ребенку.
  2. Взрослый показывает игру, одновременно манипулируя рукой и пальцами ребенка.
  3. Ребенок и взрослый выполняют одновременно движения, взрослый в это время проговаривает текст.
  4. Ребенок выполняет движения с помощью взрослого (если она необходима), а взрослый произносит текст.

Итак, развитие мелкой моторики в ДОУ необходимо, так как оно позволяет развить речь ребенка, способность к письму, тонкую моторику, которая необходима в течение всей жизни. Пальчиковые игры - лишь одни из нескольких способов развития области мозга, отвечающей за мелкую моторику дошкольника. Его следует использовать наряду с остальными методами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа семьи «Учимся понимать своего ребенка» Тема: «Основные психологические особенности ребенка третьего года жизни»

К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности. Феномен "Я сам" означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от ...

Особенности воспитания детей 5-го года жизни

Готовность ребёнка получать от нас духовную пищу в огромной степени зависит от его отношения к нам. Если он к нам привязан и доверчив, он будет ловить каждое наше слово, каждый наш намёк. Если он нас ...

Консультация для родителей "Возрастные особенности ребенка четвертого года жизни"

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координи...

Консультация для родителей "Характеристика и особенности воспитания детей 5 -го года жизни"

Особенности воспитания детей 5-го года жизни.Консультация для родителей. « Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях,то она должна прежде узнать его во всех от­ношен...

Особенности воспитания детей с года до двух лет.

Воспитание детей от года до двух лет...

Консультация для родителей "Особенности воспитания детей 5 года жизни".

laquo; Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях,то она должна прежде узнать его во всех отношениях».                    ...

Развитие игры у детей с особенностями развития первого года жизни.

Игра с предметом для ребенка с особенностями развития это сложный процесс, который требует больших внутренних сил от ребенка. Помощь педагога на ранних этапах развития ребенка поможет ему овладеть нав...