Развиваем речь играя
консультация на тему

Развитие речи в игре для родителей детей 3-4 лет; 4-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на закрепление согласования прилагательных с существительными в роде.

Игра – лото «Подбери слово».

Цель: закрепление умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, обогащение словарного запаса.

Ход игры: у ребёнка карточки с нарисованными картинками: по 4 картинки на каждой карточке. Взрослый называет прилагательное, например, зелёный. Ребёнок отыскивает картинку, изображающую зелёный предмет и называет его вместе с прилагательным;

(зелёный карандаш), закрывает картинку фишкой. Взрослому нужно отчётливо проговаривать окончания прилагательных.

Используются любые прилагательные. Например: круглый, сладкий, жёлтый, острый, красный, зелёная, горькая и т.д..

Игра «Сладкий, горький, солёный».

Цель: закрепление опознавательных признаков предметов по вкусу, умения согласовывать прилагательные с существительными в роде.

Ход игры: взрослый бросает мяч и одновременно называет слово. Ребёнок ловит мяч и говорит определение, характеризующее данный предмет по вкусу. Примерные слова для игры: соль, лук, сахар, мёд, лимон, яблоко, смородина, редька, конфеты, слива, огурец.

Особенности развития речи детей.

-происходит интенсивное расширение

 словаря, дети точнее употребляют нужные

 по смыслу слова;

-могут в логической последовательности

 пересказывать небольшие сказки, рассказы,

 описывать и передавать содержание

 картинок.

-быстро развивается звуковая сторона речи:

 дети усваивают и правильно произносят

 многие звуки родного языка, чище и    

 отчётливее произносят слова и фразы,

 умеют пользоваться голосом, начинают

 следить за темпом своей речи.  

-дети способны выполнять более сложные

 инструкции;

-фразовая речь основывается на простых

 предложениях, включающих почти все  

 части речи.

-речь становится основным средством

 общения  со взрослыми и сверстниками.

   

 Игра «Угадай, кого загадали?»

Цель: обучение ориентированию в пространстве с помощью пространственных предлогов и наречий.

Ход игры: вокруг ребёнка расположены крупные игрушки. Взрослый объявляет, что он загадал одну игрушку, и даёт описание её местоположения относительно ребёнка: «Игрушка находится слева от тебя», ребёнок должен назвать загаданную игрушку. Затем загадывают следующую игрушку.

Когда ребёнок будет свободно понимать значения наречий и предлогов, можно предложить ему загадывать игрушку и давать описание, а отгадывать будет взрослый.

Обогащение словарного запаса детей по тематическим группам слов позволит увеличить его равномерно и в определённой системе. Для облегчения запоминания детьми слов предлагаем родителям воспользоваться зарифмованными текстами.

Классификация по тематическому принципу:

-животные (домашние и дикие);

-птицы (домашние и дикие);

-насекомые;

-рыбы;

-деревья;

-цветы (полевые, садовые);

-ягоды (лесные, садовые);

-грибы;

-овощи;

-фрукты;

-одежда (зимняя, летняя);

-обувь (зимняя, летняя);

-головные уборы;

-мебель;

-посуда

-транспорт;

-игрушки;

-времена года;

-дни недели и т.д..              

                                                 

Звери – это шакалы, куницы, газели и волки,

ежи и лисицы, медведи, моржи, носороги.

олени, слоны, крокодилы, жирафы, тюлени.

Фрукты – это яблоки, груши, апельсины,

абрикосы, персики, лимоны, мандарины.                              

Игра «Что перепутал художник?»

Цель: закрепление связи между конкретным предметом и характерным для него цветом, умения согласовывать прилагательные с существительными в роде.

Для игры необходимо заготовить сюжетную картинку, на которой предметы раскрашены неправильно. Задача ребёнка – заметить ошибки художника и сказать, как надо было раскрасить картинки.

Описание неправильно раскрашенной картинки: красная лягушка, синее солнце, фиолетовая трава, зелёная речка, жёлтое небо, голубые листья, розовый заяц и т.д..

Игры на закрепление падежных форм имён существительных.

Игра «Кому какая еда?»

Цель: закрепление формы дательного падежа существительных.

Ход игры: у взрослого картинки с изображением пищи, которую любят животные, а у ребёнка картинки, изображающие животных. Взрослый показывает любую картинку и спрашивает, кому может пригодиться данная еда. Ребёнок рассматривает свои картинки и находит подходящего животного.

Речевые ошибки.

При постоянном обращении внимания родителей на речь детей, грамматических ошибок в данном возрасте становится всё меньше.

Трудности возможны:

- при различении окончания винительного падежа у одушевлённых и неодушевлённых существительных («видели конь», «купи игрушечного поезда)»

- при желании изменить несклоняемые имена существительные («без польта пойду»)

- при согласовании прилагательных с существительными чаще смешение окончаний женского и среднего рода («красивая платье», «зелёное трава»). Это связано с тем, что окончания у многих прилагательных безударные и на слух воспринимаются плохо.

- склонение числительных («кошка с два котёнка») т.к. в речи детей их ещё мало.

- сохраняется окончание –ОВ на другие склонения («стулов»).

Игра «Один и много».

Цель: учим образовывать множественное число имени существительного.

Ход игры: взрослый называет один предмет, а ребёнок много предметов и наоборот.

Коза – козы,

Лиса – лисы,

Собака – собаки,

Стул – стулья, стол – столы,  и т.д...

Можно называть все предметы, которые

нас окружают.

Птицы – это ласточки, чайки, журавли, аисты, вороны, гуси, снегири, дятлы и сороки, стрижи и воробьи, лебеди и утки,

чижи и соловьи.

К насекомым относятся мухи и мошки, пчёлы бабочки и мотыльки, и ещё комары,

Муравьи и стрекозки, и конечно, слепни и жуки.

Рыбы – это окуни, лещи, ерши, белуги,

омули, лососи, скумбрии, севрюги, акулы,

толстолобики, форели и ставриды, судаки, наваги и другие рыбы.

К овощам относятся редиска, помидоры,

кабачки и тыквы, что зреют у забора,

огурцы зелёные,свёкла и морковь.

Нарежем мелко овощи и салат готов.

Деревья прекрасные – клёны, осины,

берёзы, каштаны, дубы, тополя,

смолистые сосны, большие рябины,-

богата деревьями наша земля.

Васильки и ромашки, незабудки и розы,

георгины, пионы, гвоздики –

и цветы все садовые, и цветочки все дикие

ждут, когда прекратятся морозы.

Грибы бывают разные –моховики,,маслята,

сморчки и сыроежки, грузди и опята,

боровики красивые, рыжики, волнушки,

лисички, мухоморы и горькие горькушки.

Игра «Собери пары».

Цель: закрепление формы творительного падежа существительных.

Ход игры: у взрослого картинки с изображением предметов – орудий труда, у ребёнка – сюжетные картинки, изображающие действия с помощью данных орудий труда. Взрослый показывает любую картинку и спрашивает, кому может пригодиться данное орудие. Ребёнок рассматривает свои картинки и находит подходящую сюжетную картинку, составляет предложение по ней.

Игры и упражнения для закрепления в речи пространственных предлогов и наречий.

Понимание пространственных предлогов и наречий достигается при выполнении различных поручений: «Убери книги в шкаф, подними куклу с пола и положи её на кресло, достань мяч из-под стола» и т.д.. В активную речь слова с пространственным значением вводятся с помощью различных вопросов: «Куда ты спрятал машинку? Где стоит обувь? Куда убрал книжки? Кроме того, применяются игры, в которых играющим задаются вопросы, требующие понимания или применения данных слов.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 105

 

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ

Для родителей детей 3 - 4 лет

Дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 105

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ

Для родителей детей  4 – 5 лет

г.Рыбинск

Одежда – это майки, брюки, сарафаны,                  Какие ты любишь игрушки?                               К диким животным относятся волки,

халаты и сорочки, блузы и кафтаны,                     вот кубики, кукла, юла,                                        злые они, часто воют под ёлкой.

фраки и рубашки, джинсы и жакеты,                   а вот надувная лягушка                                        лисы, которые в норах живут

платья и костюмы, юбки и жилеты.                    Лежит на полу у стола.                                         И зорко лисят от врагов стерегут,

                                                                                       Мне нравятся плюшевый мишка

К одежде относятся брюки, жилеты,                      и серый задумчивый слон,                                  мишка лохматый, что спит всё в берлоге

платья, костюмы, пальто и жакеты.                  ещё -  длинноухий зайчишка,                            белки игривые – ах, недотроги!

Тёплые шубки мы носим зимой,                               хотя и трусливенький он.                                    Тигры храбрейшие, сплошь полосатые,

а на плащи переходим весной.                                                                                                                 Львы, у которых есть гривы косматые.

                                                                                      Мне нравятся очень цветы -

                                                                                      тюльпаны, ромашки и лилии.                           И обезьяны такие проказницы,

К мебели относятся тумбочки, диваны,                 надеюсь, их любишь и ты,                                   вечно смеются и весело дразнятся,

столики и шкафчики, только не стаканы              они очень нежные, милые.                                   Здесь же слоны величавые, важные,

На кровати можно спокойно отдохнуть,                А  вспомни-ка ландыш, жасмин,                       да быстроногие барсы отважные.

А на софе, кушетке – лишь слегка вздремнуть.     Сирень и черёмуху белую.

                                                                                      В траве колокольчик один

Посуда – это ложки, тарелки и маслёнки,           вдруг поднял головку несмелую…                  К домашним животным мы тех отнесём,

самовары, чайники, вилки и солонки,                    любые цветы хороши                                       с которыми в тесном контакте живём:

сковороды, хлебницы, чашки и стаканы.             И даже простые подснежники.                         Коровы и лошади, овцы и козы,

Можно ли к посуде отнести бананы?                      Их рвать никогда не спеши -                              мы их укрываем в тепле от мороза.                                                                    

                                                                                     Они очень хрупкие, нежные!                              

К транспорту относятся машины, самолёты,                                                                                    Их кормим и поим, коль надо – стрижём,

поезда, троллейбусы, метро и вертолёты,        Стрекозы и бабочки, всем нам знакомые,-      их ласково гладим, всегда бережём.

трамваи и автобусы, лодки и мопеды,                это всё разные насекомые.                                Они к нам привязаны, очень послушны

байдарки, пароходы, такси, велосипеды.            Сюда подойдут ещё пчёлы, жуки,                     и к голосу нашему неравнодушны.

                                                                                    и мухи, и осы, и все пауки.

Из обуви знаем мы валенки,                                                                                                                  Одни нам дают молоко и сметану,

тапочки, туфли, ботинки,                                   Давай-ка с тобой мастерить.                           другие нас возят везде неустанно,

сапожки для деточек маленьких,                          Какие возьмём инструменты?                          а третьи наш дом охраняют,

кеды, сланцы, кроссовки.                                       Нам важно топор не забыть,                             еду от мышей сберегают.

                                                                                   лежит он в чехле из брезента.

Ягоды – это крыжовник,                                      Найди молоток и щипцы,

клюква, черника, брусника,                                  да клещи, пилу и рубанок.

малина, клубника, шиповник,                             Отвёртку и дрель поищи.

смородина и земляника.                                       Работать начнём спозаранок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развиваем речь, играя в подвижные игры» (методический сборник для воспитателей дошкольных учреждений)

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам пособие, основная цель которого помочь воспитателям, руководителям физического воспитания  активизировать речевую деятельность детей при организации подвижных иг...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

Логопедическое пособие для развития речи у детей: «Развиваем речь, играя»

Логопедическое пособие для развития речи у детей:«Развиваем речь, играя»...

Логопедическое пособие для развития речи у детей: «Развиваем речь, играя»

Логопедическое пособие для развития речи у детей:«Развиваем речь, играя»...

Папка – передвижка для родителей «Развиваем речь – играя» (Игры и упражнения по развитию речи с детьми раннего возраста)

С года до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Совершенствуются содержание и форма: значительно увеличивается объем словаря, некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соот...

Карточки для развития речи «Развиваем речь играя»

Овладение речью ребенком находится в тесной взаимосвязи с его умственно-психическим развитием. Расширение круга представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с...