Статья по теме: "Развитие воображения в дошкольном возрасте".
статья (подготовительная группа) по теме

юлия_682

Консультация для воспитателей и  родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ начальная школа – детский сад № 682

Приморского района г. Санкт-Петербурга

Консультация для родителей на тему:

«Развитие воображения в дошкольном возрасте -
одна из основ психологической готовности детей к школе.
»

(подготовительная группа)

                                                                                                   Подготовила: Царева Ю.Н.


Консультация для родителей.

Развитие воображения в дошкольном возрасте -

одна из основ психологической готовности детей к

школе.

Сегодня мы с уверенностью говорим, что каждый нормальный ребенок рождается с потенциальными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности.

Никакая творческая деятельность невозможна  без фантазии. Творчество - это сложный психологический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром.

Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Ведь именно у дошкольника вся его жизнь пронизана фантазией и творчеством. И нередко воображение ребенка, не получив должного развития в дошкольном детстве, постепенно тускнеет, далеко не всегда проявляется у взрослых. Но в тех случаях, когда мы поддерживаем искру творчества и фантазии в ребенке, воображение его может дать чудесные плоды в более старшем возрасте. Если ребенок не доиграл и не дофантазировал, он не сможет легко обучаться в школе в силу психологической неподготовленности, т.к. воображение (как ведущий фактор развития дошкольника) не достигло соответствующего этапа развития.

Воображение развивают рисование, лепка, музыка и игра.

Родителям дома необходимо создать условия для самостоятельных занятий детей рисованием, музыкой, лепкой. Музыка, рисование и лепка, как и игра, являются любимыми занятиями малышей. Дети рисуют, как и играют, искренне и самозабвенно. Рисование предоставляет естественную возможность развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Действительно, дети, которые любят рисовать, отличаются большой фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждений. Детям с художественными задатками, эмоциональным и впечатлительным, нужно больше игр и рисования. У детей более рациональных, склонных к аналитическому, абстрактному мышлению, возрастает удельный вес интеллектуально-рассудительных занятий, включая компьютерные игры и шахматы. Но, даже и при так называемой левополушарной ориентации, необходимо как можно больше разнообразия в играх и рисовании для расширения эмоций, творческого диапазона и мира воображения.

В процессе свободного рисования дети стремятся что-то изобразить доступными им средствами выразительности (линией, формой, цветом). Из собственного опыта вы знаете, что рисовать даже взрослому человеку довольно трудно, тем более, это необычайно сложно сделать маленькому ребенку. Жизненный опыт у него ограничен, мелкая мускулатура рук развита слабо, а, следовательно, надо помнить о том, что это стоило ему огромных усилий, и ребенок заслуживает похвалы.

Создавая изображение, он не только испытывает потребность выплеснуть свои чувства на лист бумаги, ему нужен «благодарный зритель»:

а) Поинтересуйтесь, что он изобразил.

б) Увидев слабые стороны его произведения, соответствующими вопросами побудите его к усовершенствованию работы, внесению в нее некоторых изменений и дополнений.

в) Если ребенок отвечает: «А я не умею рисовать…» (травку), не торопитесь с показом способов изображения (травки). Прежде напомните малышу, как она выглядит (иллюстрация, живой пример).

г) Если эти методы не помогают, то на отдельном листе бумаги покажите несколько способов изображения травы.

Запоминание в памяти ребенка графических образцов способствует превращению их в шаблоны, что представляет собой большую опасность для развития изобразительной деятельности и способностей детей. Ведь в дальнейшем ребенок может так и не научиться рисовать, кроме нескольких усвоенных штампов. 

Поощряйте в малыше тягу к рисованию, созданию аппликаций и лепке. А когда он станет постарше, можно попробовать создать с ним что-нибудь креативное: например, нарисовать забавный рисунок на футболке или раскрасить стены в его комнате. В любом случае, какой бы способ развития детского воображения вы не выбрали, никогда не критикуйте малыша в его начинаниях и не смейтесь над его самовыражением, а напротив, всячески поощряйте в нем желание творить.

В играх проявляется творческое воображение ребёнка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явлений окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации и превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным «участником жизни взрослых» (Д. Б. Эльконин). В играх ребёнок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает её, создаёт желанное будущее. Космонавты совершают дальние рейсы на Марс, Юпитер и другие планеты, строят там города, конструкторы создают удивительные машины. Выдающийся педагог К. Ушинский писал: «Игра ребёнка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребёнка».

Л. Выготскому удалось доказать, что в игре не проявляется, а появляется воображение ребёнка. Воображение ребёнка питается тем, что он видит в действительности, тем, что его интересует и волнует. В своих представлениях он перерабатывает увиденное и услышанное и воспроизводит это в играх, сказках, рисунках. Иногда эта переработка заводит так далеко, что мы не сразу можем увидеть за выдумками ребёнка те впечатления, которые разбудили его фантазию. Но в простых случаях связь воображения ребёнка с реальностью прослеживается очень чётко. Ответ на вопрос об истоках, о первых шагах в развитии творческого воображения даёт нам ключ к управлению этим развитием. Мы можем влиять на развитие творческих возможностей ребёнка с раннего детства. Именно в игре можно начинать формировать у ребёнка основы умения находить собственное решение, оригинальные ответы, способность действовать в плане образных представлений.

Если у малыша до 3 лет это предметная игра, то у ребёнка 4-6 лет это сюжетно-ролевая игра, представляющая широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. В предметной игре ребёнок изображает только действия с отдельными предметами – действия, которые он видел у взрослых и которым стремится подражать. Старший дошкольный возраст - в сюжетно-ролевой игре ребёнок начинает воспроизводить те отношения, которые он наблюдает у взрослых людей и которым стремиться подражать. И чем дольше впечатлений ребёнок получает, тем разнообразней его игры, тем больше простора для развития его воображения.

Очень важно для развития воображения, привить ребенку любовь к чтению. Читая, малыш представляет себе содержание книги, мысленно воссоздавая образы. Желательно, чтобы книга, которую ребенок читает, не была экранизирована. В противном случае, ребенок представляет увиденное в мультфильме или фильме, при этом снижается интерес, интрига концовки, ребенок не фантазирует.

Советы родителям.

Предлагается взрослым, занимающимся стимулированием творческой активности ребенка, придерживаться следующих рекомендаций.

1. Обеспечивайте ребенку максимальную самостоятельность в творчестве. Не давайте ему прямых инструкций, помогайте действовать независимо.

2. Доброжелательность со стороны взрослого, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка.

3. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно, можете только чуть-чуть помочь им.

4. Используйте личный пример творческого подхода к решению проблем и  предлагайте детям возникающие у них проблемы решать творчески. Пробуйте  разные варианты.

5. Предоставьте детям возможность активно задавать вопросы.

Каждый ребёнок имеет свои, только ему присущие черты, которые могут быть  распознаны достаточно рано. Долг родителей - заметить и развить способности и задатки! В любом случае взрослый должен оказывать ребенку помощь, не руководить им, не командовать, не регламентировать его творческую деятельность.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ.

Научить ребенка мыслить творчески несложно. Главное, найти к нему правильный подход – предложить развивать творческие способности в игровой форме. Вы можете играть в игры с ребенком вдвоем или подключить в процесс других малышей. Данный метод развития детского воображения очень удобен. Вы можете им воспользоваться в любом месте и в любое время: в поликлинике, по дороге домой или в общественном транспорте. Игровой процесс настолько увлечет малыша, что он не будет капризничать, а дорога домой покажется ему не такой утомительной.

«Облака, белогривые лошадки...»

Игра развивает творческое воображение, целостное восприятие.

- Как играть: понаблюдайте за облаками. На что они похожи? Какие они? Веселые, грустные? Почему? Фантазируйте вместе с ребенком. Поощряйте его.

- Закрепляем: нарисуйте облако и спросите ребенка, на что оно похоже. На лошадку? Тогда дорисуйте хвост. На зайчика? Дорисуйте ушки.

- Вспомните песенку «Облака, белогривые лошадки...». А может, облака похожи на сказочную птицу? Животное?

- Усложняем: сочините сказку про облако. Запишите ее.

Кляксография.

Игра на развитие творческого воображения и целостного восприятия.

Необходимый инвентарь: краски, кисть, бумага.

- Как играем: на середину листа поставьте кляксу любого цвета (или нескольких цветов). Согните лист пополам, кляксой внутрь. Разверните его. Получаются чудесные картинки. Просушите лист. На что это похоже? Дорисуйте детали.

Кто кем будет?

Игра развивает творческое воображение и мышление.

- Как играем: спросите у ребенка, кем будет (чем будет): яйцо, цыпленок, мальчик, кирпич, желудь, семечко, икринка, мука, больной, слабый?.. Желательно, чтобы ребенок дал несколько вариантов ответов. Например, из яйца может быть — птенец, крокодил, змея, яичница... А может, сказочная птица, динозавр? Зарисуйте ваши ответы и сделайте выставку рисунков.

- Закрепляем: в эту игру можно играть каждый день и везде (на улице, в дороге...). Можно выбрать другой вариант игры «Кем был (чем был) раньше — цыпленок, дом (кирпич), яблоня (семечко)»?..

- Усложняем: в дальнейшем берите для игры качества предметов, их материал, их развитие, черты характера. Например, кем были (чем были) ваза, шарик, дядя?..

Разговорчивые рисунки.

Игра развивает связную речь, творческое воображение.

Необходимый инвентарь: игрушки (сюжетные).

- Как играем: для начала можно взять любимые игрушки. Что может рассказать о себе кукла? Зайчик? Например, зайчик любит играть в лесу с другими зайчиками. Они любят играть в прятки, в мяч. А может, один зайчик потерялся? Как его искали? А может, его хотел обидеть волк? Как его спасли другие зайчики?

- Сначала ребенку нужно обязательно помочь при составлении рассказа наводящими вопросами, фразами.

- Усложняем: можно взять несколько игрушек, использовать в построении сюжета волшебные предметы (волшебную палочку, волшебный клубок, колпачок) или волшебные превращения.

«Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем»

Игра учит называть действия словами, развивает творческое воображение, тренирует сообразительность

- Как играем: взрослый показывает ребенку любое действие (пилит дрова, играет на дудочке, рисует и т. д.), а ребенок отгадывает. Неважно, если он назовет не то, что вы загадали, — главное, чтобы его ответ был похож на ваши действия.

- Закрепляем: пусть ребенок сам показывает действия, а вы отгадываете.

- Если свои действия он будет сопровождать мимикой, еще лучше.

- Усложняем: можно показать не одно действие, а несколько (например, пьет чай, а затем моет посуду). В эту игру можно играть часто, она нравится детям. Играть можно во дворе и даже в очереди в поликлинике (ведь вы не издаете ни звука).

Домашний театр.

Игра развивает творческое воображение, связную речь.

Необходимый инвентарь: старые, ненужные вещи.

- Как играем: у всех дома есть старые платки, юбки, шорты, галстуки, шляпы и т. д. Сложите их в коробку и предложите ребенку поиграть в театр. Можно придумать любые костюмы, например: королевы, принца, деда, кота, лягушки. Можно дорисовать усы, сделать нос, прицепить хвостик и т. д.

- Вначале разыграйте несложную пьесу-сказку, в которой вы будете участвовать вместе с ребенком. Предложите ему самому продумать характер его героя, например, принца (какой он храбрый, сильный, смелый). Может, он перешагивает через ров, лазит на горы, спасая принцессу?

- Закрепляем: поставьте пьесу всей семьей. Распределите роли. Придумайте сюжет. Дети этого возраста любят изображать животных, птиц. Отражайте характерные повадки животных (медведь медлительный, косолапый, рычит, а кузнечик — легкий, далеко скачет). Это будет «Лесная сказка», а может, «Водная»? Фантазируйте, помогайте ребенку.

- Усложняем: можно изображать деревья, цветы. А как изобразить ветер, дождь, ночь? Пусть ребенок обязательно кого-нибудь спасет (например, он — дождь, пусть спасет цветок от засухи и т. п.).

Придумай интересную историю.

Предложите вашему ребенку придумать необычную историю или сказку о любых самых обычных предметах, который лежит перед вами: ключи, расческа для волос, плюшевая игрушка или блокнот. Помогите малышу придумать начало истории, используя для наглядности имеющиеся вещи: носовой платок может превратиться в воздушное облако, а расческа – в дремучий лес. Совсем маленькому малышу предлагайте не более 3-4 предметов.

Представьте себе.

Предложите ребенку пофантазировать и представить себя неодушевленным предметом. Подскажите ребенку, что он может изобразить, например, мячик, холодильник, кипящий чайник, тающий лед. Потом попросите малыша самому придумывать, что он будет изображать, а вы попытайтесь отгадать, что это. Что это может быть Возьмите несколько простых предметов: кубик, палочку, камешек, коробочку. Теперь предложите ребенку придумать, чем может быть, например палочка (ложкой, градусником, удочкой и т.д.). Попробуйте придумать по несколько применений для каждого из подготовленных предметов. Можно поиграть в эту игру наоборот. Предложите ребенку придумать, какие предметы можно использовать вместо кроватки для куклы, вместо машины и т.д.

Ситуация с вымышленным персонажем.

Все в детстве играли в больного и доктора. На самом деле, такие игры благоприятно влияют на развитие детского воображения. Предложите ребенку сыграть в игру, сценарием для которой станет реальная ситуация из повседневной жизни: мама и ребенок идут в магазин, больной на приеме у врача и т.д. Давайте ребенку возможность самому руководить процессом, назначать роли и корректировать реплики персонажей.

С помощью такой, казалось бы, простой игры малыш учится выражать свои эмоции, в нем формируются коммуникативные навыки и правильная речь. Самое главное в игре с вымышленным персонажем – это пройти ситуацию от начала и до логического конца, тем самым, помогая ребенку учиться творчески мыслить и решать возникающие по ходу пьесы проблемы.

Придумай окончание сказки.

Начните рассказывать ребенку сказку и остановитесь на интересном месте. Например: «Жил-был в Тихом лесу маленький непослушный ежик. Мама с папой запрещали ежику одному ходить в лес. Но однажды, когда они заснули, ежик тихонько выбрался из норки и побежал в лес. Там было темно и страшно, но он не останавливался. И тут он увидел такое, что тут же пожалел, что не послушал родителей…». Что же случилось с ежиком? Придумайте несколько вариантов концовки.

 ***

Можно использовать хорошо известные малышу сказки и придумывать разные варианты их окончания. Чем могла кончиться сказка "Курочка Ряба", если бы мышка аккуратно пробежала мимо и не смахнула бы золотое яичко? Что бы дед с бабой с ним сделали? Или оттуда вылупился бы золотой цыпленок?

***

Смастерите «Книгу Мечты» вашего малыша. Возьмите альбом, различные открытки, журналы, которые не жалко порезать, фломастеры, наклейки и т.п. Пусть ребенок создаст собственную волшебную страну. Можно наклеить домик, рядом с ним фигурку ребенка, вырезанную из фотографии, животных, которые там будут жить (Можно и фантастических, ведь это мечта!). Разрисуйте, обклейте наклейками, чтобы было весело, красочно. Идей у малыша должно быть много: кем я хочу стать, как я буду выглядеть с разными прическами, какие страны я хочу увидеть.

Нарисуй несуществующих зверушек.

Например, Зайцехрюк – туловище и ноги поросенка, а хвостик и ушки зайца, и пятачок, или Кисокряк – на сколько хватит фантазии. А потом можно сочинить с этими персонажами увлекательную историю.

Дорисуй картину.

 В процессе этой игры главной задачей, которая стоит перед ребенком, является необходимость дорисовать уже существующую картинку или элемент. Таким образом, ведущий (мама, папа или воспитатель в детском саду) должен начертить часть целой фигуры (или элемент) и попросить ребенка придумать картину, предмет, живое существо или что-то интересное.

Игра в рифмы.

Один называет слово, другой придумывает к нему рифму. Карта – парта, мышка – фишка, ножка – ложка. Сначала ребенку будет сложновато, но с практикой будет получаться все лучше и лучше.

Стихосложение.

Для начала малышу можно предложить заготовки – рифмы, которые нужно сложить в стишок. Сколько же у крохи будет гордости, когда он сам сочинит свое первое стихотворение.

Рассказ «по цепочке».

Каждый участник по очереди придумывает предложение, логически вытекающее из предыдущего. Получается очень интересная и веселая история.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3. Статья на тему:"Развитие интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста по средствам дидактической игры."

Раскрыто значение дидактических игр,задачи и основные направления организации дидактических игр....

Статья на тему: "Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста"

     Цель данной разработки: донести до коллег и родителей причины, систему, предпосылки развития эмпатии у детей дошкольного возраста, а так же влияние возрастных особенностей н...

статья по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами"

Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами»В одном мгновении видеть вечность,Огромный мир – в зерне пес...

Статья на тему: «Развитие речи в младшем дошкольном возрасте»

«Развитие речи  в младшем дошкольном возрасте».Доказано, что язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребенок  входит в мир окружающих его людей. Х...

Статья по теме: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности...

Статья на тему "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста"

Овладение родным языком, развитие речи ребенка в дошкольном возрасте рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей....