Семинар-практикум для родителей "Развиваем речь детей" (II младшая гр.)
методическая разработка (младшая группа) на тему

Дураева Валентина Сергеевна

Ход семинара-практикума  для родителей, гда отражены приемы работы педагога (родителя) по реализации задач по развитию речи детей 3-4 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_seminara.docx136.1 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар–практикум

для родителей  детей

II младшей группы

"Развиваем речь детей"

Задачи:

  • познакомить родителей с особенностями речевого развития детей 3-4 лет;
  • вовлечь родителей в процесс формирования речи детей посредством использования игр и упражнений;
  • повысить педагогическую культуру родителей в аспекте речевого развития ребенка.

Оборудование:

  • памятки по развитию речи ребенка 3-4 лет в соответствии с возрастной нормой (№1);
  • памятка с советами и играми по развитию речи ребенка (№2),
  • игрушки,
  • картины,
  • книги,
  • аппаратура для музыкального сопровождения.

Участники: родители и воспитатель.

Ход семинара - практикума.

(В зале полукругом стоят стулья для родителей)

Теоретическая часть.

I.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители!

                         Предлагаю вам познакомиться поближе и ответить следующим образом.                                              

                         П родолжите, пожалуйста, фразы:

(сначала все родители отвечают на 1 – ую фразу, потом на 2 – ую и т. д.)

  • Я мама(папа) … (имя) ребенка;
  • Моему ребенку…(возраст);
  • Мой ребенок начал говорить…

       Итак, здесь родители детей, которым от 3 до 4 лет. Некоторые родители ответили,  

       что их дети начали говорить в период 2-3 лет. У этих ребят наблюдается некоторая

       задержка. Многие родители отметили, что их ребята начали говорить в возрасте от

       8-9 месяцев до 1 года 2 мес. – и это является физиологической нормой.

       Поздравляю вас.

(игра «Вопрос - ответ»)

Воспитатель: Предлагаю поиграть дальше в игру «Вопрос - ответ» и ответить на вопросы:

1. Поднимите правую руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы его ребенок активно и правильно говорил? Очень приятно видеть внимательных, заботливых родителей.

2. А теперь предлагаю поднять левую руку тем родителям, которые считают, что его ребенок говорит чисто, правильно и активно?

Посмотрите, как мало рук. Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т.е. это свойственно данному возрасту.

3. Предлагаю теперь поднять две руки тем из вас, кто дома регулярно читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает сказки и ведет беседу по прочитанному произведению?

В нашем зале собрались не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.

4. Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна, кто хочет узнать, как должна в норме развиваться речь ребенка 3-4 лет.

Ваши ответы показали, что тема нашей встречи актуальна и значима.

II.

Воспитатель: Предлагаю поговорить о развитии речи ребенка дошкольного возраста. Остановимся    

                        на возрастной норме детей от 3 до 4 лет.

  • Активный словарь:  в речи детей присутствуют существительные, глаголы, местоимения (мой, твой, наш), наречия (тут, там, здесь), числительные (один, два), притяжательные прилагательные (дядина шляпа, мамино пальто), обобщающие понятия (дикие животные, домашние животные, их детеныши; фрукты, овощи; игрушки, посуда).
  • Грамматический строй: дети отвечают на вопросы взрослых развернутыми фразами, состоящими из 3-4 и более слов. Используют в речи предлоги “В”, “На”, “Под”, “Над”. Дети могут пользоваться трех- и четырехсложными словами (пирамида, яблоко  и т. д.)
  • Звукопроизношение:  произносят звуки
  • все свистящие (с, сь, з, зь)
  • все губные (п, пь, б, бь)
  • все зубные (т, ть, д, дь)
  • губно-зубные (ф,фь,в, вь)
  • все гласные (а, о, у, ы, и, йотированные я, ю, е, ю, ё)
  • шипящие (ш,ж,ч,щ),  допускаются замены на свистящие (каша –каса, шайба – сайба)
  • сонорные (р, рь, л, ль) заменяются на [ль], реже (й) – йябота, йека.

Возрастные несовершенства постепенно к 4-5 годам исчезают из детской речи. Но роль взрослых необычайно велика в этом вопросе.

Чтобы правильно развивать речь ребенка, нужно придерживаться некоторых советов, которые я вам сейчас дам.

III.

Воспитатель: А теперь некоторые советы:

  • речь взрослого должна быть четкой, неторопливой,  грамматически и фонетически правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь;
  • следует обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправлять ребенка постоянно в повседневной жизни (исправлять допущенные ошибки);
  • играть с ребенком в разные игры, т. к. ведущий вид деятельности у ребенка – игра.

Практическая часть.

IV.  Игры и игровые упражнения, способствующие развитию речи ребенка.

Воспитатель: Я предлагаю вам игры и упражнения на развитие слухового восприятия.

                          Вам следует знать, что ребенок будет правильно произносить звуки, чисто    

                          говорить только в том случае, если он хорошо слышит.

                          Поэтому нужно развивать слуховое восприятие ребенка.

                          Для этого можно использовать следующие игровые задания:

  • Угадай, кто кричит?

Покажите ребенку картинку с разными животными и птицами. Подайте голос, подражая крику одного из животных или птиц, и попросите показать и назвать, кто из них кричит. Далее пусть ребенок попробует воспроизвести голос этого животного или птицы.

  • Громко – тихо.

Объясните ребенку, что, что услышав громкое звучание бубна, он должен хлопать в ладоши, а тихое – топать ножками.

  • Вставь слово.

Читая ребенку сказку, стихотворение, рассказ, подталкивайте его к произнесению отдельных слов, особенно в конце фразы или строчки. Помочь (побудить) ребенка можно паузой, интонацией.

  • Отгадывание загадок.

Подготовьте заранее картинки с отгадками. Вы говорите загадку, ребенок выбирает картинку -  отгадку.

Развитие грамматического строя речи.

Воспитатель: Попробуйте потренировать ребенка в умении различать слова, близкие по

                         звуковому составу. Лучше подбирать слова, знакомые ребенку, значение которых  

                          он хорошо знает и которыми пользуется.

  • Правильно или неправильно?

Дайте ребенку игрушку, например, мяч. Предложите послушать, как вы будете называть игрушку. Если вы назовете игрушку неправильно, то ребенок должен топнуть ногой (или хлопнуть в ладоши). Например: мяч – мяч – меч-бяч-мясь-мяч.

  • Какой слог лишний?

Вы произносите слоги: на-на-на-ба. Что лишнее? Ответ ребенка: Ба.

Или: Ба-ба-ка-ба.Что лишнее? Ответ ребенка: Ка.

  • Игралка – повторялка.

Повтори: ра-ба-ра-ба. Ребенок повторяет.

Повтори последний слог: до-до-до-ду.Ребенок повторяет: «Ду».

Повтори первый слог: ка-ки-ко-ку.Ребенок повторяет: «Ка».

  • Где мишка?

Вы берете игрушку, например, мишку. Нужен еще детский столик и ведро или ящик.  Ставите мишку на стол. Спрашиваете у ребенка:  Где мишка? (Мишка на столе).  Убираете мишку под стол. Спрашиваете у ребенка:  Где мишка? (Мишка под столом).  Убираете мишку в ведро. Спрашиваете у ребенка:  Где мишка? (Мишка в ведре).  

  • Чего не стало?

Вы берете от 3 до 5 игрушек. Ребенок каждую игрушку называет. На его глазах вы убираете одну игрушку. Спрашиваете: «Чего не стало?» . Ребенок отвечает: «Не стало мишки» или « Не стало зайчика».

Развитие речевого дыхания.

 Воспитатель: Качество речи, ее громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания.                  

                         Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли его дыхание, не

                         приходится ли ребенку держать рот открытым. Ведь для того, чтобы произнести

                         развернутую фразу с правильной интонацией, нужно владеть плавным  

                         достаточно продолжительным выдохом через рот.

  • Бабочка.

На веревочке укрепите легкую бумажную бабочку. Предложите ребенку плавно подуть ртом, не надувая щек – бабочка полетит. Пусть повторит несколько раз. В следующий раз вместо бабочки может быть птичка или комарик.

  • Буря в стакане.

Предложите ребенку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненном водой. Итак, раз 5-7.

  • Чистоговорки, короткиепотешки, произнесение гласных звуков.

Очень полезны для тренировки речевого дыхания задания, связанные с произнесением на одном выдохе гласных звуков, фраз, чистоговорок, коротких потешек.

Ау-ау-ау-ау,                                На елке удод, под елкой енот.

Уа-уа-уа-уа,

Ай-яй-яй-яй,                                Аля ахала, а Оля охала.

Фу-фу-фу-фу.

Формирование правильной артикуляции (произношение звуков).

Воспитатель: Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений,

                          направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы,

                          подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в  

                           речевом процессе.

                           Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед  

                           зеркалом 5-10 минут.

Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений, которые вы вместе с ребенком делаете 1-2 раза в течение дня, выбирая по одному упражнению из трех позиций.

  1. Для губ:
  • Прятки: высунуть и спрятать широкий язычок. Повтор  5-7 раз.        
  • Заборчик:        сделать широкую улыбку, обнажив максимально все зубы. Стараться удержать до 5 секунд. Повтор 3-5 раз.
  • Хоботок: вытянуть максимально вперед губы. Стараться удержать до 5 секунд.Повтор 3-5 раз.
  1. Для языка:
  • Лошадка: звучное цоканье язычком. Повтор 5-10 раз в 2-3 захода.
  • Качалка: рот раскрыть, касаться кончиком языка то верхней, то нижней губ. Повтор 5-10 раз.
  • Грибок: присосать язык к небу при раскрытом рте, медленно опускать нижнюю челюсть. Повтор 5-10 раз.
  1. Для щек и губ:
  • Зарядка: улыбнуться то одним, то другим уголком рта. Повтор 5-10 раз.
  • Пушка: надуть щеки, выпустить воздух через неплотно сжатые губы. Повтор 5-10 раз.
  • Козырек: закрыть верхней губой нижнюю, и наоборот. Повтор 5-10 раз.

Развитие фразовой речи, расширение словаря.

Воспитатель:  Предлагаю обыгрывание игровых ситуаций с целью развития фразовой речи.

Взрослый

Ребенок

Вы берете куклу и спрашиваете: «Кто к нам приехал в гости?»                 

Ребенок дает полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».

«Это что у куклы?» (показываете на ручки, волосы, ножки и т. д.).

 «У куклы есть ручки, ножки, тело, головка».

«Во что одета кукла?»  

«Кукла одета в платье, на ножках – туфельки».

«Спроси у куклы: Ты хочешь кушать?»

Ты хочешь кушать?

«Чем ты будешь куклу кормить?»

Я накормлю куклу кашей.

«Предложи кукле кашу вот так. Кукла, ты хочешь каши?»

«Кукла, ты хочешь каши?» и т. д.

 Воспитатель: А теперь несколько советов, которые нужно учитывать при рассматривании  

                        сюжетных и предметных картинок.

Учитываем следующие особенности:

  • Картина должна быть доступна для понимания ребенком.
  • Вы задаете вопросы и приучаете ребенка отвечать полным ответом.
  • Одну и ту же картину можно рассматривать через сутки или двое. Во второй или третий раз ребенку требуется меньше подсказок от взрослого.

При чтение художественных произведений. следующие особенности:

  • Литературный материал должен затрагивать эмоциональную сферу ребенка.
  • Стихи, сказки, рассказы должны быть небольшие по объему, несложные по содержанию, доступные для понимания.
  • Одно и тоже произведение можно читать по несколько раз в день.
  • После прочтения художественного произведения спрашиваем, про кого сказка, что происходит  с главными героями;
  • Учим пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию. Передавая содержание, ребенок учится четко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли.

Учим наизусть с детьми стихи, потешки, загадки. (Объем стихотворений 4-6 строк).

V.

Воспитатель:  А сейчас предлагаю прослушать речь детей вашей группы в записи:

  • стихотворение (1-2  ребенка);
  • отгадывание загадок детьми.

Заключительная часть.

VI. Оценка мероприятия родителями.

Воспитатель:  На этом семинар – практикум позвольте закончить.

                          Но нам важно ваше мнение о семинаре. Поэтому просим вас выразить свое  

                          отношение  к нему. Перед вами коробка со смайликами.

                          Если вам понравилось наше мероприятие, вы получили знания - выберите          

                           желтый смайлик,

                          если вам не понравилось наша встреча, считаете, что потеряли время зря, то  

                           возьмите оранжевый смайлик.

(Звучит музыка, родители проводят оценку данного мероприятия.)

Литература:

Герасимова А. С. И др. Энциклопедия развития и обучения дошкольника/ А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. кузнецова. – М.: ЗАО «Олма Медиа Групп», 2013. – 272 с. – (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для воспитателей ДОУ «Развиваем речь детей».

Организационный момент – Распределение педагогов на 3 команды: каждый педагог берет одну картинку, определяет место звука [к] в ее названии (в начале, середине, конце), занимает место за столом в соот...

Семинар - практикум для родителей "Развиваем речь детей"

Автором представлен материал практического семинара для родителей по развитию речи младших дошкольников....

Семинар - практикум для воспитателей ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством приобщения к книге»

·         повысить интерес детей к художественной литературе;·         разработать систему работы с книгой;·...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Развиваем речь, играя"

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Развиваем речь, играя"...

Семинар- практикум для педагогов «Играя, развиваем речь»

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение ро...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Развиваем речь детей и взрослых".

Здесь представлен материал семинара-практикума, который я провела в своем ДОУ по развитию речи детей и педагогов....